Идентичность ребенка как основа благополучного развития

Идентичность ребенка как основа благополучного развития thumbnail

Зильберс М.М. педагог-психолог высшей категории

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка.

Идентичность.  Иногда дети и подростки приходят в патронатные семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться вам совсем бесполезными, но для ребенка они могут являться единственным связующим звеном с его прошлым. Замещающим родителям желательно вести записи о времени проживания ребенка у них в доме сразу, с самого начала, для того чтобы ребенок мог вспомнить об этом периоде своей жизни после ухода из этой семьи. Рекомендуется создавать архив ценных для ребенка вещей, фотографий, рисунков, воспоминаний и т. д., пополняя его на протяжении всего времени патронатного воспитания. Все вышеперечисленное помогает решать одну из задач  воспитания в замещающей семье — помогать детям и подросткам сохранять ощущение собственной идентичности. Это означает, что каждый взрослый должен проявлять особенную заботу об этом. Идентичность можно определить как знание того, из каких разных составных частей состоит наша личность, это принятие себя, с тем, чтобы довольно успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности. Ребенок с прочными привязанностями и сформированной идентичностью имеет гораздо больше шансов вырасти хорошим и счастливым человеком, чем ребенок, у которого привязанности не сформированы или его вынудили отказаться от них.                                       Привязанность, типы «нарушенной привязанности».                                             Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации  у ребёнка, оставшегося без попечения родителей.                                                       Привязанность — стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другими людям и одновременно — уверенности в себе. «Круг позитивного взаимодействия»: Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т. е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде (см. «Типы нарушенной привязанности»). Признание — это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. В результате нарушений родительской заботы привязанность ребенка также развивается с нарушениями.              Типы нарушенной привязанности: 1)Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.                                                                                                                         2) Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.                                        3) Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.                                                                                                4) Дезорганизованная — эти дети отказываются от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись.                                                                                                                                 Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для  4-й— прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.

 Понятие  «горя и потери» в жизни ребёнка. Стадии переживания горя.          Психологические особенности и этапы процесса переживания горя, связанного с потерей семьи.                                                                                                                                Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас, и мы выражаем нашу печаль по-своему. Во многих случаях процесс переживания горя принимает форму предсказуемых этапов.                                                                                                                      1. Потрясение и недоверие.  Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.                                                                                          2. Отрицание.  На этой стадии ребёнок  бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «Ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется недолго — либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения — «аффект тормозит интеллект»), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т. п.                                                                                                                         3. Стадия гнева и смешения чувств. Эта стадия характеризуется появлением  эмоций.  Дети испытывают следующие эмоции, причем, иногда все сразу.                                                                                                                      а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность — и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.           б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодовлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т. д. Они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» — милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей — как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.                                              в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, патронатные воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.                 г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.                                                                                                                                         д) Тревога. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, — в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т. д.                                                                    В целом в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения.                                                                                                                                    Что могут сделать замещающие родители: Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это — его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: «Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и в магазин».                                         Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его, и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь. Важно: если ребенок расплакался — не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе, и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать.                                 Физическая забота: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты — то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно — подождите, пока уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет — обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время). Важно: будьте внимательны, если ребенок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами.                                                                         Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно: не ждите ответного тепла сразу.                                                                         Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно: отложите, если возможно, свои дела на потом или выделите специальное время, что бы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает у вас сомнения или смешанные чувства, помните: ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Просто подумайте, что мог переживать ваш ребенок  тогда и что он чувствует во время разговора с вами, и посочувствуйте этому.                                                                       Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда — все это связывает ребенка с прошлым,  является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.                                                                      Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Вы можете обсуждать и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки памятки и т. д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «То, что происходит с тобой — нормальная реакция на ненормальные обстоятельства», «Мы справимся» и т. д.                                                                                     В характере вашего приемного ребенка могут быть черты, про которые вы смело, можете сказать: «Это уже не его горе, а мое!». Пожалуйста, помните: исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

Источник

Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребёнка Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости»  (Фалберг).

Потребность в привязанности, идентичности, как основа благополучного развития ребёнка

Привязанность в общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости»

(Фалберг).

Раритетные фотографии индейцев племени Юрок Раритетные фотографии  индейцев сиу

Раритетные фотографии индейцев племени Юрок

Раритетные фотографии индейцев сиу

можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.  Сумма знаний о себе: «Кто Я?», «Какой Я?»  У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил :  

  • можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.
  • Сумма знаний о себе: «Кто Я?», «Какой Я?»
  • У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил :  «Я — их, я нужен, меня любят — Я ЕСТЬ».
  • Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного пути :  «Откуда я?» — «К чему я иду?».

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса.  С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни – оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности. При этом положение детей из неблагополучных семей оказывается более выигрышным, чем у детей из домов ребенка: даже плохая реальность лучше, чем совсем ничего. Например:  Мальчик-подросток, от которого отказались в роддоме, не имевший сведений о своей матери и предыдущих поколениях, выразил свои переживания так:  «Я потерялся в космосе».

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. 

  • С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни – оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности. При этом положение детей из неблагополучных семей оказывается более выигрышным, чем у детей из домов ребенка: даже плохая реальность лучше, чем совсем ничего.
  • Например: Мальчик-подросток, от которого отказались в роддоме, не имевший сведений о своей матери и предыдущих поколениях, выразил свои переживания так:

«Я потерялся в космосе».

При этом необходимо помнить! что идентичность ребенка несет в себе как положительные, так и отрицательные черты его кровной семьи. Этим объясняется частое стремление к воспроизведению детьми  поведенческих моделей, принятых в кровной семье. Эмоции влияют на  семейные взаимоотношения, затрудняют самореализацию

При этом необходимо помнить!

что идентичность ребенка несет в себе как положительные,

так и отрицательные черты его кровной семьи. Этим объясняется частое стремление к воспроизведению детьми  поведенческих моделей, принятых в кровной семье.

Эмоции влияют на  семейные взаимоотношения, затрудняют самореализацию

психосоциальная тождественность - позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

  • психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения.
  • условие психического здоровья: если она не сложиться, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Привязанность это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность  к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку. Сильная привязанность  к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Привязанность

  • это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас.
  • Для детей же они — это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
  • Сильная привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Что дает семья ребенку?

Что дает семья ребенку?

Так возникла идея модели патронатного воспитания.

Так возникла идея модели патронатного воспитания.

Привязанность и семья в жизни ребенка семья Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.

Привязанность и семья в жизни ребенка

  • семья
  • Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.

Для детей же это - жизненная необходимость  младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность .

Для детей же это — жизненная необходимость

  • младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход,
  • а у детей постарше нарушается процесс развития.
  • Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность .

 Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка,  позитивное взаимодействие  и признание.  Если взрослый безразличен, испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде .  Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений

Формирование привязанности у младенцев

  • происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка,
  • позитивное взаимодействие
  • и признание.

Если взрослый безразличен,

испытывает к ребенку раздражение и неприязнь,

то привязанность формируется в искаженном виде .

Дети, получившие в раннем детстве опыт

эмоционального отвержения,

испытывают недоверие к миру

и большие трудности в поддержании близких отношений

Признание -  это принятие ребенка как

Признание

  •  это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас».

, мать ребенка алкоголичка. Каждый раз на плач ребенка она, будучи в состоянии алкогольного опьянения, не реагирует, либо бьет, кричит на ребенка, выходит из комнаты.

  • , мать ребенка алкоголичка. Каждый раз на плач ребенка она, будучи в состоянии алкогольного опьянения, не реагирует, либо бьет, кричит на ребенка, выходит из комнаты.

Формирование привязанностей у детей,  разлученных с семьей. Основные характеристики привязанности Тип А – небезопасная привязанность избегающего типа, Тип B – надежная безопасная привязанность, Тип C – привязанность тревожно – сопротивляющегося типа, Тип D – небезопасная привязанность дезорганизованного типа. *конкретность *эмоциональная насыщенность *напряжение *продолжительность *врожденный характер *ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям

Формирование привязанностей у детей, разлученных с семьей.

Основные характеристики привязанности

  • Тип А – небезопасная привязанность избегающего типа,
  • Тип B – надежная безопасная привязанность,
  • Тип C – привязанность тревожно – сопротивляющегося типа,
  • Тип D – небезопасная привязанность дезорганизованного типа.
  • *конкретность
  • *эмоциональная насыщенность
  • *напряжение
  • *продолжительность
  • *врожденный характер
  • *ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям

  Типы нарушенной привязанности:  1) Негативная  (невротическая) привязанность   2) Амбивалентная 3) Избегающая    4) «Размытая»    5) Дезорганизованная  

Типы нарушенной привязанности:

  • 1) Негативная  (невротическая) привязанность  
  • 2) Амбивалентная
  • 3) Избегающая  
  • 4) «Размытая»  
  • 5) Дезорганизованная  

 Схема  Формирования привязанности

Схема Формирования привязанности

Источник