Игра для ребенка с проблемами развития
гришина наталья
Проблемы игры современных дошкольников
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.
Игра — самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.
Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.
Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Что же такое детская игра?
При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом
Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.
В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.
Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».
Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.
Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть,и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
Источник
Елена Каштанова
Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии
Альбом дидактических игр и упражнений для дошкольников с особыми потребностями
Тема : «Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии»
Разработала:
Каштанова Елена Евгеньевна
воспитатель
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
Игра «В зоопарке»
Вариант 1. (5-6 лет)
Цель : упражнение в согласовании слов в предложении, употреблении существительных множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах.
Оборудование : бумажная модель клетки зоопарка, картинки с изображениями животных.
Ход игры.
Ребёнок со взрослым рассматривает картинки и называет животных. Взрослый предлагает расселить животных в зоопарке по клеткам. Ребёнок вставляет картинку в импровизированную клетку и проговаривает фразу : «В зоопарке живут львы, медведи, ежи». Пригласите другого ребёнка и спросите кого он видел в зоопарке. Предполагаемый ответ ребёнка : «В зоопарке я видел павлинов, зебр, ежей, обезьян». Помогите дошкольнику составить простые предложения с названными словами.
Вариант 2. (6-7 лет)
Цель : упражнение в отчётливом произношении слов и словосочетаний с естественными интонациями, отработка дикции.
Ход игры.
Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных. Произнесите чётко вместе с воспитанником названия животных. Попросите найти животных название которых начинается на звук (м) (другие звуки). Заселите их в клетки и спросите зачем животных в зоопарке помещают в клетки. Разделите жителей зоопарка на группы «Животные», «Птицы», «Насекомые». Предложите нарисовать любимых животных или птиц и дополните рисунками окошки с клетками.
Игра «Цветные шнурочки»
Цель : совершенствование умения образовывать однокоренные слова по образцу, обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.
Оборудование : карточки с картинками ряда масло – маслёнка, чай – чайник, хлеб – хлебница, соль – солонка, перец – перечница, сахар – сахарница, а также картинки с изображением маленьких предметов и соответственно одноимённых больших предметов (звёздочка – звезда, замочек – замок, стаканчик – стакан и т. п.) Около каждой картинки отверстия, цветные шнурки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает продеть шнурок в одно из отверстий, например, соль. Ребёнок произносит слово. После этого педагог спрашивает в какую посуду насыпают соль (в солонку). Ребёнок протягивает шнурок к отверстию с изображением солонки. Далее действия происходят по аналогии. Также выполняются игровые действия со словами звезда – звёздочка, замок – замочек.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Игра «Тепло — холодно»
(5-6 лет)
Цель : знакомство с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, закрепления понятия вправо, влево, создание беспредметной живописной композиции на разделенном листе с использованием теплых и холодных цветов.
Оборудование : картинки с плоскостным изображением снежинки и солнышка, кружки из бумаги (желательно бархатной) различных цветов, иллюстрации с зимними и летними пейзажами.
Ход игры.
Воспитатель проводит беседу о холодном и тёплом временах года (целесообразно прочитать стихи). Самый холодный из цветов — синий, рядом с ним и зеленый и фиолетовый становятся холодными. Поэтому синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски и все оттенки с желтыми полутонами называют теплыми. Ребёнок выбирает кружочки холодных оттенков и выкладывает их на снежинке, соответственно кружочки с тёплыми оттенками – на солнышко.
Игра «Собери букет» (4-7 лет)
Цель игры: развитие творческого воображения, фантазии, усидчивости, эстетического вкуса.
Оборудование : цветы различной конфигурации, различной цветовой гаммы, стебельки, листочки, плоскостные фигуры ваз и вазонов.
Ход игры.
Ребёнок выбирает из коробки необходимые детали для составления букетов из коробки и выкладывает композицию на листе картона. Если возникают трудности, то можно предложить для рассмотрения иллюстрации с букетами из цветов и листьев.
ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Игра «Уборка в комнате» (4-7 лет)
Цель: изучение и закрепление пространственной ориентировки.
Оборудование : магнитная доска небольшого размера, предметы интерьера комнаты.
Ход игры.
Сначала на доску вешаем пустую квартиру, где схематично нарисован пол и потолок, ну а мебель и остальные предметы складываем на стол который находиться рядом с доской. Детям дается задание, в котором нужно сначала сказать,что все предметы и мебель упали с картинки, и что им нужно прибрать в комнате и расположить предметы как вы их попросите. Например, в центре комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, в вазу поставить букет, слева поставить диван, над диваном повесить картину, справа от картины повесить часы, на диван положить котика.
Игра «Удивительные цифры» (4-7 лет)
Цель : запоминание образа цифр, расширение и уточнение знаний об окружающем мире и самом себе, развитие речи, мышления и воображения, заинтересовать дошкольников математикой.
Оборудование : цифры, вырезанные из картона с наклеенными на них предметными картинками.
Ход игры.
Использовать цифры можно в течение любого режимного момента для индивидуальной и подгрупповой работы. Задания и условия игры можно придумать самые разнообразные.Например: цифра 1.
1. Предложить ребёнку посмотреть и назвать картинки со словом «один» («одна», «одно»)
2. Игра «Проверь себя». Подумать и сказать, что бывает только одно, а потом посмотреть на цифру и дополнить свой ответ.
3.Упражнение в согласовании числительного с существительным:
назови только то, о чём можно сказать «один» (у человека всего один язык, в машине всегда только один руль, у варежки один пальчик отдельно) ;
назови только то, о чём можно сказать «одно» (у человека одно сердце)
4. Подумай, у кого ещё есть одно сердце? У кого один язык? Что у человека на лице одно?
5.Выучи загадку:
Вечером встаёт луна.
Сколько в небе лун?
Одна.
В небе солнышко одно,
По ночам луна одна.
Как закатится оно —
Появляется она.
Похожие задания можно использовать и с другими цифрами.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
«Веселый мяч» (4-6 лет)
Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч,перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:
Ты катись, веселый мяч,
Быстро-быстро по рукам,
У кого веселый мяч,
Тот исполнит песню нам.
Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.
Игра «А ты так сможешь?» (3-7 лет)
Цель : стимулирование детей к стремлению максимально проявлять свою двигательную активность.
Инвентарь : на первом этапе инвентарь не требуется, для усложнения игры используйте мячи, спортивные ленты, лыжные палки, нетрадиционный спортивный инвентарь (пластиковые бутылки, полотенца, веточки, султанчики и пр.)
Инструкция. Взрослый, находящийся в позе «активного спортсмена», старается с наибольшим мастерством и красотой выполнять разные физические упражнения, доступные детям с ограниченными физическими способностями. Дети с максимальным старанием повторяют движения за взрослым. Привлеките для выполнения упражнений родителей. Можно устроить соревнование на самую лучшую спортивную фигуру в паре (ребёнок — родитель).
Источник
К этой категории относятся дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:
· нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.д.;
· общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;
· низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;
· отставание физического развития — диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т.д.;
· сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;
· нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;
· нарушения в развитии физических качеств — силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.;
· быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят, в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.
Что пропало»
Цель:активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Оптимальное количество игроков — 5—10.
Инвентарь:несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).
Инструкция.На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.
Варианты
1. Увеличить количество предметов,
2. Уменьшить время запоминания предметов.
3. Убрать два предмета.
Методические указания.Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.
Повтори, не ошибись»
Цель:развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку, выбывает. Выигрывает оставшийся последним.
Варианты
1. Простые движения можно заменить на более слоэ/сиые, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.
3. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.
4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).
Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.
Узнай друга»
Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.
Количество игроков — 8—12.
Инвентарь: повязки на глаза.
Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.
Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.
Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.
Зоопарк»
Цель:активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.
Количество игроков — 8—15.
Инвентарь:обруч или мел.
Инструкция.Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.
Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.
Вариант: по дороге домой дети поют песенку:
Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.
Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.
Методические указания.Эту игру можно повторить 2—3 раза.
Лохматый пес»
Цель:активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).
Количество игроков — 8—12.
Инструкция.Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Методические указания.Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.
6. «Дотронься до…»
Цель:формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до… круглого», «Дотронься до… маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до… красного квадратного!»
3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания.Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.
Строим цифры»
Цель: развитие элементарных математических представлений, умения ориентироваться в пространстве, организованности.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция.Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети выполняют задание.
Варианты
1. Дети располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.
2. Если дети быстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом сокращая время построения.
3. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите цифру — ответ. Например: 1+1,2- 1». Дети должны построить цифры 2, 1.
Методические указания.Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.
Найди букву»
Цель:разучивание букв, слогов, слов; развитие у детей быстроты реакции, памяти.
Количество игроков — 8—10.
Инвентарь:два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.
Инструкция.Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита — А — и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита — Б — и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.
Варианты
1. Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.
2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.
Методические указания
· Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.
· В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен еенайти.
Кот и воробушки»
Цель:развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков — 6—15. Инвентарь:подвижная опора (бревно),обруч.
Инструкция.На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».
Варианты
1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу.
2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, располоэ/сепных очень близко к спящему «коту».
Методические указания
· Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».
· Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.
Невод»
Цель:улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений.
Количество игроков — 10—15.
Инструкция.Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.
Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.
Методические указания
· Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
· «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.
Источник