Характеристика периодов роста и развития ребенка

Характеристика периодов роста и развития ребенка thumbnail

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.характеристика основных периодов роста и развития ребенка

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу. На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление характеристика основных периодов роста и развития ребенкао мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егохарактеристика основных периодов роста и развития ребенка органы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

  • Правильное питание

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такиххарактеристика основных периодов роста и развития ребенка малых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

  • Курение

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

  • Лекарства

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, характеристика основных периодов роста и развития ребенкасоздавать новые кровяные тельца. От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет. Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • передхарактеристика основных периодов роста и развития ребенка тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов характеристика основных периодов роста и развития ребенкаплача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 характеристика основных периодов роста и развития ребенкамесяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для характеристика основных периодов роста и развития ребенкаактивного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная характеристика основных периодов роста и развития ребенкаличность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу. Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:характеристика основных периодов роста и развития ребенка

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец характеристика основных периодов роста и развития ребенкадошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. характеристика основных периодов роста и развития ребенкаРебенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть характеристика основных периодов роста и развития ребенкараньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека. Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка. Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, характеристика основных периодов роста и развития ребенкахочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями. Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого. Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать. Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите. Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник

Процесс индивидуального развития человека (онтогенез) един и непрерывен, его деление на периоды условно. Каждый период несет в себе черты пройденного этапа и зачатки будущего.

Важное значение во внутриутробном развитии человека игра­ет пренаталъныйпериод, который подразделяют на два: эмбриональный и фетальный (плодный).

В течение первого эмбрионального периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку.

В фетальный период главным образом увеличиваются размеры, и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4 – 5 месяцев. После 6 мес. скорость роста линейных размеров уменьшается. Одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода – ограниченные размеры полости матки. По данным Д. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Конституция материнского организма (размеры матки и плаценты), а также условия жизни матери оказывают значительное влияние на рост плода и размеры новорожденного.

Сразу после рождения до 10 дней наступает период, называемый периодом новорожденности. В это время (8—10 дней) вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные различаются по уровню зрелости. Их разделяют на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39—40 недель, вторых — 28—38 недель и меньше. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий — масса тела при рождении. Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденных, имеющих более низкие показатели длины и массы тела.

В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400—3500 г, девочек — 3250—3400 г, длина тела детей обоих полов до 55 см. На размеры тела новорожденных влияют многие факторы. В том числе — какая по счету беременность и роды у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья, условия жизни, питание.

Для этого периода характерно начало ускорения роста в длину и очень часто падение веса тела.

Следующий период — грудной, продолжается от 10 дней до 1 года — до перехода к питанию «зрелым» молоком. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, вес утраивается. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса (длина тела увеличивается от рождения до 1 года примерно в 1,5 раза, вес – утраивается), начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты и «детская» речь. Формирование восприятия, образной памяти наглядно-действенного мышления, эмоционального развития.

Перечисленные процессы идут у разных детей неодинаково. Уровень биологического развития зависит от индивидуальных особенностей, от конкретных реакций на внешние условия.

Раннее детство — от 1 — 3 лет. На 2— 3-м году жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. После 2 лет происходит падение интенсивности роста. У детей 1—3 лет размеры тела не пропор­циональны — конечности сравнительно малые, но увеличены размеры головы и туловища. В этот период происходит развитие функциональной независимости и речи ребенка, его наглядно-образного мышления, овладение бытовыми навыками и действия с предметами. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я».

Рис. 4.4. Ребенок в периоде первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет (Рис. 4.4.). Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям — соматическому (морфология тела), зубному и костному. Некоторые исследователи отмечают увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком», однако этот феномен свойствен не всем детям. Характерная особенность периода первого детства — начало смены молочных зубов на постоянные. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей зубы начинают меняться в 5 лет, что свидетельствует о более раннем наступлении биологической зрелости, а у некоторых первый постоянный зуб появляется в 7 и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются центральные резцы (в основном между 6 и 7 годами). При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание, как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии. У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков.

У некоторых народов мира ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных коренных зубов. С этого периода к детям начинают предъявлять более высокие требования, особенно к девочкам.

В самом конце периода становятся заметны первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Начинается активное развитие личности ребенка, развитие когнитивных процессов, наглядно-символического мышления, освоения пространства и понятия последовательности времени, формирование нравственности, совести, инициативы. Закладываются основы этики и группового поведения. Проявляется осознанное упорство. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Возраст от 1 до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Однако уже в этот период тело девочек имеет большее количество жировой ткани, а в 7 лет у них начинается формирование женской формы таза.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек с 8 до11 лет. В этот период происходит прорезывание постоянных зубов (кроме «зубов мудрости»), начало развития первичных и вторичных половых признаков у девочек (половое созревание) и активизация ростового процесса. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, т.к. половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего развиваются вторичные половые признаки. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек формируется молочная железа, появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах. Средний возраст развития молочных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет. Процесс полового созревания у мальчиков в этот период выражен в гораздо меньшей степени. Лишь к концу периода к 12 годам начинается развитие первичных половых признаков у мальчиков.

В этот период происходит переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, развитие внимания и произвольной памяти, развитие интеллектуальных умений и знаний, формируются истинные волевые акты. Ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи.

Следующий период — подростковый возраст – называется периодом полового созревания, или пубертатным. Длится у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек с 12 до15 лет. В этот период происходит пубертатный спурт — второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Наибольшая прибавка по длине тела у девочек происходит между 11 и 12 годами, по весу тела 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5 – 14 годам они обгоняют девочек по длине тела, в это время у них интенсивно развивается мышечная система. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90 – 97 % своей окончательной величины. В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, половое созревание заканчивается в 13 -15 лет появлением менструаций (мэнархе). У мальчиков в 13 -14 лет происходит интенсивное половое созревание, которое выражается в росте половых органов, мутации голоса, появлении волос на лобке и в подмышечных впадинах, к 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке, появляются первые поллюции.

В самом начале периода проявляется словесное выражение абстрактного мышления. Начинается интенсивное интеллектуальное развитие, формирование самосознания (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.

Юношеский возраст длится у мальчиков с 17 до 21 года, у девочек с 16 до 20 лет (Рис. 4.5.). В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (зрелой) величины. Организм выходит на пик своего развития, пик интеллектуальных и когнитивных возможностей к 18 – 20 годам.

Рис. 4.5. Юношеский возраст

В этом возрасте начинается период стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. Часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях, однако в этот же период происходит стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, достижение социальной зрелости, самостоятельности, материального и социального самообеспечения.

Первый зрелый возраст длится у мужчин с 22 до 35 лет, у женщин с 21 до 35 лет. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяется мало. Правда, у 21—30-летних людей еще продолжается рост позво­ночного столба за счет отложения новых слоев костного вещест­ва на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3—5 мм. Достигнута полная физиологическая зрелость, продолжается развитие личности и социальное развитие.

Стадия самоутверждения себя в обществе, семье, профессии, любви, карьере и т.п.

Второй зрелый возраст длится у мужчин с 36 до 60 лет, у женщин с 36 до 55 лет. Собственно зрелость — относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования « типично женских и типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций.

С 35 – 43 лет – период стабилизации, закрепления своих успехов в карьере, семье, материальном обеспечении, детях.

Критическое десятилетие 45 – 55 лет – появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости, попытки доказать свою молодость через интриги или карьеру. В конце периода — окончание женского репродуктивного цикла — менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

С 55 до 60 – 65 лет – период физиологического и психологического равновесия.

Рис. 4.6. Пожилой возраст

Пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин с 56 до 74 лет (Рис. 4.6.). Кризис преклонного возраста: потеря социальной роли, выраженное старение организма, осознание неизбежности смерти, осмысление своей жизни, принятие своей жизни или осознание ее ошибочности.

Старение это закономерный биологический процесс, ведущий к понижению адаптационных возможностей и жизнеспособности человека, в этот период происходит снижение роста на 1 см за 5 лет после 60 лет, потеря зубов, упругости кожи, нарушения функционирования систем организма, нарушения на клеточном и молекулярном уровнях, снижение биоактивности мозга, снижение слуха, зрения, снижение гормонального фона и обмена веществ.

Старческий возраст длится с 75 до 90 лет. Продолжение периода оптимальной социальной активности. Развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения».

Долгожители старше 90 лет. Доживших до этого периода характеризует относительная стабильность всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.

Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 8335; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8769 — | 8297 — или читать все…

Читайте также:

Источник