Художественное творчество как средство развития личности ребенка
Ольга Матикайнен
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
ГБДОУ дет. сад №21 Выборгского района СПб
Развитие личности ребенка средствами художественного творчества
Автор: Матикайнен Ольга Павловна
Воспитатель
Роль воспитателя в том, чтобы предложить ребенку разные возможности в развитии личности, заинтересовать его и создать условия для творчества. Даже незначительное принуждение принимается в штыки, создает негативный фон, который снижает или практически полностью нивелирует возможную пользу от занятий.
Занятия художественным творчеством связаны с такими сторонами жизни ребенка, как восприятие и познание мира (в том числе самопознание, эмоциональная сфера, социализация и навыки взаимодействия с другими детьми. Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.
• Познание мира. Чтобы придать своему произведению сходство с оригиналом, нужно заметить и осознать его особенные, только ему присущие черты. Вот почему занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность.
• Память. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.
• Социализация. Коллективные виды творчества формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.
• Развитие воображения. Воображение — это не только склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия. Это качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта. Это могут быть художественные образы, научные открытия, любое прогнозирование результата своей деятельности, к какой бы сфере она ни относилась.
• Эмоциональная сфера. Во время создания поделки ребенок переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.
• Художественный вкус. Любой вид детского творчества – поделки, рисунки, раскрашивание, создание украшений – помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.
При организации художественного творчествавоспитателю необходимо помнить следующие правила:
• Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его.
• Не мешать ребенку творить.
• Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
• Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
• Поддерживать инициативу детей.
• Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Сделать маленький шедевр можно практически из всего: бумаги, пластилина или глины, природных материалов (шишек, ракушек, каштанов, декоративных элементов (бусин или пуговиц и. т. д). При выборе подходящего вида творчества, необходимо ориентироваться на возраст детей,возможности и их предпочтения.
Желаю творческих успехов!
Источник
Âëèÿíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé ñîçèäàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè íà ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà. Óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà ïî Êåðøåíøòåéíåðó. Ñðåäñòâà, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äåòåé.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 02.05.2010 |
Ðàçìåð ôàéëà | 33,8 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî îáðàçîâàíèþ
ÃÎÓ ÂÏÎ «Êðàñíîÿðñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé óíèâåðñèòåò èì. Â.Ï. Àñòàôüåâà»
Ôàêóëüòåò íà÷àëüíûõ êëàññîâ
Êàôåäðà ÌÕÎ
ÐÅÔÅÐÀÒ
ïî äèñöèïëèíå «Òåîðèè è òåõíîëîãèè õóäîæåñòâåííî — ýñòåòè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ â íà÷àëüíîé øêîëå»
ÕÓÄÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÅ ÒÂÎÐ×ÅÑÒÂÎ ÊÀÊ ÑÐÅÄÑÒÂÎ ÑÀÌÎÂÛÐÀÆÅÍÈß È ÐÀÇÂÈÒÈß ËÈ×ÍÎÑÒÈ ÐÅÁ¨ÍÊÀ
Êðàñíîÿðñê 2009
Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî åñòü íå òîëüêî ïîâûøåííàÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ. Ïðîöåññ òâîð÷åñòâà — âåñüìà ñëîæíîå ïñèõè÷åñêîå ÿâëåíèå. Åñëè â í¸ì ãëàâíûì îáðàçîì ó÷àñòâóþò âîîáðàæåíèå, îãðîìíóþ äîëþ ïðèíèìàåò ïàìÿòü, ñòîëüêî æå, åñëè íå áîëüøå, ìûñëü.4
Äåòñêàÿ èçîáðàçèòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíà èç íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ ôîðì õóäîæåñòâåííîãî îñâîåíèÿ äåòüìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, â ïðîöåññå êîòîðîé îíè èçîáðàæàþò ïðåäìåòû è ÿâëåíèÿ. Äåòñêèå ðèñóíêè, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ ÷àñòî ïîðàæàþò èíòåðåñíûì çàìûñëîì, ñâîåîáðàçíîé ôîðìîé âûðàæåíèÿ, êîòîðàÿ ïðèâëåêàåò âíèìàíèå âçðîñëûõ õóäîæíèêîâ. Îíè âîñõèùàþòñÿ äåòñêèì òâîð÷åñòâîì, ñ÷èòàþò åãî ñâîåîáðàçíûì èñêóññòâîì.
Èíòåðåñ ê ýòîìó âèäó òâîð÷åñòâà âîçíèê â 80-õ ãã. XIX â., è èçó÷åíèå äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåòñÿ ïî íàñòîÿùåå âðåìÿ. Èññëåäîâàòåëè àíàëèçèðîâàëè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðèñóíêîâ è îïðåäåëÿëè ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðèñîâàíèÿ ó ðåá¸íêà, ïðè÷èíû, ïîáóæäàþùèå äåòåé ðèñîâàòü.
À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ ïîçèöèè èñêóññòâîâåäà, èñòîðèêà, ïåäàãîãà. Îí óòâåðæäàë, ÷òî èñòî÷íèêîì äåòñêîãî òâîð÷åñòâà ÿâëÿþòñÿ áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû è ðàçâèâàåòñÿ îíî íå ïîä âëèÿíèåì ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî, à ïîä âëèÿíèåì íàêîïëåííîãî ðîäîâîãî îïûòà, èíñòèíêòà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ðîäîâîé îïûò ñîâåðøåííî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èñêóññòâî, ïîýòîìó ðåá¸íîê ó âçðîñëîãî íàó÷èòüñÿ íè÷åìó íå ìîæåò. 3
À.Â. Áàêóøèíñêèé ðàññìàòðèâàë äåòñêèé ðèñóíîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî õóäîæåñòâåííûõ îñîáåííîñòåé, îòìå÷àë äâèãàòåëüíûé ðèòì êàê îðãàíèçóþùåå íà÷àëî â ðèñóíêå, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåá¸íêó ïîñòåïåííî îñâàèâàòü ïðîñòðàíñòâî ëèñòà ðèòìè÷íûìè ìàçêàìè — øòðèõàìè. Îí âûäåëÿåò òàêæå öâåò â ðèñóíêå êàê îäíî èç íàèáîëåå ÿðêèõ õóäîæåñòâåííî-âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, îáðàùàåò âíèìàíèå íà åãî îðíàìåíòàëüíîå çíà÷åíèå ïðè ñîçäàíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Çà îñíîâó îí áåð¸ò äâèãàòåëüíûé è çðèòåëüíûé îïûò ðåá¸íêà, çàâèñèìîñòü ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà îò ðàçâèòèÿ äâèæåíèé è äâèãàòåëüíûõ îùóùåíèé â ïîçíàíèè è îòðàæåíèè ìèðà.
 30-õ ãã. XX âåêà, äåòñêîå òâîð÷åñòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê ïîäëèííóþ ôîðìó èñêóññòâ. Èäåè àìåðèêàíñêîãî ôèëîñîôà è ïåäàãîãà Äæîíà Äüþè (30-å ãã.) è ïåäàãîãà Âèêòîðà Ëîâåíôåëüäà (40-50-å ãã.), çàëîæèëè ôóíäàìåíò ñîâðåìåííîãî ìûøëåíèÿ â îáëàñòè äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà.
Ä. Äüþè ïîëàãàë, ÷òî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî äîëæíî îñâîáîäèòü òâîð÷åñêóþ ýíåðãèþ äåòåé è ñäåëàòü èõ àêòèâíûìè ó÷àñòíèêàìè òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà. Áëàãîäàðÿ ðàáîòàì Äüþè è äðóãèõ ïåäàãîãîâ äåòñêîå èñêóññòâî ñòàëè ðàññìàòðèâàòü íå ïðîñòî êàê íåàäåêâàòíîå îòðàæåíèå ìèðà âçðîñëûõ, à êàê îäíó èç ïîëíîöåííûõ ôîðì èñêóññòâà.
Ëîâåíôåëüä, â ñâîþ î÷åðåäü, îáðàòèë âíèìàíèå íà ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà. Îí ðàññìàòðèâàë åãî êàê íåêèé ïðîöåññ, ñðåäñòâî ê äîñòèæåíèþ öåëè, êîòîðîå, ïî åãî ìíåíèþ, çàêëþ÷àëîñü â ðàçâèòèè èíäèâèäà. Åãî èäåÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî èñêóññòâà èìååò òèïè÷íûé è ïðåäñêàçóåìûé õàðàêòåð, ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â îñâîáîæäåíèè äåòåé îò íåîïðàâäàííûõ îæèäàíèé âçðîñëûõ. 1
Ïîä÷¸ðêèâàÿ çíà÷åíèå òâîð÷åñêîãî àñïåêòà çàíÿòèé èçîáðàçèòåëüíûì èñêóññòâîì äëÿ çäîðîâîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, Ëîâåíôåëüä ïðèçûâàë èñïîëüçîâàòü ïîäõîä, êîòîðûé îí íàçâàë «òåðàïåâòè÷åñêèì ïðåïîäàâàíèåì èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà». Èäåè Äüþè è Ëîâåíôåëüäà íåðåäêî èñïîëüçîâàëèñü äëÿ ïîääåðæêè óñèëèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðåâðàùåíèå ïðåïîäàâàíèÿ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà â áîëåå çíà÷èìóþ òâîð÷åñêóþ ñôåðó èññëåäîâàíèé.
Ïðîáëåìà äåòñêîãî ðèñóíêà ïðîäîëæàåò èíòåðåñîâàòü ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ îòå÷åñòâåííîé øêîëû.  ñåðåäèíå XX â. ýòà ïðîáëåìà áûëà ðàñêðûòà â èññëåäîâàíèÿõ Â.È. Êèðååíêî, Í.Í. Âîëêîâà, Å.È. Èãíàòüåâà, Å.À. Ôë¸ðèíîé.  ýòèõ ðàáîòàõ ðàñêðûâàþòñÿ ãëîáàëüíûå ïðîáëåìû äåòñêîãî ðèñóíêà.
Å.À. Ôë¸ðèíà 22, ðàññìàòðèâàÿ ïðîáëåìó äåòñêîãî èçîáðàçèòåëüíîãî òâîð÷åñòâà, èçó÷àåò, ïðåæäå âñåãî, õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè äåòñêîãî ðèñóíêà (ñâîåîáðàçèå ëèíèé, ôîðìû, öâåòà, ðàñïîëîæåíèå íà ëèñòå), îáðàùàåò âíèìàíèå íà ñïåöèôèêó ïðîÿâëåíèÿ ýòèõ ÷åðò â ðèñóíêå. Ñ ðàçðàáîòêîé ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ îíà ïðåäëîæèëà ñèñòåìó èãðîâûõ óïðàæíåíèé, êîòîðûå áûëè íàïðàâëåíû íà ðàçâèòèå äâèæåíèé ðóêè.  îñíîâå ýòèõ óïðàæíåíèé — íà÷åðòàíèÿ ðàçëè÷íûõ ëèíèé, ôîðì îáðàçíîãî õàðàêòåðà. Ñèñòåìà èãðîâûõ óïðàæíåíèé òåñíî ñâÿçàíà ñ âîñïðèÿòèåì äåòüìè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè. Íàïðèìåð, äåòè ðèñóþò «äîæäü», «ñíåã», «äîðîæêè» è ò.ä.
Áîëüøîå âíèìàíèå Å.À. Ôë¸ðèíà 22 óäåëÿåò öâåòó â ïðåäìåòíîì, äåêîðàòèâíîì ðèñóíêå, îñîáåííî ïðè ñîñòàâëåíèè êîìïîçèöèè óçîðà. Ðàçðàáàòûâàÿ ìåòîäû îáó÷åíèÿ, áîëüøîå çíà÷åíèå îíà ïðèäà¸ò ïîäáîðó ðàçëè÷íîé òåìàòèêå, ðàçâèòèþ ó äåòåé ÷óâñòâà êîíòðîëÿ, îöåíêè. Îáó÷åíèå ñðåäñòâàì õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè ïðè ñîçäàíèè îáðàçà â ðèñóíêå, ëåïêå, Å.À. Ôë¸ðèíà ðàññìàòðèâàåò êàê îñíîâó ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.
Ïîíèìàÿ äåòñêîå òâîð÷åñòâî êàê ïîçíàíèå æèçíè, îíà äåëàåò ïîïûòêó íàéòè ïðè÷èíû ñâîåîáðàçíîãî èçîáðàæåíèÿ äåòüìè ÿâëåíèé îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè, è íàìå÷àåò äâà ïóòè:
· ÷åðåç îçíàêîìëåíèå äåòåé ñ ìàòåðèàëîì;
· ÷åðåç ñîçäàíèå èìè îáðàçà â ðèñóíêå.
Èññëåäîâàòåëü äåëàåò âûâîä î òîì, ÷òî èíòåðåñ ê ìàòåðèàëó, ïðîöåññó íàíåñåíèÿ øòðèõîâ â ðèñîâàíèè ïðîäîëæàåòñÿ ó äåòåé äî 3 — 4 ëåò, çàòåì âîçíèêàåò èíòåðåñ ê èçîáðàæåíèþ. Íà îñíîâå ýòèõ ïîëîæåíèé Å.À. Ôë¸ðèíà ïðåäëàãàåò ñëåäóþùóþ ïåðèîäèçàöèþ äåòñêîãî ðèñîâàíèÿ:
* äîèçîáðàçèòåëüèûé ïåðèîä;
* ïðîöåññóàëüíûé (äî 4 ëåò) ïåðèîä;
* ïåðèîä ðåàëèñòè÷åñêîãî èçîáðàæåíèÿ (äî 7 ëåò).
Èçâåñòíûé èññëåäîâàòåëü äåòñêîãî ðèñóíêà Ã. Êåðøåíøòåéíåð â ñâîåé ðàáîòå «Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåá¸íêà» 8 ðàññìàòðèâàåò ïîñòåïåííóþ ýâîëþöèþ äåòñêîãî ðèñóíêà. Êåðøåíøòåéíåð, ïðîèçâîäèâøèé ñèñòåìàòè÷åñêèå îïûòû íàä äåòñêèì ðèñîâàíèåì, ðàñïðåäåëèë âåñü ïðîöåññ ðàçâèòèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà íà ÷åòûðå ñòóïåíè.
Êåðøåíøòåéíåð, òàêæå êàê Ôë¸ðèíà, îòìå÷àåò äîèçîáðàçèòåëüíóþ ñòàäèþ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà, íî íå âêëþ÷àåò å¸ â ñâîþ ïåðèîäèçàöèþ êàê ñàìîñòîÿòåëüíóþ ñòóïåíü. Îí âûäåëÿåòñÿ ñëåäóþùèå óðîâíè ñòàíîâëåíèÿ äåòñêîãî ðèñóíêà:
· ñòóïåíü ñõåìû (ãîëîâîíîãè);
· ñòóïåíü âîçíèêàþùåãî ÷óâñòâà ôîðìû è ëèíèé;
· ñòóïåíü ïðàâäîïîäîáíîãî èçîáðàæåíèÿ (ïðè êîòîðîì ñõåìà èñ÷åçàåò èç äåòñêîãî ðèñóíêà âîâñå);
· ñòóïåíü ïëàñòè÷íîãî èçîáðàæåíèÿ (ñâåòîòåíü, ïåðñïåêòèâà, ïåðåäà÷à äâèæåíèÿ).
 öåëîì, íóæíî îòìåòèòü, ÷òî ïðèâåä¸ííûå ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðèñóíêà ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà, íåñìîòðÿ íà òîò ôàêò, ÷òî èõ ðàçäåëÿåò 42 ãîäà.
Èññëåäîâàíèÿ 60 — 70-õ ãã. XX âåêà ïîêàçàëè, ÷òî ïîíèìàíèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà è ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ äà¸ò ñîâåðøåííî èíóþ âîçðàñòíóþ ïåðèîäèçàöèþ âîçíèêíîâåíèÿ îáðàçíîãî íà÷àëà. Îíî ðàññìàòðèâàåòñÿ â ñâÿçè ñ òåìè ñðåäñòâàìè îáðàçíîé âûðàçèòåëüíîñòè, êîòîðûìè îâëàäåâàþò äåòè óæå â ðàííåì äîøêîëüíîì âîçðàñòå, íà÷èíàÿ ñ äâóõ ëåò. Ñ ïîìîùüþ øòðèõîâ, öâåòîâûõ ìàçêîâ ðåá¸íîê ñïîñîáåí ïåðåäàòü íåêîòîðûå ÿâëåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè (êàïëÿ äîæäÿ, ïàäàþùèå ëèñòüÿ, ñíåã).
1. Àëëàí Äæ. Ëàíäøàôò äåòñêîé äóøè / Äæ. Àëëàí. — ÑÏá-Ìí., 1997. — Ñ.140.
2. Àíàíüåâ Á. Ã.Ôîðìèðîâàíèå îäàðåííîñòè //Ñêëîííîñòè è ñïîñîáíîñòè. — Ë., 1962. — Ñ. 15-36.
3. Áàêóøèíñêèé À.Â. Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî è âîñïèòàíèå /. — Ì.,1925. — Ñ.30.
4. Âàñíåöîâ À. Õóäîæåñòâî / À.Âàñíåöîâ. — Ì.,1908. — Ñ. 10-11.
5. Äðàíêîâ ß.Ë. Ìíîãîãðàííîñòü ñïîñîáíîñòåé êàê îáùèé êðèòåðèé õóäîæåñòâåííîãî òàëàíòà // Õóäîæåñòâåííîå òâîð÷åñòâî. — Ë., 1983. — Ñ. 123-139.
6. Èãíàòüåâ Å.È.Ïñèõîëîãèÿ èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ì., 1961.
7. Êèðååíêî Â.È.Ïñèõîëîãèÿ ñïîñîáíîñòåé ê èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. — Ì., 1959.
8. Êåðøåíøòåöíåð Ã. Ðàçâèòèå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ðåáåíêà / — Ì., 1914.
9. Ëåéòåñ Í.Ñ. Âîçðàñòíàÿ îäàðåííîñòü è èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ. — Ì., 1997.
10. Ëèõà÷åâ Ä.Ñ. Ïðîøëîå — áóäóùåìó: ñòàòüè è î÷åðêè.- Ë.: Íàóêà, 1985, ñ.574-580.
11. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ïåäàãîãèêà èñêóññòâà è òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. — Ì., 1981.
12. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À. Îïûò ïðèîáùåíèÿ ïîäðîñòêîâ ê õóäîæåñòâåííîé êóëüòóðå íà óðîêàõ èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà Ñ.6-23.// Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíèêîâ íà óðîêàõ ýñòåòè÷åñêîãî öèêëà: Ñá. íàó÷. òð. / Ðåä.-ñîñò. Ã.Â. Àðçÿìîâà. — Ì.: Èçä. ÀÏÍ ÑÑÑÐ, 1989.- 140ñ.
13. Ìåëèê-Ïàøàåâ À.À.Ìèð õóäîæíèêà. — Ì., 2000, — ñ. 158-159.
14. Íåðåòèíà Ë.Â. Êîíñïåêòû óðîêîâ ïî èçîáðàçèòåëüíîìó èñêóññòâó, ìèôîëîãèè è ôîëüêëîðó: 1 êë. — Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2004. — 224 ñ., 8ñ. èë. — (Á-êà ó÷èòåëÿ íà÷àëüíîé øêîëû).
15. Ïñèõîëîãèÿ ðèñóíêà è æèâîïèñè: Ñá. ñò. — Ì., 1954.
16. Read H. The Third Realm of Education.P. 59.
17. ÑÀÂÅÍÊÎÂÀ Ë.Ã. ×ëåí — êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ, ñîñòîèò â Îòäåëåíèè îáðàçîâàíèÿ è êóëüòóðû, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê (2001), ïðîôåññîð (2003), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ïî íàó÷íîé ðàáîòå Ó÷ðåæäåíèÿ ÐÀÎ «Èíñòèòóò õóäîæåñòâåííîãî îáðàçîâàíèÿ».
18. Ñàêóëèíà Í.Ï. Ðèñîâàíèå â äîøêîëüíîì äåòñòâå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1965.
19. Ñåëèâêî Ã.Ê. Ñîâðåìåííûå îáðàçîâàòåëüíûå òåõíîëîãèè. — Ì., 1998 — ñ.225.
20. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå øêîëüíîé ìîëîäåæè. / Ïîä ðåä. Á.Ò. Ëèõà÷åâà, Ã. Çàëüìîíòà. — Ì., 1981.
21. Íåêðàñîâà-Êàðàòååâà Î.Ë. Äåòñêîå òâîð÷åñòâî â ìóçåå. — Ì., 2005, 207 ñ.
22. Ôë¸ðèíà Å.À. Äåòñêèé ðèñóíîê / Å.À. Ôëåðèíà. — Ì., 1924. — Ñ. 37.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ, ñòàíîâëåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîé, ñâîáîäíîé ëè÷íîñòè. Ñóùíîñòü, äèàãíîñòèêà è ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ñèñòåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ñ íàïðàâëåííîñòüþ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè.
ðåôåðàò [39,6 K], äîáàâëåí 14.05.2009
Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå äåòñêîãî ìóçûêàëüíîãî òâîð÷åñòâà. Âëèÿíèÿ òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà äåòåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 26.05.2008
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèé àñïåêò èçó÷åíèÿ ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà. Èçîáðàçèòåëüíûå ñïîñîáíîñòè è òâîð÷åñêèå çàìûñëû äåòåé â ïðîöåññå èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ïóòåì ñþæåòíîãî ðèñîâàíèÿ íà çàíÿòèÿõ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [110,6 K], äîáàâëåí 02.03.2011
Îïòèìàëüíûå ñðîêè íà÷àëà ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â ñîâðåìåííîé ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè. Óñïåøíîå ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñðåäñòâàìè òåàòðàëüíîãî èñêóññòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 16.01.2012
Ïîíÿòèÿ òâîð÷åñòâà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé, ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà â êîððåêöèîííîé ïåäàãîãèêå. Ðàçâèòèå òâîð÷åñòâà â ðàçíûõ âîçðàñòàõ ó äåòåé ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Ìåòîäû èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. Îïûòíàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,6 K], äîáàâëåí 01.11.2017
Ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå îçíàêîìëåíèÿ ñ ïðèðîäîé, åãî ôîðìû è ìåòîäû. Ðîëü ïðèðîäû â òâîð÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Èñïîëüçîâàíèå ýêñêóðñèè â ïðèðîäå êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ äåòñêîãî òâîð÷åñòâà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [52,6 K], äîáàâëåí 04.04.2012
Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Àíàëèç è ñðàâíèòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [66,9 K], äîáàâëåí 17.08.2011
Ñèñòåìà ðàáîòû ñ äåòüìè ïî ôîðìèðîâàíèþ è ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ, õóäîæåñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé â èçîäåÿòåëüíîñòè. Ðîëü èçîáðàçèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â îáùåì ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà. Íàðîäíîå äåêîðàòèâíî-ïðèêëàäíîå èñêóññòâî êàê âèä ðàçâèòèÿ òâîð÷åñòâà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [65,8 K], äîáàâëåí 26.06.2011
Îñîáåííîñòè è îñíîâíûå óñëîâèÿ è ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà è ëè÷íîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïóòåì èñïîëüçîâàíèÿ çàíèìàòåëüíûõ çàíÿòèé àïïëèêàöèåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [56,7 K], äîáàâëåí 18.09.2008
Ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì îçíàêîìëåíèÿ ñ íàðîäíîé èãðóøêîé. Îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà ó äåòåé. Ñîñòàâëåíèå ìåòîäèêè ðàçâèòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äîøêîëüíèêîâ.
ïðåçåíòàöèÿ [4,1 M], äîáàâëåí 23.03.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Тольятти « ШКОЛА № 86»
__________________________________________________________
445030 ул. 40 лет Победы, 44
контактный телефон (8482) 20-36-61,
электронная почта: school86@edu.tgl.ru
Статья на тему:
«Развитие личности детей дошкольного возраста
через изобразительное творчество».
Автор: Родина Наталия Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МБУ «Школа № 86» структурное подразделение
детский сад «Веста».
г.о. Тольятти.
2016г.
«Развитие личности детей дошкольного возраста
через изобразительное творчество».
«Творчество является постоянным спутником
детского развития. Лучшим средством для развития
способности к творчеству является деятельность».
Л.С. Выготский.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по – новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают» и обогащают. В результате поисков и открытий детская деятельность становится все более свободной, радостной и успешной.
Творчество — высшая форма психической активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть различен, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская).
А.Н. Леонтьев, изучая сущность детского творчества, отмечал, что творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности.
Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец в своих исследованиях показали, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество художника стимулируется глубиной чувств. Образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. С другой стороны отсутствие опыта снимает ограничения сознания, стимулирующие репродуктивные образы. Воображение развивается у человека всю жизнь, но к концу дошкольного возраста его развитие достигает такого уровня, что ребенок хочет и может изобразить что-то доступное пониманию других людей.
Общей характеристикой творческого потенциала детей дошкольного возраста выступают познавательные потребности, которые проявляются в форме исследовательской поисковой активности, а также в готовности и способности ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Так, исследования Н.Н. Поддъякова и А.И.Савенкова показывают, что начало самостоятельного творчества ребенка лежит в стихийном экспериментировании и поисковой деятельности, которая направлена на преодоление неопределенности проблемной ситуации. Н.Н. Поддъяков, анализируя различные виды творчества детей, приходят к выводу, что ядром творчества в дошкольном возрасте выступает именно поисковая деятельность, в которой проявляется природная любознательность, активность, творческая трансформация ребенком новых знаний и опыта.
Н.П. Саккулина определила, что творчество проявляется на всех этапах изобразительной деятельности. Именно занятия по художественному творчеству подчинены в основном реализации задач, ориентированных на самостоятельную работу детей, поиск нестандартных решений. Одним из способов познания мира является рисование. Все то, что дети видят вокруг себя, они передают в своих рисунках.
Когда же возникает у детей интерес к рисованию?
Маленькие дети испытывают огромную потребность в движении. Движения разные и следы этих движений разные. Постучал пальцем по стеклу — получил точку, провел в сторону – линию, пошлепал ладошкой – большой отпечаток – пятно. А рисовать можно чем угодно: куском мела, угля, кирпича, карандашом, фломастером, авторучкой, гуашью, акварелью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, тушью, даже пухом тополя и камыша, ягодами, пластилином, зубной щеткой, разбрызгивая краску, поролоном, пальцами, ладонью, палочкой, с помощью компьютера и даже лучом света!
Всякое открытие чего – то нового, необычного приносят детям раскованность и дают толчок к творчеству. Рисование детей интуитивно. Они не знают как правильно и как не правильно. Они рисуют, как сами думают.
6 – 7 летний возраст – «золотой век» детского рисования. В это время уже достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве практический жизненный опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки. Набрав силу, детское рисование активно реализуется в 8 – 10 лет, совершенствуясь, усложняясь и расширяя свои тематические границы.
Детское рисование – это феномен творческой активности детей от 1 – 2 лет до 10 – 11 лет, имеющих двигательно – зрительную основу и реализующих многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.
Таким образом детское рисование – оптимальная форма реализация личности ребенка, которое со временем отступит на второй план. Необходимо не упустить этот момент (с 1-2 до 10-11 лет), а развивать художественные способности детей.
Рисование влияет на развитие ребенка в целом, как личности, раскрепощает его, формирует эстетический вкус, развивает его творчество.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо).
Работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Здесь нет жесткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Методику работы с детьми необходимо строить таким образом, чтобы средствами искусства и детской изобразительной деятельности формировать у ребенка такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческую активность, позволяющие самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, снижать закомплексованность, скованность.
Дети любят экспериментировать. Именно исследовательское поведение является одним из важнейших условий развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Чем разнообразнее, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый результат, а оригинальность – это показатель творчества.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребенок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Детям необходимо предоставлять возможность самостоятельного выбора и применения большого количества разнообразного материала для создания выразительных образов в нетрадиционной технике рисования, использование элементов ТРИЗ и творческих заданий, максимально способствующих развитию творческого потенциала детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Особое внимание этой проблеме уделяла Т.С. Комарова, которая не только подчеркивала необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорила о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Нетрадиционные техники рисования, проводимые мною, вносят разнообразие в изобразительную деятельность и предоставляют ребенку большешансов длясамовыражения:«Рисование пальчиками и ладошкой», «Набрызг», «Кляксография», «Печатка», «Тампонирование», «Монотипия», «Рисунок жесткой кистью», «Цветные ниточки», «Рисование восковыми мелками», «Граттаж», «Рисунок на ткани», «Знакомая форма – новый образ» и многое другое. В целях развития воображения и творчества предлагаю детям изобразить: свое настроение, свою мечту, музыку, запах, себя, семью, друзей, что-то загадочное и волшебное (несуществующее животное, фантастическое растение и т. д.).
Использование разных способов рисования дарят ребенку радость творчества,осознание авторского голоса. При этом дети могут быть не только разного возраста, но и иметь разные стартовые способности. Дошкольник – прирожденный исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в творческих поисках.
С учетом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Игровая деятельность – поистине удивительный феномен детского периода жизни. Она является средством познания окружающего мира, обучения, развития творчества и отдыха детей.
Игровые технологии позволяют реализовать принцип активного участия детей, который даёт дошкольникам возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания связанные с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно–ролевые, строительные, музыкальные, игры – драматизации, игры — пантомимы и т.д. А играть можно не только в группе, но и на участке во время прогулки, где дети проявляют наибольшую самостоятельность. И главной задачей педагога является стимулирование творческой активности воспитанников. Предлагаю детям ситуации: путешествия, «превращения» в кого – либо или во что – либо (например: в птицу, лисичку, берёзку, облачко). Можно предложить детям поиграть в игру пантомиму «В царстве цветов», где каждый ребенок берет на себя роль любимого цветка. Используя мимику, жесты, пластику собственного тела необходимо передать образ цветка: весёлого, стройного, печального, задумчивого….
Летняя пора не обходится без традиционных и любимых игр детей с влажным и жидким песком – строительство сложных и крупных построек: городов, дворцов, бассейнов и многое другое. Очень любят играть дети с водой на участке, ветряными вертушками, в подвижные, сюжетно – ролевые игры.
Экспериментирование– основа творческой фантазии детей. Для этого создаются условия работы с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. В процессе деятельности используются самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, зубные щетки, расчески, поролон, парафиновые свечи, ватные палочки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Родители нашей группы принимают активное участие в организации интересного отдыха детей. Вот и пригодились старые обои. И на участке появилась дорожка из отпечатков рук и ног детей. Добавим фантазии и наши отпечатки стали превращаться в деревья, животных, птиц, бабочек, рыбок и т.д. В своей деятельности дети используют ватные палочки, поролон, пластилин, остатки самоклеющей бумаги, фигурки для печатания и вот получилась интересная необычная страна. Затем дети обыгрывают то, что нарисовали. Получилась интересная сказка! Движениями дети изображают животных и птиц, мимикой – добро и зло. Получилась необычная игра – импровизация, которую мы придумали с детьми вместе. Такие игры развивают фантазию и творчество детей, их артистические способности, пластику.
А вы пробовали рисовать водой? Фантазия детей безгранична. Брызгались водой из пластиковых бутылочек и вдруг… дети стали рисовать круги, овалы, простые формы, которые перешли в более сложные изображения: птиц, зверей, людей, машин и т.д. Но вода на асфальте быстро высыхает и рисунок исчезает. Решили в воду добавить краску. В одну бутылочку – красную, в другую – желтую и так далее (используем старую засохшую гуашь). И вот рисунок стал разноцветным и дольше сохранился.
Играем на асфальте, а солнце отбрасывает тени. Они особенно хорошо видны в солнечный летний день. Мы не обращаем на тень внимания, она серая и незаметная, всегда рядом с тобой, то впереди, то сзади, то сбоку. Но ведь и с ней можно играть! Сделать её яркой, веселой, озорной!
Попробуем, пофантазируем?! И мы решили, попробовали и тени «ожили»! сначала двое детей обрисовали тени друг друга, в смешных позах, мелом. Один из них разукрасил тени цветными мелками, а другой подкрашенной водой из пластиковой бутылочки. Получились две цветные тени – клоуны. Дети начали играть в клоунов. Затем к их игре присоединились другие ребята. Появились тени акробатов, силачей, гимнастов, танцовщиц на канате и т.д. Закончив веселое, необычное рисование, дети с интересом обыгрывают свои изображения, и получается целое цирковое представление, сопровождаемое музыкой. При этом дети меняются ролями.
Детям очень интересно обрисовывать тени и придумывать разные позы. А что если соединить две разные тени? Ух, ты…получилась коллективная работа, а если добавить несколько деталей, то получится целая картина.
Предлагаем вам перечень некоторых игр на участке с детьми:
«Конкурс танцоров»
«Спортсмены»
«Встреча с инопланетянами»
«Фантастические растения»
«Сказочные персонажи» и т.д.
Такие игры и развлечения способствуют развитию творчества и фантазии детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что творчество влияет на формирование личности ребенка и тесно связано с развитием таких психических процессов, как воображение, восприятие, мышление. В основе самостоятельного творчества ребенка лежит экспериментирование и поисковая деятельность, которые направлены на преодоление проблемных ситуаций. Художественное творчество в дошкольном возрасте – создание ребенком субъективно нового, значимого для него продукта.
Но для реализации творческих возможностей детей необходимо создать материальную базу, специальные условия, развивающую предметно – пространственную среду. Ребенок должен почувствовать значимость, уникальность своих и чужих творческих свершений. При правильном, чутком руководстве творческая деятельность детей может дать новые, высокие результаты.
Непрерывный рост знаний человечества требует от подрастающего поколения непременного их усвоения, а также обновления. В наше время необходимы люди умственного и творческого труда, так как творческие личности определяют прогресс человечества. Именно они, имея тонкое художественное восприятие мира, изменяют и улучшают жизнь во всех её областях.
Использованная литература:
12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Минск, 2000. |
13. Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 5. С. 44; № 10. – С. 28. |
14. Кудрявцев В. Феномен детской креативности. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 71. |
15. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009. |
17. Лыкова И.А. Летняя мастерская. Время развивать воображение. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 79–88. |
19. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. – М., 1996. |
20. Лыкова И.А. Экспериментирование в детском художественном творчестве. – М., 2003. |
21. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М., АСТ; СПб. Сова, 2006. |
22.Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005. |
23. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М., 2007. |
Источник