Характеристика психического развития ребенка до 7 лет

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.
В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.
Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре. Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.
В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.
Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.
В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.
В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.
В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.
Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», — то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную.
В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.
В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.
В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.
Литература
Аксарина Н.М . Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.
Авдеева Н., Мещерякова С . Вы и младенец. — М., 1991.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М., 1981.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.
Источник
Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.
Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.
Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4150; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9895 — | 7681 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«От 0 до 7» Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
2 слайд
Описание слайда:
Возрастные периоды дошкольного детства 0 – 1 год – младенческий возраст 1 – 3 года – ранний дошкольный возраст 3 — 6 лет – старший дошкольный возраст
3 слайд
Описание слайда:
Ребенок понимает, что не только качество его жизни, но и вся его жизнь зависит от того, как к нему будут относиться близкие ему взрослые. Он верит им беспредельно, он ловит их настроения, эмоции, прислушивается к их мнению и оценке. Ребенок хорошо понимает всем своим существом, что родитель, особенно мама, в раннем детстве – это самый главный человек, способный сделать его жизнь, похожей на сладкую сказку или на нескончаемый триллер. И потому, ребенок вынужден неизбежно находиться в постоянном противоречии между желанием быть собой, следовать своим потребностям или быть «угодными» взрослому миру настолько, чтобы не быть всеми отвергнутым, чтобы выжить…
4 слайд
Описание слайда:
Дети самые ответственные люди Ребёнок фантазирует, что он всемогущ и может творить волшебство. Поэтому ребёнок думает, что именно он виноват, например, в частых ссорах родителей или в их разводе. Он даже может считать себя обязанным защитить одного родителя от другого, поскольку уверен в своей способности сделать это. Главная установка маленького ребенка – все вокруг происходит для меня, из – за меня и по моей воле.
5 слайд
Описание слайда:
Развитие ребенка – это не плавный линейный процесс. В своем взрослении ребенок проходит через 4 кризиса развития. Кризисы для ребенка — это годы учебы в школе «Как стать счастливым». Результатом прохождения любого кризиса является возникновение психических новообразований, которые позволяют перейти человеку на новый, более качественный уровень жизни. Если он учится хорошо и усваивает каждый урок, делает свои выводы, он обязательно будет счастливым. А учителя в этой школе – родители, педагоги и те люди, которые окружают ребенка первые годы жизни. От нас с вами зависит – каким он станет. Самые важные решения, касаемо своей жизни, мы принимаем в детстве!!!
6 слайд
Описание слайда:
от 0 до года – это период формирования базового чувства доверия или не доверия к миру. В этот момент жизни ребенка устанавливается духовная связь с мамой. Которая остается на всю жизнь. Любовь – это дыхание души и в первый год жизни он открывает свое сердечко только для мамы. Больше туда пока никто не может поместиться. Все органы восприятия младенца полностью активны и направлены на эмоциональный опыт взаимодействия с матерью. И от того как мама о нем заботится, как показывает ему свою любовь, он представляет безопасен для него этот мир или нет. Достоин он уважения или нет. (самооценка лидера) Можно в этом мире дальше развиваться или нет. Первые месяцы ребенка надо постоянно носить на руках, чтобы он всем своим существом ощущал вашу любовь. Ребенок до года весь настроен на общение, каждый его крик что – то значит
7 слайд
Описание слайда:
Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия . Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого (запреты) в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания.
8 слайд
Описание слайда:
от 1 года до 3-х лет Самые главные люди для ребенка в этот период – семья, родственники. Ребенок после года исследователь. Он смотрит на мир с воодушевлением и познавать этот мир – это работа всех его систем. Дети, подобно древним людям обожествляют (оживляют) окружающий их мир. И как иностранцы спрашивают вас обо всем, что видят. Анализируя ваши ответы и сопоставляя со своими наблюдениями – ребенок делает свои выводы Он учится думать. Формируется исследовательский интеллект. На каждое НЕЛЬЗЯ необходимо предоставлять ребенку три МОЖНО
9 слайд
Описание слайда:
Основные характеристики психического развития детей 1-3 лет: Манипулятивная деятельность постепенно переходит к предметной Тип мышления – наглядно/действенное Память, внимание носит непроизвольный характер Активное речевое развитие Частая смена настроения Взрослый – главный и ведущий партнер по играм, инициатор общения Ребенок еще не способен регулировать свое поведение, единственный способ воздействия на него – собственный пример поведения, совместная деятельность . Уговоры и «нотации» в этом возрасте не имеют силу, но ребенка можно легко отвлечь.
10 слайд
Описание слайда:
«Кризис 3-х лет» — упрямство (ребенок настаивает на своем, потому что ОН это ПОТРЕБОВАЛ!); негативизм (стремление сделать все наоборот); строптивость, своеволие, обесценивание, деспотизм, бунт, ребенок, как будто объявляет войну всему миру! ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ : Первичное осознание себя, как отдельной личности; формирование системы «Я»; переход речи на внутренний план (ребенок способен говорить «про себя») Отношение к себе в виде самооценки Самостоятельность, инициативность, целеустремленность, активность Если кризис не пройден – пассивность, неуверенность
11 слайд
Описание слайда:
От 3-х до 6 лет Период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Это время, когда ребенок осознает свой пол и анализирует отношения между родителями. Мальчик должен получить удовольствие от того что он мальчик. Девочка должна почувствовать себя принцессой. В этом возрасте наиболее четко проявляются проблемы здоровья (неврология ), но в то же потенциал организма еще огромен (компенсаторные механизмы).
12 слайд
Описание слайда:
Игра – ведущий вид деятельности и основной компонент полноценного развития ребенка Сюжетно – ролевая игра Игры с правилами Если ребенок умеет принимать правила игры – это показатель появления саморегуляции поведения Ребенок еще не умеет проигрывать, проигрыш — трагедия!!
13 слайд
Описание слайда:
Наглядно образное мышление Логическое (анализ синтез обобщение классификация) Творческое (воображение) Интеллектуальное развитие. Развитие познавательной сферы. Произвольность психических процессов (память, внимание) из 10 слуховых или зрительных стимулов 5-7 — норма Познавательная активность экспериментирование творчество способности Высокий темп интеллектуального развития Решилизадачу (в % способ решения) возраст Нагл/ действ Нагл/ образн Слов/ логич 3 — 4 55 17,5 0 4 — 5 85 53,8 0 5 — 6 87,5 56,4 15 6 — 7 96,3 72 22
14 слайд
Описание слайда:
Эмоционально – волевое развитие Ребенок знает и умеет определять у себя и других основные эмоции: радость, страх, злость, удивление, грусть Активное нравственное развитие, появление социальных эмоций – стыд, вина Появление саморегуляции поведения; умение управлять своими эмоциями Возрастные страхи: темнота, высота; страх сказочных персонажей; животных. К 7-ми годам – страх смерти Эмоционально – волевое развитие тесно связано с интеллектуальным; несформированность произвольности психических процессов , низкий интеллектуальный уровень развития негативно влияют на развитие волевых качеств и на формирование мотивационной сферы. Несформированная воля – упрямство; ригидность.
15 слайд
Описание слайда:
Социально – коммуникативное развитие Устойчивые личностные качества. Формирование характера. Другой ребенок – предпочитаемый партнер по играм Непослушание, вранье, воровство – способ привлечь к себе внимание (негативное внимание важнее никакого); ребенок пробует новые социальные ситуации В детском коллективе виден социальный статус ребенка (лидер – отвергаемый) Умеет принимать решения и нести за них ответственность
16 слайд
Описание слайда:
«Конечная остановка» дошкольного детства – КРИЗИС 7-МИ лет – пора в школу… ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ: Потеря детской непосредственности и импуль- сивности Саморегуляция поведения Закрытый внутренний мир, своя внутренняя жизнь (скрытые переживания, эмоции, начало выстраивания иерархии ценностей) Ребенок больше не открытая книга… Стремление к признанию Манерничанье, кривляние, капризы, непослушание Ребенок часто ведет себя как клоун, нарочито искусственно поясничает ( писклявый голос, вертлявая походка, взрослые неприличные анекдоты, слова) Обесценивание (игрушки, игры, даже люди) Игнорирование, протест против привычных норм и требований (убрать одежду, почистить зубы, положить вещи на место…) Симптом «кислая конфета – сладкий лимон» (могу, но не хочу). Ребенок отказывается от чего то желаемого, по типу «не очень то и хотелось» Ребенок говорит, что больше не верит в волшебство, в Деда Мороза…
17 слайд
Описание слайда:
Я существую Я могу Я ученик Я человек
18 слайд
Описание слайда:
Сколько возрастных периодов выделяют в дошкольном детстве? А. 2 Б. 3 В. 4 Г. 5
19 слайд
Описание слайда:
Какой возрастной кризис называют «Я сам!»? А. Кризис 1-го года Б. Подростковый кризис В. Кризис 7-ми лет Г. Кризис 3-х лет
20 слайд
Описание слайда:
А. Способность к самостоятельной и сознательной целенаправленности в поведении и деятельности Б. Способность психики адаптироваться к новым условиям жизни В. Одно из условий успешного обучения в школе Г. Психическое новообразование первого года жизни Произвольность психических процессов – это…
21 слайд
Описание слайда:
Манипулятивные действия с предметами, это предпосылки для развития… А. Наглядно – действенного мышления Б. Саморегуляции поведения В. Психологической школьной готовности Г. Коммуникативной сферы
22 слайд
Описание слайда:
Сензитивный период развития – это… А. Кризис 7-ми лет Б. Период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования, развития той или иной психической функции В. Cтрессовое состояние организма, ведущее к снижению адаптивных процессов Г. Cовокупность условий среды, обеспечивающих речевое развитие ребенка
23 слайд
Описание слайда:
Переход речи во внутренний план – это психическое новообразование… А. Первого года жизни Б. Кризиса 3-х лет В. Которое свидетельствует о возникновении и развитии образного мышления Г. Старших дошкольников
24 слайд
Описание слайда:
Умение устанавливать причинно – следственные связи – это… А. Функция словесно – логического мышления Б. Высокий уровень эмоционального развития В. Компонент развития связной речи Г. Компонент наглядно – действенного мышления
25 слайд
Описание слайда:
Сензитивный период развития эмоциональной сферы ребенка… А. Первый год жизни Б. От года до 3-х В. С 3-х до 7-ми лет Г. Все дошкольное детство
26 слайд
Описание слайда:
Игры с предметами – заместителями … А. Свидетельствуют о возникновении образного мышления Б. Появляются у детей после 3-х лет В. Свойственны для детей до 3-х лет Г. Являются средством развития произвольного внимания
27 слайд
Описание слайда:
Компоненты психологической готовности к школьному обучению – это… А. сформированность эмоционально – волевой сферы Г. познавательная активность В. умение считать, писать, читать Б. произвольность психических процессов (память, внимание)
28 слайд
Описание слайда:
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-723715
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник