Характеристика периодов развития ребенка по выготскому

Характеристика периодов развития ребенка по выготскому thumbnail

Рассматривая
вопрос периодизации психического
развития, Л.С.Выготский отмечал, что
необходимо выделить
объективные основания, указывающие на
изменение возраста и перехода ребенка
на новый этап развития
.
Он ввел понятия психологические
новообразования и социальная ситуация
развития
(характер отношений между ребенком и
обществом, которые складываются в данный
период). Л.С.Выготский считал, что
исследование переходов от одного периода
развития к другому дает возможность
раскрыть внутренние противоречия
развития. Центральным
моментом при рассмотрении динамики
психического развития был для
Л.С.Выготского анализ
социальной ситуации развития
.
Распад старой и возникновение основ
новой социальной ситуации развития, по
мысли Выготского, и составляет главное
содержание критических возрастов.

Выделяя
два пути развития:

критический
(возникает
внезапно, протекает бурно) и литический
(спокойный), Выготский заметил, что
критический период имеет позитивные
сдвиги — переход от одних форм поведения
к новым формам. Он выделил в нем три
этапа: 1)
предкритический
— отказ от прежних форм отношений и
поведения;2)
критический
— идет поиск новых форм поведения;3)
посткритический
— отработка усвоенных форм поведения.
Критический
период может
быть просто переходным при соответствующей
ситуации развития и изменении отношений
со взрослыми. Л. С. Выготский выделял в
качестве критических периодов детства
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период
новорожденности и подростковый период.
Чередование стабильных и критических
периодов по Л. С. Выготскому:

Кризис
новорожденности.
Младший возраст (2 месяца — 1 год).
Противоречия между максимальной
социальностью младенца и минимальными
возможностями общения.

Кризис
1 года. Раннее
детство (1-3 года). Деятельность «серьезная
игра», предметно-орудийная. Появляются
жест,ходьба, речь.

Кризис
3 лет.
Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция
к эмансипации (отделению от взрослого)
и тенденция не к аффективной, а к волевой
форме поведения. Возникновение «Я
сам».

Кризис
7 лет. Школьный
возраст (8-12 лет). Утрата детской
непосредственности из-за дифференциации
внутренней и внешней жизни. Возникновение
обобщений, логики чувств, переживания
приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис
13 лет.
Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство
взрослости — ощущение своей личности,
развитие самосознания.

30. Периодизация психического развития д. Б.Эльконина.

При
построении периодизации Д. Б.Эльконин
основывался на следующем:


возрастное
развитие

это общее изменение личности, формирование
нового плана отражения, изменение в
деятельности и жизненной позиции,
установление особых взаимоотношений
с окружающими, формирование новых
мотивов поведения и ценностных установок;


на диалектическом представлении о
процессе развития (детерминированном
внутренними противоречиями,
целенаправленном, неравномерном с
критическими и литическими периодами);


на конкретно-историческом понимании
природы детства (каждая историческая
эпоха имеет свою периодизацию детства);


в основе периодизации должны лежать
закономерности развития деятельности
и растущего человека.

Отсюда
вся психическая
жизнь ребенка рассматривается как
процесс непрерывной смены деятельностей,
причем на каждом возрастном этапе
выделяется «ведущая деятельность»,
с усвоением структур которой связаны
главнейшие психологические новообразования
данного возраста. Внутри системы ведущей
деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает
скрытое диалектическое противоречие
между двумя аспектами ведущей деятельности
— операционально-техническим, относящимся
к развитию подсистемы «ребенок —
вещь», и эмоционально-мотивационным,
связанным с развитием подсистемы
«ребенок — взрослый».

В
общей последовательности ведущих
деятельностей попеременно чередуются
деятельности с преимущественным
развитием то одной, то другой стороны.
Каждая эпоха детства состоит из
закономерно связанных между собой двух
периодов
.
В первом периоде идет усвоение задач,
мотивов, норм человеческой деятельности
и развитие мотивационно-потребностной
сферы, во
втором — усвоение способов действий с
предметами и формирование
операционально-технических возможностей.
Переход от одной эпохи к следующей
происходит при возникновении несоответствия
между операционально-техническими
возможностями ребенка и задачами и
мотивами деятельности, на основе которых
они сформировались.

1
эпоха
.
Младенчество (до 1 года) — ведущая
деятельность — непосредственно-эмоциональное
общение.Раннее
детство — предметно-манипулятивная
деятельность.

2
эпоха
.
Дошкольный возраст — ролевая игра.
Младший школьник — учебная деятельность.

3
эпоха.

Подросток — интимно-личностное общение.
Старший школьный возраст —
учебно-профессиональная деятельность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ЛЕКЦИЯ 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

  1. Критерии периодизации
    возрастного развития по Л.С. Выготскому.

  2. Периодизация Л.С.
    Выготского.

  3. Периодизация
    психического развития по Д.Б. Эльконину

  4. Периодизация
    развития личности по З. Фрейду

  5. Периодизация
    развития личности по Э. Эриксону

  6. Развитие морального
    сознания личности по Л. Колбергу

  7. Развитие интеллекта
    по Ж. Пиаже

Критерии
периодизации возрастного развития по
Л.С. Выготскому.

Понять закономерности
возрастного развития, специ­фику
отдельных возрастных этапов и применять
в педагогике позволяет разделение
жизненного пути на периоды.

Л.С. Выготский
различал три группы периодизаций:

  • по внешнему
    критерию,

  • по одному признаку,

  • нескольким
    признакам детского развития.

Для первой группы
характерно построение периодиза­ции
на основе внешнего, но связанного с
самим процессом развития критерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные по биогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
Поэтому процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными пери­одами биологической
эволюции и исторического развития
человечества.

Один
из вариантов — периодизация В. Штер­на,
согласно которой ребенок в первые месяцы
жизни находиться на стадии млекопитающего,
во втором полугодии достигает стадии
высшего млекопитающего – обезьяны;
затем начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) в духе
средневекового фанатизма и лишь к
зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Еще
один пример — периодизация Р. Заззо. В
ней этапы детства совпадают со ступенями
системы воспuтания и обу­чения детей.
После стадии раннего детства (до 3 лет)
начинается стадия дошкольного возраста
(3-6 лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дош­кольном учреждении. Далее следует
стадия начального школь­ного образования
(6-12 лет), на которой ребенок приобре­тает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12-16
лет), когда он получает общее обра­зование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпaдaют с переломными моментами в
дeтcком развитии.

Во второй группе
периодизаций используется не вне­шний,
а внутренний критерий. Этим критерием
cтaновится какая-либо одна сторона
развития, например развитие ко­стных
тканей в периодизации П.П. Блонского и
развитие детской сексуальнocти у 3.
Фрейда.

Пaвeл
Петрович Блонский выбрал объективный,
лег­кодоступный нaблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
pacтyщегo организма при­знак – появление
и смену зубов. Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство (до 8
месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов
(примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных
зубов (до появления зубов мудрости).

В третьей группе
периодизаций периоды возрастного
раз­вития выделяются на основе
нескольких существенных осо­бенностей
этого развития. Примером могут служить
периодизации Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина.

По Л.С. Выготскому,
возрастное развитие, — сложный процесс,
приводящий к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе.
Развитие — это прежде всего возникновение
нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, которые
появля­ются закономерно, подготовленное
ходом предшеству­ющего развития.

Источником развития
является социальная среда. Л.С. Bыroтский
ввел понятие «социальная ситуация
развития» — спе­цифическое для каждого
возраста отношение между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его определяет
тот путь развития, который приводит к
возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития — деятельность и
переживание
. Деятельность — это
вне­шняя активность. Но важны и
внутренние, невидимые переживания.

Социальная ситуация
развития меняется в самом нача­ле
возрастного периода. К концу периода
появляются но­вообразования, среди
которых особое место занимает цен­тральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей
стадии.

Л.С. Выготский
рассмотрел динамику переходов от од­ного
возраста к другому. На одних этапах
изменения в психике могут происходят
медленно и постепенно, на других — быстро
и резко. Соответственно выделяются
ста­бильные и кризисные стадии
развития. Для стабильного пepиoдa характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности.
Происходят незначительные, незаметные
для окружающих минимальные изменения.
Они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:
появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец стабиль­ного
периода, можно представить себе тот
огромный путь, который прошел ребенок
в своем развитии.

Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказы­вaютcя
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.

Кроме стабильных,
существуют кризисные периоды
раз­вития. Л.С. Выготский рассматривал
чередование стабильных и кризисных
пери­одов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стече­нии обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
проис­ходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах.

Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид: кризис новорожденности
– младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
— кризис 1 года — раннее детство (1-3 года)
— кризис 3 лет — дошкольный возраст 7 лет
— кризис 7 лет — школьный вoзpacт (7 -13 лет)
­- кризис 13 лет — пубертатный возраст
(13-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин
определил возрастные перио­ды
психического развития по характеру
изменения ведущих типов деятельности
ребен­ка в разных социальных ситуациях
его развития, т.е. на деятельностной
основе. Он выделил шесть ведущих видов
(типов) дея­тельности: 1)
непосредственно-эмоциональное общение
со взрос­лыми, 2) лредметно-манипулятивная
деятельность, 3) ролевая иг­ра, 4) учебная
деятельность, 5) интимно-личное общение
и 6) учеб­но-профессиональная
деятельность.

Перечисленные
виды деятельности делятся на два типа:

  • Первый включает
    группу де­ятельностей, внутри которых
    происходит усвоение общественно
    выработанных способов действий, т. е.
    деятельностей в системе отношений
    «ребенок — общественный предмет». Это
    предмет­но- манипулятивная деятельность
    ребенка paннeгo возраста, учебная
    деятельность младшего школьника и
    учебно-про­фессиональная деятельность
    старшеклассника.

  • Второй включает
    группу деятельностей, внутри которых
    происходит освоение норм отношений
    между людьми, т.е. деятельностей в
    системе отношений «ребенок — общественный
    взрослый». Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ро­левая игра
    дошкольника и интимно-личностное
    общение подростка.

В деятельности
второго типа развива­ется
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности первого типа формируются
операционно-технические воз­можности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает пре­имущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
по­очередно осваивает системы отношений
«человек — чело­век» и «человек — вещь»,
происходит закономерное чере­дование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так
формулирует закон периодичности: «К
каждой точке своего развития ребенок
подходит с изве­стным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек — человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Периоды развития по ВыгодскомуПериодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.

Психолога особенно интересовало детство. И это совершенно не случайно, так как именно в данное время начинают закладываться основы личности, происходят большие изменения, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Возрастная периодизация дает возможность понять, каких перемен в личности человека определенного возраста необходимо ожидать. Его исследования могут значительно помочь родителям, не понимающим, что с их детьми происходит.

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Переодизация Выгодского - психическое равитиеДетство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Выгодский Лев - фото известного ученогоИсточником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Выгодский - уровни обобщений и переход с одного на другойПервый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

Кризисы

Классификация психических уровней по Выгодскому - подробно и по делуЭтот период был определен эмпирическим способом и еще не приведен в систему. С внешней точки зрения эти периоды отличаются проявлением черт, устойчивым возрастам или противоположных стабильным. В течение довольно короткого времени в этих периодах сосредоточены резкие и капитальные изменения и переломы, сдвиги и смещения в личности. За короткое время ребенок полностью изменяется в основных чертах личности. В данный период развитие получает бурный, стремительный характер, в некоторых случаях катастрофический. Однако Выготский отмечает и позитивные сдвиги во время критического развития, а именно переход к новым поведенческим формам.

Возрастная периодизация

Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:

  • Вначале происходит кризис новорожденности.
  • Затем отмечается младший возраст, который продолжается от 2 месяцев до одного года. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения.
  • После в возрасте от одного до трех лет начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь.
  • Затем наступает кризис 3-х лет, после него начинается дошкольный возраст (3–7 лет). В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме. Начинает появляться «Я сам». Кризис 3-х лет имеет положительное значение, которое выражается в том, что проявляются новые черты личности. Специалисты доказали, что когда в силу определенных причин данный кризис проходит вяло и невыразительно, то в последующем возрасте ребенок показывает огромную задержку в развитии аффективной и волевой черт личности.
  • Могила Выготского в Москве в наше времяПосле наступает кризис семи лет и новый этап – школьный возраст (7–11 лет). В данное время утрачивается детская непосредственность. Это случается в результате дифференциации внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка получают смысл, появляется логика обобщения и чувств. Помимо этого, появляется самооценка. Относительно кризиса семи лет ученые отмечали, что в это время происходят значительные достижения: возрастает самостоятельность ребенка, меняется его отношение к остальным детям.
  • В 13 лет начинается следующий кризис. После следует пубертатный возраст (15–18 лет). В данный период начинает появляться чувство взрослости. Самосознание ребенка развивается, он ощущает собственную личность. Наблюдаемое снижение умственной продуктивности происходит из-за того, что установка меняется от наглядности к дедукции. Временное ухудшение работоспособности объясняется переходом на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности.

Выготский утверждает, что юность начинается в возрасте 19–25 лет. По общему смыслу и основным закономерностям юность является начальным периодом среди зрелого возраста. Выготский указал подробно возрастную периодизацию лишь детства, но и в последующем личность человека меняется. Психологи и ученые, которые продолжили исследования, определили такие периоды.

Молодость

Как правило, ученые определяют молодость, как возраст 20–30 лет. Но необходимо заметить, что возрастные границы довольно условны. В этом периоде основной деятельностью считается интимно-личностное общение с противоположным полом. Необходимо также заметить, что молодость – это время оптимизма. В данный период человек полон сил и жизненной энергии, желания добиваться своих целей. Молодость для самореализации считается наилучшим временем.

Кризис творческой активности

Этот период начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет). Причиной кризиса является увеличение мастерства, сопровождающегося нарастание рутины. Стабилизируются семейная и профессиональная жизнь. Начинается понимание того, что человек может гораздо больше. Именно в данный период люди часто разводятся, меняют профессию.

Кризис периодизации среднего возраста

Немецкая школа имени Выготского - фотоСредний возраст является также довольно условным периодом. Нельзя однозначно отметить его границы, но, как правило, он устанавливается в диапазоне 30–45 лет. В это время отмечается повышенная работоспособность. Человек, приобретая жизненный опыт, становится хорошим специалистом и семьянином. Он начинает впервые задумываться серьезно о том, что после его смерти останется.

По окончании данного этапа жизни начинается кризис среднего возраста. Причиной этого кризиса является то, что человек находится на своем пике, и осознает, что для достижения прежних целей необходимо искать иные стратегии либо переоценить старые стремления. Во время данного кризиса появляются специфические проблемы (полная смена ценностей, социальное одиночество, дезадаптация), актуализируются экзистенциальные проблемы (потеря смысла, смерть, изоляция).

Зрелость

Время периодизации зрелости определяется возрастом 45–60 лет, однако ее границы тоже довольно подвижны. В этом периоде главной деятельностью является самореализация и творчество. Передается опыт, достигается профессиональное мастерство и положение в обществе. Человек начинает переосмысливать его цели молодости, избавляется от неоправданных иллюзий и надежд.

Кризис подведения итогов

После этапа зрелости начинается кризис подведения итогов. Причина этого кризиса является понижение социального статуса, утрата жизненного ритма, который сохранялся десятилетиями. В некоторых случаях это все приводит к значительному ухудшению физического и психического состояния.

Старость

Этот возраст определяется после 60 лет. В это время психологическое состояние человека отличается:

  • умиротворенностью;
  • созерцательностью;
  • склонностью к воспоминаниям;
  • просветлением мудрости;
  • витальной астенией.

Пожилые люди вырабатывают заботливую, однако при этом отстраненную позицию относительно внуков. Эриксон утверждал, что для этого периода характерен не очередной кризис, а интеграция, оценка всех прошлых этапов развития. Зачастую в старости приходит умиротворение, проистекающее из способности посмотреть на прожитую жизнь и смиренно сказать: «Я доволен». Людей, которые смогли это сделать, не пугает неизбежность смерти, поскольку они видят свое продолжение или в своих потомках, или в творческих достижениях.

Необходимо отметить, что вышеописанная возрастная характеристика периодизации возраста определяет только общие особенности развития, поскольку каждый человек уникален. У различных людей развитие и рост происходят по-разному. Потому нельзя точно установить границы определенного периода. Естественно, психологи это учитывают, когда говорят о таком определении, как возрастная периодизация.

Источник