Игра и игрушка инновационная среда развития ребенка
| Поиск по порталу
|
Источник
«Влияние игры на личностное развитие ребёнка-дошкольника».
«Игра, как и само детство — это путешествие, увлекательный процесс
исследования, в котором вам посчастливилось участвовать».
(Вирджинии Экслайн)
Игра – это уникальный язык ребенка, его речь, где игрушки – слова. С помощью нее мы можем развивать, обучать, развлекать и помогать. Возможность «выиграться» — самая естественная форма самоисцеления, предоставляемая детством[4, 41].
Игра-это язык ребенка!!!
Взрослый человек может прийти к психотерапевту, коучу или другу и с
помощью общения, речи разобраться со своими трудностями. А что делать ребенку, у которого родился братик, его впервые отвели в детский сад или отругали в школе? Детям трудно создавать предложения, выражать свои чувства и эмоции посредством слов, речью оформлять мысли и довериться взрослому. И поэтому так естественно обращение к игре, которая является главным спутником детства[5,101].
Основная эмоция игры – это радость.
Удовольствие, раскованность, свобода – вот что сопровождает каждого ребенка в игровом процессе.
Существует такое понятие, как свободная игра – это выражение того, что ребёнок хочет делать.
Играя без руководства, малыш сталкивается со своей личностью, высвобождает чувства и отношения, которые были загнаны внутрь.
Получается, что в самостоятельной игре он реализует самопомощь.
Любая игровая деятельность прямым образом влияет на поведенческие и
психологические особенности дошкольника.
Каковы же особенности детской игры?
Ведущая роль в игре принадлежит ребенку. Взрослый принимает все
затеи ребенка, позволяет играть так, как хочется. Например, варить суп из
шоколада или стрелять из пистолета в плюшевого зайчика.
Взрослый полностью включен в игру.
Важно быть полностью включенным эмоционально. Не листать ленту в
Фейсбуке или переживать за убегающий на плите суп. Посвятить время ребенку и присутствовать «здесь и сейчас».
Взрослый создает атмосферу принятия. Для этого используются специальные инструменты и игрушки, о которых речь пойдет ниже.
Набор игрушек ограничен. Важно предоставить ребенку свободу для
самовыражения через игрушки:
игрушками из реальной жизни (куклами,
машинками, наборами для сюжетно-ролевой
игры),
игрушками для отображения агрессии
(оружие, монстры, молоток, пластиковый
ножик и картоннная коробка из-под яиц!),
игрушками для подвижных игр (мячик,
скакалка, дартс),
игрушками для сенсорной игры (мелкие
предметы, природный материал, песок, вода,
резиновые «лизуны»),
игрушками для творческой игры (краски,
карандаши, пластилин, цветная бумага,
ножницы, клей, скотч, детская косметика).
Игра: инструменты и действия.
Игра имеет определенную длительность. Этот пункт важен как для ребенка, который учится справляться с границами, подчиняться правилам, так порой и становится облегчением для родителей, которые находятся в начале пути освоения игры в домашних условиях.
Cуществуют следующие приёмы освоения игры в домашних условиях:
1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть.
2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того, чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?»
3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат.
Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку.
Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать»[1, 57].
Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно играть с ребёнком дома, освоив грамотное применение
инструментов: отражения, ограничения, поддержки. Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что с помощью игры ребёнку легче справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт. А гармоничное психоэмоциональное состояние положительным образом влияет на благоприятное личностное развитие ребёнка-дошкольника.
И родителям и воспитателям, и многим другим нужно обязательно играть с детьми в самые разнообразные игры. Игра-это не только радость для ребёнка, но и его развитие и жизнь!!!!!
«Игры – в счастье ребенка от того, что его понимают.
Играйте с детьми и радуйтесь!»[4, 48].
Список литературы:
Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» -СПб: Издательство «Союз», 2002
Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2011
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют….»/Психологический практикум/Дубна: Издательский центр «Феникс», 2012
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 199 1
Источник
Игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Воздушно-пузырьковая колонна
- «Поймай взглядом»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети рассматривают происходящее в колонне.
- «Посчитаем пузырьки»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки), предлагает посчитать количество пузырьков. Дети считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
- «Верх – низ»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации, совершенствование ориентировки в пространстве.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети определяют расположение рыбок.
- «Прятки»
Специалист говорит детям, что за колонну с пузырьками и шариками можно спрятаться и предлагает поиграть: один ребенок прячется, а другие его ищут. Взрослый спрашивает: «Где Саша?». Когда он находит визуальный контакт с ребенком, то произносит: «Ку-ку». В этом время все дети прячутся за колоннами и, выглядывая из-за них, кричат: «Ку-ку».
- «Поднимаем пузырьки»
Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме шариков вверх и расслабление в момент опускания шариков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).
- «Собираем орешки»
Взрослый становится мамой-медведицей, а дети ее медвежатами. Медведица просит медвежат собрать кедровые орешки, но чтобы сделать это, нужно сорвать шишки и разломать их. Медвежата подходят к кедру (к колоннам с шариками), выбирают шишку-шарик и тянутся за ней до самого верха, представляя, что срывают шишки и с силой сжимают в руках («лапках»). Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют «лапки» вдоль тела — «лапки» отдыхают. Мама снова просит медвежат собрать орешки.
- «Мышата»
Взрослый предлагает детям превратиться в мышат. Они увидели сырные шарики, им захотелось есть. Все подбежали к колоннам и стали «ловить» свои любимые (по цвету) лакомства. «Поймали», «поели», погладили свои животики. Сонным писком показывают, что хотят спать. Укладываются спать.
- Сказка «День рождения рыбки» (4-7 лет)
(Коррекция страха темноты).
Психолог: Посмотри, в этой трубке живут маленькие рыбки. Видишь, какие они красивые. Хочешь, я расскажу тебе историю про них?..
В красивом озере жили рыбки. Они целый день плавали и резвились, любили играть в прятки и догонялки, а когда наступала ночь, заплывали, под водоросли и засыпали. Но одна желтая рыбка очень боялась темноты, и чтобы не видеть ее, не играла с остальными в догонялки, а задолго до ее наступления заплывала под теплые водоросли и засыпала. Однажды был день рождения красной рыбки. На ее празднике другие рыбки танцевали, пели и веселились. Стало темнеть. Желтая рыбка очень хотела еще побыть на дне рождения, но очень боялась наступления темноты. Мама именинницы сказала, что скоро будет праздничный салют. Желтой рыбке так хотелось посмотреть на него, ведь она никогда не видела салют!
Стало еще темнее, а потом еще и еще. Маленькая желтая рыбка испугалась, забилась в уголок и зажмурила глаза. Вдруг раздался сильный шум: бах, бах, бах! Все стали радостно кричать. Рыбке было интересно узнать, чему все так радуются. Она потихоньку приоткрыла один глаз, потом другой и увидела, как множество разноцветных огоньков то зажигается, то гаснет. Это был салют, самый первый в ее жизни. Рыбке очень понравилось это зрелище. Когда салют закончился, остальные рыбки продолжили свои игры, а наша маленькая желтая рыбка огляделась по сторонам: красная рыбка танцевала, зеленая и синяя играли в догонялки, оранжевая ела вкусный торт… С неба сквозь толщу воды дно озера освещала луна, и было совсем не страшно, а красиво. Водоросли при лунном свете переливались разными цветами, казалось, они тоже светятся. Наша рыбка была очень удивлена, ведь то, чего она так боялась, оказалось завораживающим и интересным зрелищем.
Звездный дождь (пучок фиброоптических волокон)
- «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие восприятия свойств и признаков предмета, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.), показывает, как можно собрать волокна в ладошке.
- «Наматывание» (на палец, на ладонь, на руку)
- «Заплетем косу»
Взрослый предлагает всем вместе расчесать волшебные волосы, что бы они стали красивыми, дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна.
Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.
- «Узелки»
- «Шарфики для медвежат»
Дети-медвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей, головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
- «Фигуры»
Из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь») по примеру взрослого дети выкладывают разные геометрические фигуры. Затем они делают из них дороги и катают по ним воображаемые машинки (если ребенку трудно играть воображаемой машинкой, можно использовать игрушку).
- «Поймай нить» (3-6 лет).
Цель: развитие восприятия, внимания.
Взрослый обращает внимание детей на то, как нити переливаются разными цветами, называет их. Далее педагог предлагает поиграть: взрослый называет цвет, а дети ловят нити нужного цвета. Как только цвет меняется – отпустить.
- «Волшебные нити» (5-7 лет).
Цель: сплочение, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним.
Взрослый предлагает детям лучше узнать друг друга с помощью волшебных нитей: один из детей берет в руки нить и называет какое-нибудь хорошее качество другого ребенка. Педагог: «Держи нить и не отпускай, она поможет запомнить это качество». Далее дети поочередно называют положительные качества друг друга, набирая в руки все больше нитей.
Педагог: «Посмотрите, сколько у вас хороших качеств! Каждая нить – это что-то хорошее, а нитей у вас очень много. Теперь вы знаете, какие хорошие ребята ходят вместе с вами в одну группу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
- «Струйки силы» (4-7 лет).
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Педагог: «Это волшебные нити. Возьми одну из них. Скажи, какой ты?…(ребенок говорит: «Я самый…»). Возьми еще одну ниточку и опять скажи, какой ты…(перебирая нити, ребенок называет свои качества). Вот как много в тебе хорошего! (педагог повторяет несколько качеств). Ты – молодец!
Пуфики-кресла с гранулами
- Дети ложатся на спину на пуфиках и в течение 30–40 с слушают спокойную музыку, делая глубокий вдох и выдох.
- Взрослый под музыку медленно читает сказку с небольшими паузами между абзацами: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прекрасную сказочную страну… в самое ее сердце — на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)… Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)… Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)… Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)… Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)…»
- С окончанием звучания музыки дети открывают глаза и тихо встают.
- Ребенок ложится на спину на пуфике и в течение 30–40с слушает спокойную музыку. Затем ему предлагается рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т. п.) с помощью проектора «Солнечный 100», и пофантазировать, в затем рассказать, какие детали вызвали у него определенные ассоциации, с чем связаны эти ассоциации.
- Ребенок-путешественник преодолел горы, жару, препятствия (перебрался через мягкие модули) в пустыне и добрался до оазиса (ложится на пуфик), где прохладно, щебечут птицы, вода (слуховой образ).
- Ребенок с мамой поплывут в сказочную добрую страну воспоминаний. Специалист предлагает маме лечь (сесть) на пуфик, взять ребенка на руки. Звучит спокойная и приятная музыка. Затем они возвращаются из страны воспоминаний и делятся своими впечатлениями от путешествия.
Сухой бассейн
- «Найди ежика» (3-7 лет)
Цель: развитие тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения.
Взрослый предлагает среди волшебных шариков искать маленьких ежиков (массажные мячики или игрушки).
- «В гостях у волшебных пузырьков» (3-7 лет)
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений.
Взрослый: «Ребята, предлагаю вам зайти в гости к волшебным пузырькам. Посмотрите, сколько их! (Дети забираются в сухой бассейн). Давайте возьмем по одному пузырьку и расскажем, какие они (цвет, форма, свойства). Покатайте его между ладошек… Теперь положите обратно, потрогайте другие пузырьки вокруг себя. Какие они? Эти пузырьки забирают усталость, плохое настроение. Поиграйте с ними».
- «Озеро» (3-7 лет)
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений.
Педагог: «Это волшебное озеро. Сейчас мы в нем искупаемся. Заходите постепенно: сначала опустите правую ногу – чувствуете, как ей стало приятно? Затем опустите левую ногу – стало еще приятнее. Присядьте. А теперь потихоньку ложитесь. Вы полностью погрузились в волшебное озеро и можете поплавать в нем. Плавая, вы прикасаетесь к шарикам, и это очень приятно. Плавайте и получайте все больше приятных ощущений.
- «Море шариков»
Цель: развитие тактильных ощущений, пространственного восприятия, воображения.
Педагог предлагает детям представить, что они плавают в море. Дети имитируют плавание (звучит спокойная музыка). В конце упражнения дети рассказывают о своих ощущениях и настроении.
- «Достань со дна»
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Взрослый прячет на дне бассейна несколько предметов, дети находят их.
Усложнение: спрятать более мелкие предметы.
- «Кто больше?»
Цель: развитие зрительного восприятия, ловкости рук.
Задача: набрать и удержать в руках как можно больше шариков.
Усложнение: собирать шарики определенного цвета.
- «Поздоровайся»
Цель: развитие тактильных ощущений, коммуникативных качеств.
Дети сидят вокруг бассейна и по заданию педагога здороваются друг с другом «под водой».
Источники:
1. Темная сенсорная комната — мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
2. Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. и др. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
3. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Самойлович Е.Р., Богун О.В. Игры и упражнения для проведения в темной сенсорной комнате. – Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 11-2014г.
6. Раченко Т., Каракулова О. Игры в «сухом бассейне». – журнал «Обруч», № 4-2002г.
7. Интернет-ресурсы: https://www.nsportal.ru; https://www.medical-group.ru; https://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html; https://akvamarin.kz; https://festival.1september.ru.
Источник