Игра как диагностическое средство развития ребенка

Игра как диагностическое средство развития ребенка thumbnail

Костанова
Игра как средство логопедической диагностики

Игра – как средство логопедической диагностики дошкольников

Автор: Костанова Е. В.

учитель – логопед МБДОУ № 25

Опытный педагог прекрасно понимает, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел. И тут на помощь приходит игра.

Наши отечественные педагоги и психологи доказали, что играположительно влияет на развитие психики ребенка:

— В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

Игра учит ребенка подчинять свои импульсивные желания правилам. (Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо»)

— В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

— Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности)

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

• развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

• коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

• самореализация в игре, как полигоне человеческой практики

• игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

• функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

• межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

• социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции, но особо следует отметить ее диагностическую роль. При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания; осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснить, что игра может быть использована не только как метод диагностики, но еще и как средство коррекционной работы. Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы или логопункта требует обследования языковых и не языковых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Определяют несколько этапов обследования ребенка:

I. Ориентировочный. Целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседа с ребенком. На основании полученных данных заранее определяется речевой дефект.

II. Дифференциальный. Обследование интеллекта и слуха с целью отмежевания детей с первичной речевой патологией от похожего состояния, где основным является нарушение слуха и интеллекта.

III. Обследование речевых и неречевых процессов, тесно связанных с языковым развитием.

IV. Тщательное обследование компонентов речевой системы (словаря, грамматического строя, произношения и др.).

V. Заключительный, уточняющий. Динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

На основе полученных данных заполняется логопедическая карта и делается логопедическое заключение.

Во время беседы с родителями выясняется анамнез развития речи, определяются договоренности реакции ребенка на ранних этапах развития, в том числе гуление, лепет (модулированный лепет). Важно выявить в каком возрасте появились первые слова и соотношения пассивного и активного словаря в процессе развития речи. А так же выяснить, когда появились двухсловные и многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по каким причинам).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с дошкольником, нацеливает его на общение. Ребенку задаются вопросы, которые обнаруживают его мировоззрение, интересы, отношения с окружающими, ориентируется ли ребенок во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми. Эта беседа дает первые выводы о речи ребенка, выявляет направление дальнейшего обследования различных сторон речи. Особенно подробно исследуется словарный запас, грамматический строй, связную речь и звукопроизношение.

При обследовании связной речи исследуют, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по рисунку, серии сюжетных рисунков, перевод, рассказ-описание, повествование из личного опыта, перевод. Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем ребенку дается небольшой план, по которому он должен составить рассказ. Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение за тем, в каком порядке он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

При задании составить рассказ из личного опыта проводится вводная беседа. На данном этапе диагностикицелесообразно применять следующие игровые приемы:

— Помоги Незнайке правильно разложить картинки и составить рассказ;

— Расскажи сказку кукле, чтобы она поскорее заснула;

— Расскажи Мишутке, как отпраздновали твой день рождения;

При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме до трех лет жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно с трех-четырех лет, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, которые встречаются в речи, уже составляет 11% относительно общего числа предложений. После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, до пяти лет пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза. После пяти лет дети способны достаточно подробно и последовательно рассказать об увиденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от повествования.

При обследовании словарного запаса исследуют умение ребенка соотнести слово с предметом, действием и правильно использовать его в речи. Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей среды: например, «Одежда», «Транспорт», «Дикие и домашние животные» и другие.Здесь можно использовать следующие игры:

— игры с мячом («Назови одним словом», «Я знаю пять… овощей, игрушек, деревьев и т. п.» «Скажи наоборот», «Кто чем занимается?», «Подскажи словечко»)

— игры на классификацию предметов: «Огородники», «Найди маму для детеныша».

— настольные дидактические игры: «Бюро находок», «Кто где живет?», «Часть и целое».

При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексического содержания, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей стоит помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро.Словарь пятилетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%, прилагательные — 11,8%, наречия — 5,8%, числительные — 1,9%, союзы — 1,2%, предлоги — 0,8%.

Исследование сформированности грамматической стороны речи — один из ведущих моментов логопедического обследования дошкольников. Исследуется правильность использования ребенком категории рода, числа, падежа существительных, понимание и употребление предлогов и смыслообразующих частей слова (приставок, суффиксов, окончаний). Для выявления умения использовать морфологические формы слов проверяется способность образовывать множественное число от существительного в единственном и наоборот, образования уменьшительно-ласкательной формы от данного слова и глаголов с оттенками действия, вставки отсутствующих в предложении слов в нужном падеже, роде и числе.На данном этапе обследования более полному получению информации способствуют следующие речевые игры:

«Какой по цвету и по форме»

«Один — много» (диагностика навыка образования множ. числа существительных)

«Веселый поваренок» (образование и употребление относительных прилагательных)

«Мишка» (диагностика понимания и употребления приставочных глаголов)

«Чудо — дерево» (образование множ. числа существительных)

«Машина» (диагностика понимания и употребления предлогов)

Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи исследуется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (стволы-деревья-корень, двери-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и др.) Категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, о чем можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и др.) пространственного расположения предметов, выраженных различными предложениями (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, лежащий между столами, за столом и проч.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчиненную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились листочки на деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло).

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общее физическое развитие, навыки самообслуживания, особенности при выполнении физических упражнений (бег, упражнения с мячом, походка и т. д., проверяется способность держать равновесие (стоять на левой и правой ноге, прыгать на одной ноге, выполнить упражнения на переключение движений. Оценивается точность выполнения задания по пространственно-временным параметрам, удержание в памяти составных частей и последовательности элементов, наличие самоконтроля при выполнении задания. Рекомендуется сравнить данные понимание грамматических форм слов с их употреблением ребенком и установить характер аграмматизма (импрессивный, экспрессивный) сопоставить результаты разговорной и неразговорной деятельности ребенка.

Исследование артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для выявления причин дефекта звуковой стороны речи и для планирования коррекционной работы. Обследование строения артикуляционного аппарата и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционной работы в дальнейшем обучении. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки и использование стихов поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с различными группами звуков. Для определения уровня фонематического восприятия и запоминания слоговребенку предлагают следующие игры:

«Выложи домик», «Пуговицы», «Запомни и скажи», «Паровозик».

Логопедический вывод базируется на многостороннем анализе результатов наблюдения за ребенком, на большом количестве примеров речи ребенка. Результаты комплексного исследования обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевого дефекта.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что целесообразно проводить обследование в игровой форме. Такая диагностика даст наиболее достоверную информацию о речевых возможностях ребенка. Кроме того, у дошкольника не появится база для формирования негативного отношения к занятиям с логопедом, что имеет огромное значение при проведении дальнейшей индивидуальной коррекционной работы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. – М.: АРКТИ, 2009. – 64с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

3. Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования. – М.: Педагогика. – 1997. — №2. – С. 9-14.

4. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа плюс до и после. – 2005. — №1. – С. 3-8.

5. Немов, Р. С.Психология: в 3кн. Кн. 2. Общие основы психологии. Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М.: Владос, 1998. – 608с.

6. Спиваковская, А. С. Игра – это серьёзно. – М.: Просвещение,1981. — 145с.

7. Светлова, И. Е. Повышаем интеллект и эрудицию. Учебное пособие. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 96 с.

8. Скворцова И. В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2005. – 240с.

9. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2009. – 202с.

10. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 176 с.

11. Шмелёва, А. Г. Основы психодиагностики. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 554с.

Источник

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.

Например, на обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:

  • — подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;
  • — подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;
  • — подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоугольники разных размеров).

Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.

Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им больше всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную — после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа. При использовании игры как метода диагностики, определяется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:

  • — четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • — варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • — осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Задания для самостоятельной работы

Изучите письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 (см. Приложение № 3) «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какова цель проведения диагностики развития ребенка?

Охарактеризуйте положительные и негативные тенденции использования диагностики в образовательном процессе ДОУ?

Насколько точна интерпретация полученных данных в результате использования психолого-педагогической диагностики уровня развития ребенка? Каким образом она может повлиять на дальнейшее развитие ребенка дошкольного возраста?

Надо ли проводить тестирование развития ребенка раннего возраста «на входе» в определенную образовательную программу? Ваши аргументы.

Как вы понимаете термин «школьная» модель аттестации педагогических работников ДОУ? В чем ее сущность?

Какие имеются факты нарушения порядка проведения аттестации ДОУ государственными органами управления образованием субъектов РФ?

Проведите диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику по методике Р.Р. Калининой. Представьте письменный анализ полученных результатов.

5. Контроль

Успешность освоения обучающим междисциплинарного кура «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» определяются по следующим основаниям:

выполнение всех практических заданий по самостоятельной работе;

выполнение контрольной работы (70% верных ответов от общего количества вопросов);

решение тестовых заданий по всему междисциплинарному курсу (70% верных ответов от общего количества тестовых заданий ).

По результатам успешного освоения междисциплинарного курса обучающий получает «зачет».

Контрольная работа

Контрольная работа выполняется в течение двух учебных часов.

Цель данной работы — контроль знаний по курсу «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Контрольная работа предполагает работу по четырем вариантам, состоящим из семи вопросов. Ответы позволяют оценить успешность усвоения обучающимися теории игры по следующим разделам: теоретические и методические основы игровой деятельности; характеристика игровой деятельности детей раннего, дошкольного возраста и методика руководства игровой деятельностью; предметно-развивающая среда, предметно — игровая среда ДОУ; диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста и игра как метод диагностики развития ребенка.

Первый вариант

Докажите, что игровая деятельность дошкольника имеет социально-историческую обусловленность.

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интеллектуальной активности детей.

Раскройте возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка.

Дайте характеристику сюжета как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

5. Назовите педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.

Практическое задание: разработайте план подготовки детей старшей группы к театрализации произведения (на Ваш выбор), придерживаясь следующих этапов (знакомство с произведением; работа над выразительностью речи; работа с детьми над мимикой и пантомимикой, работа над сочетанием слова и движения; объединение детей для исполнения произведения; подготовка атрибутов)

Второй вариант

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интереса к труду взрослых.

Раскройте возможности сюжетно-ролевой игры в направлении развития волевых качеств личности дошкольника.

Дайте характеристику игрового замысла как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Перечислите основные способы построения сюжетно-ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.

Назовите педагогические условия формирования интереса к дидактическим играм.

Практическое задание: разработайте программу по обогащению содержания самодеятельной игры детей (тема на ваш выбор) через пополнение запаса знаний и опыта.

Третий вариант

Обоснуйте следующее утверждение «Игра есть творческая деятельность дошкольника».

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития взаимоотношений дошкольников.

Обоснуйте педагогическую ценность народных игр.

Назовите педагогические условия успешного руководства игровой деятельностью с целью формирования положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Назовите виды театрализованных игр; раскройте методику подготовки детей старшего дошкольного возраста к игре-драматизации.

Практическое задание: разработайте вопросы к изучению предметно-развивающей среды в возрастной группе (возраст детей на Ваш выбор) для игр со строительным материалом.

Четвертый вариант

Раскройте содержание понятия «игра как форма организации жизни и деятельности детей».

Сформулируйте педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.

Дайте характеристику содержания игры как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Назовите педагогические условия развития подвижных игр в группах младшего и старшего дошкольного возраста.

Укажите возможные причины, препятствующие развитию игр в ДОУ.

Практическое задание.

Предложите свой план размещения игровых зон в младшей группе.

Тестовые задания

Функции игры:

  • а) организаторская,
  • б) планирующая,
  • в) материнская,
  • г) релаксационная

Характерные особенности игр дошкольников:

  • а) представляет собой форму активного отражения окружающей жизни,
  • б) не зависит от исторических условий жизни людей,
  • в) не связана с развитием познавательных способностей ребенка,
  • г) представляет собой продуктивную деятельность

Структурные элементы игры:

  • а) игровая обстановка,
  • б) социальный опыт ребенка,
  • в) игровой замысел,
  • г) знания детей о профессиях

Имя ученого, который дал научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Степаненкова Э. Я.
  • в) Усова А. П.
  • г) Козлова С. А.

Воспитывающий потенциал детских игр зависит от:

  • а) обучения,
  • б) знаний педагогами задач воспитания,
  • в) содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр,
  • г) от педагогически грамотной организации педагогического процесса

Определите компонент сюжетно-ролевой игры:

  • а) предмет-заместитель,
  • б) авторитарность воспитателя ,
  • в) игровая зона,
  • г) роль

Основной единицей сюжетно-ролевой игры является:

  • а) игровое действие,
  • б) роль,
  • в) сюжет,
  • г) предмет-заместитель

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр, прежде всего:

  • а) правила,
  • б) игровые действия,
  • в) игрушки,
  • г) наличие сюжета

Игровое творчество дошкольников характеризует:

  • а) умение играть на музыкальном инструменте;
  • б) способность к замыслу,
  • в) умение комбинировать знания, полученные из разных источников,
  • г) способность долгое время играть в одну и ту же игру

Термин «сюжет игры» означает:

  • а) то же, что и тема,
  • б) основная идея игры,
  • в) наличие в игре множества ролей,
  • г) отражение определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих

Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры является:

  • а) последовательное выполнение разнообразных игровых действий, соответствующих взятой на себя роли,
  • б) использование в игре предметов-заместителей,
  • в) многократное повторение тех или иных игровых действий,
  • г) копирование в игре последовательности действий взрослого

Методический прием — совместное сюжетосложение используется:

  • а) в раннем возрасте,
  • б) в старшем дошкольном возрасте,
  • в) в средней группе,
  • г) во всех возрастных группах

Успешное осуществление игровой деятельности зависит от:

  • а) заинтересованности педагога играми детей,
  • б) методически грамотного руководства играми детей,
  • в) создания предметно-развивающей среды,
  • г) игровых умений детей

К игре -драматизации относится:

  • а) настольный театр игрушек,
  • б) плоскостной театр на фланелеграфе,
  • в) имитация литературных персонажей,
  • г) пальчиковый театр

Общим для режиссерской игры и игры драматизации является:

  • а) игрушка,
  • б) игровая зона,
  • в) наличие зрителя,
  • г) подбор костюмов и декораций

В театрализованных играх творчество детей проявляется в:

  • а) выборе литературного произведения,
  • б) подборе игрушек,
  • в) исполнении собственного замысла,
  • г) выборе партнеров для игры

Цель работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию театрализованных игр:

  • а) расширять игровой опыт детей,
  • б) формировать интерес к театрализованным играм,
  • в) учить позитивно взаимодействовать с другими участниками игр
  • г) приобщать детей к театрализованной культуре

Ученые, занимающие проблемой развития дидактической игры:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Нечаева В. Г.
  • в) Флерина Е. А.
  • г) Куликова Т. А.

В подготовку проведения дидактической игры входит:

  • а) объяснение хода и правил игры,
  • б) показ игровых действий,
  • в) установление соответствия отобранной игры задачам воспитания и обучения детей,
  • г) сюрпризный момент

Классификация подвижных игр, предложенная П.Ф. Лесгафтом:

  • а) по возрасту;
  • б) по физическим качествам,
  • в) по сезону,
  • г) с элементами соревнования

Педагогические требования к подбору подвижных игр

  • а) занимательность,
  • б) наличие сюжета,
  • в) соответствие содержания игровых умений возрастным особенностям детей,
  • г) новизна

Образовательная цель компьютерных игр:

  • а) овладеть новым способом получения и обработки информации,
  • б) ввести компьютер в игру дошкольника,
  • в) формировать мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности,
  • г) развивать зрительно-моторную координацию

Принцип построения развивающей среды в ДОУ по В. А. Петровскому:

  • а) выполнение санитарно-гигиенических норм,
  • б) обеспечение детьми поисковой деятельности,
  • в) комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого,
  • г) соответствие среды образовательной Программе, реализуемой в ДОУ

Для развития продуктивной деятельности при организации развивающей среды следует предусмотреть:

  • а) специфические игрушки и игровые материалы,
  • б) типы детской продуктивной деятельности,
  • в) набор тематических картинок,
  • г) учебные материалы (буквы? Цифры, схемы, модели)

Условия для свободной, самостоятельной игры дошкольника:

  • а) предусмотреть время для игр в режиме дня,
  • б) пополнить сюжетные игры атрибутами разных профессий,
  • в) разнообразить игрушки для мальчиков,
  • г) расширить состав ролевой атрибутики, позволяющий детям принимать игровую роль

Продуманно-организованная предметно-игровая среда обеспечивает:

  • а) сохранение у детей интереса к играм,
  • б) легкий переход из семьи в детский коллектив,
  • в) гармоничное развитие ребенка,
  • г) самостоятельность в играх

Критерий анализа сюжетно-ролевой игры дошкольника:

  • а) использование ролевой речи,
  • б) сопереживание героям литературных произведений,
  • в) использование средств выразительности
  • г) изготовление соответствующих игровых атрибутов

Этюд нам выявление режиссерских умений:

  • а) пантомимические этюды,
  • б) этюды на изменение тембра голоса,
  • в) моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля,
  • г) обсуждение с дошкольником замысла спектакля в контексте предлагаемых им декораций

Критерий для выявления у дошкольника актерского умения:

  • а) понимание мотивов поступков героев,
  • б) понимание эмоционального состояния персонажа, выбор выразительных средств для передачи образа персонажа,
  • г) распределение ролей, подготовка игровой среды

Источник