Игра и психическое развитие ребенка с нарушением слуха

Игра и психическое развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста, нарушения слуха, игра, игровая деятельность.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха. Определены понятия «игра» и «игровая деятельность». Предложена поэтапная схема и необходимые условия развития игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха.

Ранний возраст – это возраст активного познания и формирования целостной картины миры, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи — ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Поскольку личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, то формирование личности детей раннего возраста тесно связано с формированием различных видов деятельности — трудовой, изобразительной, игровой. В процессе данных видов деятельности происходит приобщение детей к навыкам общения, познание предметов и явлений окружающего мира, взаимоотношений между людьми, а также развитие речи.

Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи — ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Нарушения слуха в данный период жизни ребенка оказывают сильное влияние на последующее его развитие.

Как свидетельствует мировая и отечественная статистика, нарушение слуха имеет один ребенок из ста. Среди основных причин нарушения слуха выделяют:

— инфекционные заболевания детей и их осложнения;

— наследственные факторы;

— заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;

— неблагоприятное протекание беременности, врожденные деформации слухового аппарата, родовые травмы;

— механические травмы и т.п. [1, с.67].

За последние годы в России значительно возросло количество детей с кохлеарными имплантами. Этот высокоэффективный метод абилитации глухих детей проводится во все более раннем возрасте, уже есть опыт имплантации у совсем маленьких детей, в возрасте до года.

Преимуществом кохлеарного импланта является обеспечение принципиально новых уровней слухового восприятия, возможность слышать те звуковые частоты, которые с помощью слухового аппарата услышаны быть не могут.

Чем раньше проводится кохлеарная имплантация, тем лучше. У детей до 2-3 летнего возраста за счет передаваемой имплантом звуковой стимуляции, происходит формирование межнейронных связей в слухоречевых и рече-двигательных отделах центральной нервной системы, что очень важно для последующего развития слуховых ощущений и навыков самостоятельной речи.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Игра – это один из тех видов деятельности, который взрослые используются для обучения детей дошкольного возраста, чтобы научить их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игровой деятельности дошкольник сформировывается как личность, у него разрабатываются те аспекты психики, от которых впоследствии будет зависеть успехи в школе и в работе.

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». По мнению Л. С. Выготского, как раз в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дошкольники обучаются понимать мир, создавать представление о времени и месте, регулировать свои эмоции и впечатления [2].

Также тему игровой деятельности в своих работах поднимали и такие российские ученые, как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, H. Д. Виноградов, В. П. Вахтеров, Е.Л. Покровский и такие зарубежные ученые, как В. Штерн, Ж. Пиаже, К. Гросс, С. Холл, К. Коффка, Г. Спенсер, З. Фрейд, А. Адлер.

В игре происходит становление основных психологических установок – усвоение мотивов деятельности, формирование произвольной регуляции, развитие действий с символами. Игра помогает детям ориентироваться в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усвоить правила социального поведения, облегчает процесс приобщения к действующим в обществе нравственным нормам [1, с. 106].

Как подчеркивает Л.Н. Галигузова, ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации детей [4].

Развитие игровой деятельности детей с нарушением слуха целесообразно осуществлять поэтапно в процессе специально организованных игр-занятий и руководства свободной игровой деятельностью детей (что позволяет развивать и при необходимости своевременно корректировать приобретенные игровые умения). Проведению всех видов игр-занятий должна предшествовать подготовительная работа по обогащению представлений об окружающем мире. Перевод ребенка на обучение по программе более высокого уровня необходимо осуществлять при достижении им определенных результатов, никаких фиксированных сроков не было определено.

В качестве первого этапа обучения можно выделить развитие игрового интереса. Он представляет собой серию игр-занятий, направленных на вызывание интереса к игрушкам и действиям с ними, в течение которых детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игрушки и действовать с ними. Такой подход способствует развитию и повышению интереса ребенка к разнообразным игрушкам, развитию умения извлекать новые впечатления из игрушки.

Следующий этап – формирование предметно-отобразительной игровой деятельности. Условно можно выделить три направления работы, которые на практике реализовывались в тесной взаимосвязи:

— обучение игровым действиям с игрушками (с постепенным переходом к обобщениям);

— формирование игровых действий с предметами-заместителями;

— формирование элементарного игрового взаимодействия.

В работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой прослеживается усложнение способов игрового взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста [5]. Овладение детьми первым уровнем такого взаимодействия – предметным – способствует переходу к более сложному уровню – сюжетному взаимодействию, то есть обмену условными игровыми действиями.

Заключительным этапом выступает формирование сюжетно-отобразительной игры.

По мнению С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, игровые действия, сформированные на личном опыте ребенка, имеют для него эмоциональный, личностный смысл, который приобретает мотивирующее значение [Новоселова].

Психическое развитие детей раннего возраста с нарушением слуха проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Все это актуализирует необходимые разработки условий развития игровой деятельности: 

− обустройство игровых уголков в группах стеллажами с игрушками, а также наличие коврового покрытия, на котором размещена часть игрушек; соответствие возрасту детей и основным задачам развития игровой деятельности; 

− планирование работы специальным психологом, дефектологом, воспитателями ДОУ с учетом современных тенденций в области специальной психологии и педагогики; 

− ориентирование в развитии игровой деятельности на реальные возможности ребенка с недостатками слухового восприятия; 

− использование эффективных методов и приемов обучения в соответствии с дефектом и степенью его выраженности; 

− соответствие тематики и содержания сюжетно-ролевых игр разделам программы: ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, развитие речи и т.д.

В рамках игротерапии с детьми с нарушенным слухом, необходимо использовать обобщённый, адаптированный материал, который можно использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др.

В процессе игры необходимо использовать упражнения, помогающие в определении и нахождении источника звучания; различении силы звучания; различении длительности звучания; различении и опознавании звучания музыкальных инструментов; выработке условно-двигательной реакции и другие.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повысится качество усвоения учебного материала: уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчится выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повысится уровень познавательной активности детей и, как следствие, возникнет желание самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие игровой деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха невозможно без соблюдения основных условий, обеспечивающих качественное своевременное овладение игровой деятельностью детьми с нарушением слуха с последующим переносом усвоенного опыта в реальную жизнь:

1) четкую преемственность занятий по ознакомлению с окружающим миром и обучению игре;

2) учет этапов формирования игровой деятельности;

3) организацию игрового взаимодействия детей;

4) стимулирование самостоятельных игр детей, создание условий для их организации.

Список литературы

  1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.

  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – СПб.: Питер, 2001. 512 с

  3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М. 1989.

  4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.

  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2001. – 96 с.

7

Источник

Светлана Учеватова
Особенности игр детей с нарушением слуха

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение игры у ребёнка связанно с развитием предметной деятельностью. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется в дошкольном возрасте. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры.

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Тематика их игр значительней беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становится подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм глухих детейприсуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленять существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющими основными для данной игры. Они копируют в игре внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть.

Наиболее характерными для игр глухих детей являются трудности замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребёнку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов заместителей связанно с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением слуха без специального обучения не формируется.

Педагогические условия развития игры.

Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию должны быть созданы необходимые условия в течении дня, предусмотреть их в режиме.Обучение играм происходит в разных формах: в свободное деятельности детей, на прогулке, на занятиях.

В течении дня выделяются несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм.

Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами.

Необходимо иметь сюжетно- образные игрушки (куклы, игрушки- животные, игрушки- двигатели (машины, каталки и др., строительный материал, костюмы и атрибуты для игр- драматизаций.

Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны быть доступны детям. Оборудована комната куклы, спальня, кабинет врача. В младших группах таблички с названиями игрушек. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.

Важным условием обучения детей с нарушением слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы –заместители, показывает возможные роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо понимать, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребёнка.

Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связанны с другими разделами программы.

Взаимосвязь между разделами позволяет обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал.

Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.

Источник