Игра как средство эмоционального развития ребенка
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и друг с другом. А ведь человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
В современном мире нагрузка на психику намного больше, чем раньше. Причина этого в большом обилии информации. Поэтому сейчас очень актуальна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина и другие.
Одним из главных средств воспитания дошкольников может и должна стать игра, поскольку она не только проявление своеобразного и независимого мира детства, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В процессе игровой деятельности ребенок активно познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, нормами поведения, раскрепощается. Иными словами, ребенок становится Личностью.
Игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность. Многие выдающиеся педагоги и психологи обращали внимание на эффективность игры в использования в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что «хорошая игра» обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера самовыражения, самоопределения, самореабилитации.
Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально сфера. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавляемые фантазии. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, стабилизировать эмоциональное состояние.
Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразований, как эмоциональное предвосхищение, эмоциональная отзывчивость, высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся осознанными, произвольными.
Использование игры как средства развития эмоциональной сферы будет эффективным, если:
– учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию дошкольников;
– обеспечить единство условий, содержания и технологии использования игр в эмоциональном развитии детей в совместной деятельности и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;
– отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
В своей работе по данной теме я использую с детьми игровые ситуации в разных режимных моментах: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить проблемы и причины поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения. Игру хорошо использовать с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников). На прогулках играю с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.
В дошкольном возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые ребёнком с песком, успокаивают его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.
Предлагаю Вам несколько игровых ситуаций, которые помогут узнать, что нравится воспитанникам, что их волнует. С помощью игры можно корректировать поведение ребят, направлять его в нужное русло, также можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию.
Игра «Волшебная коробка». Утром во время приёма беседую с детьми, узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная, в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость и т.д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней. (Педагог может проделать со своими чувствами тоже).
Игра «Подарок». Дети сидят в кругу. Предлагаю ребятам подарить своему другу подарок, но не настоящий, а как бы сказочный. Играющим нужно руками изобразить этот подарок, преподнести его товарищу, улыбаясь, говоря при этом что-то приятное, доброе. Когда все дети получат подарки, поинтересоваться, что им подарили и уточнить, насколько верно они это поняли. Вариантом игры может быть использование в качестве описания подарка не точное название предмета, а название его свойства. Например : «Мой друг подарил мне подарок, этот подарок круглый и мягкий».
Игра «Ладошки». Для проведения этой игры нужны фломастеры и листы бумаги. Дети сидят за столами, объясняю, что нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и обвести ладонь по контуру. Затем предлагаю на каждом изображённом на бумаге пальце нарисовать (написать) что-то хорошее о себе. После собираю «ладошки». Показываю (читаю) их ребятам, а они отгадывают, чья это «ладошка».
Образовательная ситуация «Мой любимый сказочный герой» способствует развитию самовыражения ребенка, учит средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Ситуацию можно дополнить играми: «Знакомство со сказочным героем», «Отгадай настроение сказочных героев», игра-пантомима «Кто здесь кто?».
Образовательная ситуация «Мы так похожи». Цель – формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии. Включаю игры «Зеркало», «Скажи одним словом», рисование разноцветных человечков цветным песком.
Образовательная ситуация «Мы такие разные». Цель – формировать у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. Игры «Букет», «Театр масок», «Пересядьте все, кто», упражнение на расслабление «Кого укусил комарик».
Источник
Елена Панова
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы
детей старшего дошкольного возраста
«… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства,
которые он при этом испытывает,
самые настоящие»
Л. С. Выготский
Современное общество предъявляет к выпускникам дошкольных образовательных учреждений новые требования, ведущие к пересмотру направлений образовательного процесса, определяющих развитие личностной, познавательной и эмоциональной сферы.
Сегодняшние дошкольники должны обладать высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, быть инициативными, любознательными, умением жить среди людей, отвечать за свои поступки. Огромную роль в этом играет целенаправленное развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Сформированность данной компетентности в дошкольном детстве позволит понимать себя и окружающих, быть успешной личностью.
Ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.Ей присущи: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает;в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Ролевая игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольниковприсутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т. д. Ролевая игра – самая привлекательная для дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутренне ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности вызывает сопротивление, дается с трудом.
ЦЕЛЬ. Создание картотеки ролевых игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ
Подобрать ролевые игры на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Ввести игры в различные режимные моменты
Апробировать методику проведения ролевых игр среди детей старшей группы
Произвести диагностику результативности использования ролевых игр для развития эмоциональной сферы
Диагностика
эмоциональной сферы ребёнка (Л. П. Стрелкова)
Методика 1. «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам».
Диагностический материал:
картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.
Проведение исследования:
Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ,задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».
Описание теста.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Цель исследования: определить особенности оценки ребёнка ситуаций, изображенных на картинке (добрый поступок, ребенок уступил место в транспорте, мама ругает детей, жадный мальчик).
Обработка результатов теста
Обработка предложена Р. Р. Калининой.
баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Методика 2. «Изучение социальных эмоций у дошкольников».
Данная методика предназначена для выявления системы представлений
ребёнка о том, как он оценивает окружающих, сверстников, поступки.
Как, по его мнению, нужно поступать в разных ситуациях, как соотносятся эти представления между собой.
Первая серия.Экспериментатор задает ребенку вопросы:
. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
. Можно ли обижать животных? Почему?
. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.
. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?
. Таня и Миша рисовали.К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.
Выводы
Анализ экспериментальных результатов показал, что подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Методика 3. «Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».
Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.
Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы:
При низком уровне ребенок:
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;.
При среднем уровне ребенок:
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;
умеет выражать основные эмоции через интонации речи;
При высоком уровне ребенок:
умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;
умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;
умеет различать эмоции в интонациях речи;
умеет выражать основные эмоции через интонации речи;
использует основные выразительные средства для передачи образа героя;
Методка № 4. Чувственные проявления
Интенсивность Обстоятельства 01234 Сверхчувствительность Возбуждаемость Капризность Боязливость Плаксивость Злобность Веселость Завистливость Ревность Обидчивость Упрямство Жестокость Самомнение Агрессивность Нетерпеливость
— нет, 1 — немного, 2 — средне, 3 — очень много, 4 — крайне много;
Ожидаемые результаты
Дети научатся помогать самим себе, т. е. овладеют методами саморегуляции, что позволит им справиться со своими страхами, быть уверенными в себе,
познакомятся с методами «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности,
будут понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, смогут управлять своим поведением.
Игры для преодоления затруднений в общении
Цель: развитие коммуникативных навыков
«Утка, утка, гусь
«Доброе животное»
«Гуляем по парку»
«Сиамские близнецы»
«Поводыри»
«Бабочки и слоны
Игры на снятие детских страхов
Цель : овладение методами саморегуляции, позволяющими ребёнку справиться со своими страхами
«Неваляшка»
«Кораблик»
«Мыши и мышеловка»
«Худдожники-натуралисты»
Игры на снижение агрессии
Цель: снижение агрессии у детей, ослабление негативных эмоций
«Два барана»
«Курицы и петух»
«Тигр на охоте»
«Штурм крепости»
Игры на развитие эмоциональной отзывчивости
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, создание положительного эмоционального климата в группе.
«Помоги сверстнику»
«Мама и детёныш»
«Слепой танцор»
«Доктор Айболит»
Игры на снятие психо-эмоционального напряжения у детей
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения у детей
«Ты-лев»
«Стойкий оловянный солдатик»
«Солнечный зайчик»
«Торт»
«Сломанная кукла»
«Путешествие на голубую звезду»
«Полёт птицы»
Игры для развития воображения, мимики, жестов, движений
Цель. Формирование у детей воображения, выразительных средств мимики, жестов, движений.
«Школа зверей»
«Садовник»
«Джинн»
«На рыбалке»
«Пофессии»
Таким образом, использование созданной картотеки будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, в результате которой дети смогут управлять своими эмоциями, будут более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявлять сочувствие к окружающим, оказывать им помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Информационные ресурсы
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АКРТИ, 2003.
3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ГИЦ «Владос», 2010.
4. Ковалец И. В. Азбука эмоций. М.: ГИЦ «Владос», 2004
5. Челищева М. Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. //www.dets.psyholog.bu.
6. https://bibliofond.ru/view.aspx?id=797721
Источник