Характеристика развития ребенка дошкольного возраста по выготскому
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017;
проверки требуют 10 правок.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Психическое развитие[править | править код]
В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.
Социальная ситуация развития[править | править код]
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Ведущая деятельность[править | править код]
Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях.[1].
Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребёнка[2]:
- Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
- Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
- Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
- Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.
Психические новообразования[править | править код]
Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.
Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.
Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.
Детские страхи дошкольников[править | править код]
Первые детские (возрастные) страхи возникают ещё в возрасте до 1 года. Но именно в дошкольном возрасте у многих детей появляется много новых детских страхов. Например, в возрасте 3 — 5 лет ребёнок боится темноты, одиночества и замкнутого пространства[3]. В возрасте 5 — 6 лет многие дети начинают бояться умереть[4]. Этот страх намного слабее у детей, которые верят в загробную жизнь[5]. А. И. Захаров отмечал, что страх смерти по данным корреляционного анализа связан со целым рядом других детских страхов (нападения, темноты, сказочных персонажей и других)[6]. Впрочем, исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что страх смерти наиболее распространен не у дошкольников, а у младших школьников[7]. Обычно детский страх проходит в течение 3 — 4 недель[3]. В старшем дошкольном возрасте, как показало витебское исследование (были опрошены 40 детей в возрасте 5 — 7 лет, посещающие детский сад) наиболее часто встречаются страхи животных, темноты, чудовищ и сказочных персонажей, неожиданных и резких звуков, пожаров[7]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[8].
Физическое развитие[править | править код]
С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.
Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.
Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.
Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.
Кризис трёх лет[править | править код]
В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребёнка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.
Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребёнка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребёнка утвердить свою самостоятельность.
Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:
- Негативизм;
- Упрямство;
- Строптивость;
- Своеволие;
- Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребёнка;
- Деспотизм;
- Протест.
Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребёнка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.
Кризис семи лет[править | править код]
В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:
- Потеря непосредственности;
- Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
- Утрата прежних интересов.
Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребёнка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.
Дошкольный возраст в различных концепциях развития[править | править код]
Периодизация психического развития, созданная Фрейдом, строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребёнка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития:
— Оральная (0-2 года);
-Анальная(2-3 года);
— Фаллическая(4-5 лет);
— Латентная(5-12 лет);
-Генитальная(12-18 лет).
Согласно теории Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]
Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже[9], в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:
- Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
- Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
- Формальные операции от 12 лет.
Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребёнок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[2], в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:
- Младенчество 0-1 год;
- Раннее детство 1-3 года;
- Дошкольное детство 3-7 лет;
- Младший школьный возраст 7-12 лет;
- Подростковый возраст 12-17 лет.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребёнка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.
Примечания[править | править код]
- ↑ Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена.
- ↑ 1 2 Эльконин Д. Б. Психология игры — М: Владос, 1999.
- ↑ 1 2 Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
- ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 52
- ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 53
- ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 71
- ↑ 1 2 Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. — 2015. — № 2 (46). — С. 70 — 71
- ↑ Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156
- ↑ Пиаже Жан. Психология интеллекта
Литература[править | править код]
- Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 Кризис трех лет. Кризис семи лет. М., 1983
- Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
- Пиаже Ж. Психология интеллекта
- Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой М., 2007, стр. 95
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999
- Эриксон Э. Детство и общество
Источник
Ребенок переходит в дошкольный возраст. Своеобразие социальной ситуации развития в дошкольном возрасте состоит в том, что ребенок уже понимает, что есть он и есть другие взрослые. Он определенным образом относится к ним, а они относятся к нему. Поскольку взрослый выступает для ребенка как носитель социальных отношений, ребенок начинает подражать взрослому. Так как ребенок не может воспроизвести социальные отношения точно в силу ограниченных возможностей, у дошкольников развивается игра. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивает, что маленький ребенок не может подражать неживым объектам, он подражает только взрослым.
Главная характеристика игры определяется наличием мнимой ситуации. Мнимая ситуация предполагает, что ребенок переносит значение одних предметов на другие. Например, ребенок может считать куклу дочкой, стул лошадью и т.п. Однако, играя, ребенок не теряет и реальных значений вещей. Здесь фактически отмечается сложный характер психических процессов, сопровождающих игровую деятельность дошкольников.
Игра и развитие речи во многом обусловливают развитие детского воображения. Анализируя этот процесс, Л. С. Выготский выделяет два различных типа активности детей. Один связан с созданием новых образов путем комбинирования старых в новых сочетаниях, а другой характеризует процесс отнесенности образов одной реальности к другой. Он указывает на четыре основные формы, связывающие «деятельность воображения с действительностью». Первая форма основывается на комбинировании образов впечатлений, полученных от реальных объектов; вторая – на установлении связи между готовым продуктом фантазии и сложным явлением реальности; третья – на эмоциональной связи; четвертая – на новом содержании образа фантазии, которое ранее не встречалось в реальности, но воплощается в продукт.
Особый интерес представляет третья форма связи между деятельностью воображения и реальностью, которую Л. С. Выготский определяет как «эмоциональную». Он подчеркивает, что «всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству»2. По его мнению, эмоция обладает особой способностью выбирать для себя соответствующие впечатления. Мы видим, что Выготский, прямо не называя, указывает на особый процесс опосредствования между двумя различными реальностями, одна из которых представляет когнитивные процессы, другая – аффективные. Важно отметить не только генеральную идею единства аффекта и интеллекта, но и идею существования особого отношения между когнитивной и аффективной сферами человека, раскрытую Выготским. Суть этого отношения можно назвать символическим опосредствованием. Символическое опосредствование в каком-то смысле устанавливает отношение между двумя рядами действительности – эмоциональным рядом, в основе которого лежит общий эмоциональный знак, и когнитивным рядом, который легко поддается интеллектуальному комбинированию.
Если в раннем детстве выделяется и проходит основной путь развития восприятие ребенка, то в дошкольном возрасте развивается память. Память дошкольника носит непосредственный характер. Это означает, что дошкольник не использует различных приемов и средств для запоминания. Именно память является тем центром, вокруг которого группируются другие функции. Например, воспринимать для дошкольника означает узнавать, а мыслить – вспоминать. Воображение также невозможно без представлений, удерживаемых в памяти ребенка. Мышление в этом возрасте носит комплексный характер: различные предметы объединяются словом наподобие того, как люди объединяются одной фамилией. Другими словами, признак, по которому объекты составляют общую группу, отличается от логического обобщения. Объекты входят в какую-либо совокупность на основе представлений ребенка о том, как они встречались в его жизни, т.е. на основе наглядных связей, отраженных в образах памяти. В итоге, к школьному возрасту ребенок располагает относительно развитым вниманием и памятью в силу того, что внимание есть функция структурирования воспринимаемого и представляемого памятью.
Особый путь развития проходит речь ребенка. Если в начале возраста она целиком опирается на примитивные комплексные структуры, то к концу дошкольного возраста существенным образом меняется характер детских обобщений. У дошкольника возникают псевдопонятия. Они по своему внешнему составу соответствуют понятиям взрослых, но входящие в них предметы объединяются по комплексному признаку. Таким образом, речь дошкольника приближается по смыслу к речи взрослого в том отношении, что и взрослый, и ребенок имеют в виду сходные содержания. Конечно, структурно сознание ребенка-дошкольника отличается от сознания взрослого. В качестве системообразующей функции у ребенка выступает память, а у взрослого – мышление в системе научных понятий. В этом отношении развитие памяти является, по Л. С. Выготскому, главным новообразованием дошкольного возраста.
Дошкольное детство заканчивается кризисом семи лет. Внешне кризис проявляется в поведении ребенка, когда он манерничает, гримасничает, играет роль шута, в его поведении появляется что-то нелепое, искусственное, нарочитое. Л. С. Выготский объясняет появление кризиса потерей непосредственности. Это означает, что если раньше любое желание ребенка сразу же переходило во внешнее действие, то теперь произошло разделение внешней и внутренней сторон личности: «Между переживанием и непосредственным поступком вклинивается… интеллектуальный момент». Поскольку внешняя и внутренняя стороны личности стали различаться ребенком, он стал способен называть свои состояния, а значит, и обобщать их. Его переживания приобрели смысл: у ребенка появляется ориентировка в своих чувствах. Наличие смысловых переживаний (когда, например, ребенок понимает, что сердится) усложняет систему переживаний ребенка, он начинает обобщать эти переживания, что приводит к появлению логики чувств. У него развиваются такие качества, как самооценка и самолюбие, однако эти свойства личности не теряются в дальнейшем развитии. Исчезают же, по Выготскому, конфликтные, противоречивые переживания, борьба переживаний, которые сменяются на новые качества школьного возраста. От себя мы бы добавили, что, возможно, Выготский имел в виду попытки ребенка определить первые отношения к своей внешности и своему внутреннему миру, которые так же, как и автономная речь в раннем возрасте, были заменены более устойчивыми структурами школьного возраста.
Источник