Идеи развивающего обучения в развитии ребенка

Идеи развивающего обучения в развитии ребенка thumbnail

Технологии
развивающего обучения

В основе
технологий развивающего обучения лежит
теория, которая берет свое начало в
работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского
и др. Научное обоснование теории она
получила в трудах Л.С. Выготского, который
выдвинул идею обучения, идущего впереди
развития и ориентированного на развитие
ребенка как на основную цель. Согласно
его гипотезе, знания являются не конечной
целью обучения, а всего лишь средой
развития учащихся.

Идеи
Л.С. Выготского были разработаны и
обоснованы в рамках психологической
теории деятельности А.Н. Леонтьевым, П.
Я. Гальпериным и др.). В результате
пересмотра традиционных представлений
о развитии и его соотношении с обучением
на первый план было выдвинуто становление
ребенка как субъекта разнообразных
видов человеческой деятельности.

Свое
дальнейшее развитие теория развивающего
обучения получила в экспериментальных
работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В.
Давыдова и др. В их концепциях обучение
и развитие предстают как система
диалектически взаимосвязанных сторон
одного процесса. Обучение признается
движущей силой психического развития
ребенка, становления у него всей
совокупности качеств личности. В
настоящее время в рамках концепции
развивающего обучения разработан ряд
технологий, отличающихся целевыми
ориентациями, особенностями содержания
и методики.

Под
развивающим обучением, по мнению В.В.
Давыдова, понимается новый,
активно-деятельностный способ (тип)
обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу
(типу). В технологии развивающего обучения
ребенку отводится роль самостоятельного
субъекта, взаимодействующего с окружающей
средой. Это взаимодействие включает
все этапы деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию
целей, анализ результатов деятельности.
Развивающее обучение направлено на
развитие всей целостной совокупности
качеств личности.

Развивающее
обучение происходит в зоне ближайшего
развития ребенка. Л.С. Выготский писал:
«Педагогика должна ориентироваться не
на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития». Он выделял два
уровня в развитии ребенка:

сферу
(уровень) актуального развития – уже
сформировавшиеся качества и то, что
ребенок может делать самостоятельно;

зону
ближайшего развития – те виды деятельности,
которые ребенок пока еще не в состоянии
самостоятельно выполнить, но с которыми
может справиться с помощью взрослых.

Зона
ближайшего развития – большая или
меньшая возможность перейти от того,
что ребенок умеет делать самостоятельно,
к тому, что он может, умеет делать в
сотрудничестве.

Существенным
признаком развивающего обучения является
то, что оно создает зону ближайшего
развития, вызывает, побуждает, приводит
в движение внутренние процессы психических
новообразований.

Развивающее
обучение: идеи, технологии, методическое
обоснование

1.
Развитие личности и его закономерности

2.
Обучение и развитие

3.
Концепции развивающего обучения 3.
Технологии развивающего обучения

4.
Литература

Развитие
личности и его закономерности

Личность
— человек как субъект отношений и
сознательной деятельности, способный
к самопознанию и саморазвитию. Личностью
человек становится в процессе развития.

Развитие
— процесс количественных и качественных
изменений в организме, психике,
интеллектуальной и духовной сфере
человека, обусловленный влиянием внешних
и внутренних, управляемых и неуправляемых
факторов.

Свойства
и закономерности развития:

Имманентность:
способность к развитию заложена в
человеке природой, она есть неотъемлемое
свойство личности.

Биогенность:
психическое развитие личности во многом
определяется механизмом наследственности.

Социогенность:
социальная среда, в которой происходит
развитие человека, оказывает огромное
влияние на формирование личности.

Психогенность:
человек — саморегулирующая и самоуправляющая
система, процесс развития подвержен
саморегуляции и самоуправлению.

Индивидуальность:
личность представляет собой уникальное
явление, отличающееся индивидуальным
подбором качеств и собственным вариантом
развития.

Стадийность:
развитие личности подчиняется стадии
зарождения, роста, кульминации, увядания,
упадка.

Неравномерность
(нелинейность): индивид уникален, каждая
личность развивается в своем темпе,
испытывая случайно распределенные во
времени ускорения (спонтанность) и
противоречия роста (кризисность).

Физический
возраст определяет количественные
(ограниченность) и качественные
(сензитивность) возможности психического
развития.

Развивающее
обучение учитывает и использует
закономерности развития, приспосабливается
к уровню и особенностям индивидуума.

в начало

Обучение
и развитие

Существуют
разные точки зрения на соотношение
обучения и развития. В отечественной
психологии утверждается теория обучения,
сформулированная А.В.Выготским в начале
30-х годов, где ведущая роль была признана
за обучением. Введенное им понятие ‘зоны
ближайшего развития’ раскрывает это
теоретическое положение: ребенок,
обучаясь с помощью взрослого, начинает
выполнять то, чего он до этого не мог
делать самостоятельно, т.е. психическое
развитие благодаря обучению делает шаг
вперед. Те возможности и способности,
которыми обладает ребенок к моменту
обучения — это есть, по Л.С. Выготскому,
‘зона актуального развития’.

Следовательно,
обучение и развитие находятся в единстве,
причем обучение, опережая развитие,
стимулирует его, и в то же время само
опирается на актуальное развитие.
Поэтому обучение должно ориентироваться
‘на завтрашний день детского развития’.

Развивающее
обучение происходит в зоне ближайшего
развития.

в начало

Концепции
развивающего обучения

Концепция
Л.В. Занкова направлена на раннее
интенсифицированное общее психологическое
развитие личности.

Концепция
З.И Калмыковой направлена на формирование
продуктивного или творческого мышления.

Концепция
Е.Н. Кабановой направлена на формирование
операций мышления, которые она называет
приемами учебной работы.

Концепция
Г.А .Цукерман направлена на обучение
учащихся навыкам учебного сотрудничества.

Концепция
В.В. Давыдова — Д.Б .Эльконина
личностно-развивающего обучения
направлена на развитие теоретического
сознания и мышления.

Концепция
С.А .Смирнованаправлена на создание
условий для максимального развития
способностей ребенка в сочетании с
интенсивным накоплением социального
опыта и формированием у него внутреннего
психологического покоя и уверенности
в своих силах.

Концепция
И.С. Якиманской направлена на развитие
индивидуальных познавательных
способностей каждого ребенка, на познание
себя личностью, на самоопределение и
самореализацию в процессе обучения.

Концепция
Г.К.Селевко направлена на формирование
доминанты самосовершенствования
личности, включающая в себя установки
на самообразование, на самовоспитание,
на сомоутверждение, самоопределение,
саморегуляцию и самоактуализацию.

Концепция
И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова
направлены на развитие различных сфер
личности и имеют как общие, так и
специфические особенности.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам рост

в начало

Технологии
развивающего обучения Л.В. Занкова

Ведущая
роль в развитии принадлежит обучению:
изменение построения обучения влечет
за собой изменение психического облика
школьника.

Обучение
действует, преломляясь через внутренние
особенности ребенка, в результате чего
каждый ребенок под влиянием одной и той
же формы обучения достигает своих
ступеней развития.

Дидактическая
характеристика системы

Цели
обучения:

общее
психическое развитие личности;

создание
основы для всестороннего гармоничного
развития.

Содержание
образования:

Богатое
содержание начального образования,
которое дает учащимся общую картину
мира на основе ценностей науки, литературы,
искусства.

Дидактические
принципы системы:

обучение
на высоком уровне трудности;

изучение
программного материала быстрым темпом;

ведущая
роль теоретических знаний;

осознание
школьниками процесса учения;

общее
развитие всех учащихся, в том числе и
наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства
методической системы

многогранность;

процессуальность
познания;

разрешение
коллизий;

вариативность

Особенности
организационных форм

Урок —
основная форма организации обучения,
но более динамичен, гибок; меняется его
содержание.

Система
развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Ребенок
рассматривается как самоизменяющийся
субъект учения, имеющий потребность и
способность в самоизменении.

Дидактическая
характеристика системы

Цели
обучения:

формировать
теоретическое сознание и мышление, СУД
(способы умственных действий);

обеспечить
условия для превращения ученика в
учащегося.

Содержание
образования

Основу
содержания обучения составляет система
научных понятий, определяющая общие
способы действия в предмете (как
предпосылка овладения общими принципами
решения задач определенного класса).

Свойства
методической системы:

концепция
целенаправленной учебной деятельности;

проблемное
изложение знаний;

метод
учебных задач;

коллективно-распределительная
деятельность.

Вопросы
для самоконтроля

Какова
взаимосвязь обучения и развития? Обучение
влечет за собой развитие или развитие
способствует быстрейшему обучению?

Какие
существуют уровни развития личности?

В чем
сущность системы Л.В.Занкова?

В чем
сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

в начало

Литература

Альтшуллер
Г.С. Алгоритм изобретения. — М., 1973.

Бардин
К.В. Как научить детей учиться. — М., 1987.

Бернс
Р. Развитие Я-концепции и воспитания. —
М., 86.

Библер
В.С. Мышление как творчество. — М., 1975

Верницкая
Н.Н. Индивидуальность личности — Минск,
1990.

Возрастные
и индивидуальные особенности образного
мышления учащихся /под ред. И.С. Якиманской
— М., 1989

Грибов
Ю.А. психолого-педагогические условия
развития творческого воображения
учащихся и учителей //Вопросы психологии
— 1989. — ? 2.

Давыдов
В.В. Проблемы развивающего обучения —
М.: Педагогика. — 1986.

Давыдов
В.В. Теория развивающего обучения. М.,
1996.

Давыдов
В.В. и др. Организация развивающего
обучения в V-IX классах средней школы
//Психологическая наука и образование.
— 1997 — ? 1.

Занков
Л.В. Наглядность и активизация обучающихся
в обучении — М.: Учпедгиз, 1960.

Занков
Л.В. О начальном обучении — М., 1963.

Кабанова-Меллер
Е.Н. Формирование приемов умственной
деятельности и умственное развитие
учащихся — М., 1968.

Калмыкова
З.И. Продуктивное мышление как основа
обучаемости. — М., 1981.

Ковалев
А.Г. Личность воспитывает себя — М., 1989.

Леви
В. Нестандартный ребенок. — М., 1983.

Лук
А.М. психология творчества. — М.: Наука,
1979

Обучение
и развитие /Под ред. Л.В.Занкова — М., 1975

Педагогика:
педагогические теории, системы,
технологии. Учеб.пособие для студ. Сред.
Пед. Учеб. заведений /Под ред. С.А.Смирнвоа.
— М.; 1998.

Психологические
критерии качества знаний школьников
/под рук. И.С.Якиманской — М., 1990.

Репкин
В.В, Репкина Н.В. Развивающее обучение:
теория и практика — Томск, 1997.

Селевко
Г.К. Доминанта в развитии личности
//Народное образование — 1995. — ? 8.

Селевко
Г.К. Руководство по организации
самовоспитания школьников — М. — ? 6, 1999.

Селевко
Г.К. Саморазвивающее обучение — Ярославль:
ИПК, 1996.

Селевко
Г.К. Современные образовательные
технологии. — М.: НО, 1998

Цукерман
Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.
— М.: Интерпакс, 1995.

Шадриков
В.Д. Личностно-ориентированное обучение
//Педагогика — 1994. — ? 5.

Шадриков
В.Д. Психология деятельности и способности
человека. — М.: Логос, 1996.

Якиманская
И.С. Дифференцированное обучение:
‘внешние’ и ‘внутренние’ формы // Директор
школы — 1995 — ? 3.

Якиманская
И.С. Развивающее обучение — М., 1979.

Источник

Тео́рия развива́ющего обуче́ния — это направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и
формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития[1].

История понятия[править | править код]

Теория начала формироваться в конце 1950-х — 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально.

Термин «развивающее обучение» был введён В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошёл в массовую педагогическую практику[2].

Исследования развивающего обучения начались ещё в 1950-е годы с выявления следующего факта: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Это было описано Б. Г. Ананьевым и Л. В. Занковым. Тем самым была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников, которая стала активно обсуждаться в трудах советских психологов и педагогов. Так, уже в 1960-е гг., когда было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения даёт определённый положительный эффект в развитии детей, с резкой критикой традиционного обучения выступили Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие[3].

Методологическая основа понятия[править | править код]

Понятие «развивающее обучение» основано на теории культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.

В культурно-исторической психологии была поставлена проблема соотношения обучения и развития, которая представляет, по словам Л. С. Выготского, «самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии… не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены»[4]. По мнению Л. С. Выготского, к началу 1930-х гг. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития:

  • первые — не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения;
  • вторые и третьи — признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано.
Читайте также:  Этапы развития ребенка и отклонения

Эти теории с некоторыми модификациями существуют в современной психологии, имея под собой обоснования экспериментального и практического характера. Каждая из них имеет своих сторонников, но по внутреннему смыслу они делят своих приверженцев на два лагеря.

При решении проблемы соотношения обучения и развития Л. С. Выготский основывался на обще используемом законе генезиса психических функций ребёнка[5]. Развитие ребёнка реализуется — по Л. С. Выготскому — через «зоны ближайшего развития», которые формируются в процессе его обучения, в общении со взрослыми и товарищами. Это положение означает, что новое действие ребёнок самостоятельно сможет сделать лишь тогда, когда сделает это во взаимодействии с другими. Новая психическая функция станет собственным «индивидуальным продолжением» её выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития»[6]. Вне такого обучения в психической жизни ребёнка невозможны такие процессы, которые связаны с его развитием. Обучение — внутренне необходимый и всеобщий момент развития.

В работах Л. С. Выготского нет предметного описания развивающего обучения, которое в трудах психолога осталось лишь гипотезой. Она была разработана и обоснована в рамках психологической теории деятельности[5].

Основные теории развивающего обучения[править | править код]

К основным теориям развивающего обучения относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Дидактическая система Л. В. Занкова[править | править код]

С 1960-х годов Л. В. Занков разрабатывал в лаборатории экспериментальной дидактики Академии педагогических наук РСФСР дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников[7].

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически[8].

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова[править | править код]

Развивающее обучение в системе Эльконина — Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, т. e. должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи[9].

На этом в системе Эльконина — Давыдова основываются как логика и содержание учебных предметов, так и организация учебного процесса (в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта). В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания по принципу «от абстрактного к конкретному»[9].

Одной из первых успешных попыток практической реализации системы стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991—1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации[10]. По мнению педагогов школ, в которых дети учат математику по данному курсу, он развивает логическое мышление и прививает любовь к математике. В 2014 году первый зампред Комитета Государственной думы по образованию О. Н. Смолин, отмечал, что по учебникам Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступавших на международных математических олимпиадах[11].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Статьи В. В. Давыдова
  • Психологические основы развивающего обучения — Учебник «Педагогическая психология» (РУДН)

Литература[править | править код]

  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  • Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1999.

Источник

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:

методология и технологии

Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.

Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.

Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыс­лительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Читайте также:  Таблица психологического развития ребенка от года до 3 лет

Принципы развивающего обучения

Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Принцип обучения быстрым темпом.

Принцип осознания школьниками процесса учения.

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.

Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».

3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.

5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Элько­нина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формирова­нии интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует ос­воение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, тео­ретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхожде­ния и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научно­го познания, двигаться от абстрактного к конкретному.

Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.

1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.

2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.

3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.

4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.

Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.

Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.

Основные понятия:

o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, — это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).

o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.

o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.

o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.

o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.

o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

o метод учебных задач.Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

o моделирование.Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.

Источник