Игра и психическое развитие ребенка дошкольника

Марина Шевлякова
Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей

Воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 11 г. Шебекино»

Шевлякова Марина Владимировна

Значение игры в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности формируются не только психические качества и личностные особенности, но и складываются другие виды деятельности, приобретающие самостоятельное значение. Педагоги и психологи подчеркивают, что игра влияет на все стороны развития психики ребенка. Так, А. С. Макаренко пишет: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

В первую очередь игра оказывает влияние на развитие произвольных психических процессов: у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игровой деятельности дети сосредотачиваются лучше, т. к. сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на сюжете и разыгрываемых действиях.

Опыт ребенка в сюжетно-ролевой игре является основой для развития особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, восхищаться их будущим поведением. На основе этого ребенок может строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет особое значение на развитие воображения.

Влияние игры на развитие ребенка заключается в том, что именно через игру он знакомится с поведением взрослых людей, с их взаимоотношениями. Впоследствии они становятся образцом для собственного поведения ребенка. В игре приобретаются навыки общения, которые необходимы для установления контактов со своими ровесниками. Игра заставляет ребенка подчиняться правилам, а это способствует развитию волевой сферы.

Некоторые продуктивные виды деятельности, такие как рисование и конструирование, с ранних этапов тесно связаны с игрой. Сначала у ребенка возникает просто игровой интерес, который в дальнейшем перерастает в интерес к самому рисованию или конструированию.

Внутри игры складывается и учебная деятельность, которая потом перерастает в ведущую деятельность младшего школьника. Учение не возникает само по себе, его вводит взрослый. Но дошкольник относится к учебной деятельности как к своеобразной ролевой игре с новыми правилами. Но когда ребенок выполняет эти правила, он непосредственно овладевает учебными действиями.

Игра оказывает влияние на развитие речи. Необходимость объясняться во время игры требует определенного уровня владения речью. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, распределяя роли, договариваясь друг с другом. Если по какой-то причине распадается совместная игра, то она налаживается в процессе общения.

Особое значение на знаковую функцию оказывается игрой. Развитие этой функции в игре осуществляется через замещение одних предметов другими.

Как ведущая деятельность игра особое значение оказывает на развитие рефлексивного мышления. Рефлексия-это способность анализировать собственные действия, поступки и умение соотносить их с общественными ценностями. В игре развитие рефлексии возникает через возможность контроля за выполнением действия, которое входит в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки для развития рефлексии через осмысление своих собственных поступков.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы и связанные с ними цели. Теперь в игре ребенок все легче отказывается от своих мимолетных желаний. Поведение ребенка контролируется другими людьми, он должен следовать правилам, которые вытекают из его роли и не имеет права ни отвлечься от игры, ни изменить свою роль.

В игре с замысловатыми сюжетами и различными сложными ролями у ребенка активно развивается творческое воображение.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра для ребенка становится самостоятельным видом деятельности, с помощью игры он входит в разные социальные сферы, познавая их.

Источник

Татьяна Смирнова
«Роль игры в психическом развитии ребенка»

Роль игры в психическом развитии ребёнка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

1. Влияние игры на общее развитие ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка бутово

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

2. Влияние на различные функции.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

3. Рефлексия.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка.

1. Игрушка – среда психического развития ребёнка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

2. Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств.

3. Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка.

Особое место занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и т. д. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. – также характерны по своей внешности, но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Педагогическая классификация игрушек

Виды игрушек

1. Дидактические игрушки: собственно-дидактические игрушки, дидактические игры, игровые наборы с правилами, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки, развивающие компьютерные игры, игрушки-репетиторы, игрушки для экспериментирования.

2. Сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки.

3. Театральные игрушки.

4. Празднично-карнавальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

7. Игровые модули.

8. Предметозаместители.

9. Игровое оборудование.

По степени готовности игрушек.

-Готовые игрушки.

-Сборно-разборные.

-Заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок.

-Материалы для создания игрушек.

Материалы и композиции материалов, используемые для изготовления игрушек.

-Ткань, искусственный мех,

-Пластилин.

-Метал.

-Бумага, картон.

-Фарфор, керамика, стекло, композиционные материалы.

Величина игрушки.

-Игрушки мелкие.

-Среднего размера.

-Игрушки крупногабаритные.

Функциональные свойства игрушек.

-Простые без подвижных деталей.

-С подвижными деталями, механические.

-Гидравлические.

-Пневматические.

-Магнитные.

-Электрифицированные.

-Электронные.

-С дополнительными атрибутами.

-Наборы игрушек.

-Игровые комплекты, комплексы и серии.

Художественно-образное решение игрушек.

-Реалистический образ.

-Конструктивный образ.

-Условный образ.

Место возникновения.

-Архаичные.

-Народные.

-Ремесленные.

-Самодельные.

-Промышленные.

Цветовое решение игрушек.

Цвет, сочетание цветов в окраске и оформление игрушек.

Функциональные свойства игрушек.

Свойства игрушек, расширяющие спектр игровых, задач и действий за счёт подвижности совокупности деталей и специальных устройств.

Система игр-занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста.

«Новая кукла»

Цель: вызвать у детей интерес к игре с куклой. Уточнить их знания о строении тела человека: руки, ноги, голова и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность.

«Устроим кукле комнату»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, её назначении. Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать и т. д. Воспитывать умение играть с другими детьми.

«Уложим куклу спать»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик. Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли и т. д. Воспитывать аккуратность.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка старшая группа в доу

«Кукла заболела»

Цель: продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах. Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, градусник. Воспитывать чуткость.

«Научим куклу мыть посуду»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о посуде и её назначении. Познакомить с процессом мытья посуды. Активизировать словарь: губка, мыть, полоскать, сушить и т. д. Вызвать желание помогать другим.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим.

«Девочка чумазая»

Цель: учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, тёплая, мыть и т. д. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

«Кукла идёт в магазин»

«День рождения куклы»

«Постираем кукле платье» и т. д.

Источник

Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника

Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»

Воспитатель: Бухтерева Г. А

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.

Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.

Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей. В игре дети учатся многому: и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе

собственного воображения.

Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.

Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру — от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора. Рассматриваются классификации теории игр:

1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)

2. ьиологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)

3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)

Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми. Но все пришли к одному выводу: игра является ведущей детской деятельностью.

Д. Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)

«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)

Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка школьного возраста

Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.

Делаем вывод: игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.

В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.

За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б. Эльконин выделяет: сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольники получают из своего жизненного опыта: на улице, в семье и т. д.

Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались, определяя детали игры: во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.

По этим результатам мы сделали выводы:

-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.

— большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях

— немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.

Также мы обратили внимание на тематику этих игр:

— телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей

— игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей

-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей

-сюжеты на бытовые и профессиональные темы — 20 % детей.

Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.

Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.

Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.

Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.

С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.

Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя— он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

На основании вые сказанного можно сделать выводы:

-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,

-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,

— сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,

— большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.

Список используемой литературы:

1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328

2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217

3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116

4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93

Источник