Игра как средство познавательного развития ребенка
Лариса Лизунова
Игра, как средство познавательного развития.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образователного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.
Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится играм.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
По мнению ряда авторов,основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.
В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.
Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Источник
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Выполнила Галкина Елена Викторовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №335» г.о. Самара
Актуальность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях и в свободной деятельности является дидактическая игра. В правилах игры заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действий, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция — внимание, память, воображение — за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [12]. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Использование дидактической игры как средства познавательного развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. [7].
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще. [8].
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека [10].
Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста
Настольно-печатная дидактическая игра для детей с 4 лет, геометрическое лото « Какой формы?»
Цель: формировать умение сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Задачи:
— закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
— упражнять детей в сравнении формы изображенного предмета с геометрическими фигурами, сопоставлять и обобщать предметы по их форме;
— активизировать в речи детей названия геометрических фигур и предметов разной формы;
— развивать внимание и память.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); 30 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (мяч, тарелка, пуговица, часы, очки, солнце), квадратной (картина, коробка, карман, сумка, зеркало, розетка), треугольной (пирамидка, сосулька, дорожный знак, ракета, парус, ёлка), прямоугольной (дом, телефон, автобус, холодильник, конверт, книга), овальной (огурец, яйцо, мыло, дыня, слива, листок).
Правила игры. В игре могут участвовать от 1 до 6 детей.
Собирать карточки с предметами только в соответствии с геометрической фигурой. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу.
Ход игры.
Вариант №1. Воспитатель рассматривает вместе с детьми игровой материал. Дети называют геометрические фигуры и предметы. Выбирается ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок), карточки с геометрическими фигурами раздаются детям. Затем ведущий по одной карточке показывает детям и называет предмет. Ребенок, у которого геометрическая фигура соответствует названному и показанному предмету, озвучивает форму предмета и забирает карточку. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу.
Вариант №2. Ведущий раскладывает геометрические фигуры в ряд и предлагает ребенку продолжить ряд карточками с изображенными предметами, используя такой же порядок расположения геометрических форм.
Список использованной литературы
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкол. возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 2000. – 64 с.: ил.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 240 с.: ил.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2001. – 160 с.: ил.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2003. – 110 с.: ил.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.: ил.
Касаткина Е.Игровые технологии в образовании и воспитании…/ Дошкольное воспитание. — 2009. – №12, — с. 17-20.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – с. 123-128.
Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.
ФГОС ДО. Утвержден приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 17.10.2013г. №1155.
Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.
Картинки – интернет ресурсы.
Источник
Светлана Князева
Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста«.
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание — функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищенности и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому.
Основной способ познания для ребенка- ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком.С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.
Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.
Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.
Поэтому целесообразно играть по подгруппам.
Конкретные сведения об окружающем мире дети гораздо легче усваивают а процессе игры, повседневного свободного общения с воспитателем, чтения специально подобранных книг, а также в организованной воспитателем деятельности по развитию сенсорных действий, мышления, изобразительной деятельности, конструирования, которые всегда включают какой-либо конкретный материал.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игралишь отвечает требованиям полной систематизации знаний: иногда это-«взрыв удивления»детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда -игра-«поиск и открытие», и всегда игра радость. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием особенность дидактической игры.
Дидактической игре свойственно обязательное наличие дидактической задачи, игровых правил и действий.
Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.
Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т. д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности, умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства).В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.
Варианты организации и проведения игр различны и зависят от назначения их. Дети распределяются по 2-4 человека и воспитатель последовательно проводит с ними 2-3 игры, включаясь в процесс игры в качестве участника. Или дети играют в разные, меняясь ими. В этих случаях игра является формой организации познавательной деятельности. Использование игры в качестве метода обучения предполагает фронтальное руководство деятельностью детей. Воспитатель выполняет роль ведущего, не превращая игры в игровые упражнения.
Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.
Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.
Для самостоятельной деятельности подбираются игры, пособия, которые увлекательны для детей в данный период. Игры интересные, содержательные, но требуют длительного освоения. Игры на плоскостное и объемное моделирование, разнообразные головоломки. Каждый из детей осваивает игру индивидуально, результаты различны. Он самостоятелен в выборе игры, постановке цели, достижения результата. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.
Источник