Характеристику развития ребенка и в пренатальном периоде
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОСТНАТАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- • базовые понятия, относящиеся к пренатальной психологии;
- • содержание основных периодов пренатального развития;
уметь
- • характеризовать факторы пренатального развития, описывать критические периоды пренатального развития;
- • анализировать значимость пренатального периода для психического развития детей;
владеть
• навыками анализа практических ситуаций с позиций пренатальной психологии, проведения психолого-просветительской работы.
Характеристика периодов пренатального развития
Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.
Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.
В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).
Таблица 3.1
Периоды пренатального развития
Период | Сроки беременности | Содержание периода |
Предымплантационное развитие | 1-я неделя | Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения |
Имплантация | 7-8-й день | Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки |
Органогенез и плацентация | 10-й день – 3 месяца | Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона) |
Фегогенез | 3-9 месяцев | Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем |
Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.
Имплантация происходит примерно на 7-8-й день после оплодотворения. Слизистая оболочка матки к моменту имплантации содержит все вещества, необходимые для питания зародыша. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается период органогенеза и плацентации, который завершается примерно к третьему месяцу внутриутробной жизни. В этот период быстро развивается зародыш и его защитные оболочки (табл. 3.2). Из наружного слоя клеток зародыша образуются поддерживающие структуры для его питания и защиты от негативных факторов, а из внутреннего слоя клеток начинается развитие различных органов. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, формируются зачатки всех важнейших органов и систем.
Таблица 3.2
Длина и масса плода в зависимости от срока беременности (средние показатели)
Месяц (акушерский – 28 дней) | Длина плода, см | Масса плода, г | Месяц (акушерский – 28 дней) | Длина плода, см | Масса плода, г |
1 | 1 | 6 | 30 | 600-680 | |
2 | 4 | 7 | 35 | 1000-1200 | |
3 | 9 | 20-25 | 8 | 40 | 1500-1600 |
4 | 16 | 120 | 9 | 45 | 2400-2500 |
5 | 25 | 280-300 | 10 | 50 | 3200-3400 |
К поддерживающим структурам относят плаценту, при помощи которой происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. Плацента формируется частично из клеток стенки матки, а частично из наружного слоя клеток зародыша. Она заменяет функцию легких, органов пищеварения, почек, кожи и других органов плода. Процессы обмена в плаценте весьма интенсивны, особенно в ранних стадиях развития. Плацента имеет две поверхности: материнскую, прилегающую к стенке матки, и плодовую, обращенную внутрь, в полость амниона. Амнион, или
водная оболочка, представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами, образующимися в результате секреции эпителия амниона. Избыток вод удаляется через поры амниона, при этом обеспечивается постоянство их состава. Они содержат белки, жиры, липиды, углеводы, микроэлементы, к которым примешиваются моча плода, чешуйки его эпидермиса и пушковые волосы. По мере роста плода происходит относительное уменьшение количества вод. Околоплодные воды создают условия для свободного развития плода и его движений, защищают его от неблагоприятных внешних воздействий, участвуют в обмене веществ, предохраняют от сдавления между телом плода и стенкой матки пуповину. Пуповина – это шнуровидное образование, в котором проходят две артерии и одна вена плода, несущие кровь от плода к плаценте и обратно.
Фетогенез начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода. В этот период происходит быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.
Происходит интенсивное развитие эндокринной системы и выявляются первоначальные функции желез внутренней секреции. Половые железы формируются в первой половине внутриутробного периода, чему способствуют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.
С конца третьего месяца беременности появляется кроветворная функция костного мозга. Легкие как орган дыхания не функционируют, внешнее дыхание осуществляется через плаценту. В пренатальном периоде происходит иннервация легких и других частей тела, участвующих в акте дыхания и происходят нерегулярные дыхательные движения, являющиеся подготовкой к будущему внеутробному дыханию.
Начинается деятельность органов пищеварения. Примерно с четвертого месяца печень начинает вырабатывать желчь, в кишечнике плода образуется меконий (первородный кал). Однако в основном функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери.
Особое значение для будущего психического развития ребенка имеет формирование структур центральной нервной системы, в частности головного мозга. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Развитие центральной нервной системы у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс. На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она сначала имеет вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору. К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.
По мере созревания структур нервной системы происходит развитие сенсорных процессов. К 20-й неделе беременности развиваются органы вкуса и обоняния. Примерно с шести-семи месяцев начинает работать вестибулярный аппарат, плод ощущает прикосновение и боль, реагирует на звук и свет.
На следующих месяцах беременности происходит дальнейшее формирование головного мозга плода, созревание и дифференцировка нервных клеток. Созревание нейронов и миелинизация нервных волокон (образование их мякотной оболочки, обеспечивающей проводимость нервного возбуждения) происходят интенсивнее всего в тех отделах, которые в первую очередь необходимы новорожденному ребенку. Созревание мозговых структур происходит «сверху вниз»: от мозгового ствола к среднему мозгу, а затем к большим полушариям головного мозга. К 37-й неделе пренатального развития процессы миелинизации завершаются в спинном мозге, мозговом стволе и среднем мозге.
К концу внутриутробной жизни формируется сложная и многофункциональная центральная нервная система, позволяющая новорожденному различать тактильные прикосновения, температурные, звуковые, зрительные раздражители, а также адаптироваться к новому типу питания. В коре больших полушарий головного мозга появляется все больше складок, извилин и борозд. Недифференцированные нейроны трансформируются в более зрелые. Происходит усложнение морфологической дифференцировки коры больших полушарий головного мозга.
По данным лаборатории цитоархитектоники Института мозга, масса мозга у плода в 18 недель равна 67 г, у плода в 24 недели – 127 г, в 32 недели – 170 г. В дальнейшем продолжается более быстрое развитие мозга плода и в 40 недель масса мозга плода составляет 382 г. Анализ динамики массы мозга плода в различные периоды пренатального развития свидетельствует о том, что масса мозга от 22-й недели беременности до родов (40 недель) увеличивается в среднем в пять раз. Происходит увеличение поверхности коры больших полушарий (с 24-й недели гестации до рождения увеличивается в среднем в три раза). Поверхность лобной области головного мозга к 40-й неделе беременности в левом полушарии равна 2772 мм2, в правом – 2630 мм2, что составляет 13% лобной зоны головного мозга взрослого человека.
Такая же закономерность существует и относительно площади коры лимбической области и гиппокампа. В III триместре внутриутробного развития плода у него становятся значительно больше размеры поверхности коры височной доли головного мозга (слуховая зона коры). Интегративные функции коры больших полушарий обеспечивают функционирование центральной нервной системы плода в адаптационно-приспособительных реакциях и способствуют установлению динамических взаимосвязей различных корковых и подкорково-стволовых систем мозга. Нарушения в развитии головного мозга в III триместре беременности может существенно снизить адаптационно-защитные возможности плода, что в дальнейшем может привести к отклонениям психического развития.
Развитие спинного мозга происходит одновременно с развитием головного мозга. Созревание мотонейронов, которые иннервируют скелетные мышцы, осуществляется быстрее нейронов мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. В III триместре беременности спинной мозг плода является достаточно дифференцированной анатомо-морфологической структурой, регулирующей движения плода, включая рефлекторные движения новорожденного ребенка. Общей закономерностью формирования нервной системы в пренатальный период является более раннее формирование и дифференциация структур спинного мозга, чем вышележащих отделов центральной нервной системы, что соответствует более раннему становлению спинно-мозговых рефлекторных механизмов. Типичной особенностью развития головного мозга человека в целом является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые выполняют наиболее важную роль в психической деятельности.
Практический пример
Американские исследователи провели интересный эксперимент с беременными женщинами, которые примерно за месяц-полтора до предполагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение «Кот в шляпе» (общее время декламации – пять часов). Новорожденным детям этих женщин на третий день жизни надевали наушники и давали соску-датчик, соединенную с механизмом, переключающим звучащий текст в зависимости от характера сосательных движений. Осуществляя сосание с разной частотой, дети могли слушать либо голос матери, либо другой женщины, читающей стихотворение. Дети предпочитали сосать с той частотой, которая позволяла им слышать голос матери. При возможности выбора между данным рассказом и другим, тоже прочитанным матерью, дети выбирали тот, который слушали в последние месяцы беременности «Кот в шляпе». По результатам эксперимента ученые сделали вывод о том, что ребенок узнает голос матери еще в утробе и может дифференцировать различные тексты, возможно благодаря их различным интонационным и темпо-ритмическим характеристикам. Таким образом, можно утверждать, что уже в пренатальном периоде начинает функционировать слуховая память.
К девятому месяцу беременности развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию. В это время снижается темп прироста массы, клетки плаценты начинают дегенерировать и начинается процесс родов.
Источник
Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.
Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.
В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).
Периоды пренатального развития
Период | Сроки беременности | Содержание периода |
Предымплантационное развитие | 1-я неделя | Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения |
Имплантация | 7-8-й день | Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки |
Органогенез и плацентация | 10-й день – 3 месяца | Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона) |
Фегогенез | 3-9 месяцев | Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем |
Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.
Факторы развития
Среди факторов пренатального развития внимание науки было привлечено, в первую очередь, к причинам ярко выраженных аномалий развития. Возникло соответствующее учение — тератология (от греч. «teras», («teratos»), что означает «урод», «чудовище»). Особенные воздействия, нарушающие нормальное развитие плода, названы «тератогенами»; к их числу относятся, например, вирусы или химические препараты. Чаще всего воздействие тератогена имеет вероятностную природу. Будет ли причинён вред плоду, зависит от сочетания различных обстоятельств. Это интенсивность и продолжительность неблагоприятного воздействия, стадия развития плода, здоровье матери, наследственность и др.
Во время беременности любое внешнее воздействие влияет на потомство в зависимости от уровня развития последнего. Часто при таких воздействиях будущая мать ещё не знает о своей беременности и не придаёт большого значения «проходным» заболеваниям, таким как краснуха или грипп; и она даже не задумывается о возможных последствиях приёма ею назначенных лекарств. И тогда вред бывает нанесён на герминальной и/или эмбриональной стадиях развития, ещё до того, как женщина узн?ет о своём новом состоянии и о необходимости особенно заботиться о своём здоровье.
Критический, или «сенситивный», период в контексте пренатального развития — это время повышенной чувствительности ткани, органа, структуры или системы организма к определённым воздействиям.
Так, на герминальной стадии воздействие любого тератогена имеет однозначный эффект — пренатальную смерть, которая, за исключением особых ситуаций искусственного зачатия, обычно даже не регистрируется в перинатологическом плане. Центральная нервная система подвергается серьёзным структурным нарушениям при воздействиях тератогенов с 3-й по 5-ю недели, а всё остальное время беременности остаётся риск физиологических дефектов. Сердцу грозят структурные сдвиги с середины 3-й до середины 6-й недели, а физиологические дефекты — до конца 8-й недели. Руки и ноги деформируются при воздействии тератогенов с середины 4-й до конца 7-й недели, и имеют физиологические дефекты при их воздействии в течение 8-й недели.Глаза могут иметь серьёзные структурные нарушения при воздействиях с середины 4-й недели до середины 8-й, а физиологические дефекты — вплоть до конца беременности. Уши — с риском структурных нарушений с середины 4-й недели до середины 12-й, и с риском физиологических нарушений — до начала 20-й недели. Наружные половые органы — с риском структурных нарушений также с 4-й недели по 12-ю, а с риском физиологических сдвигов — вплоть до родов…
Весьма показательны драмы европейских женщин, которые, будучи беременными, по рекомендациям врачей принимали лёгкий транквилизатор, помогающий, как рекламировалось, при бессоннице, при тошноте, при других утренних недомоганиях. Это было в 1959-м — 1960-м годах, прежде всего, в Великобритании и Германии. В течение последующих двух лет у таких матерей родилось около 10 тысяч детей с различными уродствами. Тщательное исследование обнаружило связь между видом дефекта и сроком беременности, при котором принималось разрекламированное лекарство — талидомид. При его приёме между 34-м и 38-м днём от последней менструации ребёнок рождался без ушей. При приёме между 38-м и 47-м днём беременности у ребёнка не было рук или же руки были деформированы. При приёме между 40-м и 45-м днём у ребёнка были выражены дефекты кишечного тракта или желчного пузыря. При приёме между 42-м и 47-м днём у ребёнка отсутствовали или были деформированы ноги…
Среди главных тератогенов специалисты, в частности, называют: курение (табака и марихуаны); алкоголь; наркотики (в частности, кокаин); различные лекарственные препараты; гормоны; различные химические агенты (или «вредности»); болезни, вирусы которых преодолевают плацентарный барьер… В число таких болезней входят: краснуха, сифилис, герпес, полиомиелит, различные формы гриппа, вирус иммунодефицита… Из собственно материнских тератогенов специалисты выделяют резус-фактор и возраст матери. Так, опасны ситуации, при которых кровь матери резус-отрицательна, а кровь плода — резус-положительна. Установлено также, что пренатальные аномалии и различные дефекты чаще бывают при первой беременности у женщин в возрасте старше 35 лет и моложе 19 лет, по сравнению с теми, чей возраст находится в рамках этого диапазона. Например, риск рождения ребёнка с синдромом Дауна у сорокалетних матерей в 10 раз выше, чем у тридцатилетних…
Среди защитных факторов пренатального развития специалисты называют, прежде всего, здоровье матери и её рациональное питание. (См. п.1. Условия развития). Существенное современное условие также — дородовое медико-психологическое сопровождение будущих родителей с переходом к комплексному перинатологическому сопровождению детей. Перинатология — это раздел медицины, объектом которого является жизненная ситуация развития ребёнка во временн?й перспективе: от зачатия и пренатального периода до р?дов и первых месяцев постнатальной жизни. Перинатологическая практика объединяет усилия специалистов в различных областях: акушеров, педиатров, генетиков, эндокринологов, биохимиков, хирургов, невропатологов, психологов и психиатров, социальных работников.
В диагностическом плане широко используются УЗИ, амниоцентез, фетоскопия, томография. Ультразвуковое исследование предполагает использование звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери. Амниоцентез — забор околоплодной (амниотической) жидкости для выявления хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности. Фетоскопия — введение в матку полой иглы с микро-источником света для визуальной диагностики плода и/или для забора его крови или тканей. Томография — трёхмерное (послойное) сканирование работающего головного мозга с учётом сравнительной активности различных его участков.
Вопрос №20. Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех–шести недельного возраста, когда происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру.
Основные закономерности в развитии ребенка в младенчестве.
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее. Новообразования возраста: К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь До года речь ребенка – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. Активная речь . Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы. Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше). Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства. Ползание. Иногда пропускает эту стадию. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное. Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению. Указательный жест. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами. Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает: назначение предмета; способы действий с предметами; технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.
Умственное развитие
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети доставляют произвольно повторяют те формы поведения, которые им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
С первых дней после рождения малыши проявляют различные двигательные реакции. Родители не перестают умиляться, когда их кроха улыбается или тихонько гулит у себя в кроватке. Первое время такие проявления могут вызвать любые внешние раздражители, но со временем реакция становится адресной, направленной на взрослого человека, появляющегося в поле зрения ребенка. В это время начинает формироваться комплекс оживления.
Источник