Художественно творческой деятельности в эстетическом развитии ребенка
Олеся Немальцева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Основные компетенции педагога — обеспечение эмоционального благополучия через:- непосредственное общение с каждым ребенком;- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности:Н. А. Ветлугина
З. Н. Грачева
Р. Г. Казакова
Л. В. Компанцева
Т. С. Комарова
А. А. Мелик-Пашаев Л. А. Парамонова
Н. П. Сакулина
К. В. Тарасова
Б. М. Теплов
Г. В. Урадовских
Е. А. Флёрина и др.
К художественно-эстетической деятельности относится:- Изобразительная деятельность; -Музыкальное восприятие; -Восприятие художественной литературы.
К художественно-эстетической деятельности относится:- Изобразительная деятельность; -Музыкальное восприятие; -Восприятие художественной литературы.
Художественная – эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:
-Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.
Создание эстетической развивающей среды. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.
В детском саду работает кружок по изобразительному искусству.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца;
рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно:лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)
Готовить к восприятию произведений искусства;
Готовить детей к посещению театра;
Приобщать к декоративной деятельности;
Способствовать развитию певческих навыков;
Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
Познакомить с архитектурой;
Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Обогащать представления детей об искусстве;
Продолжать развивать интерес к лепке;
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются :
Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий. Эффективно используются раздевалки: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям;
физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;познавательное и речевое развитие.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.
В детском саду организована работа дополнительных образовательных услуг:
Кружок по ИЗО
Занятия по физкультуре
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.
Направления работы музыкального руководителя:
проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; участие в концертной деятельности; сотрудничество со школой.
Направления работы инструктора по физической культуре:
согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; участие в праздниках.
Направления работы воспитателя:
использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. Участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группе: организация уголка детского творчества, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для поделок; работа с родителями в системе художественно- эстетического воспитания;
В летний период 2 раза в неделю проводились занятия по православной культуре
Эти занятия способствуют активному освоению и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
По окончании курса, прошли праздники с приглашением родителей и отцом Иоаном. Дети с удовольствием исполняли песни, танцевали, рассказывали стихотворения и показали сказку.
Файл «/upload/blogs/detsad-222978-1486628469.jpg» не найден!
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Источник
Марина Цыбина (Казакова)
Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания
Эстетическое воспитаниезанимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается с искусством, эстетическими сторонами жизни (труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа). Воспринимая красоту искусства и действительности, он постигает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Эстетические явления становятся реальными факторами общественно полезной деятельности, определяющими отношение человека к действительности. Все это требует четкого определения сущности эстетического воспитания учащихся, его основных задач и направленности [4, с. 7].
С древнейших времен философы и педагоги, рассматривая эстетическое воспитание в процессе развития способности человека понимать и чувствовать «прекрасное», считали его важнейшим и необходимым элементом развития всей личности. Эстетическое воспитание не только «встраивает» индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и его практическую деятельность [2, с. 11].
Важным является утверждение И. Ф. Харламова о том, что сущность эстетического воспитания заключается «в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства» [167, с. 395]. Таким образом, эстетическое воспитание ребенка – сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.
Основополагающим для нас является мнение Б. М. Теплова о том, что «всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться. Следовательно, и те способности, которые необходимы для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности.Можно даже сказать сильнее: эти способности создаются художественной деятельностью» [1, с. 4].
По нашему мнению, в основе детского творчества лежит изначальное стремление ребенка к деятельности. Говоря о первичности всякой деятельности для личности ребенка можно говорить о ней (деятельности, как о творческой. Поэтому справедливым является вывод П. П. Блонского о том, что ребенок «творец…эстетических ценностей» [1, с. 101], следовательно, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества.
По мнению Н. А. Ветлугиной, деятельность ребенка называется художественной, если она связана с различными видами искусства, облеченными в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности. В художественной практике присутствует воспроизводящая и творческая деятельность.
Н. А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем, вычленила в художественной деятельности реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов, эмоциональных переживаний и активного художественного освоения окружающего, а отсюда вытекают процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки. Она рассматривала художественно-творческиеспособности в комплексе и выделяла следующие их особенности:
1. Способность воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, которая выражается в эмоциональном отклике ребенка на все красивое.
2. Способность претворять элементы красивого в жизнь и быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявлять творческую инициативу).
3. Способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности.
П. Ф. Каптерев считал собственно художественную деятельность учащихся наиболее эффективным фактором их эстетического развития и воспитания. По его мнению, в практике эстетического воспитания следует отдавать предпочтение деятельным средствам, поскольку они «… лучше вводят в область прекрасного, с помощью их сам воспитываемый становится «творцом красоты» [3, с. 465].
Для нас значение имеет вопрос о развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшего фактора развития художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Педагоги и психологи подчеркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельноститех или иных потребностей: интеллектуальной (приобретение знаний, умений, навыков, эта потребность особенно свойственна детям дошкольного и младшего школьного возраста, любознательность которых и стремление научиться самим что-то создавать, исполнять общеизвестны; коммуникативной (потребность содержательного общения со взрослыми и со сверстниками); потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Все эти потребности удовлетворяются в разнообразных художественно-творческих деятельностях [1, с. 7].
Эстетическое воспитание, являясь неотъемлемой частью всестороннего воспитания, более чем другие составные части (умственное, нравственное, трудовое, физическое, основывается на всем приобретаемом ребенком опыте, аккумулирует этот опыт и придает ему новое звучание. Благодаря его специфике, заключающейся в его средствах – разных видах искусства, художественно-творческих деятельностях, которые воплощают в себе окружающую жизнь и позволяют детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя, эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребенка.
Список литературы
1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. – Шуя, Шуйский пединститут, 1994. – 198 с.
2. Волчегорская, Е. С. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка / Е. С. Волчегорская // Искусство и образование № 3, 2002. С. 25-30.
3. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
4. Система эстетического воспитания школьников/ Под ред. С. А. Герасимова. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
5. Харламов, И. Ф.Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.
Источник