Художественно речевое развитие ребенка в детском саду

Светлана Ворошилова
Консультация «Развитие художественно-речевой деятельности в дошкольном детстве»

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО –РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.

Слайд 2. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок

В. Сухомлинский

Художественно – речевая деятельность дошкольника.

Термин «художественно-речевая деятельность» был введен во второй половине XX века.

Слайд 3. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.

В дошкольном возрасте весьма актуальной является задача развития художественно-речевой деятельности, что является признаком развития самостоятельности в деятельности, формирования творческих способностей личности ребенка. С помощью средств и методов развития художественно-речевой деятельности речь детей становится выразительной, интонационно-богатой, а главное – осознанной.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Слайд 4. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

— воспитание любви и интереса к художественному слову;

развитие «чувства языка»;

— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Одним из важнейших источников развития духовных начал ребенка является формирование творческих способностей. Творческие способности заложены в каждом ребенке, однако для плодотворной их реализации данные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте.

Слайд 5. Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности.

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и предоставления; его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое о себе.

Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.

Слайд 6. художественно-речевая деятельность дошкольников включает чтение стихов, рассматривание альбомов, пересказ, загадывание загадок, рассказывания, обмен впечатлениями, речевые проявления, игры, дидактические игры, использование разных видов театра.

Таким образом, художественно-речевая деятельность ребенка дошкольного возраста является неотъемлемым компонентом в осуществлении художественного воспитания дошкольников, которое является основным путем развития у ребенка художественного творчества. В своем художественном творчестве дошкольники открывают новое для себя, а для окружающих – новое о себе, в нем реализуются процессы самовыражения и самоорганизации личности ребенка. Складывающиеся интересы, художественно-речевые способности выступают, как предпосылки к возникновению творчества. Развивая художественно-речевую деятельность дошкольника, педагог развивает умение познавать окружающий мир, используя литературные выразительные средства, манипулировать образами героев литературных художественных произведений, развивать свободу словесного творчества, дает свободу литературному воображению и творчеству ребенка в его свободной деятельности, то есть, развивает творческие способности ребенка.

Общеизвестно, что формирование художественной речи ребенка начинается в раннем возрасте под влиянием произведений устного народного творчества и детской литературы. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется эмоциональностью, позволяющей ему полнее выразить свои нравственно-эстетические переживания, так как им уже накоплен определенный опыт речевой деятельности. У него интенсивно развивается способность художественного видения, осознаннее происходит художественно-образное познание действительности, успешнее обогащается словарь на основе ознакомления с произведениями детской литературы. Можно выделить несколько видов художественно-речевой деятельности детей, среди которых ведущим является восприятие литературного произведения. Практическая речевая деятельность ребенка без восприятия – немыслима. Развитие художественного восприятия происходит не только при слушании дошкольниками литературных произведений, но и при формировании у них навыков исполнительской и творческой деятельности. Качество репродукции и творчества – двух других видов художественно-речевой деятельности – в значительной степени зависит от первоначального восприятия, которое стимулирует выразительность воспроизведения детьми поэзии и прозы и побуждает их к творчеству.

Под влиянием произведений художественной литературы усиливаются взаимосвязи между всеми видами детской художественно-речевой деятельности.

В практике дошкольного воспитания, развитие у детей художественной речи происходит двумя путями:

-в процессе повседневного общения,

-в быту и в условиях специального обучения, на занятиях.

Обучение детей художественно-речевой деятельности – это двусторонний процесс, состоящий из деятельности педагога (ознакомление детей с произведениями детской литературы и обучение их способам действия, направленным на развитие художественно-речевой деятельности) и деятельности детей (усвоение способов действия в целях приобретения навыков и умений, необходимых для восприятия, исполнения художественного произведения и творчества).

Слайд. 7. Основными условиями формирования художественно – речевой деятельности является:

художественная подготовка воспитателя;

организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).

обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;

содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Формирование художественно-речевых способностей детей дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей.

Слайд 8. 1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.

2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.

3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.

? Таким образом, косвенный характер руководства зависит:

a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);

b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;

c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;

d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.

Вывод.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

Источник

Татьяна Гречущева
Художественно-речевая деятельность дошкольника

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

— воспитание любви и интереса к художественному слову;

— развитие «чувства языка»;

— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.

Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм {зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (Н. В. Гавриш).

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологией мы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционального образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рас сказа, стихотворения, малых фольклорных форм, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.

Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л. М. Елисеева, М., 1997, 11)82 и другие издания, а также в книге О. С. Ушаковой и Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999).

Если в дошкольном учреждении нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Источник

«ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию речи и речевой активности детей.

 Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

 Под художественно — речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения.

 Она включает в себя следующие компоненты: 
• восприятие произведений художественной литературы и фольклора в       процессе ознакомления с ними.

• воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.).

• воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности (пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т.п.). 

• создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.). 

             Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами,  рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек. При этом происходит быстрое освоение  детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества — придумывание сказок, загадок, театрализация произведений.

            Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей. 

            Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народными потешками, приговорками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи  в младших группах ДОУ. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая  потешки во время  таких действий,  воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

               В ходе работы педагогами ДОУ  также используются  загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их  отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно  использовать  в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и  другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

При ознакомлении произведениями художественной литературы, воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно — художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Воспитатель при этом  выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя их, обращает внимание на смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины, мнемотаблицы).

 Осмыслению идейно-художественной сущности сказки или рассказа, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения произведения (или устного его пересказа). Необходимо выдержать небольшую паузу, что бы дать детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем можно спросить, понравилась ли произведение и чем именно, почему у него такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с  содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили?  Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? Дети, отвечая на подобные вопросы, не только учатся говорить, но и знакомятся с новыми для них словами и стараются использовать в своей речи новые словесные обороты.

          В развитии речи детей несомненную роль играют стихотворные произведения. В арсенале воспитателей большое количество таких произведений российских и зарубежных авторов.

         Младших дошкольников особенно привлекают  небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

При чтении больших по объему стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только  восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но  и элементарное словесное творчество.

             Развивать  у детей словесное творчество можно с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

          Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы. 

           Таким образом, художественно-речевое  развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Источник