Игра как форма развития ребенка раннего возраста
Ксения Семенова
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста
Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей.
Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых для обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
1. Игры – занятия. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и прочее. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
2. Дидактические игры.
У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому необходимо правила игр объединять с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, необходимо сообщать их постепенно.
С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
Воспитателю необходимо подбирать такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
Обязательно до игры следует познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинке.
Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
Интерес к игре у детей усиливается, если педагог предложит детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.
Дидактическая игра – как средство воспитания звуковой культуры речи детей
Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.
В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В дидактических играх ребенок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Источник
Чугунова Наталья
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества, ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Источник
Оксана Глоба
Проект «Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»
Проект на тему:
«Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста»
Воспитатель:
Глоба О. В.
МБДОУ №14 «Сказка»
г. Ессентуки 2020г
Актуальность выбранной темы
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
Проблема проекта: С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире,обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов: величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Но к сожалению, современные родители мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребёнок часто слышит: «Иди, поиграй!». Не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
• положительная динамика в математическом развитии детей;
• совершенствование предметно-развивающей среды.
Сроки реализации и разработки: сентябрь 2020г- май-2021г.
Ресурсы проекта: наглядные материалы (карточки,
Планирование проекта:
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь — май 1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.
Ноябрь Знакомство с дидактическими играми на развитие речи. Совместная игровая деятельность.
Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.
Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Май Дидактические игры на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.
Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.
Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»
Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»
Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».
Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду»
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.
Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.
Февраль Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста» Выступление на семинаре-практикуме.
Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Сентябрь:
• Изучение методической литературы
• Участие в семинарах ДОУ
• *Выступление на педсовете «Значение дидактической игры в жизни детей»
Октябрь
• Д/ Игра «Поварята»
• Пальчиковая — Печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т. д.
• Д/игра «Чей голос?»,
• «Где кто живет?»
• Дидактические игры и упражнения для закрепления формы
• Собери кошку»,
• «Расскажи сказку»
Ноябрь:
• Дидактическая игра «Матрешка». «Спрячь козленка»
• Рассматривание игрушек, предметных и сюжетных картинок,
• Отгадывание загадок (альбом загадок,
• Рассматривание иллюстраций «Транспорт»,
•Повторение знакомых потешек: «Пошел котик на торжок», «Сорока»
• Драматизация по сказке «Репка»
Декабрь
• Дидактическиеигры с применением картинок: «Птицы», «Покажи правильно»,
«Не ошибись»
• Игра-драматизация народной сказки «Колобок»
с использованием настольного театра
Январь
• «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
• ,Какая фигура пропала?» (определение фигуру спрятанную из четырех геометрических фигур)
• «Собери колечко для пирамидки желтое (зеленое)
• Игры с прищепками «Лучики», «Ежик»
Февраль
Дидактическиеигры и упражнения на закрепления понятия величины:
• «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
• «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
• «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера
• «Выложи предмет по величине»
Март
• Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета. ,Какого цвета не стало, ,Какого цвета предмет, (предложить подобрать необходимый цвет для предмета) ,Собери картинку, (предложить подобрать разноцветные кружочки в соответствии с цветом и размером)
Апрель
• Дидактические игры и упражнения
«Какие разные предметы»: определи на ощупь (бумага,мех, дерево, камень); тонет не тонет; игры с бумагой (летает,рвется, плавает, можно сжать в комочек)
МАЙ
• Проведение итоговых НОД.
• Участие в работе педсовета, подведение итогов об усвоении программы в первой младшей группе.
• Проведение родительского собрания подведение итогов учебного года.
Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности,а также в режимные моменты:
• во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье») ;
• умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки») ;
• при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее») ;
• во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке») ;
• в развлечениях («Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки»)
• в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями) ;
• в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.) .
Заключение:
В результате изучения данной темы мною были сделаны следующие выводы:
• дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию его личности.
Процесс сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактическихигр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;
2. работа по сенсорному развитиюдолжна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;
3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.
Список используемой литературы:
1. Зворыгина Е. В., Карпинская Н. С., Кононова И. М. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение 1985 г. – 144 с. с ил.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение 1985 г. – 176 с. с ил.
3. Венгер Л. А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение 1978 г. – 96 с. с ил.
Источник