Хороводная игра ее роль в развитии ребенка

Вера Николаевна Смагина
Воспитательно-образовательная роль хороводной игры

Хороводные игры издревле любили на Руси. Это было самое популярное развлечение не только детей, но и взрослых. Хороводотражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые, военные, любовные. Без них не обходился ни один праздник. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов поклонения богу солнца. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Хороводы были ценнейшим воспитательным приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения. Несмотря на внешнюю простоту, значение хороводов сложно переоценить.

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

Играя, ребенок переживает громадную радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходят хороводные игры, как важнейшая часть детского фольклора.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной.

Хороводные игры, построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам, доступны каждому ребенку

Хороводные игры приобщают дошкольников к образцам народного поэтического творчества. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Хороводные игры — верный помощник в организации детей. Стоит только предложить такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хоровод всегда объединяет и собирает большое количество участников.

Очень велико значение хороводных игр в нравственном воспитании ребёнка. Подвижная игра носит коллективный характер, так как приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Хороводные игры издавна служили средством самопознания.В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Участвуя в хороводе, в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в мир сказки, перевоплощаются в царевича, царевну, селезня или утку, ясного сокола… Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. В хороводных песнях любовно воспеваются широкие луга, «травушка-муравушка», покрывающая их, кудрявая берёзка, цветущая калина, цветы лазоревые.

Хоровод любит дружное притопывание, хлопки в ладоши, он учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща, развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков,облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход к более высокой ступени развития ребенка.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В хороводных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.

Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Дети водят хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.

Хороводных игр огромное количество. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Источник

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                             Обобщение опыта.

         Природа и быт, нашли широкое отражение в народной музыке, это было важно тем, чтобы сохранить национальные традиции. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа с образцами народного музыкального творчества.

Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у детей, малыши правильно реагируют на весёлую музыку, начинают прихлопывать на весёлую, затихают на колыбельную музыку. Поэтому важно использование народной музыки с самого раннего возраста в начале с колыбельных песен, потешек в исполнении матери. Чтобы весь переменный и игровой материал по настоящему вошёл в жизнь детей, надо постепенно /использовать/ знакомить детей с народной музыкой не только на занятиях, но и во время развлечений и утренников.

    Придя работать в детский сад после окончания музыкального колледжа я столкнулась с тем, что хороводные игры почти забыты. Иногда они встречаются на музыкальных занятиях и очень редко в повседневной жизни детского сада. Многие воспитатели сталкиваются с тем, что тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры —  верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру — все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

В своей работе с детьми большую роль я уделяю  их знакомству с народным фольклором. В доступной форме объясняю, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, но они не успели их записывать и так передавалось из поколение в поколение, кто их сочинял — неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.

Почему я остановилась именно на  хороводных играх? Потому, что ищу и определяю для себя такой стиль работы, который бы помог мне ввести ребенка в мир культуры. Не утомительными и принудительными способами, а разжег бы в нем Божью искру, что есть в каждом от рождения, в яркий неугасимый свет; помог бы ему с легкостью и непринужденно устанавливать связи и контакты с окружающим его миром.

И самый важный, яркий способ, по моему мнению, подсказывает нам игра, о которой достаточно много говорится сейчас.

Давайте попробуем вспомнить, какое место занимали хороводы и хороводные игры на Руси, когда они «игрались» и для чего? Старожилы говорят о том, что хороводы раньше не водили, а играли. В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Хоровод отражал в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые. Военные, любовные.

                   Хоровод. Хороводными называются на Руси игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

                Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

                В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

                Многие века хороводные игры были частью календарных обрядов. Но по мере того, как человек познавал законы природы, учился использовать их в своих целях, совершенствовал орудия производства, отпала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен, каковыми и являются хороводные игры, продолжали пленять своей красотой наших предков. Хороводы, постепенно теряя обрядово-религиозную сущность, продолжали повсеместно бытовать, сохраняя на первых порах свою календарную приуроченность. А. Терещенко отмечал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы ни совершались они».

                Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. «Хоровод – писал П.Сухонин,- есть пластическое олицетворение песни, как в смысле музыкальном, так и в смысле поэтическом».

                       Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

               Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

              Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

               Хороводных игр огромное количество. Мои дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.

    Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы не знаем ничего более значимого. Занимая собой три годовые эпохи – весну, лето и осень, — хороводы представляют собой особенные черты нашей народности – разгул и восторг! В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий. В этом только аспекте наша народность не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, и мы останемся без творчества, без жизни. Этим-то и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.

Приложение:                  КАРТОТЕКА ХОРОВОДНЫХ ИГР.

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ:

Эти игры помогут малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию движений как всего тела, так и крохотных пальчиков.

Великое множество хороводных игр про ЗАЙКУ. Например есть такие:

«Заинька, пойдем в лес»

-Заинька, пойдем в лес,

Серенький, пойдём в лес.

Вот как, вот как, пойдём в лес -2р.

-Заинька, рви цветочки

Серенький, рви цветочки

Вот как, вот как, рвут цветочки -2р.

-Заинька, вей веночки

Серенький, вей веночки

Вот как, вот как, вей веночки-2р.

-Заинька, надевай

Серенький, надевай

Вот как, вот как, надевай-2р.

-Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой

Вот как, вот как, топни ножкой-2р.

-Заинька, повернись

Серенький, повернись

Вот как, вот как, повернись-2р.

-Заинька, попляши

Серенький, попляши

Вот как, вот как, попляши-2р.

-Заинька, поклонись

Серенький, поклонись

Вот как, вот как, поклонись-2р.

«Зайка»

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так-так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так, вот так-так

Надо лапочки погреть…

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так вот так-так

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал

Зайка … прыг и ускакал.

Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей.

«Заинька, попляши»

-Заинька выйди в круг,

Серенький, выйди в круг

Вот так, вот так выйди в круг-2р.

-Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи -2р.

-Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот так топни ножкой-2р.

-Заинька, хлопни ручкой

Серенький, хлопни ручкой

Вот так, вот так хлопни ручкой-2р.

-Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши-2р.

-Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот так поклонись-2р.

«Зайка»

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Встань, попрыгай, попляши,

Твои ножки хороши.

Встань, попрыгай, попляши,

И морковку получи!

«Флажок»

(все движения по тексту)

Детки встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому дать?

Кому флаг передать?

Выйди, …(имя ребенка), в кружок.

Возьми, …..,флажок.

Выйди, выйди, возьми.

Выше флаг подними…

Исполняется мелодия, ребенок машет флажком, дети хлопают в ладоши.

«Пузырь»

Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова:

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел.

Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,

Ножкой топ-топ-топ,

А пальчиками чик-чик-чик,
А головкой тик-тик-тик.

Раз сюда, два сюда,
Повернись вокруг себя.

Пузырь лопнул! Воздух вышел!

Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» — как будто выходит воздух.

«Ходит Ваня»

Ходит Ваня, -2р.

Посреди кружочка-2р.

Ищет Ваня, -2р

Для себя дружочка -2р.

Нашёл Ваня -2р.

Для себя дружочка -2р.

Пляшет Ваня -2р.

Со своим дружочком -2р.

«Пальчик о пальчик»

Пальчик о пальчик стук да стук -2р.

Зашагали ножки дружно вместе

Зашагали ножки все на месте.

Как пружинки мы присядем -2р.

А потом все вместе мы поскачем -2р.

Пляшут ручки, пляшут красиво

Посмотрите что за диво…

Покружились детки, покружились

Покружились детки

И низко поклонились.

«Каравай»

Как на … именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой  ужины,

Вот такой  ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…

— Я люблю конечно всех.

А вот ….. – больше всех!!!

«Карусель»

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

                                                            Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра!»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ:

«Мышеловка»

Дети стоят по кругу, держась за руки  поднятые вверх как воротца, приговаривают, а дети-мышки бегают в круг и из круга:
Ах как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Как поставим мышеловки –

Переловим всех за раз!

Мышеловка закрывается. Кто остался в центре – того поймали.

«Ровным кругом»

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно, вместе,

сделаем вот так! Как?

Водящий в центре круга показывает движение, а затем выбирает самого лучшего игрока. Игра продолжается.

«Ходим кругом»

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга.

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Что нам  …покажет,

Будем дружно повторять!

Водящий показывает движение, а затем выбирает самого лучшего игрока. Игра продолжается.

«Колпачок»

Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.

Колпачок, Колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:

На ноги поставили.

Танцевать заставили.

Колпачок танцует, а  дети приговаривают и хлопают в ладоши:

Танцуй, танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот эту больше всех.

На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.

КОМИ игра «Воробей»

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят:

Прилетел к нам воробей

И запел как соловей.

Эй ты, птичка, не зевай.

Кто мяукнул угадай.

В центре сидит с закрытыми глазами «воробей». Ребёнок, которого выбрал взрослый, мяукает. «Воробей» должен отгадать по голосу другого ребенка.

«У оленя дом большой»

(имитируются все слова в игре)

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Зайчик по лесу бежит

В дверь к нему стучит

Стук, стук- дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай.

Лапу мне давай. Привет!

«Снег-снег кружится»

-Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок.

Собрались мы все в кружок,

Завертелись как снежок.

-Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Мы лопаточку возьмем

И дорожку разгребём.

Мы лопаточку возьмём

И  дорожку разгребём.

-Снег-снег кружится

Белая вся улица.

А мы веничек возьмем

И дорожку подметем.
А мы веничек возьмем

И дорожку подметем.

-Снег-снег кружится

Белая вся улица.

А мы саночки возьмем

По дорожке повезем.

А мы саночки возьмем

По дорожке повезём.

-Снег-снег кружится

Белая вся улица.

Собрались мы все в кружок

Завертелись как снежок.

Собрались мы все в кружок,

Завертелись как снежок.

«Галя по садочку ходила»

Дети идут, взявшись за руки, по кругу и поют. Ребенок в кругу с платочком в руке ходит внутри круга.

Галя (Нина) по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
«Галя»теряет платочек. Ребенок, у которого «Галя» обронила платок – поднимает его и держит. Дети продолжают петь.

Обошла тут Галя (Нина) садочек,

Ищет голубой свой платочек.

«Галя» не находит платочек, садится в центре круга и «плачет».Дети продолжая петь, теперь идут в центр круга на первую строчку, а на 2-ую строчку из круга. И так 2 раза.

Не горюй, подруженька Галя (Нина),
Мы платочек твой отыскали.

Под малиновым под кусточком,

Под березовым под листочком.

Ребенок, у которого оказался платочек говорит, показывая его:

Вот он, вот он твой платочек,

Догони меня, дружочек!

Дети встают спиной к др.другу. И после того, как хором произнесутся слова, бегут вокруг круга в разных направлениях до места, откуда начали бег. Кто оказался первым становится «Галей». Игра повторяется.

«Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий ребенок в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.

«Веселая девочка Алена»

Дети стоят в кругу, в середине круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:

Ой, какое платье у Алены,

Да с какой каемкою зеленой!

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза.

Затем в круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:

Принесла Танюшенька сестричка

Синих лент атласных для косичек

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно то правую, то левую ногу. Дети поют:

Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки?

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

Дети идут в середину круга и обратно, поют:

Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками!

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

«Круг кружочек»

Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Круг кружочек

Маленький шажочек,

Раз, два, три –

Повернись-ка, …. Ты!

И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:

Круг кружочек

Маленький шажочек,

Раз, два, три, четыре, пять –

Повернулись все опять.

«Водяной»

В центре круга сидит на корточках ребенок-водяной. Дети идут вокруг него и тихо произносят слова:

Дедушка Водяной

Что сидишь ты под водой

Выгляни на чуточку

На одну минуточку.
Раз, два, три – лови!

По окончании слов дети останавливаются. Ребенок с завязанными глазами подходит к другому ребенку и  на ощупь определяет его и называет его имя. Если он угадал —  водяным становится угаданный ребенок.

«Ёлочка»

Елочка в лесочке

Выросла большая.

Вот такая, вот такая

Выросла большая. (повтор)

А на ёлке птички,

Птички да синички

Чик-чирик, чик-чирик,

Птички да синички. (повтор)

А под ёлкой зайка ,

Зайка-попрыгайка.

Прыг да скок, прыг да скок,
Зайка-попрыгайка. (повтор)

А у ёлки детки

Детки непоседки,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Детки непоседки.(повтор)

«Огород»

Есть у нас огород,

в нем морковка (капуста, свекла) растет,

вот такой ширины,

вот такой ужины,

вот такой вышины,

вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет?

«Ёжик»

Дети по кругу идут и поют:

Повстречался ёжик мне

Нёс грибы он на спине.

Добрый день, колючий еж,

Далеко ли ты живёшь?

Ежик глазками сверкнул

И в кусты скорей свернут

Зашуршал сухой листвой

Приглашая в домик свой.

«Ворон»

Дети стоят по кругу. «ворон» — в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра.

На горе стоят гора.

(дети дробным шагом идут к центру)

А на той горе – дубок,

(так же отходят назад)

А на дубе воронок.

(ворон кружится, разведя руки в стороны)

Ворон в красных сапогах

В позолоченных серьгах,

Сидит ворон на дубу

(все танцуют, выставляя ногу на пятку)

Он играет во трубу.

(имитируют игру на дудке)

Труба точенная,

Позолоченная,

Труба ладная

песня складная

(дети хлопают в ладоши, Ворон пляшет)

Кышь!!

Дети, движением рук,  выгоняют «Ворона» из круга. «Ворон» летит  за кругом. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг. Игра повторяется.

«Кот и мыши»

Дети идут по кругу, «кот» в кругу ложится и «засыпает». Ребята поют:

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

(подходят к «коту», сужая круг.)

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

(Расширяют круг)

Разобьет весь хоровод!

(После этих слов «Кот» ловит мышей-детей, дети стараются от него убежать)

«Шёл старик дорогою»

Дети имитируют слова игры:

Шел старик дорогою-дорогою-дорогою.

Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую.

Давай, коза, попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем.

Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем.

А коза бодается-бодается-бодается,

А старик ругается-ругается-ругается.

«Буги-вуги»

Дети стоят в кругу выполняют движения и поют:

Руку правую вперёд

А потом ее назад

А потом ее вперед

И немножко потрясём.

Мы танцуем буги-вуги

Поварачиваясь в круге

И в ладоши хлопаем вот так (хлопают)раз, два.

Буги-вуги, Окей!

(дети идут в круг, на слово «Окей» показывают всем большой палец руки)

Буги-вуги, Окей!

(выполняют тоже движение, выходя из круга)

(По очереди показываем руки, ноги, щечки, ушки и т.д.)

«Море волнуется»

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура замри!

«Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так:  (хлопают) раз, два – 2р.

Если нравится тебе, то и другим ты покажи (хлопают)

Если нравится  тебе, то делай так (хлопают)

И так можно выполнять по очереди любые движения: хлопать, топать и т.д.

«Лавата»

Дети, идут по кругу держась за руки, произнося:

Дружно танцуем мы — тра-та-та, тра-та-та,

Танец любимый наш — это «лавата».

Ведущий говорит:»Мои пальчики хороши, а у соседа лучше».

Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова снова.

Затем поочередно водящий дает другие задания:

                                        Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

Мои уши хороши, а у соседа лучше;

Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

Моя талия хороша, а у соседа лучше;

Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Приятного времяпрепровождения!

 Пусть эти игры радуют ВАС и ВАШИХ деток.

Источник