Игра как форма развития ребенка

Ксения Семенова
Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста

Дидактическая игра как форма развития детей раннего возраста

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей.

Ведущей деятельностью для маленького ребенка является дидактическая игра, в процессе которой происходит развитие личности.

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых для обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

С помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

1. Игры – занятия. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и прочее. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

2. Дидактические игры.

У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому необходимо правила игр объединять с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, необходимо сообщать их постепенно.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, матрешки). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Воспитателю необходимо подбирать такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Обязательно до игры следует познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинке.

Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, педагог отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Интерес к игре у детей усиливается, если педагог предложит детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Дидактическая игра – как средство воспитания звуковой культуры речи детей

Познавательный опыт детей раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. В дидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическом отношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В дидактических играх ребенок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.

Источник

Салима Алтынхузина
Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД С. КАЛИНИН ПЕРЕЛЮБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ДОКЛАД

На тему: «Дидактическия игра, как форма развития младшего дошкольного развития»

Отчёт по самообразовнию.

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ

АЛТЫНХУЗИНА САЛИМА РАВИЛЬЕВНА

2016 ГОД

Дидактическая игра, как форма развития младшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр (в современной технологии).

ЗАДАЧИ:

— Составить план работы по данной теме.

— Научить детей различать основные цвета.

— Сформировать навыки самостоятельной деятельности.

— Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— Подготовить картотеку дидактических игр.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАНОЙ ТЕМЫ.

«Игра для дошкольников способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают смекалку у детей, выдержку самообладание, чувство юмора организованность» Н. К. Крупская.

В программе от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ФГОС ДОУ на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.

Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.

Дидактические игры развивают представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) различать их, также устанавливать простейшие взаимосвязи. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют также узнавать не только, что-то новое, но и принимать полученные знания на практике. Полученные навыки игры, станут основой для дальнейшего успешного обучения и развития.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. благодаря их использованию можно добиться более прочных основных знаний, умений навыков.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучение специальной методической литературы.

1. «Дидактические игры в детском саду»

А. К. Бондаренко издательство просвещение, 2001 год.

2. «Дидактические игры и занятия с детьми младшего возраста»

Н. С. Карпинская, И. М. Кононова, С. Л. Новосёлова издательство

просвещение, 2000 год.

3. «Развитие игровой деятельности» Н. Ф. Губанова издательство

просвещение, 2008 год.

4. Развивающие игры для младшего дошкольного возраста

Э. М. Богуславская Е. О. Смирнова просвещение 1990 год

5. Пособие «В помощь педагогу ДОУ» В. Н. Кастыркина, Г. П. Попова издательство «Учитель», 2011 год

6. Изучение статей в журналах

* Воспитатель ДОУ

* Дошкольное воспитание

* Ребёнок в Детском саду

* Обруч

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. Изучение методик и технологии педагогов в интернете.

2. Подбор аудио и видио записей песен и мультфильмов.

3. Разработка плана работы по теме самообразования.

4. Картотека дидактических игр.

5. Буклеты для родителей «Вместе с детьми»

6. Анкетирование на тему: «Как играть с ребёнком»

7. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

1. Роль игры младшего дошкольного возраста.

2. Функциональные свойства игрушек.

3. Функциональное назначение и дидактических игрушек в соответствии с ФГОС ДОУ.

4. Практический этап

* интеграция образовательных областей

* учёт индивидуального развития ребёнка

5. Итог работы.

1. Роль игры младшего дошкольного возраста.

Игрушки способствующие социальному, эмоциональному развитию младшего возраста.

Игры создают у детей хорошее настроение, вызывают радость, ребёнок радуется тому, что узнал что- то новое радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям.

Это радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Начальный этап — ознакомительная предметно – игровая деятельность ребёнка, к которой его побуждает его взрослый через предмет игру и общение.

На данном этапе игра позволяет ребёнку познавать свойства предметов.

Развитие умения действовать с игрушками в сочетании с их особенностями приводит к следующему этапу предметно — игровой деятельности — отобразительной игре.

2. Функциональные свойства игрушек.

Функциональные свойства игрушек, способы действия ребёнок пытается повторить их в самостоятельной деятельности: (мячик катает, возит машину, коляску).

На базе опыта отобразительной, предметно — игровой деятельности и обогащения опыта предметной деятельности, формируется сюжетно отобразительная игра.

Содержанием, которой является воспроизведение детьми назначения предметов, смысла действий людей, знакомых их жизненных ситуаций: кормление кукол и укладыванием их спать, перевозка груза на автомобиле и др.

Такая игра характерна для детей второго и начало третьего года жизни.

Основной целью обучающих игр (сюжетно-дидактических, игр инсценировок) является ознакомление детей с назначением разного рода предметов повседневного обихода приобщение к действиям с ними.

Умение ребёнка действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением позволяет к концу третьего года жизни перейти к первым сюжетно ролевым играм. Роль сначала передаётся ребёнком в действии, затем он ее обозначает словом («Я- шофёр, солдат»)

Дети 2-3года дети в самостоятельной деятельности продолжают познавать и физические свойства, и назначение предметов.

Действия с куклой, заворачивают одеяло, укладывают спать в кроватку, кормят

С другими игрушками строят домик для петушка и собачки, приводят их в домик.

Строят из кубиков и кирпичиков различные постройки дорожку, машину.

Необходимо приучить детей не мешать друг другу и соблюдать элементарные правила поведения в коллективе (делиться игрушками, приносить предметы, нужные другому для игры; играть в общую игру с распределением действий).

Например, дети строят дорожки, по которым просто водят своих кукол; затем куклы начинают ходить друг другу в гости. Встречаясь, они здороваются.

Затем по очереди поят куклу чаем.

Третий ребёнок строит ворота, четвёртый осторожно прокатывает через эти ворота свой автомобиль.

Переходом к действиям детей воображаемым предметами могут служить действия с предметами, изображенными на картине панно.

Например, дети покупают нарисованные овощи, складывают в сумку, затем кормят ими кукол.

Овладение действиями с элементами воображаемой ситуации способствует переводу детей на более высокий этап игры, с разрешением игровых задач, как в действенном, так и в речевом плане (поскольку развернутую ситуацию невозможно воспроизвести с помощью лишь при помощи одних действий с игрушками).

Ролевое общение детей в игре требует употребления слов, обозначающих обобщение представления о действиях взрослых, о воображаемых или наглядно – представленных предметах.

Для обогащения и усложнения игры требуется не только побуждать детей к воспроизведению в самостоятельной деятельности содержания дидактических игр, занятий, отдельных наблюдаемых ими явлений – необходим также целый комплекс взаимосвязанных педагогических мероприятий, который позволил бы детям инициативно решать игровые задачи разными способами, ведущими к отображению в игре обобщенного реального и игрового опыта.

Научить сочетать опыт, полученный в активной практической повседневной деятельности, с опытом, приобретенным на специальных занятиях, надо создавать такие игровые ситуации, в которых ребенок мог бы творчески использовать все свои знания, весь свой опыт.

Подготовка детей 3-го года жизни к самостоятельной игре, отражающей их представления о работе доктора. Для того чтобы вызвать у детей интерес к игровой ситуации и выяснить, какой опыт у них имеется, необходимо приобщить, к сюжетно-дидактической, игре с куклой Андрюшей.

После того как Андрюша познакомится с детьми, вместе с детьми выясняем, почему у куклы надета на шею теплая повязка, (развиваю речь, простыл, у куклы болит горло, и врач дал ему микстуру и витамины (показывает пустую бутылочку и коробку).

В ходе игры (пользуюсь) функциональным назначением предметов; пьет воображаемое лекарство, принимает витамины, угощает ими детей.

Развиваю социальное назначение о себе; что он уже здоров. Расспрашиваю у детей, не болели ли они, как их лечил доктор, ходили ли они к врачу и т. д. (развиваю память, мышление).

После просмотра сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского, играем в сюжетно-ролевую игру «Больница».

Обращаю внимание на заботливое отношение доктора к больным. Обратили внимание на то, как одет доктор, что ему требуется для работы.

Вызвать желание заботится о своем здоровье, посетить медицинский кабинет для измерения роста и веса. Обращаю внимание наблюдавших со стороны детей, какие действия производит доктор, что он говорит.

Позднее, чтобы продлить интерес детей к игре, были введены дополнительные атрибуты (автомобиль «Скорая помощь», горчичники (цветная бумага желтого цвета) и т. д.).

3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК

Яркие, блестящие игрушки. Вызывают зрительное сосредоточение ребенка, эмоциональный подъем, формируют направленные ориентировочные зрительные реакции.

Погремушки на рукоятке (образные и геометрические).

Формирование процесса зрительного сосредоточения на предмете, развитие ручной умелости.

Погремушки на кольце. Развитие ручной умелости, тренировка (при манипулировании с нанизанными шариками) мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений.

Игрушки, картинки, иллюстрации (животных) зрительного внимания ребенка, побуждение к звукопроизношению, формировать способность рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку; эмоциональное воздействие на ребенка.

Легкие кубики. Формирование ручной умелости, двигательных навыков, осязательных ощущений, развитие начатков умения сопоставлять предметы по внешним признакам.

Яркие большие образные игрушки. Побуждают ребенка к их рассматриванию, узнаванию при участии взрослого; способствуют возникновению положительных эмоций, развитию речи.

Бубенчики. Формирование ориентировочной реакции на звук, звукового сосредоточения; эмоциональное воздействие.

Флажки, ленточки, привлечение внимания ребенка, установление эмоционального контакта со взрослым, формирование способности выделять цвет из общего фона.

Мячи. Развитие ручной умелости, способности следить за быстро перемещающимся предметом, различать размеры предметов; ознакомление ребенка с таким свойством предмета, как упругость, со значением слов «большой», «маленький».

Кольца для надевания на руку. Формирование ручной умелости, развитие координации движений руки.

Шарики и кубики с дырочками. Развитие дифференцированных движений пальцев руки, совершенствование моторной сферы, связанной с речедвигательным аппаратом.

Матрешки одноместные. Развитие представления о соотношении частей предмета, ручной умелости, координации движений руки, практического мышления.

Колокольчики. Развитие слухового сосредоточения, способности различать звуки, выделять новый звук из шумового фона; эмоциональное воздействие.

Пирамидка с кольцами разной величины. Развитие умения различать контрастные размеры, сопоставлять их, учитывать размеры при построении пирамидки.

Матрешки, формирование представлений о соотношении целого и его частей; развитие умения сопоставлять и подбирать детали по размерам, целенаправленной результативной деятельности.

Шары двух размеров. Формирование умения различать размеры предметов; развитие ручной умелости, целенаправленных координационных действий.

Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки). Развитие ручной умелости, координации движений, результативных действий, а также элементов орудийной деятельности и практического мышления.

Столики. Формирование умения действовать целенаправленно; развитие мышечных движений кисти руки.

Столик с яркими иллюстрациями, ягод, цветов. Упражнение в сопоставлении и различении разных цветов; совершенствование ручной умелости.

Строительный набор. Ознакомление с формами предметов (кубик, кирпичик, прямоугольник); упражнение в цветоразличении; формирование элементов конструктивной деятельности и мышления.

Коляски с рукоятками, тележки, машины развитие игры практического мышления.

Сумочки, корзинки, ведерки. Развитие ручной умелости элементов практического мышления.

4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Цель: помочь каждому ребёнку почувствовать удовлетворённость процессом обучения, вселить уверенность в успехе.

Задача: Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Совершенствовать память внимание, умение согласовывать движение речь.

Для того чтобы решить эту задачу были проведены следующие мероприятия.

-Ежедневно проводила пальчиковые игры с детьми; «Водичка, водичка»; «Зайчик»; «Пальчик-мальчик»; «Моя семья»; «Сорока белобока»; итд

-Также использовала нетрадиционные методы. Игра «Переложи желуди» (перекладывание желудей из одной ёмкости в другую)

-Изготовлен центр мелкой моторики

-Настольные игры «Мозайка»; «Лото»; «Домино»

-Внедряется работа по самообразованию «Дидактические игры», дети увлечены дидактическим материалом «Собери матрешки»; «Постройка домика»; «Постройка дорожки»

*интеграция образовательных областей

ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

В течение года играли в игры «Найди игрушку»; «Чудесный мешочек»; «Расскажи о любимой игрушке» и многие другие

Игра «Подбеги к названному дереву»; «Собери букет из листьев»;

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

С/р игра «Парикмахер»; «Кафе»; раскрашивание книжки- раскраски (убирают карандаши и книжки); в быту учимся самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; после прогулки ставить на место свою обувь.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

Прививаю навык уважать всех сотрудников детского сада. С/р игра «Детский сад и дом» «Семья»; Игра «Поезд».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Игра «Гуси лебеди»; «Затейник»; С/р «Семья», «Продавец» (дети с большим удовольствием играют в роль бабушки, папы, мамы).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Дети рисуют природу, сезонные изменения в природе; рисование «Осень» «Листопад»; «Первый снег»; «Проталины». Аппликации «Ком снега»; «Скворечник». Лепка «Овощи и фрукты»; Игры на прогулке «Подбеги к названному дереву»; «Собери букет из осенних листьев»; «Зайка серенький»

Участие детей в театрализованном представлении «Что такое Новый год» (гномики, снеговики, снежинки). На утренниках «День матери» «8 марта» «Досвидание детский сад»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

В неделю 3 раза проходят физкультурные занятия, дети осваивают несложные правила в виде игры. (задание на сигнал «Цапли! поднять ногу»; «птички летят» помахать ручками; «тараканы» лазанье)

* учёт индивидуального развития ребёнка

В своей работе учитываю индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

В течение года развивались согласно возрасту.

1. Все дети хорошо адаптировались в детском саду.

2. Строго соблюдался режим дня, санитарно- гигиенические требования детей в ДОУ.

3. Систематически проводилась, проводится организованная образовательная деятельность в соответствии основной общеобразовательной деятельностью

ИТОГ РАБОТЫ

Проведены следующие мероприятия.

1. «День игрушек» — осень; Праздничный утренник «Осень в гости к нам пришла» «Осенняя ярмарка» Изготовление подделок ко Дню матери «Что такое Новый год», «Мама солнышко моё», «Досвидание, детский сад»

2. Изготовление подделок ко Дню матери; международному женскому дню: 23 февраля.

3. Оздоровительные мероприятия по закаливанию и по профилактике ОРЗ и гриппа «День здоровья»; беседа «Береги своё здоровье»

На протяжении всего года тесно взаимодействовали с семьями воспитанников ребёнка.

Принимают участие в различных мероприятиях «Осеняя ярмарка»; конкурс «Новогодняя игрушка»; в изготовлении костюмов к праздникам.

Оздоровительные мероприятия (принести чеснок для профилактики заболеваний); (принести фрукты, желудей) для Дидактической игры «Угадай на вкус»

Развивают эстетический вкус (покраска на участке сооружений).

Принести цветные мелки для игры «Рисунки на асфальте»

Успехи

Научились самостоятельно одеваться свободно, выражать свои потребности и желания посредством речи; различать основные цвета; овладели основными навыками двигательной культуры

Источник