Идей личностного развития ребенка направленная на реализацию фгос

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка,  направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. 
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.

Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательной программы ДОУ. Именно ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. реализацию различных образовательных программ; 
  4. создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. учет национально-культурных, климатических условий.

Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

При выделении принципов организации развивающей предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) разработчики ФГОС использовали теоретические идеи и подходы В. А. Петровского, В.В. Давыдова, Р.Б. Стеркиной и др., ранее определявшие концепцию проектирования ПРП.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм.

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.

Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. Свободный доступ среды обеспечивается принципом сомаштабности оборудования рукам, глазам и росту ребенка.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании.

Если понимать под стандартом содержания образования перечень, номенклатуру образовательной информации, подлежащей изучению, анализу и усвоению, то объектами стандартизации является вся совокупность носителей образовательной информации в аспекте создания психолого — педагогических условий развития ребенка в ДОУ. Предметно-развивающее пространство обеспечивает постоянное обогащение и развитие способов деятельности, обобщение практического опыта деятельности и уточнение образа мира. По определению С. Л. Новоселовой развивающая предметная среда – «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого развития личности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов специфической детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы деятельности. Психологически благоприятная развивающая предметно – пространственная среда, косвенно воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывает субкультуру дошкольника, без излишних назиданий формирует представления о красоте, ценностях познания и общения, опыт поведения, чувство эмоциональной защищенности, комфорта, снимает стрессы и напряжения, обогащает процесс становления культуротворчества, улучшает качество жизни.

Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде «строит» психику. Бездеятельность, отсутствие предметов обедняет формирование практического опыта ребенка, ограничивает возможности, творческие замыслы и способности. Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей. Объективно развивающая предметно-пространственная среда в практике дошкольного образования должна пониматься как условие развития «самости» (В. И. Слободчиков) ребенка, и как показатель проявления профессиональной компетентности педагога, его творчества, индивидуальности.

Источник

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка, направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Предусматривающий принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: 

  • Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования.  
  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 
  • Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. 
  • Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм. 
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании. 

Разработчиками ФГОС использовались теоретические идеи и подходы, Давыдова В.В., Стеркиной Р.Б. , Петровского В.А. и др.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и развитие личностных качеств, учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов. Посещая ДОО, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. 

Предметно – пространственная развивающая среда ФГОС важнейший фактор реализации образовательной программы ДОО, ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. Полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. Реализацию различных образовательных программ; 
  4. Создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. Учет национально-культурных, климатических условий. 

На реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения, и должно быть направлено Содержание развивающего пространства. В организации предметно – пространственной среды детей раннего возраста, образовательное пространство должно быть достаточным для возможности движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.                                                       

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами ДОО, родителями (законных представителей) воспитанников, специалистами управляющих структур. 

Для реализации  ФГОС педагогам предстоит  освоить новое содержание дошкольного образования, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности.

Готовность к успешному обучению в школе и дальнейшей жизни состоится, если до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром.

Используя игру, как основной вид деятельности, дошкольник познает мир, его богатство и разнообразии. Но предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной.

Правильно организованная педагогом ДОО развивающая предметно – пространственная среда, воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывая индивидуальные потребности дошкольника.

Ребенок, как активный участник разных видов деятельности социализируется (осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически). 

Взаимодействие педагогов ДОО  и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации интересного дошкольного детства. 

Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей.

Источник

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды ДОО на основе идей личностного развития ребенка,  направленная на реализацию ФГОС.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. 
          Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня. 
          Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. 
          Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования. 
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской. 
          Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически. 
          Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства. 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что развивающая предметно – пространственная среда является важным фактором при реализации образовательной программы ДОУ. Именно ее эффективное планирование и организация призваны обеспечивать:

  1. полноценное развитие детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. 
  2. возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе разного возраста) и взрослых, 
  3. реализацию различных образовательных программ; 
  4. создание необходимых условий для организации инклюзивного образования; 
  5. учет национально-культурных, климатических условий. 

          Содержание развивающего пространства должно быть направлено на реализацию возрастных потребностей старших дошкольников в игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности как форм детского самовыражения. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 

При выделении принципов организации развивающей предметно-пространственной среды (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) разработчики ФГОС использовали теоретические идеи и подходы В. А. Петровского, В.В. Давыдова, Р.Б. Стеркиной и др., ранее определявшие концепцию проектирования ПРП. 

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 

Полифункциональность материалов и оборудования среды предполагает возможность разнообразного использования детской мебели, матов, мягких модулей, легких, переносных, трансформирующихся ширм. 

Вариативность среды предполагает наличие в групповой комнате небольших рекреаций для игр, конструирования, уединения, а также материалов, игр, игрушек, спортивного оборудования для самостоятельного использования. 

Свободный доступ среды для детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, формирует у дошкольников понимание, что все предметы предназначены для их игр и занятий. Свободный доступ среды обеспечивается принципом сомаштабности оборудования рукам, глазам и росту ребенка. 

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям, обеспечивающим надежность и безопасность при их использовании. 
            Если понимать под стандартом содержания образования перечень, номенклатуру образовательной информации, подлежащей изучению, анализу и усвоению, то объектами стандартизации является вся совокупность носителей образовательной информации в аспекте создания психолого — педагогических условий развития ребенка в ДОУ. Предметно-развивающее пространство обеспечивает постоянное обогащение и развитие способов деятельности, обобщение практического опыта деятельности и уточнение образа мира. По определению С. Л. Новоселовой развивающая предметная среда – «это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика». 
           Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого развития личности ребенка (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Предметный мир – это не только игровая среда, а среда развития всех видов специфической детской деятельности: речевой, познавательной, продуктивной, оздоровительной. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы деятельности. Психологически благоприятная развивающая предметно – пространственная среда, косвенно воздействует на ребенка через все органы чувств, учитывает субкультуру дошкольника, без излишних назиданий формирует представления о красоте, ценностях познания и общения, опыт поведения, чувство эмоциональной защищенности, комфорта, снимает стрессы и напряжения, обогащает процесс становления культуротворчества, улучшает качество жизни. 
           Разнообразная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде «строит» психику. Бездеятельность, отсутствие предметов обедняет формирование практического опыта ребенка, ограничивает возможности, творческие замыслы и способности. Процесс развития ребенка и та среда, которую создают педагоги ДОУ, находятся в постоянном взаимодействии: с одной стороны, среда может быть стимулом для развития личности ребенка, с другой стороны – преградой в проявлении индивидуальности, культуротворчества, реализации возрастных потребностей. Объективно развивающая предметно-пространственная среда в практике дошкольного образования должна пониматься как условие развития «самости» (В. И. Слободчиков) ребенка, и как показатель проявления профессиональной компетентности педагога, его творчества, индивидуальности. 

Источник