И чумакова развитие речи ребенка раннего возраста 1 3 года
Силохина Галина Васильевна
Статья на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года)»
Чумакова, И.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) / И. Чумакова // Дошкольное
воспитание. — 2012. — № 12. — С. 67-71 .
Кл.слова (ненормированные):
ранний возраст — развитие речи — занятия по развитию речи — речевое
развитие — возрастные особенности — звукопроизношение — общение с
детьми — речевые умения — речевое общение
Аннотация: В статье рассматривается возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
Развитие речи ребенка раннего возраста ( 1 – 3 года )
Вашему малышу исполнился год! Он подрос, выросли и его речевые
возможности: в знакомой бытовой ситуации хорошо понимает обращенную к нему
речь, может выполнить простые просьбы. В активном словаре ребенка от 5 до 15
облегченных слов, которые он активно использует в общении со взрослым. У
ребенка сохраняется потребность в эмоциональном общении с близкими людьми, но
уже появляется предметно направленное (деловое) общение с ним.
Что же должно произойти с речевым развитием малыша в период от 1 года до 3
лет? Это возраст существенных перемен в его жизни. Особенно интенсивно
развивается речь, так как именно ранний возраст определяется как сенситивный
(оптимальный и наиболее чувствительный) период для усвоения речи, что является
одним из основных достижений ребенка.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется
понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.
На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для
психического развития малыша .Речь начинает выполнять свои ведущие функции:
•
Коммуникативную (происходит смена форм общения, ведущей
становится, постепенно, при активном воздействии взрослого, формируется
потребность в речевом общении);
•
Познавательную (речь становится важнейшим средством передачи ребенку
общественного опыта);
•
Регулирующую (ребенок начинает сопровождать свои действия речью, а к 3
годам способен рассказать о проделанном, увиденном).
Рассмотрим более подробно возрастные показатели речевого развития
детей раннего возраста.
• Уже в год малыш понимает названия знакомых ему окружающих
предметов, действий, движений. По просьбе взрослого находит нужные
предметы и выполняет заданные действия: «Положи!», «Дай!», «открой!»,
«Возьми!». При словах «до свидания» машет рукой, играет в»ладушки»,
«прятки» (закрывает лицо руками или накрывает пеленкой). Чуть позже
начинает понимать обозначаемые на простых сюжетных картинках
купается!». В активной речи пользуется лепетом и отдельными
облегченными словами: дай, ня, бах. ав-ав, ляля, понятными только в
конкретной ситуации. Речевая активность малыша, как правило, возрастает
в моменты двигательной активности.
• К 1,5 годам малыш способен обобщать предметы по существенным
признакам, находить однородные предметы по слову взрослого (любая
кукла – это кукла, а не только та, с которой привык играть ребенок).
Понимает значение пространственных предлогов «в», «на», выполняет
словесные инструкции: «Положи лопатку в ведерко!», «Сядь на стульчик!».
По просьбе взрослого показывает части тела на себе, на кукле. В активном
словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов.
Появляются и полные слова: машина, кукла ,заяц, банан, которые,
конечно, еще не имеют правильного звукового оформления и произносятся
с заменой или смягчением согласных: масиня, кукля, сяять, банянь или с
пропусками звуков: атина, кука. Малыш отвечает на вопросы «Кто это?»,
«Что это?» в реальной ситуации и по картинке, стремится связать два слова
в предложение; при этом речь сопровождает жестами, мимикой,
движениями. После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и
может правильно выбрать игрушки по их звучанию.
•
К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и
множественного числа имени существительного (кукла – куклы), слов с
уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик, домик). Он выполняет
просьбы взрослых, состоящие из двух частей: «Возьми… и поставь на…».
Понимает значение предлогов «под», «у», «с». Понимает несложный
рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого по ее
содержанию: «Кто это?», «Где?», «Что делает?». Договаривает последние
слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым все
активнее использует фразы из двух слов. С 1 года 9 месяцев начинает
различать речевые звуки. В процессе игры «Угадай, кто кричит!» находит
необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит
крики животных: ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку, малыш находит
игрушку-животное, которое так кричит).
•
К 2 годам ребенок может понять короткий рассказ взрослого без опоры на
картинку о событиях, имеющихся в его опыте (например, о том, что он
делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях. Понимает
единственное и множественное число глаголов. После 2 лет появляются
вопросительные слова, и малыш начинает задавать вопросы:»Где?»,
«Куда?», «Как?», «Что это?».
•
К 2,5 годам значительно возрастает понимание обращенной речи: понимает
предлоги «за», «по», «до», «над»; настоящее и прошедшее время глагола;
единственное и множественное число прилагательных; прилагательные,
обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, красный,
синий, Желтый, зеленый, сладкий, кислый и др.) Ребенок понимает
обобщенные понятия «игрушки», «посуда», «одежда», «животные», хотя
еще не пользуется ими в активной речи. Показывает на нужную картинку
по просьбе взрослого: «Покажи где мишка. А где мышка?». В активной
речи использует многословные (более трех слов) предложения. Легко и
активно подражает незнакомым словам из речи взрослого. Вступает в
диалог со сверстниками во время игр. Подражает им в действиях и речи.
•
К 3 годам ребенок начинает понимать предлоги «через», «около», «перед»;
глаголы с различными приставками (прибежала, убежала, забежала),
значение пространственных наречий, обобщающие слова. Начинает все
чаще использовать их в активной речи. Речь для ребенка 3 лет – регулятор
его поведения: он слушается старших, т.е. выполняет их указания в
словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего
возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и
организация предметно-развивающей среды так как ведущей
деятельностью малыша становится предметная.
•
Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками
(пирамидками, машинками ,куклами, кубиками, фигурки животных),
проявляет интерес и к другим предметам ближайшего окружения, особенно
к тем, что в руках у взрослого. Пытается подражать действиями и речи
взрослого. Ваша задача – сделать эту деятельность насыщенной и
разнообразной.
•
Старайтесь чаще рассказывать или читать ребенку народные и авторские
сказки, потешки, стишки. Для детей раннего возраста желательно выбирать
народные сказки с повторяющимися фрагментами и фразами, что облегчает
восприятие и улучшает запоминание текстов («Репка», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Теремок» и др.) Эмоционально насыщенными и понятными по
содержанию являются стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова.
•
Поощряйте любопытство, культивируйте у малыша такое ценное качество,
как умение задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский
вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир-
новый . Создайте возможность получать новые впечатления.
•
Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное
звукопроизношение, он должен правильно воспринимать и различать
неречевые и речевые звуки. Для этого проводите игры на развитие
слухового внимания и фонематического слуха: «Отгадай что звучит!»
(ребенок отгадывает предмет по звуку: бубен, барабан, дудочка); «Кто как
кричит?» (отгадать животное по « голосу»); « Подскажи словечко!»
( взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение, он
должен сказать недостающее слово); «Различи слова!» (подобрать картинки
к словам, похожим по звучанию: шар – шарф, дом – дым) и др.
Близкие взрослые должны внимательно следить за речевым поведением
малыша и своевременно обращать внимание на возникшие проблемы. Так,
родители должны насторожиться, если:
•
К 1 году 3 месяцам малыш на вопрос «Где?» не находит и не понимает
названий игрушек, предметов одежды, посуды,не выполняет знакомых
действий по просьбе взрослого («Покачай лялю!», «Поцелуй маму!»); не
ориентируется в комнате ( «Где твоя кроватка?», «Где твой горшок?»0;
не лепечет и не пользуется облегченными словами;
•
К 1,5 годам обобщает предметы по существенным признакам ( сидя за
столом, на просьбу «Дай маме ложку!», должен дать любую ложку, а не
только ту, которой его всегда кормят); не понимает предлогов «в» и «на»
и, соответственно, не может выполнить просьбы типа «Положи кубики в
коробку!», «Поставь чашку на стол!»; не может правильно выбрать
игрушки по их звучанию «Угадай, что это!» (дудочка, барабан); не
пользуется полными простыми или даже облегченными словами;
•
К 1 году 9 месяцам не понимает несложный рассказ по сюжетной
картинке (мальчик катает машину) и не отвечает на вопросы взрослого
по картинке («Где…? Покажи!); не понимает единственного и
множественного числа существительного (показать на картинках, где
шар, а где шары); не различает слова с уменьшительно-ласкательным
суффиксами (заяц – зайчик); не узнает игрушки-животных по голосам
(Кто как кричит?»
•
К 2 годам не понимает рассказ взрослого о событиях из жизни ребенка
(без показа картин) и не отвечает на вопросы; не понимает предлогов
ииспользованием; не понимает единственного и множественного числа
глагола (девочка рисует, девочки рисуют); в общении со взрослым
0предложения, не употребляет прилагательные и местоимения, слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, трехсложные слова без
стечения согласных (машина, малина);
•
К 2,5 годам ребенок по просьбе взрослого не может показать части своего
тела и лица; не понимает названия домашних животных (собака, кошка,
корова) и не может показать части тела животных (хвост,усы, лапы), не
ориентируется в величине предметов (большой-маленький) и не
выделяет предметы по цвету (красный, синий, желтый,зеленый), не
понимает наречий (близко, далеко, быстро, медленно, темно, светло); не
ориентируется в настоящем и прошедшем времени (не различает
вопросы «Что ты делаешь?» и «Что ты делал?»); не различает на слух
слова, похожие по звучанию (мышка-мишка, стол-стул, усы-уши), не
находит нужную картинку.
•
К 3 годам не понимает предлоги «через», «около», «перед», слова с
уменьшительными и увеличительными суффиксами (дом-домик-
домище), глаголы с различными приставками (закрыть открыть,
прилетел, улетел, залетел); не различает на слух слова, похожие по
звучанию (дом-дым,коса-коза);не употребляет в активной речи сложных
предложений, не задает вопросов «Почему?», «Когда?», не согласует
существительное с прилагательным (красная юбочка, красный мяч).
Если речь малыша не соответствует возрастным показателям,
обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.
И. Чумакова, кандидат
педагогических наук, доцент.
Источник
Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.
Особенности речевого развития детей раннего возраста.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н.А. Гвоздев , В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова и др.
Особенности :
- Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
- Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
Возникает описательная речь;
Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
Методические рекомендации по развитию речи детей раннего возраста
Как организовать занятие с малышом
Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения малыша с задержкой в психофизическом развитии совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи в передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут). Родителям нужно определить, чему уделить внимание, подобрать необходимые игрушки и пособия, выбрать время максимальной активности ребёнка. Занятия должны проходить только в форме игры, интересной для ребёнка. Так же в игру можно превратить любой режимный момент, любую процедуру по уходу за ребёнком. Проводить игру лучше, когда ребёнок находится в хорошем настроении. Гимнастика, массаж — все эти необходимые процедуры дают возможность общаться родителям с малышом, привыкать к его
особенностям характера и темперамента, а малышу — приспосабливаться к новым условия и радоваться жизни.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация.или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»
Игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребенка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своем инстинктивном стремлении к саморазвитию ребенок уже на первом году жизни неудержимо рвется к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В «возне» с ними заключен большой смысл: ребенок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек; рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка; бумажные кораблики; куклы из тряпочек, бумаги или соломы.
Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребенок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслитель¬ной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Дошкольник писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Целые листы бумаги покрываются изображениями людей, подобий животных, зданий, различных предметов, часто ему одному понятными каракулями. Так он на бумаге закрепляет все представления, чувства, мысли, их комбинации и хитросплетения, в течение определенного периода возникшие в его уме или душе. Взрослый, записывая свои мысли, имеет возможность неоднократно возвращаться к работе с ними: прочитывать, «шлифовать», дополнять и формулировать до истинно понятийного смысла. Ребенок не способен на такую сознательную работу: он нарисовал — и бросил, его мысль, воображение уже унеслись в другом направлении. Облечь мысль в слово таким образом, чтобы оно стало понятно окружающим, — вот одна из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый конкретный рисунок малыша имеет непреходящее и уникальное значение. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребенка в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно-ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком и, возможно, искажать некоторые слова. Это не должно вас пугать — пойте песню вместе с «главным исполнителем», но, в отличие от него, пойте ее правильно. Почаще предоставляйте малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии — так рождается творец!
Заключение
Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.
В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:
говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
-
каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку. игра — основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.
не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь — образец для подражания.
Источник