Идеи развивающего обучения в воспитании и развитии ребенка

Идеи развивающего обучения в воспитании и развитии ребенка thumbnail

1.Сущность понятия развивающего обучения.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др..

Основоположник теории развивающего обучения  Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит  культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть  опережающим  развитием ребенка, основой развивающего обучения  является ребенок,  знания выступают как средства развития ребенка.

Развивающее обучение — это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В такой обобщённой характеристике развивающего обучения содержатся достаточно чёткие ориентиры для любого, кто пожелал бы определить своё отношение к нему.

Традиционное обучение:

В основе его организации лежит классно-урочный принцип. На данном принципе построена традиционная школа. Основателями классно-урочной системы по праву считаются Я.А. Коменский и И.Ф Гербарт. Основной тезис «обучение всех всему».

Главная идея — знания развивают личность учащегося, обучение не может не развивать. Традиционную школу в её классическом варианте отличают четкие и жесткие рамки, явно очерченные границы в организации образовательного процесса, строгие законы взаимодействия учителей и учащихся. Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика.

Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами, ученик является объектом обучения, отношения с учителем часто строятся по авторитарному типу.

Развивающее обучение:

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы — обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным). Соблюдение меры трудности и преодоление препятствий.

2. Принцип — ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип — осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип — работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Характеристика 
системы

Традиционная педагогика

Развивающая 
педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, освоение обобщенных принципов действия

Главный девиз педагога

Делай, как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я — над вами

Я — вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

«Выращивание» человека 

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократичный 

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый 

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы 

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Развивающее образование 
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом

2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития

3.Знания являются средством развития способностей личности

4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса

5.Субъектно-субъектные отношения

6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению

7.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса

8.Педагог ценится не только за имеющиеся у него  знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка

9.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала

Развивающее обучение

1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка

2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)

3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.

4.Субъектно-субъектные отношения

5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса 
             Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.

Принципы развивающего обучения:

— принцип субъектности образования;

— принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

— принцип учета сензитивных периодов развития;

— принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

— принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

— принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; — принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

— принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

— принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

— принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; — принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Итак, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

2. Занятие развивающей системы Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова:

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: 1.Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.

2.Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.

3.Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка  теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.

В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.

Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка.

В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления.

Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации.

В-третьих, дети становятся уверенными в себе и своих возможностях и могут осуществлять самоконтроль, самоанализ собственной деятельности.

Мышление человека – психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач.Для этого человек действует по схеме: цель-средство-решение. У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. 

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.hello_html_32ba91cf.png

3.Занятие, основанное на дидактических принципах Л.В. Занкова

Леонид Владимирович Занков (10 апреля 1901— 27 ноября 1977) советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявлялись условия эффективного их обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор развивающей системы обучения Занкова. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-ых гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру.

— На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду.

— Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

-Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.   

Первым принципом дидактической системы является принцип обучения на высоком уровне трудности.

Второй принцип — в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом, он предусматривает непрерывное движение вперед, непрерывное обогащение учеников все новыми и новыми знаниями, отказ от «топтание» на месте, от однообразного повторения пройденного. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает условия для глубокого осмысления изучаемого. Этот принцип предусматривает безусловное учета дифференцированного подхода к организации процесса обучения. Одни и те же вопросы программы учащиеся проходят с неодинаковой глубиной.

Следующий принцип — принцип ведущей роли теоретических знаний. Л.В. Занков отмечает, что широкое использование теоретических знаний в обучении младших школьников ограничено будто тем, что психологи доказали конкретность их мышления. По его мнению, суждения о конкретности мышления учащихся начальных классов неправильные, а ссылки на психологов не может служить доказательством, поскольку современная психологическая наука не дает для этого оснований.

Следующий принцип — осмысление школьниками процесса учения. Реализация требований этого принципа в своей основе имеет сознательное усвоение знаний, предполагает осмысление целей и задач обучения, сознательное овладение фактическим материалом, активное образование понятий, сознательное усвоение и закрепление знаний, умений, навыков, сознательное их применения, осмысление результатов своей работы. Определяется необходимость осознания, осмысления всех звеньев учебного процесса.

Еще один принцип дидактической системы — необходимость ведения работы над развитием всех учащихся, сильных и слабых, требует, чтобы учитель осуществлял целенаправленную и систематическую работу по воспитанию у каждого ученика уверенности в своих силах, уверенности в том, что рано или поздно этот материал ученик поймет и усвоит его так, как нужно.

Названные принципы в своей взаимосвязанной совокупности составляют основу, фундамент дидактической системы, которая способна обеспечить значительно выше умственное развитие учащихся, чем традиционная система обучения.

Она предусматривает вместе с тем и определенные методические изменения и дополнения. Так, например, исчезла необходимость ставить отрицательные (по тогдашней 5-балльной шкале) оценки, основной стала тематическая оценка, большое внимание уделяется развитию наблюдательности, поэтому проводится много экскурсий в природу, ученикам приходится глубоко анализировать НЕ столько результат, сколько процесс его получения, происходит тесное вплетение новых знаний в систему ранее усвоенных, много внимания уделяется раскрытию сути самих знаний.

Л .В. Занков поставил задачу — построить такую систему обучения, при которой достигался бы более высокий уровень умственного развития учащихся, чем при традиционной методике обучения младших школьников, и эта задача была выполнена в форме создания дидактической системы.

Итак, система Л.В. Занкова направлена на повышение уровня общего умственного развития, в частности на развитие наблюдательности, умение осуществлять анализ и самоанализ, обобщение, конкретизацию и тому подобное.

hello_html_15743c8f.jpg

Отличительные черты теории Занкова.

1.Направленность на высокое развитие школьника.

2.Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3.Быстрый темп прохождения учебного материала.

4.Резкое повышение удельного веса теоретических знаний

Источник

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:

методология и технологии

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Элько­нина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формирова­нии интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует ос­воение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, тео­ретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхожде­ния и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научно­го познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, — это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач.Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование.Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

Источник