Характеристика возрастных периодов развития ребенка подростковый возраст
2.1 Основные психологические особенности подростков
Подростковый
возраст — это граница между детством и
взрослой жизнью, связанная с возрастом
обязательного участия человека в
общественной жизни. Во многих древних
обществах переход к взрослому состоянию
оформлялся особыми ритуалами, благодаря
которым ребенок не просто приобретал
новый социальный статус, но как бы
рождался заново, получал новое имя.
Границы
подросткового периода примерно совпадают
с обучением детей в 5 — 8 классах средней
школы и охватывают возраст от 10 — 11 до
14 лет, но фактическое вступление в
подростковый возраст может не совпадать
с переходом в 5-й класс и происходить на
год раньше или позже.
Особое
положение подросткового периода в
развитии ребенка отражено в его названиях:
«переходный», «переломный»,
«трудный», «критический». В
них зафиксирована сложность и важность
происходящих в этом возрасте процессов
развития, связанных с переходом от одной
эпохи жизни к другой. Переход от детства
к взрослости составляет основное
содержание и специфическое отличие
всех сторон развития в этот период —
физического, умственного, нравственного,
социального. По всем направлениям
происходит становление качественно
новых образований, появляются элементы
взрослости в результате перестройки
организма, самосознания, отношений с
взрослыми и товарищами, способов
социального взаимодействия с ними,
содержания морально-этических норм,
опосредствующих поведение, деятельность
и отношения. В повседневной жизни, в
семье и школе часто можно слышать такие
разговоры: был послушным мальчиком, а
теперь стал своенравным, даже грубым;
был спокойным — стал неуравновешенным;
был робким, излишне застенчивым — стал
самостоятельным и решительным и т.д.
Итак,
рассмотрим более подробно некоторые
основные характеристики подросткового
возраста для того, чтобы понять причины
и механизм возникновения агрессии в
этом возрастном периоде.
Первая
общая закономерность и острая проблема
подросткового возраста — это перестройка
отношений с родителями, переход от
детской зависимости к отношениям,
основанным на взаимном уважении и
равенстве. Подростковый возраст называют
переходным. Психологическое состояние
подросткового возраста связано с двумя
«переломными» моментами этого
возраста: психофизиологическим — половым
созреванием, и всё, что с ним связано, и
социальным — конец детства, вступление
в мир взрослых.
Первый
из этих моментов связан с внутренними
гормональными и физиологическими
изменениями, влекущие за собой телесные
изменения, неосознанное половое влечение,
а также эмоциональном — чувствительные
изменения.
Второй
момент — окончание детства и переход в
мир взрослых связан с развитием в
сознание подростка критического
рефлектирующего мышления в рассудочной
форме. Это и есть определяющее состояние
подростка в психике. Оно и создает
основное ведущее противоречие в жизни
подростка. Рассудочная т.е. формальная
жесткая логика владеет умом подростка.
Именно так: не он владеет этой логикой,
но она возникает в его сознании как
некая принудительная сила. Она требует
на любой вопрос однозначного ответа и
оценки: истина или ложь, да или нет. И
это создает в сознании подростка
определенную тенденцию к максимализму,
заставляет его жертвовать дружбой,
становится в антагонистические отношения
с близкими людьми, поскольку многообразие
и противоречивость реальности человеческих
отношений не укладывается в рамки
рассудочной логики, а он готов отвергнуть
всё, что не соответствует этой логике,
так как именно она господствующая сила
в его сознании, критерий его суждений
и оценок [4].
Но,
будучи по типу логики мышления равным
взрослому, по жизненному опыту и
содержанию сознания подросток остается
еще ребенком. Протестуя против лжи,
лицемерия и господства над ним мира
взрослых, он в то же время нуждается в
душевной теплоте, ласке понимании,
одобрении и прощении взрослых. Отвергая
авторитеты, подросток нуждается в
авторитете, в таком взрослом, которому
он мог бы полностью доверять. Появляется
тенденция к обособлению и от мира детства
и от мира взрослых, к созданию своего
собственного мира сверстников, внутренне
одинаковых друг другу.
Актуальность
этой темы в том, что почти каждый
подросток, во время переходного возраста
сталкивается с особыми трудностями,
пытается найти себя. Переходный возраст
— самый короткий период жизни, но очень
важный. И важно без особых травм пережить
его.
Вторая
особенность и ценнейшее психологическое
приобретение подростка — открытие своего
внутреннего мира, в этот период возникают
проблемы самосознания и самоопределения.
В тесной связи с поисками смысла жизни
находится и стремление узнать самого
себя, свои способности, возможности,
поиск себя в отношениях с окружающими.
Для ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир, куда
он проецирует и свою фантазию. Для
подростка внешний, физический мир —
только одна из возможностей субъективного
опыта, сосредоточением которого является
он сам. Обретая способность погружаться
в себя и наслаждаться своими переживаниями,
подросток открывает целый мир новых
чувств, он начинает воспринимать и
осмысливать свои эмоции уже не как
производные от каких-то внешних событий,
а как состояние своего собственного
«я». Даже объективная, безличная
информация нередко стимулирует подростка
к интроспекции, размышлению о себе и
своих проблемах. «Открытие своего
внутреннего мира — очень важное, радостное
и волнующее событие, но оно вызывает
также много тревожных и драматических
переживаний. Вместе с сознанием своей
уникальности, неповторимости, непохожести
на других приходит чувство одиночества.
Подростковое «я» еще неопределенно,
диффузно, оно нередко переживается как
смутное беспокойство или ощущение
внутренней пустоты, которую необходимо
чем-то заполнить. Отсюда — растет
потребность в общении и одновременно
повышается избирательность общения,
потребность в уединении. Сознание своей
особенности, непохожести на других
вызывает весьма характерное для ранней
юности чувство одиночества или страх
одиночества» [3].
Представление
подростка о себе всегда соотносятся с
групповым образом «мы» — типичного
сверстника своего пола, но никогда не
совпадает с этим образом полностью.
«Свойственное
многим старшеклассникам преувеличение
собственной уникальности с возрастом
обычно проходит, но отнюдь не ценой
ослабления индивидуального начала.
Напротив, чем старше и более развит
человек, тем больше он находит различий
между собой и «усредненным»
сверстником. Отсюда — напряженная
потребность в психологической интимности,
которая была бы одновременно самораскрытием
и проникновением во внутренний мир
другого. Осознание своей непохожести
на других исторически и логически
предшествует пониманию своей глубокой
внутренней связи и единства с окружающими
людьми» [3].
Но
как осознание своей единственности и
особенности приводит к открытию
одиночества, так чувство текучести и
необратимости времени сталкивает
подростка с проблемой конечности своего
существования и понятием смерти. Это
еще одна проблема, связанная с
экзистенциальным кризисом юности. Не
все юноши и девушки склонны к философской
рефлексии. Одни уходят от пугающих
переживаний в повседневность, у других
все сводится к возрождению иррационального
детского страха. Обостренное чувство
необратимости времени нередко сочетается
с нежеланием замечать его течение, с
представлением о том, что время
остановилось. Подросток попеременно
чувствует себя то очень молодым, то
совсем маленьким, то, наоборот, донельзя
старым, все испытавшим. Подростковому
возрасту представления о возможностях
разных эпох человеческой жизни еще
крайне субъективны: 14-летнему 25-летний
кажется уже старым, а взрослость нередко
отождествляется с неподвижностью и
обыденностью.
Еще
одна характеристика, относящаяся к
подростковому возрасту — это большое
значение, которое подростки придают
своей внешности, причем эталоны красоты
и просто «приемлемой» внешности
зачастую завышены и нереалистичны. С
возрастом человек привыкает к своей
внешности, принимает ее и соответственно
стабилизирует связанный с ней уровень
притязаний. На первый план выступают
другие свойства личности — умственные
способности, волевые и моральные
качества, от которых зависят успешная
деятельность и отношения с окружающими.
С
возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по
большинству показателей более реалистичны
и объективны, чем юношеские, а юношеские,
чем подростковые. Но эта тенденция не
является линейной, необходимо учитывать
изменение с возрастом самих критериев
самооценки. Если в средних классах
ребенок сильно ориентируется на мнение
учителей и в его самооценке важную роль
играет школьная отметка, успеваемость,
то в старших классах значение отметок
снижается. На первый план выступают
мнение сверстников и самооценка своих
достижений в разных видах деятельности,
значимость которых — учеба, спорт,
какие-то любительские занятия — может
быть совершенно разной. Это резко снижает
значение отметки как стимула к учебе,
но одновременно отражает рост
самостоятельности, дифференциации
интересов и т.д. Подростковые самоописания
лучше организованы и структурированы,
чем детские, они группируются вокруг
нескольких центральных качеств. Однако
неопределенность уровня притязаний и
трудности переориентации с внешней
оценки на самооценку порождают ряд
внутренних содержательных противоречий
сознания.
Повышение
степени осознанности своих переживаний
нередко сопровождается также
гипертрофированным вниманием к себе,
эгоцентризмом, озабоченностью собой и
тем впечатлением, которое индивид
производит на окружающих, и, как следствие
этого, застенчивостью.
Таким
образом, говоря о подростковом периоде
развития человека, мы всегда подразумеваем,
что это сложный, трудный период. Трудность
этого периода состоит не только в
вышеперечисленных особенностях
подросткового возраста, но в первую
очередь, в пубертатном кризисе, кризисе
подростковой идентичности, успешный
выход из которого будет одним из важнейших
условий формирования правильного,
просоциального, неагрессивного поведения
подростка в будущем.
Соседние файлы в папке studentbank.ru_18284
- #
- #
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2020;
проверки требует 1 правка.
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).
Проблема периодизации[править | править код]
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст).
Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.
Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».
Принципы периодизации[править | править код]
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Периодизации[править | править код]
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского[править | править код]
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1—3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3—7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7—13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13—17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина[править | править код]
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство
- Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Детство
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
- Отрочество
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
- Ранняя юность (от 15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1—3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
- Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
- Юность (13—19 лет)
- Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст
- первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
- Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
- Старческий возраст — от 76 до 90 лет
- Долгожители — старше 90 лет
Биологический возраст[править | править код]
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1—3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
- Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
- Подростковый период:
- девочки: 10 — 17—18 лет
- мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период
- юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- Зрелый возраст (1 период)
- мужчины: 21—35 лет
- женщины: 20—35 лет
- Зрелый возраст (2 период)
- мужчины: 35—60 лет
- женщины: 35—55 лет
- Пожилой возраст: 55/60—75 лет
- Старческий возраст: 75—90 лет
- Долгожители — 90 лет и более
См. также[править | править код]
- Возраст
- Психология развития
- Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.
- Нормативные кризисы развития
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001. — 460 с.
- Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. — М.: — Академия, 2006. — 208 с. ISBN 5-7695-2635-1;
Ссылки[править | править код]
- Проблема возраста и возрастной периодизации
Источник