Художественно эстетическое развитие ребенка совместно с родителями
Вероника Половникова
Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы
Доклад:
Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы
Уважаемые коллеги! Здравствуйте.
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики — «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации», а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением и с воспитателями.
Для активизации сотрудничества и воспитательных возможностей родителей работа нашей группы строится по нескольким направлениям,а именно:
• просвещение родителей;
• организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Модель взаимодействия педагогов и родителей по художественно-эстетическому развитию детейвключает в себя два блока: информационный и практический.
Задачей информационного блока является создание в семье условий для художественно — эстетического развития ребёнка через:
• развитие интереса к искусству (посещение музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм («Давайте рисовать!», «Волшебный чуланчик», «Воображариум», «Умелые ручки и Криворучка» на канале Карусель, чтение художественной литературы);
• приобщение к различным видам изобразительной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля («Бумагопластика», «Экоша», «Дети +» Город мастеров, «Театралик»);
• создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалом для рисования, лепки, ручного труда);
• совместная художественная деятельность детей и родителей.
Информационный блок работы детского сада и семьи включает в себя ознакомление родителей с особенностями художественно-эстетического воспитания и его значение на развитии личности ребёнка.В содержание информационного блока входят следующие мероприятия:
• родительские собрания;
• консультации (индивидуальные и подгрупповые)на темы: «Развиваем творчество», «Игры направленные на развитие творческого воображения детей» и др.
• «Дни открытых дверей»;
• Переписка по электронной почте;
•интернет-ресурсы: официальная закрытая группа Вк https://vk.com/club135421352, официальный сайд детского сада № 9https://ds9ddo.edusite.ru;
• оперативная стендовая информация (о конкурсах, о событиях, выставки, о совместных проектах, об экскурсиях);
• плакаты, стенгазеты;
• Наглядный материал в «Родительских уголках»в виде папок-передвижек на темы: «Зачем детям рисовать?», «Развитие творческих способностей наших детей» и др.
• Книга отзывов и предложений
Говоря о практическом блоке в художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны – родители-дети-педагоги. Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители. Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер.
Итак, к практическому блоку относятся мероприятия (дети-родители-педагоги):
• Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
• Участие родителей в пошиве костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.
• Участие родителей в оформлении группы к праздникам
•Совместные выставки по темам: «Чудесные превращения», «Новогодняя игрушка своими руками» и др.
• Большим интересом у родителей является посещение мастер-классов. В нашей группепрошли следующие мастер классы:
1. мастер-класс организованный родительницей для ребят по изготовлению открытки ко дню матери;
2. Совместный мастер-класс организованный педагогами для мам и детей по изготовлению игрушек из фетра. Эти игрушки ребята вручили своим папам и дедушкам на празднике, посвященному дню защитника отечества.
3. Совместный мастер-класс организованный педагогами для пап и детей, по изготовлению подарков для мам и бабушек к Международному женскому дню.
Такие посещения способствуют укреплению связей ДОУ и семьи, побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей;
• Родителис удовольствием оказывают помощь в организации конкурсов проводимых в ДОУ и городом:
«Красный, желтый, зелёный»;
«Мамочка — мой ангел»;
«Игра — это здорово!»;
«При солнышке тепло, при мамочке добро!»;
«Лучшее оформление уголка дежурства»;
«Я — исследователь» и др.
• Оказывают помощь в организации ремонта групп и участков.
• Проектная деятельность так же практикуется в нашей группе. На кануне нового года совместно с родителями нами был реализован проект «Новый год у ворот». А буквально на прошлой недели семья Кочетковых приняла участие в конкурсе «Я — исследователь», в котором представили свой совместный проект на тему «В мире шоколада».
• Работа по составлению и оформлению портфолио воспитанников.
Всё это непременное условие интеллектуально — творческого потенциала ребёнка — создание вокруг атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления.
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учётом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, чтобы вместе с ребёнком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей, а применение разнообразных методов и форм работы с семьями превращают сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно — эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
И в заключении хочется поделиться с вами с задачами,которые мы ставим перед собой на ближайшее будущее:
• Подготовка и проведение праздника, посвященного Международному женскому дню с участием мам и бабушек;
• Организация экскурсии в наш городской театр в рамках проведения театральной недели;
• Постановка спектакля «Волк и семеро козлят», пошив костюмов, изготовление атрибутов для спектакля;
• Организация и проведения «Дня открытых дверей» на театральной недели;
• Совместное изготовление родителями и детьми лепбуков ко «Дню Космонавтики»;
• Совместная выставка творческих работ, посвященная «Дню победы»;
• Подготовка и проведение выпускного вечера «До свидания, мой любимый детский сад».
Источник
Ольга Крохина
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители. А все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, стремимся к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.
Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Так как твердо убеждена, что только вместе можно добиться хороших результатов в развитии детей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям.
1.Наглядно-информационное направление включает в себя:
— родительские уголки;
— папки – передвижки;
— семейные и групповые альбомы;
— библиотека – передвижка,
— фотомонтажи;
— фотовыставки;
— семейный вернисаж.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
2. Информационно-аналитическое направление
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями.
3. Познавательное направление;
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся
— мастер-классы;
— совместные организованные занятия;
-совместные проекты (дети-родители-воспитатели)
— круглый стол;
-семейный клуб
4. Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
— совместные досуги;
-праздники;
-кукольные и театрализованные представления;
— организация творческих выставок семейных работ.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Популярной формой стало проведение открытых занятий для родителей.
Родители активно посещают открытые занятия и совместно вовлекаются в образовательный процесс.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых платными кружками.
Одна из любимых для детей форма работы с родителями – это праздники и развлечения.
Ещё одна интересная форма работы с родителями организация творческих выставок семейных работ.
Целью организации выставок является побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Дать возможность родителям совместно и организованно сотворить прекрасное.
Такие формы работы сближают детей и родителей друг с другом, и учат пониманию и доверию. От участия родителей в творческих выставках семья становится более сплоченной. Дети с уважением смотрят на своих родителей.
Педагоги в свою очередь имеют возможность узнать более сильные, и слабые стороны семей. И способствовать развитию тем семьям, которые в этом нуждаются.
Регулярными стали конкурсы на лучшее оформление участков в летнее время, зимних построек из снега.
Наши родители постоянно являются членами жюри конкурсов проводимых в ДОУ
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
( МБДОУ № 22)
МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6
Телефон 8-496-27-61-398
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО
Зам. зав. по ВМР
Корнилаева Елена
Александровна
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Принципы, которые позволяют последовательно реализовать содержание и методику совместной работы с семьей:
- Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами работы.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, которые основываются на совместном (родителями и педагогами) создании индивидуальных программ художественно-эстетического развития детей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.
Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ, при этом большое внимание уделяется развитию новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе художественно-эстетического развития дошкольников.
Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе». Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Традиционными стали приводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка; открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-логопедом).
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика. Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
— воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
— формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
— возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
— формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
— освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.
Для этого необходимо периодически организовывать совместно с родителями мини — музеи, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики: «Музей матрешек», комната русского быта «Русская изба», целью которого является приобщение детей к культурному наследию русского народа.
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников.
Вместе с тем, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников необходимо проводить тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы» и т д.
Необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Работа должна быть направлена на: создание атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, обеспечивающие совместный успех в художественно-эстетическом развитии воспитанников.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Источник