Игра для развития пространственного восприятия ребенка на себе
Юлия Лемкина
Игры на развитие пространственной ориентировки
Игры на развитие пространственной ориентировки
Игра «Обезьянки»
Цель: развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, словесно обозначать части тела
Ход игры. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Части тела»
Цель: развивать умение ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход игры. Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки.Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
Игра «Найди пару»
Цель: развивать умение различения правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. п.
Ход игры: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
Игра «Не ошибись!»
Цель: развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела
Оборудование: зеркало
Ход игры. Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо)выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т. д.
Игра «Вверху-внизу»
Цель: развивать умение различать направление “выше” и “ниже” относительно собственного тела
Ход игры. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу.Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
Игра «Что у тебя на одежде?»
Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела
Ход игры. Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади».Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».
Игра «Путаница»
Цель: Развивать умение перекрестного соотнесения сторон собственного тела
Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой — до левой пятки и т. д.
Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление навыка ориентировки в схеме собственного тела
Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Вариант 1.Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п.
Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)
Игра «Какая рука?»
Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении.Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры. Ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т. д. Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).
Игра «Солнышко»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Ход игры. Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Игра «Покажи правильно»
Цель: закрепление ориентировки в схеме собственного тела.
Оборудование: кукла.
Ход игры. педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.). Дети показывают ту же часть на себе. Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют.
Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе. Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребенка.
Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название — правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?
Используются следующие вопросыи задания на дифференциацию правой и левой рук: Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите.
В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите.
Как называема та рука? (следует показ).
Наденьте на правую (левую) руку браслет.
Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую.
Подбросьте мяч правой рукой.
Переложите кубик левой рукой. И т. д.
Игра «Роботы»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Ход игры.
А)Педагог: Давайте представим, что вы роботы. Сейчас я буду давать команды, а вы должны постараться точно и быстро их выполнить. Итак, пожалуйста, поднимите вверх свою правую руку». Дети выполняют задание, ведущий проверяет правильность выполнения.При наличии ошибки необходимо уточнить у ребенка:
«Это действительно твоя правая рука? Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где – левая».
При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и могут копировать их ошибочные действия. Если имеет место подобное поведение, следует попросить детей думать самостоятельно и не повторять чужие ошибки.
«Теперь поднимите вверх свою левую руку. Хорошо. Покажите, где у вас правая нога? Левая?» Далее следует попросить детей показать у себя левое – правое (в случайном порядке называя определения «левое – правое») колено, ухо, глаз и т. д. Ведущий контролирует правильность выполнения команд.
Б) При успешном выполнении первого варианта ведущий предлагает более сложный вариант игры:
«Хорошо, молодцы. А теперь покажите, пожалуйста, правой рукой левое колено. Левой рукой – левый глаз. Левой рукой – правое ухо», и т. д.
Ведущий предлагает столько вариантов команд, сколько необходимо (пока не убедится, что дети освоили данное упражнение).
Игра «Лицом друг к другу»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход игры. Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.
Игра «Что справа от меня?»
Цель: развивать умение определять направления пространства
относительно руки (правой и левой)
Ход игры. Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления “слева”, “спереди” и “сзади”.
Игра «Вратарь»
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.Ребенок:Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Педагог: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
Игра «Наша группа»
Цель: Развивать умение определять расположение предметов относительно себя
Ход игры. В знакомом ребенку пространстве следует обсудить,что где стоит: «Если встать лицом к окну, то что будет справа? слева?». И т. д.
Игра «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Ход игры. Дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего.
Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
Игра «Магазин»
Цель: Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках
Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
Игра «Собираем урожай».
Цель: развиватьумение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: картинки с изображением овощей
Ход игры: Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».
Игра «Наоборот»
Цель: закреплять в речи противоположные пространственные понятия
Оборудование: мяч
Ход игры: Игра с мячом.Взрослый говорит: – Над окном.Ребенок: – Под окном. К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – … Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.
Игра «Положи верно»
Цель: Учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение, развивать внимание,
подражание.
Оборудование: Набор предметов и их плоскостных изображений (шары, кубы, треугольные призмы, бруски, кирпичики, мелкие сюжетные игрушки по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем подгруппами).
Педагог садится за маленький стол напротив ребенка, берет два объемных предмета, например куб и шар, дает ребенку плоскостные изображения этих предметов (круг и квадрат) и просит его подложить данные изображения к предметам. Потом предлагает действовать по подражанию («Делай, как я») и ставит шарик на кубик. Ребенок воспроизводит эти отношения плоскостными формами. Если он затрудняется, педагог помогает ему, указывая жестом направление в перемещении форм,и говорит: «Правильно, шарик на кубике. (Показывает на свой образец.) И у тебя также». (Показывает на то, что сделал ребенок.) потом меняет предметы местами, каждый раз фиксируя результат в слове. Таким же образом моделируются отношения и между другими предметами.
Игра «На плоту»
Цель: Развивать умение определять расположение предмета относительно себя и другого предмета
Ход игры: Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Педагог задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать умение определять положение предмета относительно другого предмета Ход игры: Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
Игра «Капризный фотограф»
Цель: развиватьумение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: игрушки зверей
Ход игры: Педагог (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок)надо рассадить зверей: лису — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д.Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы».Модификация задания:ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
Игра «Внизу — наверху»
Цель: Формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.
Оборудование: Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол. Ход игры:
1-й вариант.Перед сидящими в кругу детьми ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул.Педагог указывает на лежащий на полу мяч и спрашивает: «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» если дети не могут ответить,педагог говорит: «Этот мяч внизу». Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.
2-й вариант. Игра проводится с куклами.
Игра «Кто за кем?»
Цель: Познакомить с понятиями «спереди», «сзади»; учить употреблять в активной речи слова «спереди», «сзади».
Ход игры: Дети строятся в колонну.
Педагог: «Кто стоит перед Ваней?» (Саша).
Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани).
Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши).
Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей).
(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов.
Аналогичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.
Педагог: «Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятся спереди от вас? А какие предметы находятся сзади от вас?».
Игра «Новоселье»
Цель: развиватьумение определять положение предмета относительно другого предмета Оборудование: игрушки зверей, книжный шкаф
Ход игры. В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например,внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д. Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (23человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, — это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.
Игра «Назови соседей»
Цель: закреплять умение определять расположение предмета относительно другого предмета
Оборудование: лист бумаги с расположенными на нем изображениями разных предметов Ход игры:
Вариант 1: педагог проситнайти изображение какого-то предмета и определить: — что изображено справа от него, — что нарисовано под ним, — что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет (ы, который (е)находятся: — в правом верхнем углу, — вдоль нижней стороны листа, — в центре листа, и т. п.
Игра «Фигуры высшего пилотажа»
Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.
Оборудование: фланелеграф, модель самолета.
Ход игры: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию. Моделью самолета может управлять и один из детей, остальные участники объясняют изменения маршрута движения. Можно предложить ребенку представить себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.
Игра «Лабиринт»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем лабиринтом
Ход игры. Педагог раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца,дети могут себя проверить: педагог этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно
Игра «Геометрический диктант»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур
Ход игры: Педагог даёт инструкции, например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д.после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у педагога заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем педагога) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
Игра «Я еду на машине»
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости
Оборудование: лист бумаги (А3, маленькая машинка
Ход игры:
Вариант 1. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.
Игра «Расскажи про свой узор»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги, картинка).
Оборудование: лист бумаги с изображенным на нем узором
Ход игры: Всем детям раздали листы бумаги с изображенными на них узорами. Они должны рассказать,где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т. д.
Игра «Художник»
Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
Оборудование: картинка — фон, предметные картинки.
Ход игры:
Рассказываем ребенку: Представь, что ты — художник, а я — твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.
Источник
Марина Евгеньевна
Подборка игр и упражнений для формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников
Подборка игр на развитие пространственной ориентации
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Первым и важным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». Это подтверждают и данные психологических и нейропсихологических исследований. Они указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства.
Этапы формирования пространственной ориентации у детей :
-Ориентировка «на себе»,
-Ориентировка в пространстве «от себя»
-Ориентировка в пространстве «от объектов»
Эти этапы не сменяют друг друга, а сосуществуют, дополняя друг друга. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются пространственные представления.
Игры для ориентировки «на себе» (учимся отличать лево/право, верх/низ)
1. Игра «Корабль плывет»
В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.
• «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».
• «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой.
• >«Правая потоптушка» – топаем правой ногой.
• «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.
Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).
Ведущий всматривается вдаль : «Корабль плывет!»
Дети спрашивают: «Какой корабль?»
Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»
Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).
Снова водящий всматривается вдаль : «Корабль плывет!»
Игроки спрашивают: «Какой корабль?»
Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».
2. Танец «Буги-Вуги» под пение:
Ручку правую – вперед, а потом ее – назад,
И опять ее – вперед, и немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге, и в ладоши хлопаем вот так- Хлоп-хлоп!
Далее части тела меняются (Руку левую вперед; ногу правую вперед и т. д.)
3. Зеркальное отражение.
С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.
Игры на ориентировку «от себя»
1. Игра «Найди игрушку»
Один ребенок прячет в комнате игрушку, а другой должен ее найти, пользуясь примерно такими инструкциями: «Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, потом 2 шага вправо…», «обойди стул слева, а табурет справа», «достань игрушку над, под, на, за столом…». Задачу можно усложнять введением дополнительных препятствий и увеличением количества шагов.
2. Игра «Справа-слева»
Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.
3. Игра «Зеркало»
Здесь ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (движения может предлагать сам ребенок).
Игры на ориентировку «от объектов»
1. Игра «Волшебный квадрат»
Детям предлагается 9-тиклеточный квадрат (9×9 см). Каждая клетка (3х3 см) этого квадрата имеет свой цвет. Предлагаются задания следующего вида:
1. Цветовая ориентировка: «Покажи квадрат голубого) цвета; покажи квадрат такого же цвета как трава); покажи цвета теплые, холодные».
2. Счет: «Посчитай все квадраты; посчитай квадраты второго ряда (первого, третьего); посчитай квадраты первого столбика (второго, третьего); порядковый счет – на каком месте в первом ряду…; цвет – какого цвета квадрат на третьем месте во втором ряду» и т. п.
3. Знакомство с понятиями: «Покажи верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол, центр, левая сторона, правая сторона, диагональ, верхняя (нижняя) сторона.
4. Назови соседа: «Справа от красного) квадрата, слева от голубого, под желтым, над оранжевым, нижнего черного, верхнего (белого)» и т. п.
5. Путешествие: «Начинаем путешествие с верхнего левого угла. Дальше мы идем на одну клетку вниз, затем на одну клетку направо, на две клетки вверх» и т. д. Используется все пространство квадрата.
6. Дойди до игрушки. Здесь на одну из клеток квадрата ставится игрушка, например, в левый верхний угол. Ребенок должен предложить и осуществить план путешествия по квадрату с целью достать игрушку. Отправная точка маршрута задается взрослым, например, из второго нижнего квадрата.
2. Игра «Сосед, подними руку»
В этой игре развивается зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственная ориентировка, координация движений, удержание правила, последовательность действий.
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднимет не ту руку или вообще забудет ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.
3. Игра «Передай движение».
Участники стоят в кругу. Один начинает движение и передаёт его по кругу. Все игроки повторяют за ним.
4. Игра «Движение наоборот»
Все участники встают в круг. Водящий показывает какие-либо действия. Задача игроков сделать с точностью наоборот.
Один из эффективных развивающих приемов – подвижные игры типа «Классики», «Лапта», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Следопыты», «Разведчики», а также игры на глазомер (бросание колец, мячей со сменой расстояния до точки попадания).
Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Источник