Характеристика речевого развития ребенка для пмпк
Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | Речевое развитие по возрасту; без особенностей; с задержкой; раннее психомоторное развитие доречевое развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; поздно начал говорить; до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; ранее психомоторное развитие с задержкой; фразовая речь – с 3 лет. |
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | Анатомическое строение без аномалий; не удерживает позу закрытого рта; может достаточное время удерживать артикуляторное положение; движение языка замедленные, с затруднениями; основные движения языком, губами выполняет; губы толстые, малоподвижные; наблюдается замена движений и синкенезии; язык вялый, массивный, объем движений неполный; переключаемость движений нарушена; тонус нормальный, активность движений достаточная; кончик языка малоактивный; при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; прикус – прогения; отмечается повышенная соливация; твердое небо – высокое, имеет готическую форму; точность выполнения движений сохранна; зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. |
Состояние мелкой моторики | Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно; с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) навыками самообслуживания не владеет; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; ведущая рука — правая; предпочитает работать левой рукой; все движения выполняет правильно; мышечный тонус повышен; неправильно держит карандаш; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма; |
Состояние общей моторики | Двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается; |
Понимание речи | Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; понимание речи затруднено; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение учителя; речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; понимание речи связано с незнанием русского языка. |
Звукопроизношение | Имеются недостатки произношения; нарушено произношение звуков …; дефектно произносит оппозиционные звуки; недостатки произношения звонких согласных (оглушение); изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. |
Фонематические процессы | Фонематический слух недостаточно сформирован; фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; |
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; допускает ошибки при определении количества звуков в слове; имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; определение места звука в слове сформировано; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; |
Воспроизведение слов сложного звукового состава | Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. |
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | Темп высказываний замедленный; речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); темп и ритм речи в пределах нормы; словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительна. |
Проявления заикания | Не заикается; иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); |
Словарный запас | Объем словарного запаса соответствует возрасту; словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; не всегда точно использует слова; испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; часто использует слова не по назначению; допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; страдает понимание и употребление обобщающих понятий. |
Грамматический строй | Недостаточно сформирован для данного возраста; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; неправильно употребляет предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). |
Связная речь | Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; неотчетливо произносит слова; оречевление затруднено; при ответах пользуется фразой несложной конструкции; наблюдается высокий уровень речевого развития; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказаться затрудняется; устная форма речи недостаточно сформирована. грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). |
Письмо | Имеются многочисленные ошибки разного характера; испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); при списывании наблюдаются единичные ошибки; при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). |
Чтение | Способ чтения побуквенно – слоговой; чтение замедленное, послоговое, словами; понимание прочитанного с неточностями; чтение послоговое, простые слова читает целостно; делает запинки при чтении многосложных слов; чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); не отвечает на вопросы по тексту; при чтении слова произносит неотчетливо. |
Координация и пространственная ориентировка | Нечеткая координация движений; затрудняется определить правую, левую сторону; зрительно — пространственные представления сформированы недостаточно; причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; неправильно располагает написанное на листе бумаги; схема тела не сформирована; правильно определяет части тела. |
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; внимание неустойчивое, часто отвлекается; значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; с трудом овладевает необходимым объемом знаний; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. |
Логопедическое заключение | Показаний для занятий на логопункте нет; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи; нерезко выраженное общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; лексико-грамматическое недоразвитие; полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); имеется нерезко выраженная дисграфия; аграмматическая дислексия и дисграфия; фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; |
Основные причины трудностей усвоения учебного материала | Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; трудности адаптации в школьном учреждении; нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; незрелость эмоционально – волевой сферы; педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; гиперопека родителей; недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; двигательная расторможенность, гиперактивность; ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; трудности начались со второго полугодия, после болезни; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными терминами, понятиями; слабо развито словесно-логическое мышление; недостаточное развитие связной речи; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) |
Результаты речевого развития | Динамика речевого развития незначительная; при положительной динамике развития выпущен из группы; рекомендовано продолжить занятия с логопедом; динамики в развитии не наблюдается; логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. |
Источник
Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР I уровня
Ребенок поступил в среднюю группу МБДОУ в сентябре 2018 г. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).
Мелкая моторика развита плохо. Неправильно держит карандаш, испытывает трудности при работе с пластилином. Навыками самообслуживания овладевает с трудом. В общей моторике наблюдается заторможенность движений, нарушена их переключаемость.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий: строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Мимические движения (наморщивание, нахмуривание) затруднены. Слабая переключаемость движений лицевой мускулатуры. Строение зубов не нарушено. Прикус правильный. Подъязычная связка нормальная. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Строение языка не нарушено. Гипотонус мышц языка. Объем артикуляционных движений неполный, испытывает трудности при переключении позы языка, позу длительно не удерживает.
Общеупотребительная речь отсутствует, ребенок пользуется лепетными словами и звукоподражаниями, дополняя их мимикой и жестами. Игровые действия речью не сопровождает. Голос громкий, сильный. Дыхание слабое, поверхностное, речевой выдох непродолжительный.
Понимание обращённой речи затруднено, требуется многократное повторение инструкций.
Словарный запас резко ограничен.
Грамматический строй речи не сформирован.
Фонематические процессы носят зачаточный характер. Фонематический анализ и синтез не сформированы.
Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.
Слоговая структура слова грубо нарушена.
Связная фразовая речь не сформирована.
Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи I уровня.
Публикации по теме:
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня
. рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.
Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня
Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я в детском саду» для детей с ОВЗ ОНР III уровня в подготовительной группе
Тема: «Я в детском саду». Автор конспекта ННОД: Апаназова Марина Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ.
Конспект занятия «Домашние животные» для детей с ОНР III уровня
Задачи a).Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни,.
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня «Звук [д]»
Цели: •Образовательная: Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, обучать звуковому анализу.
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР II уровня
Ребенок поступил в старшую группу детского сада в возрасте 5 лет. Воспитывается в полной семье, речевые нарушения у родителей и ближайших.
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР III уровня
Ребенок посещает старшую группу МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников.
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня
Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения.
Подгрупповое занятие в 1 классе для детей с ОНР III-IV уровня «Дифференциация звуков [З]-[Ж] в слогах, словах и предложениях»
Подгрупповое логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях». Занятие в 1 классе для детей.
Занятие-презентация для детей 6–7 лет с ОНР III уровня. Лексическая тема «Дом. Мой город»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части». Задачи: Коррекционно-образовательные: Закрепить названия частей дома,.
Источник
Всем известно, что речь ребенка развивается одновременно с памятью, мышлением, координированием фаланговых мышц пальцев, вниманием. Отставание элемента хоть на один параметр ведет к развитию дефекта речи ребенка. Считается, что дошкольник, не выговаривающий некоторые звуки до 4 лет кроме «Р», нуждается в посещении логопеда.
Перечень логопедических заболеваний у детей
У детей логопедические диагнозы бывают двух форм: физиологические и патологические. В отличие от патологических физиологические виды исчезают самостоятельно до 5 лет. Чем быстрее поставлен диагноз, тем больше возможность откорректировать речь дошкольника.
На сегодняшний день перечень логопедических болезней детей достаточно широк.
Основные формы болезней речевой системы
Дислалия. Дошкольник не может четко произносить некоторые звуки при нормальном слухе и отсутствии со стороны патологий иннервации артикуляционного аппарата. Физиологическая дислалия, возможно, до 5 лет пройдет самостоятельно. Профилактика состоит в усердном развитии речи с 1 года.
Дизартрия – неправильное произношение слов из-за плохой иннервации аппарата речи в заднелобных и подкорковых отделах мозга. Речь похожа на разговор с кашей во рту. Причиной является поражение подкорковых отделов мозга. Ограничение подвижности языка, верхнего неба приводит к затруднению артикуляции. Патология лечится логопедическими методами, ЛФК, развитием мелкой моторики пальцев.
Обратите внимание! Здесь поможет лепка из пластилина, игры с мелкими предметами (при условии, что родители будут находиться вместе с малышом во избежание несчастных случаев).
Данная форма логопедического нарушения у дошкольников сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, трудность в чтении, письме. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произношения слов, иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
Ринолалия – неполноценная речь в результате наличия врожденных патологий полости рта: заячья губа, расщелина неба. В большинстве случаев речь монотонна, невнятна.
Реактивный мутизм – немота, появившаяся вследствие нервного стресса или психологического шока.
Методические рекомендации по написанию характеристик для детей с нарушениями речи для ПМПК
Рекомендации составляются в виде небольшого протокола, в котором указываются строение речевого аппарата, оценка слуха, психическое здоровье. В итоге проводится заключение, выводится результат и ставится логопедический диагноз.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 3 уровня на пмпк
Ветвицкая Анастасия ходит в Дет сад № 14. Речь развита неправильно, не выговаривает звуки К, Г, Д, Т. Моторика пальцев рук действует пассивно, не слушается. Родители в детстве не страдали патологией речи. Правая рука преобладает в движениях над левой. Строение лица соответствует нормам. Задание нахмурить брови, наморщить щеки выполняет плохо. Слабо развиты мимические мышцы.
Строение рта. Язык. Корень – в напряженном состоянии, кончик пассивный, вялый, общее строение соответствует норме.
Речь непонятна, монотонна, голос звонкий. В задании повторить предложение, пропускает слоги, не выговаривает некоторые буквы. Имеет маленький словарный запас, в общении пропускает местоимения, может путать предлоги во времени.
Итог: наблюдение показало, что ребенок имеет нарушение речи 3 уровня.
Логопедическая характеристика на ребенка с онр 2 уровня на пмпк
Туконов Денис ходит в старшую группу, семья полная, родители имеют высшие образования. Наличие патологий со стороны речи не выявлены.
Моторика развита слабо, движения медлительны, часто заторможены.
Анатомическое строение речевого аппарата без особенностей: строение лица соответствует норме. Идет смена молочных зубов на постоянные. Подъязычная связка без особенностей (не растянута, не укорочена). Имеется гипотонус язычной мышцы.
Речь не выразительна, плохо произносятся звуки, разговор малопонятен для окружающих. Голос тихий, глухой. Мимика функционирует слабо.
Слух со стороны фонематического плана сформирован недостаточно. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.
Строй речи на грамматической основе развит не удовлетворительно. Эксперимент показал грубое недоразвитие связной речи. Денис пересказал 1-2 предложения вместо полного смыслового рассказа.
Обратите внимание! Психическое здоровье в норме.
Итог: Наблюдение установило недоразвитие речи 2 уровня.
Примерный план написания логопедической характеристики на ребенка с ОНР 4 уровня на ПМПК
Подготовительная группа, Журавская Ксения ходит на занятия ежедневно, как может, общается со сверстниками. Семья полная, благополучная. Со стороны родителей речевые нарушения отсутствуют. Родственники активно принимают участие в развитии речи: проводят дома самостоятельные занятия.
Страдает общая моторика, нарушена координация движений, заметны неточности в двигательных процессах, заторможенность. Правая рука является главной.
Анатомическое расположение разговорного аппарата в полости рта соответствует норме. Подъязычная связка нормальная. Язык в напряженном тонусе, малоподвижен. Зубы меняются на коренные. При выполнении артикуляционных заданий появляются мышечные спазмы. В разговоре используются конструкции синтаксических предложений. Пересказывает по картинкам самостоятельно, используя широкий словарный запас. Верно представляет историю и логично собирает рассказ.
Итог: в результате наблюдения комиссия поставила недоразвитие речи 4 уровня, нвонр.
Примерные формулировки логопедического заключения для детей с заболеваниями
Формулировка патологий речи строится следующим образом:
Впереди ставится степень развития речи, затем следующим предложением выводится диагноз (если он есть).
Обратите внимание! Но в разных городах России заключение может звучать по-разному.
У умственно слабых детей и ЗПР диагноз звучит: аграмматическая дисграфия и дислекксия, стертая форма бульбарной дизартрии, системное недоразвитие речи легкой степени.
У интеллектуально здоровых детей: общее недоразвитие (2 уровень), детская афазия, общее недоразвитие (1 уровень), сенсомоторная алалия.
Логопедическая характеристика на ребенка с аутизмом для ПМПК
Девочка пяти лет. Аутизм первой степени, недоразвитие речи 2 ст., ффнр.
Мышечная дистрофия, гипотонус, движения медленные вялые. Общая моторика задержана в развитии, не может стоять на одной ноге, держать равновесие, сидя на велосипеде; не может застегивать пуговицы самостоятельно, что свидетельствует о нарушении мелкой моторики.
Внимание развито хорошо, обращает внимание на изменения мимики лица. Дает правильные ответы. Преобладает зрительная непроизвольная память. Ассоциативное мышление не развито. Совместное общение с одногодками отсутствует, она не может постоять за себя. Самоагрессия выявляется при самообращении «Даша играется», «Даша расчесывается», таким образом, чувство самосознания у девочки не сформировано.
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по ФГОС
Правильно подобранная логопедическая программа дает больным детям условия и дополнительные возможности для развития речи и совершенствование других полезных навыков.
Обратите внимание! Логопедическое сопровождение детей с овз в школе проводится непосредственно комиссией специалистов. Руководителем организации создаются индивидуальные классы, где педагоги проводят уроки в форме презентаций. Курс будет окончен, когда у детей будут полностью отсутствовать логопедические нарушения.
Как помочь умственно отсталому ребенку овладеть речью
Логопедическая программа для детей с умственной отсталостью по фгос специально разрабатывается после диагностики педагогическим составом. Результат исследований выводится сразу после обследования.
Рабочая программа по логопедии для умственно отсталых детей по ФГОС
По каждому не выговариваемому звуку должна быть разработана программа, по которой детки смогут повысить свои речевые навыки. Занятия невербального и частично вербального общения позволят дошкольнику восстановить артикуляционный аппарат.
Первый и второй этап программы приходится на диагностику и подготовку детей к занятиям. Здесь же развивается мелкую моторику, речь, внимание, мышление. Отсутствие развития одного элемента в процессе приостанавливает нормальное развитие речи.
Третий этап. Проводится коррекция звуков, развивается фонематический слух, расширяется словарный запас, строится правильная речь на основе лексическо-грамматических определений.
Четвертый этап. После проведенного курса программы логопедии ставится оценка, результат сравнивается с первоначальным уроком.
Пример написания логопедической характеристики на ребенка
Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.
Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.
Речь невнятная, в разговоре смешиваются звуки, часто в сложных предложениях не может сформировать лексико-грамматические стороны. Рассказывает без интонации, монотонно. В словосочетаниях отмечаются пропуски некоторых звуков, например: «курица», « куца».
Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.
Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.
Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.
Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе.
Источник