Характеристика ребенка социально культурное развитие

Каждый ребенок представляет, с одной стороны, определенную детскую субкультуру, с другой – конкретный результат социализации, культурного формирования детской личности, обусловленный теми средой и социумом, в которых он жил. При характеристике конкретного ребенка исследователи и практики используют понятие «социокультурам. Оно определяет то индивидуальное, что сформировалось из него на определенном возрастном этане в конкретной социальной среде – реализованную социокультурную реальность. Детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.
Внутренний социокультурный мир – это социально-педагогическая характеристика ребенка, определяющая своеобразие восприятия ребенком определенного возраста окружающей действительности (социокультурной среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом, социализацией и усвоением им культуры. По своей сущности он определяется типичными реакциями ребенка, его отношениями и поведением в конкретном социуме.
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка.
Типичный социокультурный мир характерен для любого ребенка определенного возраста и определяется с учетом знаний закономерностей возрастного и социального развития и воспитания. Он охватывает общие черты в его восприятии и проявлении на данном этапе. Через типичный социокультурный мир можно оценить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.
Индивидуальный социокультурный мир отражает особенности социального развития и воспитания конкретного ребенка, его индивидуальное своеобразие. Через него можно оценить уровень соответствия (несоответствия), опережения (отставания) в процессе его социализации для данного возраста.
Каждый ребенок исключительно индивидуален и в то же время типичен. Благодаря этому, сравнивая детей одного возраста можно сделать выводы о своеобразии социокультурного мира каждого ребенка, соответствии, задержке или опережении его в социальном развитии, социализации.
Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка выступают:
- – восприятие ребенком окружающей среды и реакция на него;
- – речь;
- – душевное состояние и переживания;
- – самопроявление (проявление «Я» личности), отношения и взаимоотношения;
- – поведение, действия и поступки.
Восприятие ребенком окружающей среды и реакция на нее меняется с возрастом и зависит от его психического развития, социализации и социального обогащения. Особенности развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.
Речь – язык ребенка. В каждом заложена природная предрасположенность к овладению языком, которая развертываются (раскрываются) в способность только при наличии социального фактора. Своеобразие последнего влияет на способность ребенка к овладению речью. Например, известный отечественный психолог Александр Романович Лурия (1902–1977) отмечал, что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга.
Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870). Он подчеркивал, что «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения»[1].
Язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа. Он представляет собой органическое сознание народной мысли и чувства, поэтому в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Усваивая с первых дней родной язык, ребенок соединяется с духовной жизнью народа. Изучаемый вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не сможет оказать надлежащего влияния на развитие ментальности ребенка. Именно поэтому Я.-А. Коменский и К. Д. Ушинский рекомендовали начинать с учения родного языка, а затем, после того как хорошо усвоено и оказало свое благодетельное воздействие родное слово, приниматься за иностранный.
Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка, отражаясь в его языковом проявлении. Например, существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения. Характерно, что учителя особенно младших классов, легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.
Душевное состояние ребенка определяет его благополучие, личную (субъективную) эмоциональную оценку внутреннего состояния и отношения к нему окружающих людей. Последняя отражает своеобразие детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, отношение к нему окружающих и его к тем, с кем он взаимодействует, оценку его действий и поступков, то, в какой степени они влияют на его безопасность и защищенность. По своей сути она отражает социальное благополучие или неблагополучие ребенка, определяя его реакцию, поведение и проявление.
Душевные переживания ребенка отражают чувственное состояние в конкретной среде, отношение к близкому человеку, добру и злу, правде и неправде, несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность, капризность психики ребенка в отношениях и проявлениях.
Душевные состояния и переживания ребенка тесно взаимосвязаны, характеризуют его своеобразие и естественным образом формируют такое явление, как детский страх. Последний является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Так социально-педагогическая неграмотность родителей, типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, нередко способствуют формированию и укреплению у ребенка паталогического страха. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество).
Самопроявление (проявление «Я» личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его «Я», особенности самопроявления, отношения к окружающей действительности, взаимоотношений в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Это отражается на отношениях к себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, сверстникам. Последние со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и самосовершенствования, изменения или укрепления позиция «Я».
Поведение, действия, поступки представляют проявление социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются: что-то становится характерной особенностью (привычкой), что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость уметь видеть своеобразие проявления ребенка, понимать его субкультурный характер, перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исключительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту и развитию трудно понять) и не задерживаться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное формирование).
Качественное социальное изменение человека на каждом этапе возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Оно обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватные поведение, действия и поступки. Социальное изменение ребенка закономерно и отражает определенную субкультуру, играющую особую роль в процессе социализации.
Таковы основные социально-педагогические качественные характеристики социокультуры ребенка.
Источник
Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!
Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение — семья, друзья.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.
Семья — одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.
Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.
Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.
Добро — одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий — добродетели, справедливости.
Зло — морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).
Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро — это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло — то, что отделяет от него.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.
Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.
Источник
Ребенок
в развитии может опережать сверстников,
что находит отражение в его
социокультурном мире. Сдерживать это
развитие не следует, стимулируя его
проявление с учетом индивидуальной
предрасположенности. Важно позаботиться
о среде, где бы он мог реализовать
себя, свою культуру. Он может и отставать
в развитии. В этом случае необходимо
ускорить его формирование. Такая
деятельность исключительно индивидуальна
и зависит от причин задержки личностного,
средового и (или) воспитательного
характера. В каждом случае требуется
свой подход к социокультурному развитию
и воспитанию ребенка. К основным
факторам, существенно
влияющим на социокультурный мир
ребенка, относятся:
«возрастная»
(усвоенная) культура;родители,
воспитатели, старшие, сверстники;среда
жизнедеятельности, с которой
непосредственно взаимодействует
ребенок дома, на улице, в детском саду
и пр.;целенаправленная
деятельность по стимулированию
формирования и развития социокультурного
мира ребенка;личные
усилия самого ребенка, проявляемые в
различных видах его интеллектуально-творческой
деятельности.
«Возрастная»
(усвоенная) культураребенка является
результатом воздействия детской
субкультуры, традиции которой передаются
из поколения в поколение, среды, в которой
жил и развивался ребенок, и его воспитания..
Для
каждого возраста имеет место своеобразие
в формировании и проявлении субкультуры.
Например, для подросткового возраста
американский психолог Г.Э. Эриксон
выделил типичные конфликты в формировании
самосознания, характеризующие
соответствующую субкультуру, как
результат социального формирования
личности:
временная
перспектива или расплывчатое чувство
времени;уверенность
в себе или застенчивость;
3) экспериментирование
с различными ролями или фиксация
одной
роли;
ученичество
или паралич трудовой деятельности;сексуальная
поляризация или бисексуальная ориентация;
отношения
лидер/последователь или неопределенность
авторитета;идеологическая
убежденность или размытость системы
ценностей.
Родители,
воспитатели, старшие, сверстники —
это носители и трансформаторы культуры,
во взаимоотношениях с которыми происходит
становление и развитие социокультурного
мира ребенка. Взаимодействие
ребенка с ребенком является
важнейшим фактором (источником) для
подражания и стимулирования его
социального развития. Матео Вежио
(1406—1458), итальянский гуманист, писал,
что дети больше всего воспитываются
примерами, надо предохранить их от
дурных товарищей и дурного общества.
Народная мудрость гласит: «с кем
поведешься, от того и наберешься».
Общение,
взаимоотношения ребенка с другими
людьми являются естественной формой
его самопроявления. Начальное
взаимодействие — «ребенок — родитель».
Именно здесь в большей мере наблюдается
взаимосвязь культуры взрослого человека
с социокультурным миром ребенка. При
этом в отношениях с матерью создаются
наиболее благоприятные условия для
социального развития, усвоения культуры.
Она выступает главным защитником,
опорой, удовлетворяет все потребности
ребенка, что и определяет его связь с
ней как с источником социокультуры.
С возрастом он начинает выстраивать
отношения и с другими людьми, которые
вызывают его социальный интерес.
Приоритетом чаще всего пользуются дети,
сверстники. В детской среде быстрее
формируются общие интересы, достигается
взаимопонимание, проявляются
увлечения. В дальнейшем интерес ребенка
ко взрослым чаще всего снижается. Это
объясняется многими причинами, и
прежде всего нарушением взаимопонимания
— «конфликт поколений», формированием
извечной проблемы «отцы и дети».
Одновременно усиливается интерес и
стремление к взаимодействию со
сверстниками, включение в сообщества,
что характерно для подростков и
юношества.
Среда
жизнедеятельности, с которой непосредственно
взаимодействует ребенок дома, на
улице, в детском саду и пр. Человек
развивается в определенной средовой
обстановке. Среда — это своего рода
фон, на котором формируется личность.
Каждый фактор среды имеет свои
социально-педагогические возможности
— это семья; квартира, убранство квартиры;
место расположения квартиры, дома, в
котором живет ребенок (в городе, деревне);
улица; люди, с которыми взаимодействует
ребенок, окружающие его, представляющие
своего рода пример старшего или
сверстника, и многое другое. Социальная
педагогика изучает факторы среды,
влияющие на социальное формирование
личности, и исследует возможности
целесообразного использования их,
профилактирования их негативного
влияния.
Целенаправленная
деятельность по стимулированию
формирования и развития социокультурного
мира ребенка. Она
может иметь и (или) стихийный характер.
Родители, которые уповают на то, что все
дети вырастают, вырастут и их, в большей
степени предпочитают стихийное
воспитание. По данным специальных
исследований, должна иметь место и
целенаправленность в воспитании.
Например, для стимулирования развития
речи у детей родителям рекомендуется
(Г. Крайг):
показывать
и передвигать привлекательные, ярко
окрашенные предметы;размещать
интересующие малыша предметы поблизости
от него, чтобы их можно было стукнуть,
пнуть, схватить, изучить получше;
• разговаривать
с ребенком, называть его по имени;
обеспечить
ребенка достаточным количеством
предметов для хватания и манипулирования
ими;начинать
играть с детьми в такие игры, как «ку-ку»,
«найди спрятанное»;организовать
безопасное место для
исследовательско-ориенти-ровочной
деятельности и обеспечить малыша
набором привлекательных предметов,
которые он мог бы отыскивать, перемещать
и т.д.;проговаривать
свои действия («Я кладу мяч за спину,
попробуй достать его»);
пытаться
постепенно усложнять игры «найди
спрятанное»;играть
с куклами и др.;
имитировать
действия ребенка и стимулировать его
к подражанию;объяснять
происходящее («Мяч закатился под стол,
потому что ты ударил по нему»);играть
с ребенком во время купания, используя
различные плавающие игрушки, в
которые можно наливать воду, сжимать
их и т.д.;
ставить
вопросы и давать ребенку время найти
ответ самому;обеспечивать
ребенка игрушками для его символических
игр.
Основной
задачей социально-педагогической
деятельности взрослых по отношению
к детям выступает обеспечение педагогически
целесообразного взаимодействия с
ними и стимулирование развития их
активности, инициативы, самодеятельности.
Личные
усилия самого ребенка, проявляемые в
различных видах его интеллектуально-творческой
деятельности. Источником
развития ребенка выступает его
природная активность. В зависимости от
возраста она может проявляться в общении,
деятельности, отношениях.
Особое
место в формировании социокультурного
мира ребенка принадлежит игре, которая
является основной формой жизнедеятельности.
Детские игры представляют собой один
из видов социальной деятельности
детского организма, средство развития
ребенка как личности и способ его
самовыражения. Сама по себе игра — это
и цель, и действие, и наслаждение. В
социально-педагогическом плане, в
детских играх интегративно заложены
в доступной форме социальные нормы и
требования, национальный характер
народа. Они отражают многовековой опыт
проявления и развития душевных и
физических сил ребенка, сформированный
в той этнической среде, в которой он
родился. Национальные игры помогают
формировать у ребенка то особое, что
характерно для его народа, тип личности
с особенностями национальной ментальности.
Семейные
игры обусловлены национальными и
семейными традициями или профессиональной
деятельностью родителей. Дети любят
копировать своих родителей: учителей,
врачей, продавцов, военнослужащих и
пр. С помощью игр можно решать определенные
социально-педагогические задачи,
стимулируя формирование соответствующего
социокультурного мира ребенка.
Предметом
игры являются ролевое поведение,
направленная активность, средством
— разнообразные игрушки. В изобретении
игрушек принимали участие многие
народы и отдельные мыслители. Аристотель
рекомендовал в интересах воспитания
изобретать для детей игрушки, иначе
они, не имея чем играть, станут ломать
в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 —
1801) — швейцарский писатель придумал
игру в деревянные кирпичики для построек
и т.д. Платон писал, что мальчикам
посредством игры следует давать такое
направление, которое поможет им
приспособиться к будущим своим занятиям.
Локк советовал, чтобы все игры и
развлечения детей имели целью формирование
благих и полезных привычек. Та же мысль
нашла отражение у французского
педагога дошкольного воспитания Ф.В.
Фре-беля (1782—1852). Он называл игру «высшей
ступенью детского развития», разработал
теорию игры.
В
раскопках стоянок древних славян находят
большое количество игрушек, что
свидетельствует о любви и заботе
родителей о детях, понимании важности
для них игрушек и игр. В играх ребенок
упражняет все части своего тела,
самостоятельно познает их назначение
и способы пользования ими. Они помогают
развитию у него разного рода наблюдений,
способности понимать, что хуже и что
лучше. Посредством игры приобретаются
навыки определения расстояния, величины,
веса, прочности предметов, развивается
сообразительность, практичность, критика
суждений, воспитывается внимание. В
целом они выступают важнейшим средством
разностороннего развития ребенка.
Выделяют
уединенные и совместные игры. Каждая
из них имеет свое социальное назначение.
Уединенные
игры позволяют
ребенку проявлять самостоятельность,
полностью уходить в процесс игры и
получать от этого истинное наслаждение.
Они способствуют социальному развитию,
формированию навыка самостоятельного
решения простейших задач самореализации.
Отсутствие такой возможности негативно
сказывается на развитии ребенка.
Закономерность его психического
развития как социального существа
определяется двумя противоположными
процессами (тенденциями): стремлением
к общению и обособлению. Нарушение
условий, сказывающееся на проявлении
данной закономерности, отражается на
социальном развитии ребенка. Об этом
свидетельствуют факты воспитания детей
в государственных учреждениях, в
домах, где отсутствует возможность для
самостоятельной игры.
Для
них имеет большое значение сам процесс
игры. Именно он способствует наиболее
полному развитию. Например, можно
наблюдать такую картину. Мама отдыхает
с ребенком, который играет в песочнице,
насыпая в ведро песок и высыпая его.
Подходит время идти домой, и мама начинает
торопить ребенка. Чтобы ускорить игру,
она помогает ему наполнить ведро песком.
Ребенок возмущен, он плачет, высыпает
ведро и приступает снова к его наполнению.
Для него важен именно процесс, а не
результат.
Ребенок,
подражая другим, в играх овладевает
опытом деятельности, и в душе его
возникает потребность анализа. Источником
его является естественная
любознательность ребенка, которая
проявляется в стремлении проанализировать
(разобрать, развинтить и т.д.), что
способствует познанию им окружающего
мира на уровне обыденного сознания, в
том числе и в сфере общественных
отношений. Сначала этот анализ выражается
примитивно (например, когда ребенку
нравится какая-нибудь игрушка, он
долго играет с ней, а затем чувствует
неудержимое влечение познакомиться с
ее внутренним устройством,
разбирает ее). После этого ребенок с
грустью смотрит на результат и начинает
требовать ее восстановления. От анализа
он переходит к творчеству. К разряду
творческих игр принадлежат так называемые
символические игры, а именно: в зверей,
птиц, солдатиков, разбойников и т.п.
Важное
место в развитии детей имеют игры,
способствующие накоплению житейского
опыта. С их помощью дети осваивают счет,
первые правила строения, черчения,
пения, состязания и т.д. Это те игры,
которые еще со времен Платона рекомендуются
для выявления наклонностей, степени
дарований, пытливости ума и даже склада
характера. Через них педагоги стараются
направлять развитие умственных
способностей ребенка, развивая у него
склонность к определенным видам
деятельности.
В
социальном развитии особенно важны
совместные (общественные)
детские игры. Среди
своих товарищей ребенок чувствует себя
как бы в родственном, братском кружке.
Играя с товарищами и соревнуясь с ними,
он усваивает опыт общения и поведения
в социальной среде. Недаром же говорят,
что жизнь возгорается из жизни, как
пламя от пламени. В этой среде у
ребенка проявляется наибольшая
изобретательность, остроумие,
решительность, смелость, здесь складываются
у него первые заботы об общественных
интересах и уважение к ним, завязываются
дружба, симпатии, вырабатываются и
первые понятия о дисциплине и
субординации условно поставленным
вожакам. Ребенок учится соотносить свое
поведение с поведением других, что важно
в формировании у него понимания своих
общественных отношений.
Изложенное
представляет только некоторые наиболее
существенные особенности социокультурного
мира ребенка и необходимость его учета
в процессе взаимодействия с ним,
формирования его личности.
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1. Каковы
истоки формирования понимания важности
детской субкультуры?
2. Раскройте
понятия «субкультура», «детская
субкультура», «социокультура»,
«социокультурный
мир ребенка».
В
чем сущность и особенности типичного
и индивидуального социокультурного
мира ребенка?Назовите
и дайте характеристику основных
компонентов социокультуры ребенка.Каковы
особенности проявления социокультуры
ребенка?Каковы
основные факторы, существенно влияющие
на социокультурный мир ребенка?Каково
влияние «возрастной» субкультуры на
развитие ребенка?В
чем проявляется влияние родителей,
воспитателей, старших, сверстников
социокультурный мир ребенка?Каково
влияние среды жизнедеятельности на
социокультурный мир ребенка?
Раскройте
особенности влияния целенаправленной
деятельности по стимулированию
формирования и развития социокультурного
мира ребенка.
Каково
влияние личных усилий самого ребенка
в культурном самосовершенствовании?
ПРИМЕРНЫЕ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Детская
субкультура (на примере определенного
возраста, иола, региона).Социокультурный
мир ребенка (па примере какой-либо
семьи, учреждения).
ЛИТЕРАТУРА
Бандура
А., Уолтере Р. Подростковая
агрессия. Изучение влияния воспитания
и семейных отношений. М., 2000.Корчак
Я. Право
ребенка на уважение // Избр. пед. произв.
М, 1979.Крайг
Г. Психология
развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.Осорииа
М.В. Секретный
мир детей в пространстве мира взрослых.
СПб., 1999.Райс
Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста.
Изд. 8-е. СПб., 2000.Ремшмидт
X. Подростковый
и юношеский возраст: Проблемы становления
личности. М., 1994.Сухомлинский
В.А. Трудные
дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник