Идеал как основа для духовного развития ребенка
Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили
Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детейнаметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.
Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.
Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены.Нормальные люди теряются в антикультурной среде: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи. Организовать воспитание без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается,как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.
Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Источник
Духовное развитие
Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.
Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.
Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Основа духовного развития — родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.
Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.
Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.
Что делать для духовного развития ребенка
Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.
Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.
Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.
Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.
Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать — это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.
Источник
Наталья Асанова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольников»
Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Успех становления зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы нравственности и духовности.
В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.
Родившийся ребёнок –как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаёт задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.
Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитаниярасширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.)
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;
Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.
Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.
Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.
Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.
Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ)
Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.
Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.
Источник
Библиографическое описание:
Алеуова Р. Ш., Айтмуратова К. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка // Молодой ученый. 2019. №4. С. 369-370. URL https://moluch.ru/archive/242/56077/ (дата обращения: 13.03.2020).
В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.
Ключевые слова: личность, детство, духовность, душевность, мораль, нравственное воспитание.
Введение. Период дошкольного детства — это сенситивный период для овладения морально-этическими нормами, где воспитание морально-духовных ценностей является базовым в воспитании личности и имеет определяющее влияние на жизнь в зрелом возрасте. Сегодня вопрос нравственного развития и нравственного воспитания является очень актуальным, поскольку наблюдается ухудшение общего морального состояния общества. Итак, существует потребность обратить внимание на нравственное развитие детей как будущих граждан.
Детство — это такой жизненный опыт, когда индивидуум, и как человек, и как личность, менее защищен от социального, психологического и физиологического насилия; это период овладения морально-этическими нормами дальнейшей, взрослой, жизни.
По нашему мнению, детство — это период рождения и становления духовных, этических, моральных и религиозных ценностей. Это основы становления гражданина и патриота своей страны.
Сегодня ученые разработали огромное количество форм и методов работы образовательно-воспитательных заведений с семьей, направленных на объединение усилий для достижения общей конечной цели: формирование высокодуховной личности.
Мы часто с легкостью употребляем слова духовный, душевный, моральный, не слишком задумываясь над содержанием каждого из них и даже часто подменяя одно понятие другим, рассматривая их как синонимы. Однако хоть эти понятия и тесно связаны, каждое из них имеет свою специфику, отличается от другого, характеризуется своим вектором.
Духовность — это самое ценное измерение бытия (внутреннего и внешнего в их единстве), его соотнесенность с абсолютными ценностями: вечностью, творчеством, свободой.
Какие же ценности нужно воспитывать в детстве? Прежде всего определимся с понятием «ценность». Ценностью может быть любой предмет или объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта, группы, коллектива, возрастного слоя, этноса. Нравственными ценностями являются нормативные представления о добре и зле, а также справедливость, честность, вежливость, чуткость, общечеловеческие идеалы, нормы, принципы.
Воспитывать у детей чувство любви, справедливости, правды, сострадания, милосердия как никогда актуально. Казалось бы, к этому стремятся педагоги, родители. Но результат далеко не всегда бывает удовлетворительным. Почему? Прежде всего заглянем в себя, как советует выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори, вспомним ее слова: «Если мы хотим нашим детям дать нравственное воспитание, то прежде всего следовало бы спросить у самих себя, действительно ли мы их любим и искренни в своем стремлении прививать им «нравственность»? Думаем, М. Монтессори понимала глубокий смысл понятий: любовь, послушание, вежливость, взаимопомощь, благодарность, уважение и т. д., и чувствовала большую ответственность за формирование этих качеств у детей.
Поскольку любовь, благотворительность, милосердие — это сферы проявления человеческого духа, следует стремиться к тому, чтобы дети могли проявлять эти качества повседневно.
Современные педагоги и родители в основном решили, что для духовного развития ребенка крайне важны и религиозные, и высоконравственные светские ценностные ориентиры, которые маленькими дольками закладывают мощную почву совершенной духовности завтрашнего взрослого человека.
Важно то, что такая личность активно использует их для преодоления не бытовых, а, прежде всего, смысложизненных проблем, которые выражаются для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого существования. С другой стороны, иерархия духовных ценностей дает личности возможность существовать и действовать свободно, то есть сознательно, целенаправленно, руководствуясь собственными интересами.
Определяющими чертами морального облика воспитанного человека всегда считались доброта, щедрость, жертвенность, честность, справедливость, искренность, приветливость, почтительность, толерантность, внимательность, заботливость, умеренность, требовательность к себе и тому подобное. Воспитанный человек обязательно нравственен. Поэтому главная задача воспитания — обеспечить нравственное становление детей, в частности дошкольников. Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Это сфера субъективных представлений человека о добре и зле. Моралью также называют непосредственно человеческое поведение.
Нравственность — практическая сторона морали, в полной мере выражающаяся в поведении людей. Это способность творить добро не по внешнему принуждению, а благодаря внутреннему сознанию и доброй воле.
Нравственность включает следующие составляющие: нравственные чувства (идеалы, традиции, нормы, принципы), нравственные отношения, моральная деятельность и поведение.
Осуществлять воспитательное воздействие следует одновременно в двух параллельных направлениях. Первый условно назовем: обогащение общего нравственного опыта ребенка. Главная его цель — как можно глубже познать смысл и значение моральных требований — и таким образом установить для себя границы дозволенного. Второе направление воспитательного воздействия — обогащение опыта поведения ребенка в конкретных ситуациях нравственного выбора. Его задача — интегрировать отдельные достижения нравственного опыта дошкольников в реальные нравственные поступки в конкретных жизненных ситуациях.
Вывод. Проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения является особенно актуальной и значимой, поскольку образ жизни современных людей, в том числе родителей, делает невозможным привлечение детей к истокам развития нравственности и усвоения морально-духовных ценностей и поступков. Нравственное воспитание является фундаментальным в общей системе воспитания личности ребенка.
Особенности и специфика нравственного воспитания детей обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями детей, поиском различных и эффективных методов и приемов образовательной работы для достижения главной цели — становления высокодуховной личности ребенка.
Литература:
- Психологические особенности развития детей 6–7 лет/Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А. А. — М., 1988.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, воспитанный человек, воспитательное воздействие, личность, норма, поведение людей, ребенок, ценность.
Источник