Характеристика психологического развития ребенка 3 лет

Характеристика психологического развития ребенка 3 лет thumbnail

Полный адрес учреждения:

субъект РФ: Ленинградская область
индекс: 188641
населённый пункт: город Всеволожск
улица: Победы дом: 4
т.: 8(81370) 30-081, 8(81370) 30-186
факс: 8(81370) 30-081
Структурное подразделение:
адрес: Ленинградская область
г. Всеволожск, ул. Южная, д.16
т.: +7 (81370) 26-031
E-mail: dskv10_2@mail.ru
Заведующий дошкольным
образовательным учреждением:
Виноградова Ольга Васильевна
Контактный телефон: 8(81370) 30-081
email: dskv10@mail.ru
часы приёма родителей: 
четверг с 9.00-18.00
Задать вопрос

shema1 shema2

Характеристика психологического развития ребенка 3 лет

банер

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
СПб, наб. реки Фонтанки, дом 14
Сайт:   edu.lenobl.ru
E mail  office_edu@lenreg.ru
Телефон горячей линии  579 10 76

Региональный представитель Уполномоченного по правам ребенка
Литвинова Тамара Александровна
Тел. 812 400 36 49
Email  leningrads@rfdeti.ru
Сайт     https://leningrads.rfdeti.ru

Территориальный представитель Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области по Всеволожскому району
Соловьева Татьяна Валентиновна
телефон: 8 921 560 17 71;
e-mail: t.solovyeva@inbox.ru

Комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО
Сайт  social.lenbl.ru
Телефон: 813 70 25 099

Служба психологической поддержки –
телефон доверия  8 800 2000 122

Постановление «О закреплении муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с 2019-2020 учебного года»

Памятка «Как защититься от гриппа».

Памятки от Генеральной прокуратуры РФ «Что нужно знать о коррупции»: Памятка 1, памятка 2. 

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: 8(81370)34-300

Время работы «Телефона доверия»: понедельник-пятница с 09.00 до 17.00
Скачать брошюру.

Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!

В сети Интернет формируется Общественный информационный Отчет «Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!», целью которого является освещение практик взаимодействия органов власти России с жителями муниципальных образований. Информация доступна по ссылке.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

 Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

 Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

 Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

 — стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

— ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

 В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

 СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

 — Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

 — Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

— Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

— Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

— Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
— Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
— Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
— Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
— Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
— Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
— Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не  вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.

АДАПТАЦИЯ

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!

    «Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

    Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  3. Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  4. В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  5. Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  6. Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях

Педагог-психолог

МДОБУ «ДСКВ № 10»

Источник

Психологические особенности детей 3 – 4 лет

 Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнѐр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещѐ не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека. В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка… Так развивается воображение. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей. В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно. В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки. Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно. В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это т.н. период «кризиса 3 лет». Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. В норме кризисный период ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм. К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры

Источник