Художественно эстетическое развитие ребенка как важная составляющая формирования успешной личности

Слайд 1

Творческое проявление ребенка. Художественно-эстетическое развитие как важное составляющее формирования успешной личности.

Слайд 2

«Если вы хотите, чтоб человек уже в детстве умел выразить свои мысли о тончайших оттенках окружающего мира, человеческих чувств и стремлений, если вы хотите, чтобы слово было для него не заумными звуками, а живым выражением самого себя, умейте выбрать… слова, которые заставили бы человеком глубоко переживать свое отношение к тому, О ЧЕМ ОН ЗНАЕТ, СЛЫШИТ, ДУМАЕТ » В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Слайд 4

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 5

К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Музыкальное восприятие; Восприятие художественной литературы.

Слайд 6

Основные компетенции педагога: — обеспечение эмоционального благополучия; -непосредственное общение с каждым ребёнком; -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Слайд 7

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:  Тесная связь с искусством.  Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.  Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.  Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.  Создание эстетической развивающей среды

Слайд 10

Деловая игра «Педагогический пробег»

Слайд 11

ЗАДАНИЕ Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

Слайд 12

Задание Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. Красный , желтый и синий . При их смешивании образуются все цвета светового спектра.

Слайд 13

Задание Назовите цвета, составляющие цветовой круг. Красный , оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Слайд 14

Задание Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.

Слайд 15

Задание Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой Выкатывание , сплющивание , примазывание, прищипывание, вытягивание

Слайд 16

Задание Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. Налеп , углубленный рельеф при помощи стеки

Слайд 17

Задание Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? синий

Слайд 18

Задание Основной материал из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан дерево

Слайд 19

Задание Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку глина

Слайд 20

Задание Название промысла, для которого характерно изготовление подносов жостово

Слайд 21

Задание Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? золотая

Слайд 22

Задание Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров, Дымково, Филимоново, Каргополья игрушка

Слайд 23

Задание Профессия мастеров, чьими руками изготавливались глиняные расписные игрушки в одном из главных центров русского Севера в Каргаполья гончар

Слайд 24

Задание Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера прялка

Источник

(1сл) Добрый день, уважаемые коллеги! 

(2сл) Мне хотелось бы начать с цитаты Василия Александровича Сухомлинского «Ребенок должен жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…Без этого он как засушенный цветок».

(3сл.) Прежде, чем говорить о «художественно-эстетическом развитии», рассмотрим понятие «художественно-эстетическое воспитание». Художественно эстетическое воспитание является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средством формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Художественно-эстетической деятельности ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.

(4сл.) Художественно-эстетическое развитие, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие предпосылок: ценностно-смыслового восприятия и понимание произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

(5сл.) К художественно-эстетической деятельности относится: 

             -Изобразительная деятельность;

             -Музыкальное восприятие;

             -Восприятие художественной литературы.

             -Театрализованная деятельность.

Можно долго перечислять возможности, которые заключает в себе изобразительная деятельность. (Позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знания, у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. И основное это умение видеть прекрасное в окружающей жизни.)

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка.

 Развитие творческого восприятия художественной литературы и театрализованной деятельности – это означает, что на первый план перед педагогом выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить себя.

(6сл.) Ключевая роль воспитателя-создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой, творческой личности.

Основные компетенции педагога:

-обеспечение эмоционального благополучия;

-непосредственное общение с каждым ребёнком;

 -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. 

(7сл.) Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

Тесная связь с искусством.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

 Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

 Создание эстетической развивающей среды.

Важно помнить, будь то в художественной деятельности (и в организованной, и в самостоятельной) должен присутствовать как воспроизводящий (репродуктивный) фактор, так и творческий. Оба они необходимы и взаимосвязаны, т.к. ребенок не научится творить, не научившись воспроизводить.

(8сл.) Поэтому для детей раннего возраста основными задачами

развития являются:

• формирование интереса к изобразительной

деятельности, как деятельности дающий

результат;

• знакомство с материалами для продуктивной

деятельности и приемам работы с ними;

• развитие чувства цвета и умение различать и

называть основные цвета;

• развитие композиционных навыков;

• совершенствование технических навыков;

• знакомство с народным творчеством;

• воспитание эстетического восприятия.

Сейчас, используя новые, программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как свидетельствует опыт рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.
Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. 
При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности. 

Источник

Елена Пурюшина
Выступление на РМО воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС до»

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас всех видеть

Тема нашей сегодняшней встречи:

1. «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое развитие, как важная составляющая формирования успешной личности».

2. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО» (Тема моей презентации)

3. И мне хотелось бы начать нашу встречу с цитаты Льва Семёновича Выготского,который сказал:

«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

4. В соответствии с законом «об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования. Воспитание носит личностно-ориентированную направленность. Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания.

5. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей

«искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

6. Многие ученые и педагоги занимались вопросами развития творчества детей. Вам знакомы эти фамилии, давайте их перечислим Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др.

7. ФГОС ДО выделяет 5 образовательных областей.

Давайте их вспомним?

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

В рамках ФГТ область «Музыка» и «Художественное творчество» рассматривались отдельно, а теперь объединились в одну образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.

В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области было нецелесообразно, т. к. важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов. В целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать и размышлять о них

ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).(п. 2.6. стандарта)

8. Условия художественно-эстетического развития ребёнка

Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка,предполагает создание следующих условий:

• обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

• организация художественной деятельности,адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;

• предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов материалов и средств воплощения художественного замысла;

• поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

9. Педагог создает широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.). Уделяется большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомству с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развитие художественного вкуса.

Таким образом, к педагогу предъявляются определенные требования. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

• Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

• Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

• Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

• Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

В пункте 3.4.2. ФГОС ДО говорится, что Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.)

10. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

11. К художественно-эстетическойдеятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

Восприятие художественной литературы и фольклора

Существуют разные варианты классификации видов детской деятельности, каждая примерная образовательная программа дошкольного образования определяет наиболее существенные для реализации представленного в ней содержания виды и формы детской деятельности.

13 слйд.

12. 14 слайд (Фото на слайде : разные виды худ., деятельности)

Особенность художественно – эстетической деятельности – это то, что она обращена ко всей личности ребёнка

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

Художественно-эстетическая деятельность будет осуществляться успешно,если обеспечена:

• Тесная связь с искусством.

• Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

• Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

• Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

• Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

• Создание эстетической развивающей среды.

15. 16 слайд

В последнем разделе Стандарта дошкольного образования представлены требования к результатам освоения Программы

(ФГОС ДО, гл. IV, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.3) в виде целевых ориентиров возможных достижений ребёнка к начальному школьному обучению, которые «определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу» (п. 4.2. ФГОС ДО)

К целевым ориентирам дошкольного воспитания относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования. (п. 4.6. ФГОС ДО)

Ранний возраст:

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расческа, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

На этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Ребёнок проявляет любознательность;

У ребёнка развита мелкая моторика;

17. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС ДО П. 4.7)

Как мы понимаем, результатом всей нашей работы является образование, воспитание и развитие ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Т. е главной целью дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, в том числе и в области художественно-эстетического развития, на этапе завершения ими дошкольного образования.

Источник