Характеристика речевого развития ребенка с дизартрией

Характеристика речевого развития ребенка с дизартрией thumbnail

УДК376.1 Мироненко Елена Юрьевна

учитель-логопед

МБОУ Первомайская школа №2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: В последнее время в логопедической практике наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Данные расстройства затрудняют процесс получения школьных знаний. Своевременно проведенная логопедическая коррекционная работа способствует предупреждению и устранению недостатков устной и письменной речи. В данной статье раскрываются особенности речи у обучающихся с дизартрией, направления коррекционной работы.

Ключевые слова: дизартрия, речевая патология,логопедическая коррекция.

Annotation: As it shown in practice of speech therapy more and more students get suffered from dysarthria disorders these days. These disorders lead to learning difficulties at school. Speech defects and writing difficulties can be overcome with the help of timely speech therapy measures. This article deals with speech peculiarities of students with dysarthria disorders and the ways of correction work.

Key words: dysarthria, speech pathology, speech therapy measures.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. По определению Л.В. Лопатиной, дизартрия — речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. [1]

Основными проявлениями дизартрии являются: смазанная, нечеткая дикция, невнятная речь, нарушение звукопроизношения и голосообразования, изменение интонации, темпо-ритмических, артикуляционно — фонетических и просодических нарушений. Трудность развернутого высказывания бывает обусловлена не только моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций, связанных с подбором нужного слова. Отмечается недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что приводит недостаточному формированию сложных логико-грамматических отношений. [2] Поэтому возникают трудности в формировании высказывания и декодирования. В тяжелых случаях речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Обычно у детей с дизартрией общая и мелкая моторика сформированы недостаточно. Они с трудом имитируют движения, неуклюже прыгают на одной ноге, неустойчиво стоят, медленно передвигаются, с трудом застегивают пуговицы, не умеют шнуровать ботинки, правильно штриховать и разукрашивать предметы. Наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются нарушения интеллекта, памяти, внимания, когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, медленное формирование ряда высших корковых функций, легкие расстройства двигательной сферы. Дизартрия может наблюдаться как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушением психофизического развития.

Система помощи при дизартрии имеет комплексный характер, включает в себя: медицинское направление — медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, физиотерапию и рефлексотерапию.

Логопедическое направление включает в себя: работу по развитию органов артикуляции, формированию артикуляционных укладов, коррекции звукопроизношения, массаж и расслабление мышц лица. Важно также развивать сенсорные функции, слуховое восприятие и звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие. Большое значение необходимо уделять коррекции голоса, развитию дыхания, ритма, выработке произвольного контроля объема и темпа выполнения движений. Обратить внимание на состояние речевого развития в сфере лексико-грамматического строя и развития коммуникативных функций речи. Уделяется внимание умению сопоставлять и различать акустико-артикуляционные признаки звуков, соотносить звук с буквой, выполнять звуковой анализ слов, определять место звука в целом звуковом комплексе.

Психолого-педагогическое направление включает в себя: развитие сенсорных функций, слухового гнозиса и зрительного внимания, коммуникативных навыков, формирование фонематического слуха, что предупреждает развитие специфических ошибок на письме и при чтении. Также используются упражнения по развитию оптико-пространственного гнозиса, уточнению пространственно- временных представлений, конструктивного праксиса и графических навыков. Проводится работа по развитию мышления, логики и памяти.

В процессе коррекционной работы необходимо использовать возможности для самостоятельной деятельности обучающихся, побуждать их активно преодолевать имеющиеся нарушения, вырабатывать умение контролировать свою речь, находить и исправлять ошибки, допущенные при письме, осмысленно и правильно читать, пересказывать тексты.

Выводы. Таким образом, положительные результаты во многом зависят от раннего начала и систематичности проведения коррекционных занятий, и достигаются, если соблюдать следующие принципы: системный подход и анализа речевого нарушения, поэтапное формирование всех компонентов речи, регуляцию психической деятельности обучающихся путем развития коммуникативных и обобщающих функций речи.

Литература

  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартриии): учеб. пособие./Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.-Спб. Изд. «Союз», 2000.- 192 с.

  2. Л.С. Волкова Логопедия:учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

Источник

Анна Стрелкова
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из– за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС, в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии, интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в раннем детстве

Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев. [4]

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии. [3]

Большие трудности для выделения и распознавания представляет корковая дизартрия. Представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, т. к. прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой. Дети способны четко произносить изолированные звуки, но в речевом потоке звуки искажаются, возникают замены. Особенно трудно сочетания согласных звуков. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)— возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза (насильственные непроизвольные движения) в области артикуляционной и мимической мускулатуры, не контролируемые ребенком (дистания- частая смена мышечного тонуса). Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте.

Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодики (темп, ритм, интонация). Речь ребенка монотонная, смазанная, немодулированная, однообразная, голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в бормотание. У таких детей чаще всего страдает слух на высокие тона (нейросенсорная тугоухость, что осложняет речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно-мозжечковых путей.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной «рубленой» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Отмечается пониженный тонус в области мышц языка и губ. Язык тонкий распластанный, малоподвижный, отмечены трудности удержания артикуляционных укладов и слабости их ощущений (не может долго удерживать нужную артикуляционную позу). Движения языка не точные, наблюдается тремор языка (дрожание, а мягкое небо провисает и паритично. Нарушена координация движений, напоминает походку «пьяного» человека, страдает ориентация в пространстве. У таких детей подчерк размашистый. В чистом виде данная форма дизартрии встречается редко.

Следующая форма дизартрии называется бульбарная, которая проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушается расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого) (одностороннее поражение). Структура дефекта паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У детей с таким дефектом нарушено глотание твердой и жидкой пищи, затруднен акт жевания. Недостаточная подвижность голосовых связок,мягкого неба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. Парез мышц мягкого неба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают назальный оттенок. Также наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается тонус мышц (атония). Паретичное состояние мышц языка является причиной искажения звукопроизношения. Речь невнятная, нечеткая, замедленная. В речи отсутствуют звонкие звуки, они оглушаются в результате пареза голосовых связок. [2]

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно.

Характерными для детей-дизартриков являются довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке, запас обиходных сведений и представлений. Однако отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводят к расхождению между активным и пассивным словарем.

Уровень освоения лексики зависит не только от степени нарушения звукопроизносительной стороны речи, но и от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта, среды, в которой он воспитывается.

Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.

Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное.

Также для детей- дизартриков характерныследующие отличительные особенности: они не любят застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. После многократных тренировок дети начинают самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Такие детки не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Читайте также:  Тесты на развитие внимательности ребенка

Данные особенности речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией показывают, что они нуждаются в систематическом специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Литература.

1. Аксенова Л. И., Архипова Б. А. и др. Специальная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.

2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. — М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.- 680 с.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 445 с.

4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 1989.- 223 с.: ил.

Источник

Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников с дизартрией имеются осложнения как перинатального, так и натального и постнатального периодов. При этом наибольший процент осложнений отмечается в перинатальном периоде.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Артикуляционная моторика у детей с дизартрией страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, параличи и парезы артикуляционных мышц.

У старших дошкольников обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи.

Звукопроизносительные расстройства могут быть как незначительными (одна или две группы звуков), так и значительными (полиморфные нарушения звукопроизношения). В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений и замен.

Все дошкольники с дизартрией допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен. Звуковой анализ у детей с дизартрией формируется в более поздние сроки, чем в норме. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».

У детей со стертой формой дизартрии нарушения фонематического восприятия выявляются при воспроизведении сложных ритмов, повторении скороговорок, на следах слухоречевой памяти. Звукослоговой анализ и синтез  не представляют сложности, кроме перестановки звуков. Однако недостаточность фонематического звена отчетливо выявляется в будущем  в письменной речи. При чтении отмечаются замены по звонкости — глухости, твердости — мягкости и др. Характерны ошибки на пропуск гласных, согласных (в словах со стечением согласных). Наибольшее количество ошибок фонематического характера на письме приходится на специфические замены букв (обозначающих звуки, близкие по акустическому признаку), нарушение внутрислоговой структуры слов за счет перестановки и пропуска букв, недописывание слогов, слияние слов.

Лексико-грамматический строй речи и связная речь могут быть нарушены незначительно. В активном словаре таких детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их. Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Во многих случаях имеет место лексико-грамматическое недоразвитие речи первого, второго или третьего уровня (по Левиной).

В устной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употребление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др.

У детей, имеющих дизартрию, сочетанную с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи, наблюдаются традиционные грамматические ошибки. При чтении такие дети также допускают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. В пересказах  присутствуют аграмматизмы, выявляется ограниченность словарного запаса.

Читайте также:  Программа развития ребенка в саду

У младших школьников со стертой формой дизартрии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитарность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечаются зеркальность, перестановки, замены букв по оптическому сходству.

Грубые нарушения выявляются в оптико-конструктивной деятельности. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (повороте) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части фигуры.

Недостаточность оптико-пространственных представлений отражается на усвоении математики в школе. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «больше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей:

— неврологическая симптоматика;

— недостаточность зрительного гнозиса;

— пространственных представлений;

— памяти;

— нарушения моторики;

— просодической стороны речи;

— низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

 Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.

К концу первого класса скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побуквенное чтение. Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя внимание следующие особенности:

  • Трудности при изучении букв;
  • Трудность в овладении слиянием букв в слоги;
  • Недифференцированность представлений о слоге и звуке. В ходе устного анализа слов количество слогов в словах типа лев, стол определяется как два вместо одного («ле-в», «сто-л»), а в словах типа тогда, звать — три слога («то-г-да», «з-ва-ть»);
  • Неумение объединять слоги в слово.
  • «Застревание» на каком-либо звуке или слоге.
  • Добавление гласного звука после согласного в конце слова или при стечении двух согласных («лев — ле-ва»; «крот — корот»).
  • Непонимание читаемого слова.
  • Длительное побуквенное угадывающее чтение.

У первоклассников при чтении отмечается большое количество специфических фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, реверсы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушениями. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (соскальзывание взгляда), сужен объем взора, что затрудняет переход к следующему слогу (слову).

К окончанию начальной школы дети обычно преодолевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь.

В результате теоретического анализа психологической и коррекционно развивающей литературы было установлено, что в структуру дефекта при дизартрии входят речевые, моторные и эмоционально-волевые нарушения. Поэтому, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, необходимо осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию данного нарушения. При выборе методов и приемов логопедической коррекции дизартрических нарушений необходимо учитывать структуру данного дефекта и активно включить в коррекционный процесс коррекцию невербальной основы речевой деятельности.

Литература

  1. Мироненкова Н.В. Коррекционно-логопедическая работа по формированию тонкой моторики пальцев рук у детей со стертой дизртрией с использование природного и рукотворного материала. // Логопед в детском саду. – 2008. – №6.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  3. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.-Воронеж, 2005.
  4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997.
  5. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
  6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
  7. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
  8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольники со звучащим словом Под ред. Сохина Ф.А. – М., 1991.

Автор: 
Новикова Т.И.

Источник