Игра для развития ребенка с опфр

Игра для развития ребенка с опфр thumbnail

Подвижные игры в работе с детьми с ОПФР

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных це­лей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движени­ем, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребывани­ем в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает ка­чество усвоения знаний. Под­вижные игры с логопедической направленностью можно ис­пользовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию учителя-дефектолога воспита­тели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Подвижные игры, исполь­зуемые в работе с детьми с ОПФР, можно разделить на три условные категории:

— способствующие развитию фонематического восприя­тия;

— направленные на формиро­вание лексико-грамматической стороны речи;

— для активизации словарно­го запаса.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, что­бы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного матери­ала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель ко­торой развитие фонематичес­кого восприятия, педагог смо­жет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.

Именно в условиях игры появляется возможность обес­печить нужное количество повторений на разном мате­риале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнез­дышках» педагог закрепляет умение детей делить слова на слоги.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтере­сованность в них самих детей, потому все они должны проводится  живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на коррекционно-развивающем занятии в ПКПП. Подвижные игры, соединённые с дидактическими задачами обучения, развивают  речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-дефектолога.

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия

«Волшебный колокольчик»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: колоколь­чик.

Педагог предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо дети приседают, когда громко — бегут по кругу.

«Ушки на  макушке»

Цели: развивать слуховое внимание, умение различать ни слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колоколь­чик; воспитывать быстроту ре­шении.

Оборудование: музыкаль­ные игрушки: бубен, погре­мушка, колокольчик.

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное педагогом: «Услы­шите звучание бубна — по­прыгайте на месте, погремуш­ки — покружитесь, колоколь­чика — поднимите руки».

«Цветы и пчелки»

Цели: развивать фонемати­ческое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.

На полу разложены синие и зеленые цветы. На некото­рых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Педагог называет слова с твер­дыми и мягкими звуками, изу­чаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к си­нему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Ус­лышав слово с мягким зву­ком, дети подбегают к зеле­ному цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на сво­бодный зеленый цветок.

«Живая стрелка»

Цела: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характери­стику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигна­лу; воспитывать целеустрем­ленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагруд­ник со стрелкой.

В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему ха­рактеристику.

«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать гла­зомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зе­леный мячи.

Дети истают в круг. Если педагог бросает ребенку си­ний мяч, то, поймав его, до­школьник должен назвать слово с твердым звуком (на­пример, полка). Если педагог бросает зеленый мяч, дош­кольник называет слово с мяг­ким звуком (например, пила).

«Ловишка»

Цели: развивать фонемати­ческий слух; формировать быстроту и ловкость движе­ний; воспитывать целеустрем­ленность.

Оборудование: фанты (мел­кие игрушки) для каждого ребенка.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловиш­ка. Играющие идут по кругу со словами:

Вместе дружно мы играем,

От ловишки убегаем.

Поскорей за мной беги,

Раз, два, три — лови!

На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ло­вишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий заби­рает у них фанты и отдает их взрослому.

Педагог дает задание каж­дому фанту.

Например:

— повторить цепочку слогов:

са-са-за, зо-со-зо;

— из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;

— назвать первый звук в сле­дующих словах: зима, сом, замок, сито.

«Найди себе пару»

Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фо­нематический слух, быстроту реакции.

Оборудование: парные картинки с изображением пред­метов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза— коса, миска — мишка, крыша — крыса.

Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг дру­га. В руках у них карточки с тартинками. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изобра­жение на своей карточке.

«Один, два, три»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внима­нии.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Дети расходятся по группе. По сигналу педагога «Внима­ние!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колон­ну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.

«Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориен­тировку в пространстве; вос­питывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окна­ми; предметные картинки; сундучок.

В разных местах группы расставляются домики. В до­мике с одним окном живут слова с одним слогом, с дву­мя окнами — с двумя слога­ми, с тремя окнами — с тре­мя слогами.

Дети по очереди берут из сундучка картинки. По пер­вому сигналу педагога до­школьники разбегаются по группе, а по следующему сиг­налу находят домики, где бу­дут жить их картинки.

Следующая игра будет спо­собствовать закреплению на­выков чтения.

«Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и пра­вильно складывать из них сло­ва; формировать умение пры­гать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор куби­ков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.

Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каж­дой из которых выстраивают­ся у подставок. На противо­положной от команд стороне группы на стульях лежат ку­бики с буквами. Педагог для каждой команды выставляет на подставке картинку с изоб­ражением какого-либо предме­та или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за куби­ком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая ко­манда складывает слово из принесенных кубиков, чита­ет его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минималь­ное количество ошибок.

Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи

«Прятки»

Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать простран­ственные представления.

Оборудование: игрушки. Педагог закрывает глаза и произносит следующие слова:

Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто!

Дети берут игрушки со сто­ла, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.

Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может най­ти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игруш­ку?» Таня отвечает: «Я спря­тала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.

Игра повторяется несколь­ко раз.

Игра-эстафета «Собери предложение»

Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.

Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.

Дошкольники разбиваются на две команды, игроки вы­страиваются в две колонны. Перед каждой колонной ле­жат четыре обруча. По сигна­лу педагога один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них кар­тинки и схемы. Например, в первом обруче находилась кар­тинка с изображением воро­бья, во втором — схема пред­лога на, в третьем — картин­ка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изоб­ражением молоточка (обозна­чающего глагол).

Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем сло­ва для второй команды: под, стол, лежит, кот. Педагог предлагает командам соста­вить из этих слов предложе­ние и для каждого слова за­нять нужный обруч.

После выполнения задания команда, допустившая наи­меньшее количество ошибок, получает флажок.

Па втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.

Игры для активизации словаря детей

«Найди свою маму»

Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; раз­вивать быстроту реакции.

Оборудование: маски до­машних животных и их дете­нышей.

Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Педагог предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жере­бенок» и т.д.

Взрослый произносит сле­дующие слова:

Вышли мамы погулять,

Своих деток показать.

Дружно ноги поднимают,

Головой своей кивают.

Побежали по дорожке,

Не устанут наши ножки.

Дети выполняют движения, пе­ремещаясь по группе.

Налетела тучка темная,

Загремел весенний гром.

Наши детки испугались,

По лужайке разбежались.

Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных мес­тах.

Снова солнышко сияет

И гулять всех приглашает.

Стали мамы деток звать,

Малышей своих искать.

Педагог предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.

«Корова»: «Му-у-у». «Теле­нок» выходит к «маме», под­ражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».

«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю», «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.

«Игра-эстафета «Накроем стол»

Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать вы­держку, умение начинать дви­жение по сигналу взрослого.

Оборудование: игрушеч­ные посуда, газовая плита, два стола.

Дошкольники разбиваются на три команды, игроки вы­страиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.

На большом столе впере­мешку стоят отдельные пред­меты трех видов посуды. Педагог дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обе­да, третья — выбирает кухон­ную посуду и ставит ее на га­зовую плиту».

По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.

Выигрывает команда, игро­ки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.

«Во саду ли, в огороде»

Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движе­ния по сигналу взрослого; вос­питывать самостоятельность.

Оборудование: муляжи ово­щей, фруктов, ягод; три об­руча, корзинки.

Дети делятся на три груп­пы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложе­ны муляжи овощей, фруктов, ягод.

Педагог произносит следу­ющие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:

Во саду ли, в огороде

Сбираем урожай.

Стоп! В мою корзинку

Любой овощ полезай!

С последним словом, произ­несенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Педагог подходит к не­которым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопа­ла картошку».

— Ваня, что ты положил в корзинку?

— Я положил в корзинку капусту.

— Света, какого цвета твой помидор?

— Красного.

Взрослый дает оценку пра­вильности выполнения зада­ния.

Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них пры­гать на двух ногах:

Во саду ли, в огороде (собираем урожай. Стой на месте! Быстро, быстро ягодку срывай!

Взрослый спрашивает до­школьников, какие ягоды они сорвали.

В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обру­чей:

Во саду ли, в огороде

Собираем урожай

Стой! С любого дерева

Фрукты собирай!

Педагог задает детям сле­дующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета гру­ша? Какой по вкусу лимон?»

В конце игры педагог предлагает одной группе детей положить в обруч из своих  корзинок только овощи, другой — только фрукты, тре­тьей — ягоды. В процессе вы­полнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, ко­торые они выложили из сво­их корзинок в обручи. Взрос­лый отмечает команду, кото­рая быстрее справилась с за­данием и допустила мини­мальное количество ошибок.

«На кормушке»

Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелет­ных птицах; развивать быст­роту реакции, выдержку; вос­питывать целеустремленность.

Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Перед началом игры до­школьники вспоминают, ка­ких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети раз­биваются на две команды: зи­мующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.

«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напро­тив каждой шеренги устрое­ны кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).

По сигналу педагога «Зи­мующие птицы!» дети, изоб­ражающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким об­разом ребенок останавливает­ся. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выиг­рывает команда, собравшая таким образом больше «зе­рен».

Источник

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей с ОПФР

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский

  Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов. Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта. В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития.

  Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.

  Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир. Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д.

  Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

  Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло.

  Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе).

  Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками. В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.      Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

  Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

  Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:

– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам. В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей.   При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы. Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.

  Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль.   Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры. Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников. Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности. Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций. Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру.

  Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение. События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен.

  Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Источник