Художественно эстетическое развитие ребенка совместно с родителями

Вероника Половникова
Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы

Доклад:

Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы

Уважаемые коллеги! Здравствуйте.

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики — «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации», а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением и с воспитателями.

Для активизации сотрудничества и воспитательных возможностей родителей работа нашей группы строится по нескольким направлениям,а именно:

• просвещение родителей;

• организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Модель взаимодействия педагогов и родителей по художественно-эстетическому развитию детейвключает в себя два блока: информационный и практический.

Задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно — эстетического развития ребёнка через:

развитие интереса к искусству (посещение музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм («Давайте рисовать!», «Волшебный чуланчик», «Воображариум», «Умелые ручки и Криворучка» на канале Карусель, чтение художественной литературы);

• приобщение к различным видам изобразительной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля («Бумагопластика», «Экоша», «Дети +» Город мастеров, «Театралик»);

• создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалом для рисования, лепки, ручного труда);

• совместная художественная деятельность детей и родителей.

Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка.В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:

родительские собрания;

• консультации (индивидуальные и подгрупповые)на темы: «Развиваем творчество», «Игры направленные на развитие творческого воображения детей» и др.

«Дни открытых дверей»;

• Переписка по электронной почте;

•интернет-ресурсы: официальная закрытая группа Вк https://vk.com/club135421352, официальный сайд детского сада № 9https://ds9ddo.edusite.ru;

• оперативная стендовая информация (о конкурсах, о событиях, выставки, о совместных проектах, об экскурсиях);

• плакаты, стенгазеты;

• Наглядный материал в «Родительских уголках»в виде папок-передвижек на темы: «Зачем детям рисовать?», «Развитие творческих способностей наших детей» и др.

• Книга отзывов и предложений

Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители-дети-педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.

Итак, к практическому блоку относятся мероприятия (дети-родители-педагоги):

• Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

• Участие родителей в пошиве костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

• Участие родителей в оформлении группы к праздникам

•Совместные выставки по темам: «Чудесные превращения», «Новогодняя игрушка своими руками» и др.

• Большим интересом у родителей является посещение мастер-классов. В нашей группепрошли следующие мастер классы:

1. мастер-класс организованный родительницей для ребят по изготовлению открытки ко дню матери;

2. Совместный мастер-класс организованный педагогами для мам и детей по изготовлению игрушек из фетра. Эти игрушки ребята вручили своим папам и дедушкам на празднике, посвященному дню защитника отечества.

3. Совместный мастер-класс организованный педагогами для пап и детей, по изготовлению подарков для мам и бабушек к Международному женскому дню.

Такие посещения способствуют укреплению связей ДОУ и семьи, побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей;

Родителис удовольствием оказывают помощь в организации конкурсов проводимых в ДОУ и городом:

«Красный, желтый, зелёный»;

«Мамочка — мой ангел»;

«Игра — это здорово!»;

«При солнышке тепло, при мамочке добро!»;

«Лучшее оформление уголка дежурства»;

«Я — исследователь» и др.

• Оказывают помощь в организации ремонта групп и участков.

• Проектная деятельность так же практикуется в нашей группе. На кануне нового года совместно с родителями нами был реализован проект «Новый год у ворот». А буквально на прошлой недели семья Кочетковых приняла участие в конкурсе «Я — исследователь», в котором представили свой совместный проект на тему «В мире шоколада».

• Работа по составлению и оформлению портфолио воспитанников.

Всё это непременное условие интеллектуально — творческого потенциала ребёнка — создание вокруг атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления.

Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учётом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, чтобы вместе с ребёнком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей, а применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращают сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно — эстетического развития формирующейся личности ребёнка.

И в заключении хочется поделиться с вами с задачами,которые мы ставим перед собой на ближайшее будущее:

Подготовка и проведение праздника, посвященного Международному женскому дню с участием мам и бабушек;

• Организация экскурсии в наш городской театр в рамках проведения театральной недели;

• Постановка спектакля «Волк и семеро козлят», пошив костюмов, изготовление атрибутов для спектакля;

• Организация и проведения «Дня открытых дверей» на театральной недели;

• Совместное изготовление родителями и детьми лепбуков ко «Дню Космонавтики»;

• Совместная выставка творческих работ, посвященная «Дню победы»;

Подготовка и проведение выпускного вечера «До свидания, мой любимый детский сад».

Источник

Ольга Крохина
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.

5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, стремимся к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Так как твердо убеждена, что только вместе можно добиться хороших результатов в развитии детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям.

1.Наглядно-информационное направление включает в себя:

родительские уголки;

— папки – передвижки;

— семейные и групповые альбомы;

— библиотека – передвижка,

— фотомонтажи;

— фотовыставки;

— семейный вернисаж.

Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

2. Информационно-аналитическое направление

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.

Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями.

3. Познавательное направление;

В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

К познавательному направлению относятся

— мастер-классы;

— совместные организованные занятия;

-совместные проекты (дети-родители-воспитатели)

— круглый стол;

-семейный клуб

4. Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.

— совместные досуги;

-праздники;

-кукольные и театрализованные представления;

— организация творческих выставок семейных работ.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Популярной формой стало проведение открытых занятий для родителей.

Родители активно посещают открытые занятия и совместно вовлекаются в образовательный процесс.

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых платными кружками.

Одна из любимых для детей форма работы с родителями – это праздники и развлечения.

Ещё одна интересная форма работы с родителями организация творческих выставок семейных работ.

Целью организации выставок является побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Дать возможность родителям совместно и организованно сотворить прекрасное.

Такие формы работы сближают детей и родителей друг с другом, и учат пониманию и доверию. От участия родителей в творческих выставках семья становится более сплоченной. Дети с уважением смотрят на своих родителей.

Педагоги в свою очередь имеют возможность узнать более сильные, и слабые стороны семей. И способствовать развитию тем семьям, которые в этом нуждаются.

Регулярными стали конкурсы на лучшее оформление участков в летнее время, зимних построек из снега.

Наши родители постоянно являются членами жюри конкурсов проводимых в ДОУ

Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.

.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

 в условиях реализации ФГОС ДО

Зам. зав. по ВМР

Корнилаева Елена

Александровна

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Принципы, которые позволяют  последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:

  • Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.  
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ художественно-эстетического развития детей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ, при этом большое внимание уделяется  развитию новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе».  Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Традиционными стали  приводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка;  открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты.

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-логопедом).

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика. Музейная педагогика имеет более обширные задачи:

— воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

— формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

— возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

— формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

— освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.

Для этого необходимо периодически организовывать совместно с родителями мини — музеи, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики: «Музей матрешек», комната русского быта «Русская изба», целью которого является приобщение детей к культурному наследию русского народа.

Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.

Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить  тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.

Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания.  Работа должна быть направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт,  но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Источник