Характеристика развития ребенка в подростковом возрасте

Характеристика развития ребенка в подростковом возрасте thumbnail

Содержание

Подростковый возраст и его особенности

Анатомо – физиологические особенности подростков

Психологические особенности подросткового возраста

Поведенческие особенности подросткового возраста

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

особенности подросткового возраста, возрастные особенности подростков

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

личность, анатомо физиологические особенности подростков

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой  системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

подростковый возраст, особенности подросткового возраста кратко

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

подростковый период, подростковый возраст и его особенности

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

психологические особенности подросткового возраста

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

Источник

2.1 Основные психологические особенности подростков

Подростковый
возраст — это граница между детством и
взрослой жизнью, связанная с возрастом
обязательного участия человека в
общественной жизни. Во многих древних
обществах переход к взрослому состоянию
оформлялся особыми ритуалами, благодаря
которым ребенок не просто приобретал
новый социальный статус, но как бы
рождался заново, получал новое имя.

Границы
подросткового периода примерно совпадают
с обучением детей в 5 — 8 классах средней
школы и охватывают возраст от 10 — 11 до
14 лет, но фактическое вступление в
подростковый возраст может не совпадать
с переходом в 5-й класс и происходить на
год раньше или позже.

Особое
положение подросткового периода в
развитии ребенка отражено в его названиях:
«переходный», «переломный»,
«трудный», «критический». В
них зафиксирована сложность и важность
происходящих в этом возрасте процессов
развития, связанных с переходом от одной
эпохи жизни к другой. Переход от детства
к взрослости составляет основное
содержание и специфическое отличие
всех сторон развития в этот период —
физического, умственного, нравственного,
социального. По всем направлениям
происходит становление качественно
новых образований, появляются элементы
взрослости в результате перестройки
организма, самосознания, отношений с
взрослыми и товарищами, способов
социального взаимодействия с ними,
содержания морально-этических норм,
опосредствующих поведение, деятельность
и отношения. В повседневной жизни, в
семье и школе часто можно слышать такие
разговоры: был послушным мальчиком, а
теперь стал своенравным, даже грубым;
был спокойным — стал неуравновешенным;
был робким, излишне застенчивым — стал
самостоятельным и решительным и т.д.

Итак,
рассмотрим более подробно некоторые
основные характеристики подросткового
возраста для того, чтобы понять причины
и механизм возникновения агрессии в
этом возрастном периоде.

Первая
общая закономерность и острая проблема
подросткового возраста — это перестройка
отношений с родителями, переход от
детской зависимости к отношениям,
основанным на взаимном уважении и
равенстве. Подростковый возраст называют
переходным. Психологическое состояние
подросткового возраста связано с двумя
«переломными» моментами этого
возраста: психофизиологическим — половым
созреванием, и всё, что с ним связано, и
социальным — конец детства, вступление
в мир взрослых.

Первый
из этих моментов связан с внутренними
гормональными и физиологическими
изменениями, влекущие за собой телесные
изменения, неосознанное половое влечение,
а также эмоциональном — чувствительные
изменения.

Второй
момент — окончание детства и переход в
мир взрослых связан с развитием в
сознание подростка критического
рефлектирующего мышления в рассудочной
форме. Это и есть определяющее состояние
подростка в психике. Оно и создает
основное ведущее противоречие в жизни
подростка. Рассудочная т.е. формальная
жесткая логика владеет умом подростка.
Именно так: не он владеет этой логикой,
но она возникает в его сознании как
некая принудительная сила. Она требует
на любой вопрос однозначного ответа и
оценки: истина или ложь, да или нет. И
это создает в сознании подростка
определенную тенденцию к максимализму,
заставляет его жертвовать дружбой,
становится в антагонистические отношения
с близкими людьми, поскольку многообразие
и противоречивость реальности человеческих
отношений не укладывается в рамки
рассудочной логики, а он готов отвергнуть
всё, что не соответствует этой логике,
так как именно она господствующая сила
в его сознании, критерий его суждений
и оценок [4].

Но,
будучи по типу логики мышления равным
взрослому, по жизненному опыту и
содержанию сознания подросток остается
еще ребенком. Протестуя против лжи,
лицемерия и господства над ним мира
взрослых, он в то же время нуждается в
душевной теплоте, ласке понимании,
одобрении и прощении взрослых. Отвергая
авторитеты, подросток нуждается в
авторитете, в таком взрослом, которому
он мог бы полностью доверять. Появляется
тенденция к обособлению и от мира детства
и от мира взрослых, к созданию своего
собственного мира сверстников, внутренне
одинаковых друг другу.

Актуальность
этой темы в том, что почти каждый
подросток, во время переходного возраста
сталкивается с особыми трудностями,
пытается найти себя. Переходный возраст
— самый короткий период жизни, но очень
важный. И важно без особых травм пережить
его.

Вторая
особенность и ценнейшее психологическое
приобретение подростка — открытие своего
внутреннего мира, в этот период возникают
проблемы самосознания и самоопределения.
В тесной связи с поисками смысла жизни
находится и стремление узнать самого
себя, свои способности, возможности,
поиск себя в отношениях с окружающими.
Для ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир, куда
он проецирует и свою фантазию. Для
подростка внешний, физический мир —
только одна из возможностей субъективного
опыта, сосредоточением которого является
он сам. Обретая способность погружаться
в себя и наслаждаться своими переживаниями,
подросток открывает целый мир новых
чувств, он начинает воспринимать и
осмысливать свои эмоции уже не как
производные от каких-то внешних событий,
а как состояние своего собственного
«я». Даже объективная, безличная
информация нередко стимулирует подростка
к интроспекции, размышлению о себе и
своих проблемах. «Открытие своего
внутреннего мира — очень важное, радостное
и волнующее событие, но оно вызывает
также много тревожных и драматических
переживаний. Вместе с сознанием своей
уникальности, неповторимости, непохожести
на других приходит чувство одиночества.
Подростковое «я» еще неопределенно,
диффузно, оно нередко переживается как
смутное беспокойство или ощущение
внутренней пустоты, которую необходимо
чем-то заполнить. Отсюда — растет
потребность в общении и одновременно
повышается избирательность общения,
потребность в уединении. Сознание своей
особенности, непохожести на других
вызывает весьма характерное для ранней
юности чувство одиночества или страх
одиночества» [3].

Представление
подростка о себе всегда соотносятся с
групповым образом «мы» — типичного
сверстника своего пола, но никогда не
совпадает с этим образом полностью.

«Свойственное
многим старшеклассникам преувеличение
собственной уникальности с возрастом
обычно проходит, но отнюдь не ценой
ослабления индивидуального начала.
Напротив, чем старше и более развит
человек, тем больше он находит различий
между собой и «усредненным»
сверстником. Отсюда — напряженная
потребность в психологической интимности,
которая была бы одновременно самораскрытием
и проникновением во внутренний мир
другого. Осознание своей непохожести
на других исторически и логически
предшествует пониманию своей глубокой
внутренней связи и единства с окружающими
людьми» [3].

Но
как осознание своей единственности и
особенности приводит к открытию
одиночества, так чувство текучести и
необратимости времени сталкивает
подростка с проблемой конечности своего
существования и понятием смерти. Это
еще одна проблема, связанная с
экзистенциальным кризисом юности. Не
все юноши и девушки склонны к философской
рефлексии. Одни уходят от пугающих
переживаний в повседневность, у других
все сводится к возрождению иррационального
детского страха. Обостренное чувство
необратимости времени нередко сочетается
с нежеланием замечать его течение, с
представлением о том, что время
остановилось. Подросток попеременно
чувствует себя то очень молодым, то
совсем маленьким, то, наоборот, донельзя
старым, все испытавшим. Подростковому
возрасту представления о возможностях
разных эпох человеческой жизни еще
крайне субъективны: 14-летнему 25-летний
кажется уже старым, а взрослость нередко
отождествляется с неподвижностью и
обыденностью.

Еще
одна характеристика, относящаяся к
подростковому возрасту — это большое
значение, которое подростки придают
своей внешности, причем эталоны красоты
и просто «приемлемой» внешности
зачастую завышены и нереалистичны. С
возрастом человек привыкает к своей
внешности, принимает ее и соответственно
стабилизирует связанный с ней уровень
притязаний. На первый план выступают
другие свойства личности — умственные
способности, волевые и моральные
качества, от которых зависят успешная
деятельность и отношения с окружающими.

С
возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по
большинству показателей более реалистичны
и объективны, чем юношеские, а юношеские,
чем подростковые. Но эта тенденция не
является линейной, необходимо учитывать
изменение с возрастом самих критериев
самооценки. Если в средних классах
ребенок сильно ориентируется на мнение
учителей и в его самооценке важную роль
играет школьная отметка, успеваемость,
то в старших классах значение отметок
снижается. На первый план выступают
мнение сверстников и самооценка своих
достижений в разных видах деятельности,
значимость которых — учеба, спорт,
какие-то любительские занятия — может
быть совершенно разной. Это резко снижает
значение отметки как стимула к учебе,
но одновременно отражает рост
самостоятельности, дифференциации
интересов и т.д. Подростковые самоописания
лучше организованы и структурированы,
чем детские, они группируются вокруг
нескольких центральных качеств. Однако
неопределенность уровня притязаний и
трудности переориентации с внешней
оценки на самооценку порождают ряд
внутренних содержательных противоречий
сознания.

Повышение
степени осознанности своих переживаний
нередко сопровождается также
гипертрофированным вниманием к себе,
эгоцентризмом, озабоченностью собой и
тем впечатлением, которое индивид
производит на окружающих, и, как следствие
этого, застенчивостью.

Таким
образом, говоря о подростковом периоде
развития человека, мы всегда подразумеваем,
что это сложный, трудный период. Трудность
этого периода состоит не только в
вышеперечисленных особенностях
подросткового возраста, но в первую
очередь, в пубертатном кризисе, кризисе
подростковой идентичности, успешный
выход из которого будет одним из важнейших
условий формирования правильного,
просоциального, неагрессивного поведения
подростка в будущем.

Соседние файлы в папке studentbank.ru_18284

  • #
  • #

Источник

Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.

Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Культурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[3][уточнить].

Периодизация подросткового возраста[править | править код]

Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].

Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]

Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]

  1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
  4. Развитие абстрактного мышления;
  5. Формирование системы ценностей и жизненной философии;
  6. Самоопределение в области образования и профессии;
  7. Подготовка к семейной жизни.

Физические изменения и половое созревание[править | править код]

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].

Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42

Социальная ситуация развития[править | править код]

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей[10].
Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].

Ведущая деятельность[править | править код]

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[4]

Новообразования[править | править код]

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.[14]

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]

Подростковые страхи[править | править код]

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей[21].

Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»[22].

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].

Концепция Л. И. Божович[править | править код]

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка[14].

Подросток в современном мире[править | править код]

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.

См. также[править | править код]

  • Подростковый кризис
  • Ребёнок
  • Юность
  • Молодёжь
  • Подростковая сексуальность
  • Подростковая беременность
  • Возрастная периодизация
  • Переходный возраст

Примечания[править | править код]

  1. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  2. 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
  3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
  4. 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  5. 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
  6. ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
  7. ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
  8. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  9. ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
  10. 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
  11. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
  12. 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
  13. 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
  14. 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
  15. 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
  17. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
  18. ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
  19. 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
  20. ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
  21. ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
  22. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
  23. ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
  24. ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.

Источник