Характеристика ребенка 4 лет с задержкой речевого развития
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24
ИНН3902006574
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
«__» _______________2016г.
Характеристика
на ______________________________________ _____г.р.
Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.
У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.
Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая.
Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой — маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.
Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия («Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку» и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам — ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.
Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.
Гл. врач _____________________ Тростянская Н.П.
Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.
Старший воспитатель ______________ Катунина Л.Н.
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24
ИНН3902006574
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
«__» _______________2016г.
Характеристика
на ______________________________________ _____г.р.
Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально неуравновешен, отмечается частая смена настроения. На протяжении дня может быть крайне возбудим, плаксив. Мальчик агрессивен по отношению к себе, реже к сверстникам. В порыве ярости может бросать игрушки, двигать детскую мебель, опрокидывать стульчики.
У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены самостоятельно пользоваться не умеет. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик. Знает маршрут до участка и обратно.
Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Слабо выражен интерес к окружающему. Сенсорное восприятие крайне бедное, динамика в развитии крайне слабая. Интерес к выполнению задания не устойчивый, ребенок быстро устает.
Сергей научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), стаканчики. Строит из кубиков башенку. Собирает крупную мозаику. Предметы по величине (большой — маленький) не дифференцирует. Моторная активность снижена. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.
Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия, типа: «Ладушки», «Мишка косолапый». Знает сотрудников по именам.
Начал пользоваться речью, как средством общения со взрослыми. Строит фразу из 3-4 слов. Знает и рассказывает стихотворения Агнии Барто. Отвечает на простые вопросы.
Прогноз обучаемости неблагоприятный .
Гл. врач _____________________ Тростянская Н.П.
Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.
Старший воспитатель ______________ Катунина Л.Н.
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24
ИНН3902006574
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
«__» _______________2016г.
Характеристика
на ______________________________________ _____г.р.
Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально стабильный, редко беспокоен и раздражителен.
У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, самостоятельно разувается. Предметами личной гигиены самостоятельно не пользуется. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. В пространстве группы и на участке ориентируется не достаточно хорошо. Мальчик знает свою кровать, место за столом.
Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. Интерес к окружающему проявляет, но он поверхностный. К занятиям относится положительно, эмоционально, отвлекается редко, но в итоге соскальзывает. Память кратковременная.
Сенсорное восприятие обеднено, динамика в развитии крайне слабая. Юрий собирает пирамидку (кольца одинаковые), односоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. При организующей и обучающей помощи строит из кубиков башенку, дорожку, а шарик катит. Собирает крупную мозаику.
Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с предметами.
Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне (одноступенчатая инструкция). Проявляет интерес во время показа инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого выполняет игровые действия («Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку» и т.д.).
Речь состоит из отдельных звукоподражаний и облегченных слов.
Прогноз обучаемости неблагоприятный .
Гл. врач _____________________ Тростянская Н.П.
Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.
Старший воспитатель ______________ Катунина Л.Н.
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24
ИНН3902006574
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
«__» _______________2016г.
Характеристика
на ______________________________________ _____г.р.
Мальчик очень контактен и общителен. Эмоционально уравновешен, редко агрессивен к другим детям.
Культурно-гигиенические навыки сформированы в соответствии с возрастом, мальчик самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно пользуется туалетом. Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.
Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознателен.
Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Марк умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает и называет объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), столбик (цилиндр), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний — между ними. Определяет предмет по фактуре. Основные цвета путает, но соотносит.
Мальчик активно пользуется фразовой речью. В речи ребенка преобладают существительные и глаголы, в меньшей степени пользуется прилагательными. Словарный запас быстро расширяется. Марк с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр.
Прогноз обучаемости положительный.
Гл. врач _____________________ Тростянская Н.П.
Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.
Старший воспитатель ______________ Катунина Л.Н.
Министерство здравоохранения Калининградской области
государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Специализированный дом ребенка
Калининградской области №2»
238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30
Тел/факс: 8-(401-43)-3-51-24
ИНН3902006574
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГБУЗ
«Специализированного дома ребенка
Калининградской области №2»
______________ Н.П. Тростянская
«__» _______________2016г.
Характеристика
на ______________________________________ _____г.р.
Софья контактная и общительная девочка. Эмоционально уравновешенная, отзывчивая и добрая. Умеет и любит играть вместе с другими детьми.
Культурно-гигиенические навыки в стадии формирования, девочка самостоятельно пользуется предметами личной гигиены, столовыми приборами, при небольшой помощи взрослого одевается и раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но просится не всегда. Хорошо ориентируется в группе и на территории дома ребенка.
Запас знаний и представлений об окружающем сформирован. Проявляет активный интерес к окружающему. Очень любознательна (задает вопросы).
Сенсорные эталоны в стадии формирования. Динамика в развитии устойчивая. Софья умело собирает пирамидку из 8-10 колец. Последовательно собирает матрёшки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Знает объёмные геометрические фигуры: шар, куб, кирпичик (параллелепипед), крыша (призма). Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик. Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу. Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький, средний — между ними. Определяет предмет по фактуре. Знает и соотносит основные цвета.
Девочка активно пользуется фразовой речью. Словарный запас быстро расширяется. Софья с огромным интересом смотрит и самостоятельно участвует в инсценировках с игрушками, любит рассматривать иллюстрации и слушать сказки. Отвечает на простые вопросы по тексту. С интересом смотрит кукольный театр. Быстро запоминает четверостишья.
Прогноз обучаемости положительный.
Гл. врач _____________________ Тростянская Н.П.
Логопед _______________________ Виноградова О.Ю.
Старший воспитатель ______________ Катунина Л.Н.
Источник
Задержка речи (ЗРР) — серьезный диагноз. Он сильно сказывается на психическом здоровье, способности к обучению, а также отражается на эмоционально-волевой стороне личности. Педагогам и родителям необходимо знать психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой речевого развития. Это поможет оптимально организовать процесс обучения, исходя из его возможностей, а также найти правильный подход к дошкольнику.
Психолого-педагогическая характеристика: основные требования
Психолого-педагогическая характеристика — это официальный документ, в котором воспитатели, педагоги, которые работали с ребенком, отражают результаты своих наблюдений. Характеристика должна содержать только объективную информацию и раскрывать все индивидуальные особенности ребенка.
Родители, дети которых имеют диагноз ЗРР, чаще других вынуждены ее запрашивать. Как правило, характеристика требуется:
- перед консультацией врача (психоневролога, логопеда, дефектолога и других);
- при постановке на учет в стационаре;
- при оформлении инвалидности;
- при переводе в другое образовательное учреждение.
Сведения, которые она обязательно должна содержать:
- общие данные, включая группу здоровья;
- информацию о семье;
- личностные качества;
- уровень взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- уровень физической активности, степень развития координации, моторики;
- оценка бытовых навыков;
- оценка игровой деятельности (какие игры предпочитает, как использует игрушки, уровень потребности в игре и другое);
- способность усваивать информацию, уровень внимания, концентрации;
- оценка уровня речи;
- способность анализировать информацию, соотносить свойства, цвета, размеры.
Итогом должны стать объективные выводы об уровне развития. Подробная характеристика, основанная на объективном анализе, значительно упростит дальнейшую работу с дошкольником.
Характеристика детей с ЗРР до года
ЗРР — заболевание, которое диагностируют детям до 5 лет. До этого возраста есть серьезные шансы, что дошкольник сможет нагнать своих сверстников.
Справка: согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам.
Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.
Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):
- плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
- со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность;
- при манипуляциях с игрушками нет определенной цели;
- рот постоянно приоткрыт;
- отсутствует лепет, первые слова;
- отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери);
- наблюдаются проблемы с глотанием, сосанием.
В первый год жизни ЗРР еще не сильно влияет на психическое развитие. За исключением ряда признаков, общая психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗРР ничем не отличается от нормы.
Характеристика детей с ЗРР от года до 3-х лет
После года начинается этап активного исследования окружающего мира. Малыш начинает ползать, ходить, усваивая в день колоссальный объем информации. В полтора года при нормальном развитии он активно использует простейшие слова, может донести свои потребности, проявляет эмоциональную реакцию.
Характеристика двухлетних детей с ЗРР:
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика |
| |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание речи) | Ориентируются в названиях предметов, но испытывают сложности с пониманием слов, обозначающих действия |
Активный словарь |
|
К двум годам влияние ЗРР уже заметно на других сферах развития. Характеристика детей с ЗРР в этом возрасте уже существенно отличается от характеристики при нормальном развитии. Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:
- физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия;
- при нормальном развитии к трем годам дошкольник уже имеет собственное представление об окружающих предметах, делает умозаключения, использует речь для самовыражения. С каждым днем растет интерес к миру, людям. Это замечательная пора «почему». При ЗРР такого интереса нет, малыш не стремится к общению с другими людьми, даже близкими.
- предпочитает индивидуальные игры;
- не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме;
- в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы;
- не использует простые фразы;
- по-прежнему использует лепетные слова;
- в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными);
- речь невнятная, непонятная для окружающих;
- не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами.
В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании.
Характеристика детей с ЗРР после 3-х лет
Особенности детей с задержкой речевого развития после трех лет связаны с началом периода активной социализации. Дошкольник идет в детский садик и в группе своих ровесников испытывает сложности в общении, начинает беспокоиться, что его не понимают. Постепенно данная ситуация приводит к тому, что малыш замыкается в себе и уже не ищет контактов с окружающими людьми.
Характеристика при ЗРР после 3-х лет:
Характеристика | Особенности при ЗРР | |
Физическая характеристика |
| |
Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития) |
| |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание речи) | Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога |
Активный словарь |
|
С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.
Видео
082
Источник