Игра как средство нравственного развития ребенка
Нина Гринькина
Игра как средство развития нравственных качеств дошкольников
Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста остается актуальным на сегодняшний день. В наше время мы всерьез задумываемся о том, какими врастут наши дети. Не получим ли мы в их лице поколение, не имеющее нравственных ценностей? Что делать нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Мы видим выход в том, чтобы с раннего возраста прививать воспитанникам такие качества, как доброта. Взаимопонимание, гуманное отношение к человеку, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которых не хватает многим взрослым людям. Вопрос в том, как, какими средствами воспитывать малышей, чтобы вырастить культурных людей. Учитывая особенности развития дошкольников, мы пришли к выводу, что обучение нравственному поведению детей необходимо проводить посредством игровой деятельности. Ведь игра занимает важное место в их жизни.
Свою работу я начала с диагностического обследования взаимоотношений между воспитанниками группы. Проанализировав результаты обследования. Были выявлены следующие проблемы: дети не умеют самостоятельно разрешать конфликты; не умеют уступать друг другу; многие дети не умеют здороваться, прощаться; не используют в речи вежливые слова; не умеют соблюдать правила культуры поведения (кричат, перебивают друг друга)
Для решения этих проблем была поставлена цель: сформировать у воспитанника представления о нравственных качествах посредством игры.
Для работы по данному направлению в первую очередь необходимо создать условия. Прежде всего, это создание окружающей среды. Была собрана детская художественная литература по теме, отобраны дидактический материал и пособия для формирования нравственного поведения: иллюстрации С. Буре; дидактические игры, словесные; сюжетные картинки. Особый интерес вызывает у детей демонстрационный материал: «Уроки доброты», «Уроки Ушинског». На обороте каждой картинки можно найти не только этические беседы, но и творческие задания, игры-миниатюры и упражнения на релаксацию.
Для закрепления навыков приветствия используем уголок «Хорошего настроения на весь день». Для поссорившихся детей родители смастерили скамеечку под названием «Давай помиримся». Утро в нашей группе начинается с игры – приветствия «Подари улыбку». Дети становятся в круг, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую улыбку. Для того чтобы «зарядить» ребенка чувством радости перед занятием используем этюды по психогимнастике М. И. Чистяковой, во время которых дети делятся друг с другом добрыми словами, учатся общаться. Например, «Вежливый ребенок», «Кто за кем».
На занятиях в совместной деятельности широко используем дидактические игры, игры на сплочение. Например, такие игры как «Этикет», «Оцени поступок», «Что такое хорошо и что такое плохо». Игры на сплочение, как «Паутина», «Зеркало» развивают сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Не за бываем и о чтении и драматизации сказок: «Маша-растеряша», «Олюшка-заботушка», которые побуждают детей следить за своим внешним видом. А чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди» помогают воспитывать в детях доброту души, справедливость, честность.
Подготовили подборку чувашских хороводных игр, которые развивают не только силу и ловкость, но и вызывают желание играть вместе, учат взаимовыручке. Чувашские народные игры очень разнообразны, что позволяет использовать их во всех видах деятельности.
В самостоятельной деятельности детей в основном используется сюжетно-ролевая игра, где осуществляется моделирование реальных жизненных ситуаций. Это игра в больницу, в магазин, в семью.
В индивидуальной работе также используем игру. В основном это словесные и дидактические игры. С агрессивными детьми чаще принимаются такие игры, как «Наши хорошие поступки», «В гостях у матрешки», «Моя игрушка рассказывает обо мне». В работе с детьми с жестоким поведением используем этюды Чистяковой «Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе». Этюды на выражение вины и стыда «Ваське стыдно».
Всю работу по нравственному воспитанию детей проводим в тесном контакте с родителями. Стараемся донести до них такую мысль: «Игра- вещь полезная, игра со взрослыми- вещь очень полезная, игра с родителями- вещь особенно полезная!» С целью научить родителей играть со своими детьми дома проводим консультации: «Как играть с детьми 3-6 лет», «Вечерние игры», «Игрушки прошлого века». Наибольшим интересом среди родителей пользуется информационные стенды: «Во что играли наши бабушки», «Игры на кухне».
Педагог, использующий в своей работе игру, без сомнения добьется высоких результатов в формировании нравственного здоровья воспитанников.
Источник
Светлана Скобелева
Игра, как средство нравственного воспитания
«Игра, как средство нравственного воспитания дошкольников»
/Консультация для родителей/
«Без игры нет и не может быть
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Были поставлены следующие задачи по нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
7. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
8. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
9. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней.
10. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержку.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
.Воспитание желания играть со сверстниками — важный момент в формировании социальной активности. Так развивается общение, на основе которого формируются многие качества: товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество и др.
В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью российского народа- источник направленности воспитания.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.. Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру,один из играющих всё время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай ещё раз сыграем,- просит его товарищ. -Пожалуйста, Дима, поиграй ещё немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы стать победителем. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В старшей группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применялись при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. которые организовывались и во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки «Чей малыш», «Кто в домике живет», лото «Зоопарк», «Магазин», домино «Огород». Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др. игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Сьедобное –несьедобное»», «Летает – не летает» и др.
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности. Многие дидактические игры формируют культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Обучение дидактическим играм в старшей группе проводилось в системе и в тесном контакте с семьей. В группе организовывалась выставка дидактических игр, сделанных родителями совместно с детьми в подарок группе. «Составь из частей», «Найди животное», «Собери машину», «Почини автобус» и др. Для родителей помещался материал в папке –ширме о значении дидактических игр в воспитании и обучении детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Источник
ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
«Без игры нет и не может быть
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.
3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.
5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).
8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.
12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, – в противном случае возникнет путаница.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Сюжет – то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).
Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.
На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.
В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.
2. Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
— познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
— воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.
Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.
4.Театрализованные игры ( игры драматизации) – делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Вывод.
Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Воспитатель
Ганина Марина Рафаиловна
Источник