Художественные проекты как средство развития ребенка

Художественные проекты как средство развития ребенка thumbnail

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Касторенский детский сад «Сказка»

Касторенского  района

Курской области

(Из опыта работы)

(сообщение на августовское секционное занятие)

Воспитатель: Санникова Елена Витальевна

п. Касторное 2017год.

Каждый ребенок —  художник.                      

   Трудность в том, чтобы остаться  художником,

выйдя из детского возраста»

/Пабло Пикассо /

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

В соответствии с ФГОС, одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Формирование интереса у детей  к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении способствует художественно-эстетическое развитие.

В нашем  детском саду  мы широко применяем метод проектной деятельности, так как это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

В связи с вышеуказанным одним из эффективных средств решения задач художественно-эстетического развития, метод проектов, является   важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Среди различных проектов по художественно-эстетическому развитию особенно запомнился проект «Цветные чудеса». Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Применение разнообразных  техник способствуют развитию ребенка всесторонне,

-развивают уверенность в своих силах;

-развивают пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждать детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Цель проекта: развивать умения и опыт в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике рисования.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
  3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
  4. Развивать творческое мышление.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный -создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
  2. Диагностический — выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.
  3. Практический — апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
  4. Обобщающий-распространение и внедрение опыта в практику других групп ДОО

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Приобретут умение самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  2. Смогут использовать в изобразительной деятельности разнообразные нетрадиционные способы передачи изображения.
  3. Улучшат состояние мелкой моторики рук, расширят возможности творческого воображения, композиционные умения, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
  4. Сформируются практические навыки работы с различным материалами.

Для родителей:

  1. Приобретут знания для развития детского творчества;
  2. Примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
  3. Получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
  4. Проявят единство, творчество и заинтересованность.

Для педагогов:

  1. Создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного  материала;
  2. Расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественного-эстетического развития детей;
  3. Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.

Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков: кляксография, рисование пальчиками, ладошками, тычок жесткой сухой кистью и много других, которые вам хорошо известны.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Смешанная техника рисования. Восковые мелки и акварель.

В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча и акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисование свечой.

  1. Рисуется эскиз простым карандашом.
  2. По контуру   карандаша обвести свечой, нажимая на неё.
  3. Покрыть поверхность водой слева –направо.
  4. Нанести фон акварельными красками. Там, где рисовали свечой краска ложиться не будет.

Рисование пластилином.

Тщательно прочерчиваем все линии и места перехода цвета.
Натираем пластилин на терке, выкладываем тертый пластилин на основу, слегка придавливая его. Контуры и линии выкладываем черным пластилином.

Печатание листьями.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Подводя итог можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом художественно-эстетического развития детей является метод проектов.

А использование нетрадиционных техник в процессе реализации проекта позволило повысить творческую активность, раскрыть творческий потенциал детей, специальные возможности, позволяющие детям самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития  на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно — эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

·        развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

·        становление эстетического отношения к окружающему миру;

·        формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

·        стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

·        реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

· краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели);

· средней продолжительности (2-3 месяца);

· долгосрочные (на несколько учебных лет).

Структура любого проекта включает в себя:

·    тему проекта (название)

·          тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)

·          цель проекта

·          задачи проекта

·         работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)

·          форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)

·          результат проекта (оформление результатов, анализ).

Формы, используемые в работе над проектом:

·          дидактические игры;

·          наблюдения;

·          экскурсия;

·          чтение художественной литературы;

·          экспериментирование;

·          театрализованные игры;

·          опытническая и трудовая деятельность;

·          просмотр видеофильмов и телепередач;

·        рассматривание и изучение иллюстрационных материалов;

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, соответствует социальному заказу на современном этапе, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Источник

ИРИНА ГАРКУША
Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

Актуальность темы

Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила создать кружок «Фантазия» по нетрадиционной технике рисования, чтобы помочь развитию их творческого потенциала. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Развивающие:

— Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

— Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать,проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

— Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

— Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

— Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Оздоровительные:

Благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

По составу участников: дети старшей группы и родители.

Сроки реализации: 1 год.

Основные принципы развития детского творчества:

Принцип поэтапности (от простого к сложному)

Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В рисунках детей наблюдается новизна, оригинальность и вариативность как способ решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

2. Дети умеют находить адекватные выразительные, изобразительные средств для создания художественного образа;

3. Дети проявляют интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

4. В процессе совместной деятельности наблюдается самостоятельность при выборе сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественной выразительности;

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1 этап.

1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

2. Развитие художественного вкуса.

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.

5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

6. Разработка рабочей программы «Фантазия» по развитию художественного творчества.

7. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

9. Организация работы по реализации проекта.

2 этап.

1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Система работы проекта.

Работа с педагогами.

Консультации:

1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Работа с родителями:

— Индивидуаль-

ные беседы;

— опросы «Любит ли ваш ребенок рисовать?»; «Какие материалы предпочитает в процессе рисования»; «Имеется ли дома уголок для детского творчества— мини-собрание: «Вместе весело творить»

— Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»; «Поддержка художественных творческих способностей ребенка нетрадиционными техниками изобразительной деятельности» — Мастер-класс «Такие разные материалы для рисования»

— Выставка работ родителей и детей «Мы рисуем» — буклет «Нетрадиционные техники рисования как способ развития детской одаренности»;

— открытые просмотры занятий кружка;

— выпуск стенгазет «Зимушка-зима!», «Зимние деревья»;

— Фотовыставки;

— Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о совместном создании творческих работ в семье и детском саду.

Представляю Вашему вниманию фотоотчет выставки детских рисунков

«Фантазия»

Техника «Пластилинография»

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

«Пластилинография»

«Волшебные бабочки»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Печать листьев»

Художественные проекты как средство развития ребенка

«Осень на опушке краски разводила»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Рисование из ладошки»

«Забавные осьминожки»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Коллективная работа «Солнышко»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Рисование пальчиками»

Коллективная работа «Рябина»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Оттиск печатками из картофеля»

Художественные проекты как средство развития ребенка

«Моя перчатка»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Восковой мелок и акварель»

Художественные проекты как средство развития ребенка

«Подснежник для моей мамы»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Рисование вилкой»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Рисование ватной палочкой»

«Красивый цветок»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «Набрызг»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «рисование солью»

Художественные проекты как средство развития ребенка

«Зимние деревья»

Художественные проекты как средство развития ребенка

Техника «свеча и акварель»

Художественные проекты как средство развития ребенка

«Звездное небо»

Художественные проекты как средство развития ребенка

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Источник