Характеристика процесса развития ребенка дошкольного возраста

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)

Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

1

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.

Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

2

Ребенок способен   анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности

3

(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и

4

положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.

Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).

К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к

5

внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок — Сюжетно-ролевая игра — Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение

6

логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Источник

Ïåðèîäèçàöèÿ äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äåòåé êàê îñíîâà äëÿ ñîçäàíèÿ âîçðàñòíûõ ãðóïï äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Ñâÿçü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêà ñ óìñòâåííûì, ðàçâèòèå åãî ñàìîñîçíàíèÿ. Ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè êàê äîñòèæåíèå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Äîøêîëüíûé âîçðàñò îõâàòûâàåò ïåðèîä ñ 3 äî 6-7 ëåò. Âíóòðè äàííûé ïåðèîä äåëèòñÿ íà íåñêîëüêî áîëåå ìåëêèå: ìëàäøèé, ñðåäíèé, ñòàðøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò.  äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ñîãëàñíî ýòîé ïåðèîäèçàöèè îáðàçîâàíû âîçðàñòíûå ãðóïïû: ïåðâàÿ è âòîðàÿ ìëàäøèå, ñðåäíÿÿ, ñòàðøàÿ, ïîäãîòîâèòåëüíàÿ ê øêîëå.

Íà÷àëî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðèíÿòî ñîîòíîñèòü ñ êðèçèñîì 3 ëåò. À òàê êàê êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêîé êàæäîãî êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå íîâîîáðàçîâàíèé, òî ñòîèò ðàçîáðàòüñÿ, êàêèå æå íîâîîáðàçîâàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ó ðåáåíêà ê 3 ãîäàì æèçíè. Ê ýòîìó âðåìåíè, åñëè ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå ïðîõîäèëî ñîãëàñíî íîðìàòèâíûì ïîêàçàòåëÿì, à âîñïèòàíèå ó÷èòûâàëî çàêîí àìïëèôèêàöèè, ðåáåíîê âûðîñ ïðèìåðíî äî 90-100 ñì, óâåëè÷èëñÿ â âåñå (åãî âåñ òåïåðü ìîæåò áûòü ïðèìåðíî 13-16 êã). Îí ñòàë áîëåå ëîâêèì, ëåãêî áåãàåò, ïðûãàåò, ïðàâäà ñðàçó íà äâóõ íîãàõ è íå î÷åíü âûñîêî, ìÿ÷ ëîâèò ñðàçó äâóìÿ ðóêàìè è êðåïêî ïðèæèìàåò åãî ê ãðóäè, íî â 2 ãîäà îí è ýòîãî íå óìåë! Ôèçè÷åñêè ðåáåíîê ÿâíî ñòàë êðåï÷å.

Êîíå÷íî, òåïåðü çàáîòà î çäîðîâüå è äàëüíåéøåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ìàëûøà íå ìåíåå àêòóàëüíà, íî îí ñòàë ñàìîñòîÿòåëüíåå, åãî äâèæåíèÿ îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé — êîîðäèíàöèåé è óâåðåííîñòüþ. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå óæå íå ñòîëü ñòðåìèòåëüíî, êàê áûëî â ðàííåì âîçðàñòå. Ýòî çàêîíîìåðíî, òàê êàê òåïåðü äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà íåîáõîäèìû óêðåïëåíèå êîñòíîé ñèñòåìû, ìûøö, ðèòìè÷íîå ôóíêöèîíèðîâàíèå âñåõ æèçíåííî âàæíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà. Ïðèðîäà ìóäðî ñòàáèëèçèðóåò òåìï ðàçâèòèÿ, ãîòîâÿñü ê ñëåäóþùåìó «ñêà÷êó», êîòîðûé ïðîèçîéäåò â 6-7 ëåò.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïî-ïðåæíåìó ñâÿçàíî ñ óìñòâåííûì. Îäíàêî â ðàííåì âîçðàñòå îíî êàê áû âåëî çà ñîáîé âñå äðóãèå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ.  äîøêîëüíîì æå âîçðàñòå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ñòàíîâèòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì, ôîíîì, íà êîòîðîì óñïåøíî ïðîèñõîäèò ðàçíîñòî-ðîííåå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Óìñòâåííîå, ýñòåòè÷åñêîå, íðàâñòâåííîå íàáèðàåò âûñîêèé òåìï.

Äîøêîëüíèê àêòèâíî ïîçíàåò îêðóæàþùèé åãî ìèð, õî÷åò ðàçîáðàòüñÿ, ïîíÿòü íàáëþäàåìûå ÿâëåíèÿ, ñîáûòèÿ.  ýòîò ïåðèîä àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ ïàìÿòü, ìûøëåíèå, ðå÷ü, âîîáðàæåíèå. Ïðè õîðîøî îðãàíèçîâàííîé ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòå äåòè îâëàäåâàþò ïîíÿòèÿìè, ïðèîáðåòàþò ñïîñîáíîñòü ê óìîçàêëþ÷åíèÿì, îáîáùåíèÿì. Ï.ß. Ãàëüïåðèí îòìå÷àë, ÷òî «íà îñíîâå ïîýòàïíîé ìåòîäèêè ìû ïîëó÷èëè â 6-7 ëåò (è äàæå â 5 ëåò) óìñòâåííûå äåéñòâèÿ è ïîíÿòèÿ, êîòîðûå ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì îòâå÷àþò óðîâíþ ìûøëåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå…». Ýòè äàííûå ãîâîðÿò î âûñîêîé îáó÷àåìîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, à òàêæå î òîì, ÷òî ïîòåíöèàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ê ñîæàëåíèþ, ÷àñòî îñòàþòñÿ íåðàçâèòûìè.

Æèâîñòü óìà, ëþáîçíàòåëüíîñòü, õîðîøàÿ ïàìÿòü ïîçâîëÿþò äîøêîëüíèêó áåç îñîáîãî òðóäà íàêàïëèâàòü òàêóþ ìàññó èíôîðìàöèè, êîòîðàÿ â ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû æèçíè âðÿä ëè ïîâòîðèòñÿ. Áîëåå òîãî, äåòè äåìîíñòðèðóþò ñïîñîáíîñòü óñâàèâàòü íå òîëüêî ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ, íî ñèñòåìó çíàíèé. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, åñëè äî 3 ëåò ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïî «ñîáñòâåííîé» ïðîãðàììå (â òîì ñìûñëå, ÷òî ìàëûø ïîêà åùå íå ìîæåò óäåðæèâàòü è âîñïðèíèìàòü ñèñòåìó çíàíèé è ñëåäîâàòü çà ìîòèâîì âçðîñëîãî â îáó÷åíèè åãî), òî ïîñëå 3 ëåò ìûøëåíèå äîøêîëüíèêà óæå äîñòàòî÷íî ãîòîâî ê ïîíèìàíèþ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé, åñëè îíè ïðåäñòàâëåíû â íàãëÿäíî-îáðàçíîé ôîðìå. Ìûøëåíèå äåòåé êîíêðåòíî, ñ÷èòàþò ó÷åíûå, åñëè èì äàþòñÿ êîíêðåòíûå, îòðûâî÷íûå, ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ. Íî åñëè äàâàòü çíàíèÿ î ïðîñòåéøèõ ñâÿçÿõ è çàâèñèìîñòÿõ, äîøêîëüíèêè íå òîëüêî óñâàèâàþò èõ, íî è èñïîëüçóþò â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ, óìîçàêëþ÷åíèÿõ. «Ýõ, êîãäà æå ÿ âûðàñòó?», — ãëóáîêîìûñëåííî çàÿâëÿåò 5-ëåòíèé ðåáåíîê. Èëè òàêèå âûñêàçûâàíèÿ: «Ó íàñ â ãðóïïå äâîå íîâûõ ìàëü÷èêîâ. Îäèí õîðîøèé, à äðóãîé íå çíàåò ïîñëîâèö».

Ëþáîçíàòåëüíîñòü ñòèìóëèðóåò ðåáåíêà ê èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàíèþ (Í.Í. Ïîääüÿêîâ), ê îáðàùåíèÿì ñ âîïðîñàìè ê âçðîñëûì. Ïî õàðàêòåðó âîïðîñîâ ìîæíî ñóäèòü, íà êàêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íàõîäèòñÿ ðåáåíîê. Ïåðâûå âîïðîñû äîøêîëüíèêà ñâÿçàíû ñ îáîçíà÷åíèåì îêðóæàþùåãî åãî ìèðà. Ïîýòîìó âîïðîñû äåòåé ÷àùå âñåãî íà÷èíàþòñÿ ñ âîïðîñèòåëüíîãî ñëîâà («.×òî, êòî ýòî?», «Êàê ýòî íàçûâàåòñÿ?»). Ïîäîáíûå âîïðîñû, êîíå÷íî, âîçíèêàþò è ïîçäíåå ïðè âñòðå÷å ñ êàæäûì íîâûì ïðåäìåòîì, ÿâëåíèåì, îáúåêòîì (êàê, âïðî÷åì, áûâàåò è ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà). Íî â ýòî âðåìÿ — ïåðèîä «÷òî è êòî» — åùå íåò âîïðîñîâ, êàñàþùèõñÿ ïðè÷èííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé. È ëèøü ïîçæå, ïðèìåðíî â 4-5 ëåò, íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ âîïðîñû ñ âàæíûì, âîïðîñèòåëüíûì ñëîâîì êàê? («Êàê ýòî ñäåëàòü?») è, íàêîíåö, ñî ñëîâîì ïî÷åìó? («Ïî÷åìó íàñòóïàåò âå÷åð?», «Ïî÷åìó äåòè îáèæàþò äðóã äðóãà?», «Ïî÷åìó âîäà â ìîðå ñîëåíàÿ?» è ò. ï.). Îò òûñÿ÷ ïî÷åìó? âçðîñëûå ÷àñòî óñòàþò, íî ýòè âîïðîñû ñâèäåòåëüñòâóþò î ïûòëèâîñòè äåòñêîãî óìà, î æåëàíèè ðåáåíêà ïîçíàâàòü. Åñëè æå âçðîñëûå íå ðåàãèðóþò äîëæíûì îáðàçîì íà åãî âîïðîñû, ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ ïîñòåïåííî ñíèæàåòñÿ è ñìåíÿåòñÿ áåçðàçëè÷èåì. Îäíàêî çàìå÷àòåëüíîé îñîáåííîñòüþ äîøêîëüíîãî äåòñòâà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî èíòåðåñ ê ïîçíàíèþ, ëþáîçíàòåëüíîñòü íîñÿò äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâûé õàðàêòåð. È âçðîñëûå äîëæíû î÷åíü «ïîñòàðàòüñÿ», ÷òîáû ñíèçèòü ýòîò èíòåðåñ.

Ñðåäè îáúåêòîâ ñîöèàëüíîãî ìèðà, êîòîðûå ïîçíàåò ðåáåíîê, íàõîäèòñÿ è îí ñàì. Äîøêîëüíèê ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ñåáå, ê ñâîåìó îðãàíèçìó, ê ñâîåìó ïîëó, ê ñâîèì ÷óâñòâàì, ïåðåæèâàíèÿì. Ïñèõîëîãè íàçûâàþò ýòî ðàçâèòèåì ñàìîñîçíàíèÿ. Ê ñòàðøåìó äîøêîëüíîìó âîçðàñòó, ðåáåíîê óæå äîâîëüíî ìíîãî çíàåò î ñåáå, óìååò óïðàâëÿòü ñîáñòâåííûìè ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîÿâëåíèþ ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ.

Âñåì èçâåñòíî, ÷òî äîøêîëüíèêè ëþáÿò ôàíòàçèðîâàòü, ïðèäóìûâàòü, ÷òî-òî âîîáðàæàòü. Êàæåòñÿ, èõ ôàíòàçèÿì íåò ïðåäåëà! «ß íå Ëèçà, ÿ ñîëíöå» — çàÿâëÿåò äåâî÷êà. ×åðåç ìèíóòó îáðàùàåøüñÿ ê íåé êàê ê Ñîëíöó è ñëûøèøü: «Íåò, ÿ óæå íå Ñîëíöå, ÿ Àíÿ». È òàê ïîñòîÿííî. Ðåáåíîê ïîñòîÿííî ïðåáûâàåò â ìèðå ïðèâëåêàþùèõ åãî îáðàçîâ; ðèñóåò, ïðèäóìûâàåò ñâîè ïåñíè è ò. ï. Ýòî î÷åíü õîðîøî è ïîëåçíî äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. «Òâîð÷åñêèé ðåáåíîê, òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, — ïèøåò Í.Ï. Ïîääüÿêîâ, — ýòî ðåçóëüòàò âñåãî îáðàçà æèçíè äîøêîëüíèêà, ðåçóëüòàò åãî îáùåíèÿ è ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûì, ðåçóëüòàò åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè».

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèå. Ìàòåðèàëîì äëÿ âîîáðàæåíèÿ ñëóæàò çíàíèÿ îá îêðóæàþùåì ìèðå, êîòîðûå îí ïðèîáðåòàåò. Îäíàêî ìíîãîå çàâèñèò îò òîãî, êàê ýòè çíàíèÿ óñâàèâàþòñÿ — òîëüêî ïóòåì çàïîìèíàíèÿ èëè îáðàçíî, çðèìî, îñîçíàííî. È õîòÿ èçîáðàæåíèå ìàëûøà çíà÷èòåëüíî áåäíåå âîîáðàæåíèÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, äëÿ ðàçâèâàþùåéñÿ ëè÷íîñòè ýòî áîãàòûé «ñòðîèòåëüíûé» ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî, âîçâîäèòñÿ çäàíèå èíòåëëåêòà è ýìîöèé.

Äåòè àêòèâíî ðàñøèðÿþò ñîáñòâåííûé çàïàñ ñëîâ è, ÷òî âàæíî, çàäóìûâàþòñÿ íàä èõ çíà÷åíèåì, ïûòàþòñÿ îáúÿñíÿòü ñìûñë íîâûõ äëÿ íèõ ñëîâ («×òî òàêîå îáùåíèå?»). Ñëîâîòâîð÷åñòâî, ñâîéñòâåííîå äîøêîëüíèêó 4-5 ëåò, ñëóæèò ïîêàçàòåëåì íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ è â òî æå âðåìÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðèñóòñòâèè â ìàëåíüêîì ÷åëîâåêå òâîð÷åñêîãî íà÷àëà.

Äîñòèæåíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè: èãðîâîé, õóäîæåñòâåííîé, òðóäîâîé. Íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îäíàêî, ãëàâíîé, âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ÿâëÿåòñÿ èãðà. Ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, êàê èãðàë ðåáåíîê â ðàííåì âîçðàñòå, ìîæíî, îòìåòèòü, ÷òî èãðà ñòàëà ðàçíîîáðàçíåå ïî ñþæåòó, ïî ðîëÿì. Òåïåðü îíà áîëåå äëèòåëüíàÿ. Ðåáåíîê îòðàæàåò â èãðå íå òîëüêî òî, ÷òî âèäèò íåïîñðåäñòâåííî â ñâîåì îêðóæåíèè, íî è òî, î ÷åì åìó ÷èòàëè, ÷òî îí óñëûøàë îò ñâåðñòíèêîâ è ñòàðøèõ äåòåé. Èãðà óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü äåòåé â ïîçíàíèè ìèðà âçðîñëûõ è äàåò âîç-þíîñòü âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà è îòíîøåíèÿ.

 3 ãîäà ìàëûø ñ óäîâîëüñòâèåì âûïîëíÿåò òðóäîâûå ïîðó÷åíèÿ, ñòðåìèòñÿ ïîìîãàòü ñòàðøèì âî âñåõ èõ äîìàøíèõ äåëàõ: ìûòüå ïîñóäû, óáîðêå, ñòèðêå. Èçâåñòíîå «ß ñàì!» ìîæåò ïåðåðàñòè â æåëàíèå òðóäèòüñÿ, íî ìîæåò è çàñíóòü, è ïðåâðàùåíèå íå ñîñòîèòñÿ. Ýòî çàâèñèò îò îòíîøåíèÿ âçðîñëûõ ê ïðîÿâëåíèÿì ó ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Íî äîøêîëüíèê ñïîñîáåí ê òðóäîâîìó óñèëèþ, êîòîðîå ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñàìîîáñëóæèâàíèè (ñàì îäåâàåòñÿ, ñàì åñò), â óõîäå (ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëîãî) çà ðàñòåíèÿìè è æèâîòíûìè, â âûïîëíåíèè ïîðó÷åíèé. Ïîÿâëÿåòñÿ è èíòåðåñ ê óìñòâåííîìó òðóäó. Ïîñòåïåííî ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê îáó÷åíèþ â øêîëå.

Êà÷åñòâåííî ìåíÿåòñÿ õàðàêòåð ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, ÷òî ê 5 ãîäàì ïðîèñõîäèò «èíòåëëåêòóàëèçàöèÿ ÷óâñòâ»: ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáåí ê îñîçíàíèþ, ïîíèìàíèþ è îáúÿñíåíèþ ñîáñòâåííûõ ïåðåæèâàíèé è ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà.

Ñóùåñòâåííî èçìåíÿþòñÿ îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè. Äåòè íà÷èíàþò öåíèòü îáùåñòâî äðóã äðóãà çà âîçìîæíîñòü âìåñòå èãðàòü, äåëèòüñÿ ìûñëÿìè, âïå÷àòëåíèÿìè. Îíè ó÷àòñÿ ñïðàâåäëèâî ðåøàòü êîíôëèêòû;

ïðîÿâëÿþò äðóã ê äðóãó äîáðîæåëàòåëüíîñòü. Âîçíèêàåò äðóæáà. ×àùå âñåãî äðóæàò ìåæäó ñîáîé äåòè îäíîãî ïîëà, íî èíîãäà ìîæíî íàáëþäàòü è ñëó÷àè ñèìïàòèè è äðóæåñêîãî ðàñïîëîæåíèÿ ìåæäó ìàëü÷èêàìè è äåâî÷êàìè. Íàðÿäó ñ ïîëîæèòåëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè âñòðå÷àþòñÿ è íåäîáðîæåëàòåëüíîñòü, èíîãäà ãðóáîñòü, íåæåëàíèå îáùàòüñÿ. Èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò è òàêîå ÿâëåíèå, êàê ëîæü. Êîíå÷íî, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ëæè ðàçëè÷íû, íî ÷àùå âñåãî îíè áûâàþò ñâÿçàíû ñ íåïðàâèëüíûì âîñïèòàíèåì è ïîâåäåíèåì âçðîñëûõ, êîòîðûì ìàëûø ïîäðàæàåò.

Ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, êîòîðîå èíîãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîâûøåííîé îáèä÷èâîñòè è ïîðîé ñëóæèò ïðè÷èíîé ññîð ìåæäó äåòüìè. Íî â òî æå âðåìÿ ýòî âàæíîå ÷óâñòâî, êîòîðîå ñîñëóæèò ðåáåíêó õîðîøóþ ñëóæáó â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå. Ðåáåíîê ïî ñâîåé ïðèðîäå îïòèìèñòè÷åí è âåñåë. Íî ê 5 ãîäàì, êàê ïîêàçûâàþò èññëåäîâàíèÿ, äàëåêî íå âñå äåòè îáëàäàþò îïòèìèñòè÷åñêèì ìèðîîùóùåíèåì. À ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî è ñ íåóäîâëåòâîðåíèåì ïîòðåáíîñòè â ïðèçíàíèè, â ñàìîóòâåðæäåíèè.

Ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ñàìîñòîÿòåëüíûì. Ó íåãî ôîðìèðóåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðîÿâëåíèþ âîëåâûõ óñèëèé äëÿ äîñòèæåíèÿ æåëàåìîé öåëè.

Äîøêîëüíèê îñâàèâàåò ôîðìû âûðàæåíèÿ ñâîåãî îòíîøåíèÿ ê âçðîñëûì è äåòÿì. Ó íåãî ÿð÷å è îñîçíàííåå ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü ê áëèçêèì ëþäÿì, ê ñâîåé ñåìüå. Âîçíèêàåò íîâàÿ ôîðìà îáùåíèÿ, êîòîðóþ ïñèõîëîãè íàçûâàþò âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîé. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà äðóãèõ ëþäåé, íà öåííîñòè â èõ ìèðå. Óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ è âçàèìîîòíîøåíèé. Äëÿ íåãî óæå âàæíî êàê îáùåñòâî âçðîñëûõ, òàê è îáùåñòâî äåòåé, ïîñêîëüêó êàæäîå èç íèõ ïî-ñâîåìó îáîãàùàåò åãî ñîöè-àëüíûé îïûò. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñîöèàëüíûé îïûò ðåáåíêà «ìíîãîöâåòåí», è â íåì îòðàæàåòñÿ õàðàêòåð âîñïèòàíèÿ â ïåðâûå 6-7 ëåò æèçíè. Íî äîøêîëüíèê îñòàåòñÿ îòêðûòûì äîáðó è ñïîñîáåí ñëåäîâàòü äîáðó, à åãî îòðèöàòåëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ïîêà åùå íå íîñÿò íåèçìåííî óñòîé÷èâîé ôîðìû.

Äàâàÿ îáùóþ õàðàêòåðèñòèêó ðåáåíêó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî åãî ðàçâèòèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì. Ìîæíî âûäåëèòü ðàçâèòèå ôèçè÷åñêîå; óìñòâåííîå; ýñòåòè÷åñêîå; íðàâñòâåííîå; ðàçâèòèå ýìîöèé, âîëè, èíòåëëåêòà; ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòè êàê ôîðìû æèçíåííîé àêòèâíîñòè.  êàæäîì èç íàçâàííûõ íàïðàâëåíèé íàáëþäàåòñÿ äèíàìèêà â ñòàíîâëåíèè ðåáåíêà êàê ñóùåñòâà ñîöèàëüíîãî.

Ê 6-7 ãîäàì ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó îáó÷åíèþ â øêîëå.

äîøêîëüíèê ñàìîñîçíàíèå âîçðàñòíîé

Êîãäà ìû ãîâîðèì î ðåáåíêå, òî ïðåäïîëàãàåì, ÷òî èì ìîæåò áûòü ìàëü÷èê èëè äåâî÷êà. Ïðèðîäà ìóäðî ðàçäåëèëà âñå æèâîå íà ìóæñêîå è æåíñêîå íà÷àëà. Íàëè÷èå ìóæ÷èí è æåíùèí — íåîáõîäèìîå óñëîâèå âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà. È îíè — ìóæ÷èíû è æåíùèíû — î÷åíü ðàçíûå. À çíà÷èò, íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è ìàëü÷èêè è äåâî÷êè. Ïñèõîëîãè, íåéðîôèçèîëîãè èùóò îòâåò íà âîïðîñ: ïî÷åìó îíè ðàçíûå è â ÷åì êîíêðåòíî çàêëþ÷àåòñÿ ýòî ðàçëè÷èå. Ïåäàãîãè â ñâîþ î÷åðåäü òîæå ñòàâÿò âîïðîñû: êàê èõ âîñïèòûâàòü, ìîæíî ëè èõ îáó÷àòü ïî îäèíàêîâûì ïðîãðàììàì èëè ñëåäóåò ñîçäàâàòü ðàçíûå. Çàðîæäàåòñÿ äàæå íîâàÿ îòðàñëü ïåäàãîãèêè — íåéðîïåäàãîãèêà, êîòîðàÿ ñòàâèò ñâîåé çàäà÷åé ðàçðàáîòêó íîâûõ íàó÷íûõ ïîäõîäîâ ê îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ äåòåé ðàçíîãî ïîëà.

Ðàçëè÷èÿ íàáëþäàþòñÿ óæå ïðè ðîæäåíèè. Êàê ïðàâèëî, ìàëü÷èêè ðîæäàþòñÿ ñ áîëüøèì âåñîì, ÷åì äåâî÷êè, íî çàòî äåâî÷êè íà 3-4 íåäåëè îïåðåæàþò ìàëü÷èêîâ â ðàçâèòèè, ÷òî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî èõ ïîëîâîå ñîçðåâàíèå ïðîõîäèò áûñòðåå, à äåòñòâî ñòàíîâèòñÿ êîðî÷å, ÷åì ó ìàëü÷èêîâ ïðèìåðíî íà äâà ãîäà. Ïî-ðàçíîìó ïðîõîäèò ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ðå÷è, âîîáðàæåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Íàïðèìåð, äëÿ ìàëü÷èêîâ áåñïîëåçíû äîëãèå «íîòàöèè». Îíè áûñòðî óëàâëèâàþò ñóòü ðå÷è âçðîñëîãî, ðåàãèðóþò ñðàçó, à âñå íàøè äîëãèå ïîñëåäóþùèå íðàâîó÷åíèÿ ïîïðîñòó íå ñëóøàþò è ìîãóò âäðóã çàäàòü âîïðîñ, ñîâñåì íå îòíîñÿùèéñÿ ê ñèòóàöèè. Ìàìà, âîñïèòàòåëüíèöà âîçìóùåíû òàêèì íåâíèìàíèåì ê âîñïèòûâàþùèì âîçäåéñòâèÿì. À âîçìóùàòüñÿ íå ñòîèò. Ïðîñòî íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî è ðóãàòü, è õâàëèòü ìàëü÷èêà íóæíî ñîâñåì íå òàê, êàê äåâî÷êó. Ó÷åíûå (Ò.Ï. Õðèçìàí, Â.Ä. Åðåìååâà è äð.) äîêàçàëè, ÷òî ìàëü÷èêàì íà âñåõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ íå õâàòàåò ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, ëàñêîâîãî ñëîâà, âçãëÿäà, ïîãëàæèâàíèÿ. Ïûòàÿñü «âîñïèòàòü ìóæ÷èíó», ìû âîñïèòûâàåì æåñòêîãî, èíîãäà îçëîáëåííîãî íåóäîâëåòâîðåííîãî ÷åëîâåêà. È ïðè÷èíîé òîìó — íåäîñòàòîê ëþáâè è ôîðì åå âûðàæåíèÿ â äåòñòâå. È äåâî÷êè, è ìàëü÷èêè ëþáÿò ïîõâàëó. Íî äëÿ ìàëü÷èêà çíà÷èìî, çà ÷òî åãî ïîõâàëèëè, à äëÿ äåâî÷êè — êòî è â ïðèñóòñòâèè êîãî ïîõâàëèë. Êîíå÷íî, áûâàåò è íàîáîðîò, íî âñå æå îïðåäåëåííàÿ çàêîíîìåðíîñòü â ðåàãèðîâàíèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ ñóùåñòâóåò. Ïî-ðàçíîìó ðàçâèâàþòñÿ ó äåòåé ðàçíîãî ïîëà è ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû.  îäíîì è òîì æå ïðåäìåòå èëè îáúåêòå èõ èíòåðåñóåò ðàçíîå. Ìàëü÷èêàì èíòåðåñíà ìàðêà ìàøèíû, åå òåõíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, à äåâî÷êàì — âíåøíèé âèä, âîçìîæíîñòü ïîêàòàòüñÿ, íàæàòü íà ðàçíûå êíîïêè. Ìàëü÷èêîâ èíòåðåñóþò âûäàþùèåñÿ ïîñòóïêè ãåðîåâ, à äåâî÷åê — ïðè÷èíû îãîð÷åíèé, ñòðàäàíèé è ò.ä. Ðàçëè÷èé ìíîãî, îíè ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåì. Èõ íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü è íå ó÷èòûâàòü ïðè èçó÷åíèè ðåáåíêà è ïðè îðãàíèçàöèè ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.

Äåòè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà íå òîëüêî ïîëîì. Îíè ðàçëè÷íû ïî òåìïåðàìåíòó, ïî óæå ñëîæèâøåìóñÿ õàðàêòåðó, ïî ïðèîáðåòåííîìó æèçíåííîìó îïûòó è ò.ä. Âñå ýòè ðàçëè÷èÿ íàöåëèâàþò âäóì÷èâîãî âîñïèòàòåëÿ íà äèôôåðåíöèðîâàííûé ïîäõîä ê îðãàíèçàöèè âîñïèòàíèÿ.

Ëèòåðàòóðà

1. Çåíüêîâñêèé Â.Â. Ïñèõîëîãèÿ äåòñòâà. — Åêàòåðèíáóðã, 1995.

2. Êðàâöîâ Ã.Ã., Êðàâöîâà Å.Å. Øåñòèëåòíèé ðåáåíîê: Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå. — Ì., 1987.

3. Ïîääüÿêîâ Í.Í. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1996.

4. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì., 2004.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник