Характеристика психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве
Наталья Овсяникова
Психологическая характеристика детей раннего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие. Раннее детство (от 1 г. до 3-х лет) – это время установления базовых отношений ребенка с миром. Поэтому как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Обухова, Н. М. Щелованов, Э. Г. Эриксон, Ж. Пиаже и др. отмечали этот возраст как определяющий в развитии ребенка.
Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации, расширяет круг обследуемых объектов внешнего мира. Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что это доставляет детям непосредственное эмоциональное удовольствие, способствует преодолению страха и других препятствий на пути к достижению желанной цели.
Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формирует необходимые умения и навыки и через взрослого, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. Через речевое общение со взрослыми ребенок приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для него речь является не только средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитие памяти, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становятся возможными сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они выступают для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. В человеческой деятельности закреплено строго определенное, фиксированное значение предмета.
Однако, как писал Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, её физические свойства (цвет, размер, форма) не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т. е. открывает цель и способ действия с предметом.
Социальную ситуацию развития в раннем возрастеможно представить следующим образом: Ребёнок – Предмет – Взрослый. Таким образом, складывающаяся социальная ситуация – это ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная деятельность, которая направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметом. Это ведущая деятельность в данном возрасте.
Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа:
1. Усвоение связи предмета с его назначением в результате прямого обучения или подражания действиям взрослого.
2. Использование предмета строго по назначению. Это происходит в 2-2,5 года.
3. Более свободная связь действия с предметом. К 3-м годам ребенок, зная, для чего служит предмет, использует его и для других целей (причесывается палочкой вместо расчески). Это является предпосылкой для развития игры.
Наиболее значимы для развития ребенка
Соотносящие действия – нанизывание колец пирамидок, закрывание коробки крышкой, складывание матрешки и т. д.
Орудийные действия – есть ложкой, рисовать карандашом и т. д.
Для того, чтобы предметная деятельность способствовала развитию психики ребенка, нужно чтобы он усвоил различные способы действий с одним и тем же предметом. Поэтому целесообразно детям раннего возраста давать большое количество игрушек.
Овладение предметными действиями создает условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). На основе предметной и речевой деятельности у ребенка развивают восприятие, память, мышление, зарождается воображение. Развитие психических процессов зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия. Поэтому взрослый должен предоставить ребенку возможность активно действовать с различными предметами, создавая проблемные ситуации.
Среди всех психических процессов в раннем возрасте интенсивно развивается восприятие, оно доминирует над всеми психическими функциями. По словам Л. С. Выготского, все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Поэтому главная роль отводится в этом возрасте сенсорному развитию детей.
Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер, к концу раннего детства формируются и элементы наглядно-образного мышления в результате овладения практической деятельностью и приобщения к речи, словесным обобщениям.
Раннее детство – возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Взрослые и их формы взаимодействия с ребенком служат эталонами поведения. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие люди. Однако для присвоения ребенком этих норм требуются соответствующие указания, разъяснения и образцы поведения взрослых. Наиболее эффективные методы социализации детей раннего возраста заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установлении с малышом теплых, дружеских отношений.
Внутренняя позиция ребенка основывается на понимании им того, что с требованиями, которые предъявляют к его поведению окружающие люди, необходимо считаться. Ребенок начинает постепенно осознавать и учитывать тот факт, что от характера отношений с близкими окружающими людьми зависят его успехи и неудачи. Одобрение, похвала взрослого вызывают у него чувство гордости, собственного достоинства, неудачи – чувство огорчения, стыда. Малыш начинает себя оценивать с зависимости от успеха или неуспеха в деятельности (не «ты хороший – а ты хороший, потому что убрал игрушку на место, на полочку…»). Огорчаясь при неудачах ребенка, надо быть готовыми помочь ему, показать, что беды не случилось, можно всё исправить. Благодаря этому расчет чувство доверия, привязанности ребенка к взрослым, повышается его общий эмоциональный тонус. Всё это влияет на психическое, личностное развитие ребенка, т. е. способствует формированию инициативы, активности в действиях и более быстрому их освоению.
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го и 3-го года жизни. (Корни таких качеств, как безынициативность, несамостоятельность, безвольность, лежат в раннем возрасте, когда подавлялось естественное стремление ребенка к самостоятельности).
Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на 1-м году, но всегда ли мы с уважением относимся к ним? – Малыш ползет к игрушке, а вы быстро подаете её ему. Или он пытается встать на ножки, а вы поднимаете его, подхватив под мышки.
На 2-м и 3-м годах жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на 2-м и 3-м годах жизни. К концу 2-го – в начале 3-го г. ж. ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и т. п., но еёисполнение еще невозможно без помощи взрослого: он помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу 3-го г. ж. у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т. е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять её с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша 2-3 года жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что найти должную меру между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т. е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания. Необходимо помнить, что малыша легче научить что-либо делать, чем научить воздерживаться.
Ранний возраст – это начальный этап формирования личности.У ребенка появляется эмоциональное отношение к себе: осознание не только своего «Я», но того, что «Я хороший», «Я очень хороший». Возникновение сознания «Я», «Я хороший», «Я сам» приводит к распаду прежней социальной ситуации, которая проявляется в кризисе 3-х лет.
Новообразованиями кризиса 3-х лет являются перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослых.
Суть кризиса 3-х лет заключается в попытке психологической эмансипации «Я» ребенка от окружающих его взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – негативной симптоматикой кризиса (упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и др.) и комплексом положительных перемен (стремление к достижению результата своей деятельности, проявление потребности «гордости за достижения», обостренное чувство собственного достоинства, что выражается в обидчивости, повышенной чувствительности к признанию достижений и др.).
Кризис 3-х лет – явление преходящее, однако связанное с ним новообразование – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии. Кризис 3-х лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.
Итак, новообразования раннего возраста – это развитие восприятия (формирование сенсорных качеств, наглядно-действенного мышления, речи, зачатков волевых качеств, появление самосознания.
Основное новообразование, которое возникает в конце раннего возраста, это феномен «Я» и личное действие.
Литература.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. — М.: Владос, 2010
2. Выготский Л. С. Психология. – СПб., 2000.
3. Обухова Л. В. – Возрастная психология. – М., 1996.
4. Попова М. В. Психология растущего человека. – М.: Сфера, 2002.
5. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
Источник
Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3-х лет.
После года начинается новый этап развития ребенка.
Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы» (как назвал ее Л.С. Выготский). И следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок после 1 года начинает ходить. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.
Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.
Совершенствуются двигательные навыки, в частности развивается грубая и тонкая моторика. А совершенствование движений стимулирует появление инициативных движений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а отсюда и развитие творческих действий.
Динамика развития «грубой» и «тонкой» моторики
Возраст | «Грубая» моторика | «Тонкая» моторика |
12-13 мес. | Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушки | Чертит по бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь. |
15-18 мес. | Ходит боком и задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1,5 метра. | Переворачивает страницы книги(по 2 3 страницы сразу). |
18-21 мес. | Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляет другую. | Выводит каракули, росчерки. |
21-24 мес. | Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. | Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной за раз. |
24-30 мес. | Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. | Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой. |
Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.
Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:
— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
На 3-м году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и новую форму самосознания, что выражается в его желаниях — «Я хочу!»
Ирина Базан
Литература:
В.С. Мухина «Детская психология»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»
В.А. Аверин «Психология детей и подростков»
Интересные статьи на сайте
Источник
Раннее
детство
– это период от 1 года до 3 лет. В этом
возрасте происходят изменения в
личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Новообразования
младенческого возраста приводят к тому,
что меняются отношения между ребенком
и взрослым, что в свою очередь ведет к
формированию новой социальной ситуации
развития, которая заключается в
возникновении
совместной деятельности ребенка и
взрослого, а
также в том, что данная деятельность
становится предметной.
Суть
совместной деятельности состоит в
усвоении общественно выработанных
способов употребления предметов, т. е.
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
а также объясняет, для чего они нужны и
где их надо использовать. Социальная
ситуация развития ребенка в этом возрасте
выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ –
взрослый». Как видно из этой триады,
важным для ребенка является предмет.
Убедиться в этом можно, наблюдая за тем,
как ребенок играет: он постоянно смотрит
на тот предмет, которым увлечен, будь
то машинка, стул, кукла, ложка и т. д.
Может возникнуть ощущение, что ему
ничего больше не требуется и никто не
нужен, его внимание сосредоточено только
на объекте увлечения. Но это не так,
поскольку без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.
Совместная
деятельность становится предметной,
потому что мотив этой деятельности
заключается в самом предмете и способе
его употребления. Общение в этом возрасте
приобретает форму организации предметной
деятельности. Иными словами, оно
происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета. Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.
6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
В
этом возрасте развиваются восприятие,
мышление, память, речь. Этот процесс
характеризуется вербализацией
познавательных процессов и возникновением
их произвольности.
Развитие
восприятия определяется
тремя параметрами: перцептивными
действиями (целостностью
воспринимаемого предмета), сенсорными
эталонами (возникновением
эталонов ощущений: звуковых, световых,
вкусовых, тактильных, обонятельных) и
действиями
соотнесения. Иначе
говоря, процесс восприятия заключается
в выделении наиболее характерных для
данного предмета или ситуации качеств,
признаков, свойств; составлении на их
основе определенного образа; соотнесении
данных образов-эталонов с предметами
окружающего мира. Так ребенок учиться
делить предметы на классы: куклы, машины,
мячи, ложки и т. д.
С
года начинает активно развиваться
процесс познания окружающего мира.
Ребенок в возрасте от одного года до
двух лет для выполнения одного и того
же действия использует различные
варианты, а с полутора до двух лет у него
появляется способность решать проблему
путем догадки (инсайта), т. е. ребенок
внезапно находит решение данной проблемы,
избегая метода проб и ошибок.
Со
второго года жизни восприятие ребенка
меняется. Научившись воздействовать
одним предметом на другой, он оказывается
способным предвидеть исход ситуации,
например, возможность протаскивания
шарика через отверстие, перемещения
одного предмета при помощи другого и
т. д. Ребенок может различать такие
формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник, многоугольник; цвета –
красный, оранжевый, желтый, зеленый,
синий, фиолетовый.
Благодаря
развитию восприятия к концу раннего
возраста у ребенка начинает складываться
мыслительная деятельность. Это выражается
в появлении способности к обобщению,
переносу полученного опыта из
первоначальных условий в новые, в
установлении связи между предметами
путем экспериментирования, запоминании
их и использовании при решении проблем.
Полуторагодовалый ребенок может
прогнозировать и указывать направление
движения объекта, место расположения
знакомого предмета, преодолевать
препятствия на пути достижения желаемой
цели. А после полутора лет появляется
реакция выбора объекта по наиболее
ярким и простым признакам: форме и цвету.
В
раннем детстве продолжается развитие
мышления, которое
от наглядно-действенного постепенно
переходит в наглядно-образное, т. е.
действия с материальными предметами
заменяются действиями с образами.
Внутреннее развитие мышления идет таким
образом: развиваются интеллектуальные
операции и формируются понятия.
Наглядно-действенное
мышление возникает к концу первого года
жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет.
Сначала ребенок может абстрагироваться
и выделять форму и цвет, поэтому при
группировке предметов в первую очередь
обращает внимание на размер и цвет
предмета. В возрасте около двух лет он
выделяет предметы, основываясь на
существенных и несущественных признаках.
В 2,5 года ребенок выделяет предметы по
существенным признакам: цвет, форма,
величина.
Особенностью
мышления в раннем детстве является
синкретизм. Синкретизм
означает
нерасчлененность: ребенок, решая задачу,
не выделяет в ней отдельных параметров,
воспринимая ситуацию как целостную
картину. Роль взрослого в данном случае
заключается в выделении из ситуации и
анализе отдельных деталей, из которых
ребенок потом выделит главные и
второстепенные.
Наглядно-образное
мышление возникает в 2,5–3 года и остается
ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого
мышления связано со становлением
элементарного самосознания и началом
развития способности к произвольной
саморегуляции, сопровождаемой развитым
воображением.
Развитие
памяти. К
двум годам у ребенка развивается
оперативная память. Ему доступны легкие
логические и тематические игры, он может
составлять план действий на короткий
промежуток времени, не забывает цель,
поставленную несколько минут назад.
Развитие
речи. До
года ребенок уже может называть вещи
своими именами. Он имеет богатый опыт
познания окружающего мира, у него
сложилось представление о родителях,
пище, об окружающей обстановке, игрушках.
И все же из множества качеств, заключенных
в слове как в понятии, ребенок сначала
усваивает только отдельные свойства,
характерные для того предмета, с которым
первоначально это слово оказалось
связанным в его восприятии.
Годовалый
ребенок реагирует на слова как на
ситуацию в целом. Слово оказывается
связанным с обстановкой, а не с
представляющим ее предметом. Ребенок
внимательно наблюдает за мимикой,
жестами говорящего взрослого, улавливая
по ним смысл того, что говорится.
С
11 месяцев начинается переход от дофонемной
речи к фонемной и становление
фонематического слуха, который
заканчивается к двум годам, когда ребенок
может различать слова, отличающиеся
друг от друга одной фонемой. Переход от
дофонемной к фонемной речи продолжается
3 года и заканчивается на четвертом году
жизни. В 3 года ребенок научается правильно
применять падежи, начинает пользоваться
сначала однословными предложениями,
затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может
комбинировать слова, объединяя их в
двух-трехсловные фразы или предложения
из двух слов, где есть и подлежащее и
сказуемое. Потом благодаря развитию
грамматической структуры речи он
овладевает всеми падежами и способен
с помощью служебных слов строить сложные
предложения. В это же время возникает
сознательный контроль за правильностью
произношения речевых высказываний.
После
1,5 лет отмечается активность самостоятельной
речи и речевого общения. Ребенок начинает
сам спрашивать названия интересующих
его предметов или явлений. Вначале он
пользуется языком жестов, мимики и
пантомимики или указующим жестом, а
потом к жесту добавляется вопрос,
выраженный в словесной форме. Ребенок
научается при помощи речи управлять
поведением других людей. Но ребенок в
возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать
инструкциям взрослых, особенно тогда,
когда надо выбирать одно действие из
нескольких; он сумеет сделать данный
выбор только ближе к 4 годам.
В
течение второго года жизни ребенок
начинает усваивать словесное обозначение
окружающих предметов, а затем имен
взрослых, названия игрушек и только
потом – частей тела, т. е. существительных,
а к двум годам при нормальном развитии
понимает значение практически всех
слов, относящимся к окружающей
действительности. Этому способствует
развитие семантической
функции детской
речи, т. е. определение смысла слова,
его дифференциация, уточнение и присвоение
словам обобщенных значений, которые с
ними связываются в языке.
К
2 годам дети имеют четкое представление
о назначении окружающих их предметов
домашнего обихода и личной гигиены. Они
понимают общие вопросы, требующие ответа
типа «да» или «нет».
Около
3 лет ребенок начинает внимательно
слушать, о чем говорят взрослые, любит,
когда ему читают рассказы, сказки, стихи.
До
1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов,
но употребляет их редко. К 2 годам он
знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
В
развитии речи были выделены следующие
этапы:
1) слоги
(вместо слов);
2) слова-предложения;
3) двухсловные
предложения (например, «мама сюда»);
4) предложения
из трех или более слов;
5) правильная
речь (грамматически согласованные
предложения).
Основные
тенденции в развитии речи ребенка
раннего возраста таковы.
• Пассивная
речь в развитии опережает активную.
• Ребенок
открывает, что каждый предмет имеет
свое название.
• На
границе 2-го и 3-го года жизни ребенок
как бы интуитивно «открывает», что слова
в предложении связаны между собой.
• Происходит
переход от многозначности детских слов
к первым функциональным обобщениям,
построенным на основе практических
действий.
• Фонематический
слух опережает развитие артикуляции.
Ребенок сначала научается правильно
слушать речь, а затем правильно говорить.
• Осуществляется
овладение синтаксическим строем языка.
• Развиваются
функции речи, происходит переход от
индикативной (указательной) к номинативной
(обозначающей) функции речи.
Соседние файлы в папке Психология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник