Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте

Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте thumbnail

Младенчество
(от 0 до 1 года).

Общение
со
взрослым. Появление «комплекса
оживления
»
— эмоциональное развитие, хар- ся
состоянием выражающим радостные
положительные эмоции, ребенок начинает
улыбаться, быстро двигать ручками и
ножками. На этом этапе взрослый не только
источник органических потребностей,
но и важный компонент эмоционального
благополучия. С 3-х месяцев ребенок сам
стимулирует внимание к себе. Развитие
движение, предметных действий. Двигательная
активность начинается с научения держать
голову, переворачиваться с живота на
спинку, сидеть , делать первые шаги.

В
развитии предметных действий выделяют

4 этапа : 1)преддействие – захватывает
одной рукой другую. 2)от 4-7 месяцев
(попытка достать предмет, толкание
висящих предметов) 3)соотношение действия
7-10 месяцев (ребенок действует с предметом
соотнося их друг с другом). 4)функциональная
от 10-12 месяцев действия становятся
основным способом познания.

Развитие
эмоциональной сферы

: к 3-м месяцам выделяется гнев, отвращение
страх, радость, привязанность. С 5-ти
месяцев ребенок различает чужое и
знакомое лицо, радостные эмоции вызывают
новые предметы и звуки. Положительные
и отрицательные эмоции тесно взаимосвязаны.

В
первом полугодии формируется речевой
слух и появляется гуление. К концу 1-го
года ребенок обычно произносит 10-15 слов.
Формируется автономная речь (позиция
Выготского).

Зрительное
восприятие
.
После 3- месяцев младенец хорошо различает
цвета, формы, возрастает длительность
фиксации взгляда, ориентируется в
пространстве.

Память.
К 4 месяцам ребенок узнает по голосу
мать. В 7 месяцев старается найти упавший
предмет. В 8 – пытается найти спрятанный
предмет. В – ориентируется в пропаже
предмета.

К
концу младенческого возраста формируется
мыслительная д-ть, которая носит наглядно
– действенный характер когда действия
становятся инструментальными (Пиаже),
т. е. одни предметы используются для
достижения других. Манипулятивная
деятельность.

Итоги
первого года жизни : появление ходьбы,
выполнение различных действий с
предметами, возможность организовать
действия ребенка с помощью речи, появление
речи, потребность в общении со взрослым.

Ведущий
вид деятельности

– эмоциональное общение со взрослым
(мать).

Новообразование

потребность в общении со взрослым;
дифференцированные ощущения и
эмоциональные состояния; восприятие
объектов; автономная речь; начальные
формы наглядно – действенного мышления;
непроизвольное внимание.

Соц
– я ситуация развития

– общая жизнь ребенка с матерью (ситуация
«Мы», ребенок и мать взаимно изменяют
и развивают друг друга.

Познавательная
сфера
:
развитие системы условных рефлексов,
постепенное приобретение целесообразных
движений, появляются 1-е формы подражания.

Младенчество

это период, когда ребенок развивается
в физическом и психическом социальном
плане чрезвычайно быстро, проходя за
короткое время колоссальный путь от
беспомощного новорожденного с малым
началом врожденных реакций до активного
младенца, способного смотреть, слушать,
действовать, решать некоторые наглядно
воспринимаемые ситуации, взывать к
помощи, привлекать внимание, радоваться
появлению близких.

Младенческий
возраст можно разделить на несколько
типов :

  1. пренатальное
    развитие (внутриутробное),

  2. новорожденность,

  3. младенчество,

пренатальное
развитие – внутриутробное развитее
плода, которое делится на три стадии :

–герминальный
период (до 2-х недель) – характеризуется
дробленностью клетки (зиготы),

-эмбриональный
период (со 2-й по 7-ю недели) – происходит
дифференцировка клеток, они начинают
выполнять определенные функции.

-фетальный
период (с 8-й недели до рождения) –
совпадает с формированием основ нервной
системы, плод принимает человеческий
образ, устанавливается цикл сна и
бодрствования синхронизированный с
материнским.

Считается,
что в 15 недель плод способен совершать
хватательное движение, морщится и
гримасничать.

К
20 – развиваться органы вкуса и обоняния,

К
24-й – более полно ощущается каждая
чувствительность, почвляется реакция
на звук,

К
25-й – реакция на звук становится
устойчивой,,

К
27-й – поворачивает голову к свету,
направленному на живот матери.

На
8-ом месяце прибавляет в неделю до 200
граммов, и готовится к встрече с внешним
миром : под кожей образуется жировой
слой, предназначенный для защиты от
препаратов температуры.

К
9-му месяцу – возрастает восприимчивость
и разнообразие форм поведения.

Факторы
влияния среды :

Питание,
лекарственные препараты, заболевания,
гормоны, факторы крови, радиация, возраст
матери, стресс, дородовая подготовка.

  1. Период
    новорожденности – ребенок рождается
    с наличием безусловных рефлексов,
    закрепленных механизмов :


пищевые , защитные, ориентировочные,
двигательные.

Ощущение
новорожденного недифференцированы и
неразрывно связаны с эмоциями :

-слуховое
сосредоточение – появляется на 2-3 недели
и характеризуется замиранием,

-слуховое
сосредоточение на голос человека – на
3-4 неделе,

-значительное
сосредоточение – на 3-5 неделе.

Считается,
что период новорожденности заканчивается
«комплексом оживления».

На
пороге 4-х недель собственно человеческой
реакцией является улыбка.

В
младенчестве рост ребенка увеличивается
в 1,5 раза, а вес почти в два раза.

а)Восприятие:


3 месяцам зрительное сосредоточение
3-5 минут,


4-е месяца ребенок активно реагирует на
увиденное движение голосом, а также
зрительно различает предметы по форме
и цвету.


8 месяцу формируется пространственное
восприятие, считается, что ребенок имеет
целостную обобщенную картину окружающего.

б)движения
и действия :

к
4-м месяцам направленное движение к
предмету,


5-ти мессам – целенаправленное хватание,

-после
6-го месяца происходит активное движение
рук,

-после
10 месяца первые функциональные действия,
позволяющие относительно верно
использовать предметы.


концу 1 года происходит освоение основных
человеческих предметов и освоение
правил действия с ними.

Восприятие
и действие выступают как основа наглядно
0 действенного мышления в младенческом
возрасте представлена узнаванием :


4-3 месяца – на игрушки и знакомые лица,
формируются первые эмоциональные
состояния (удивление, тревожность,
расслабление); улыбается знакомым,


7-11 месяцам – страх расстраивания,

г)речевое
развитие :

-до
6 месяцев появляется речевой слух,
появляется гуление.

-после
6-го месяца появляется лепет


концу 1-го года ребенок понимает до 20
слов и до 15 слов произношений.

Появление
слов – новый этап психического развития.

Кризис
одного года – период м/у младенчеством
и периодом раннего детства характеризуется
появлением аффективных реакций, возникает
в связи с непониманием речи ребенком
или при слове «нельзя», характеризуется
криком, топаньем. Признаком кризиса
является формирование многозначной
автономии речи. К 1 году ребенок начинает
ходить, может выполнять действия с
предметами, действия и восприятие можно
организовать с помощью речи, появляется
словарный запас.

Центральным
новообразование является потребность
в эмоциональном общении со взрослым.

Ведущий
вид деятельности – эмоциональное
общение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

фото 1328

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

фото 1329

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

фото 1330

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник