Характеристика периодов развития прикуса ребенка

Клинико-функциональные
характеристики эмбрионального периода
развития зубочелюстной системы, беззубого
рта новорожденного. Эмбриональный
период развития.
1.
2 недели — начало формирования лицевой
части головы
2.
6-7 недель — образование твердого и мягкого
неба
3.
7 недель — закладка временных зубов, 8
недель — образование зубной пластинки
4.
10-11 недель — прогнатическое соотношение
челюстей.
5.
14-15 недель — прогеническое соотношение
челюстей
6.
16 недель — формирование и минерализация
зубных тканей
7.
5-6 месяц — значительный рост альвеолярных
отростков
8.
7-8 месяц — темпы роста и минерализация
зубных зачатков замедляются
17 неделя — закладка постоянных зубов
9.
с 9 месяца — интенсивное обезыствление
коронок временных зубов
10.
к моменту рождения — младенческая
ретрогения
Постнатальный
период.
1.
Беззубый рот новорожденного (0-6-8 месяцев).
2.
Челюсти состоят преимущественно из
альвеолярных отростков.
3.
Высота прикуса удерживается десневыми
валиками.
4.
Форма десневых валиков благоприятная
— не препятствует движению нижней челюсти
(на нижней челюсти полукруглая форма с
конвергирующими боковыми поверхностями).
5.
Слабовыраженный суставной бугорок,
несформированный суставной диск,
уплощенная суставная головка.
6.
К концу периода — сагиттальная щель 3
мм.
7.
Угол нижней челюсти — тупой.
Функциональные
особенности:
1.
Возможность одновременного глотания
и дыхания.
2. Выраженный
сосательный рефлекс. Сосательные
движения — функциональный раздражитель,
способствующий развитию челюстей,
жевательных и мимических мышц, мышц
языка и дна полости рта.
3.
Беспрепятственные ритмические движения
нижней челюсти спереди назад, возможны
благодаря не выраженности элементов
височно-нижнечелюстного сустава и
благоприятной форме десневых валиков.
Клинико-функциональные
характеристики периода формирования
временного прикуса (6 мес. – 3 лет).
Сроки,
парность, последовательность прорезывания
временных зубов.
Порядок и сроки прорезывания временных зубов
Порядок | Сроки |
I | 6-8 |
II | 8-12 |
IV | 12-16 |
III | 16-20 |
V | 20-30 |
2.
Линия, проходящая между центральными
резцами, совпадает на обеих челюстях.
3.
Глубокое резцовое перекрытие.
4.
Форма зубных дуг — полукружья, верхняя
зубная дуга шире нижней, передний отдел
нижнего зубного ряда уплощен.
5.
Дистальные поверхности вторых верхних
моляров находятся в одной плоскости
(возможны и другие варианты соотношений).
6.
Интенсивное развитие альвеолярного
отростка челюстей в горизонтальном
направлении и вертикальном.
7.
Продолжается дальнейшее формирование
и минерализация корней временных и
зачатков постоянных зубов.
8.
Формируется суставной бугорок и суставной
диск, суставная головка приобретает
некоторую кривизну.
Функциональная
особенность:
Меняются
функция глотания и сосания, появляется
функция жевания.
Клинико-функциональные
характеристики сформированного
временного прикуса (3 – 6 лет)
Период
сформированного временного прикуса
(3-6 лет)
1.
Количество временных зубов — 20.
2.
Физиологические тремы и диастемы между
фронтальными зубами верхней и нижней
челюстей.
3.
Физиологическая стираемость режущих
краев и бугров временных зубов.
4.
Уменьшение глубины резцового перекрытия
до «прямого» прикуса.
5.
Дистальные поверхности вторых временных
моляров образуют мезиальную ступеньку
(возможны и другие варианты соотношения
).
6.
Наличие места для прорезывающегося
первого постоянного моляра.
7.
К концу периода начинается рассасывание
корней временных зубов.
Функциональная
особенность:
С
развитием жевательной мускулатуры
совершенствуется функция жевания.
Клинико-функциональные
характеристики начального периода
сменного прикуса (6 – 9 лет).
Клинико-функциональные характеристики
конечного периода сменного прикуса (9
– 12 лет)
Начальный
период сменного прикуса Конечный
период сменного прикуса
(
6-9 лет) ( 9 — 12 лет )
1.
Сроки, парность, последовательность
прорезывания постоянных зубов.
Порядок | Сроки |
6 | 5-6 |
1 | 6-8 |
2 | 9-8 |
4 | 10-9 |
3 | 11-10 |
5 | 12-11 |
7 | 13-12 |
2.
Первые моляры находятся в нейтральном
соотношении.
3.
Линия между центральными резцами
совпадает на верхней и нижней челюстях
Функциональные
особенности:
Функциональная
неполноценность зубов в связи с
рассасыванием корней временных зубов
и незаконченным формированием корней
постоянных зубов, стираемость твердых
тканей, отсутствие отдельных зубов, что
приводит к снижению жевательной
эффективности.
Период постоянного прикуса (ортогнатический прикус с 12-13 лет )
А.
Признаки, относящиеся ко всей зубной
дуге:
1.
Количество постоянных зубов 28-32.
2.
Форма верхней зубной дуги полу — эллипс,
нижней — парабола.
3.
Высота зубных коронок уменьшается от
резцов к молярам (исключая клыки )
4.
Коронки верхних зубов наклонены кнаружи,
коронки нижних зубов — кнутри. Корни
верхних зубов наклонены кнутри, нижних
зубов — кнаружи.
5.
На верхней челюсти зубная дуга больше
альвеолярной, альвеолярная дуга больше
базальной. На нижней челюсти — наоборот.
6.
Выраженный режуще-бугорковый контакт.
7.
Каждый зуб имеет пару антагонистов ( за
исключением нижних центральных резцов
и верхних третьих моляров ). Антагонистом
для каждого верхнего зуба является
одноименный нижний и позади стоящий,
для каждого нижнего — одноименный верхний
и впереди стоящий.
Б.
Признаки, относящиеся к передним зубам:
1.
Верхние фронтальные зубы перекрывают
нижние на 1/3 с сохранением режуще-бугоркового
контакта.
2.
Линия между центральными резцами
совпадает на обеих челюстях.
В.
Признаки, относящиеся к жевательным
зубам:
1.
Мезиально- щечный бугорок верхних первых
моляров устанавливается между щечными
буграми одноименного нижнего моляра.
2.
Щечные бугры жевательных зубов верхней
челюсти перекрывают щечные бугры боковых
зубов нижней челюсти.
Язычные
бугры нижних жевательных зубов
располагаются кнутри от небных бугров
верхних жевательных зубов.
Влияние
наследственных и экзогенных факторов
на развитие зубочелюстных аномалий и
деформаций у детей.Организм
человека находится под постоянным
влиянием внешних и внутренних факторов
на протяжении всего периода филогенетического
и онтогенетического развития. Важнейшими
среди всех биосоциальных закономерностей
человеческого организма является его
целостность и взаимосвязь между формой
и функцией. Яркий пример тому —
зубочелюстная система.
Обобщенные
данные свидетельствуют, что ЗЧА в периоде
временного прикуса встречаются у 24%, в
периоде сменного — у 49%, в периоде
постоянного до 17 лет — 35%. Число аномалий
в период от начала формирования молочного
прикуса до начала смены увеличивается
на 25%, в период постоянного прикуса оно
уменьшается на 14%, т.е. саморегуляция
ЗЧА наблюдается в среднем у 11% обследованных.
К
началу периода сменного прикуса (6-7 лет)
уменьшается доля аномалий прикуса,
увеличивается число деформаций зубных
рядов.
Саморегуляция
зависит от общего состояния организма
и происходит в 11,2% случаев, по другим
данным — в 25,5% случаев. При разрушении
временных и постоянных зубов саморегуляция
происходит реже. Отрицательное влияние
оказывают вредные привычки, рахит,
ЛОР-заболевания.
Периодически
проводимые эпидемиологические
исследования на протяжении последних
20 лет показывают отсутствие тенденции
к снижению частоты ЗЧА, что свидетельствует
о существовании устойчивых патогенетических
механизмов формирования данной
патологии). Эти механизмы связаны как
с факторами генетического характера,
так и с состоянием здоровья популяции.
Согласно
современным представлениям, ЗЧА
относятся к числу
мультифакторных
заболеваний,
которые возникают в результате сложного
взаимодействия наследственных и
экзогенных факторов.
Выделено
до 16 реальных факторов риска возникновения
зубочелюстных аномалий (ЗЧА). Установлено,
что на одного ребенка с физиологическим
прикусом приходится 2,05 факторов риска,
с прогнатическим — 2,73; с прогеническим
— 2,71; с глубоким — 2,32; с открытым — 3,67;
с перекрестным — 3,44; с аномалиями зубных
рядов — 2,10.
Период
новорожденности и интервал от 4 до 12 лет
являются периодами наибольшего влияния
средовых факторов на показатели
физического развития. Удельный вес
генотипа постепенно увеличивается,
достигая максимума (до 75%) к 13-15 годам.
Значение
генетического фактора
возрастает при увеличении скорости
роста, особенно в пубертатный период,
когда гормональная перестройка организма
влияет на регуляцию активности генов
и генных систем, обусловливающих
нормальную реакцию на различные влияния
среды.
Результаты
исследований позволили сделать важный
вывод: значения
наследуемости
оказались довольно высокими для всех
изученных аномалий. Так наследуемость
патологии прикуса II
кл. по ЭНГЛЮ составляет 66,8%, III
класса — 84% (значения средового фактора
составили соответственно 34% и 16%). При
аномалийном положении отдельных зубов
(I
класс по Энглю) значение средовых
факторов очень велико, т.е. семейная
частота приблизительно равна популяционной.
Наследуемость сужения челюстей составляет
80,9%, открытого прикуса — 51,2%, косого —
95,4%.
Отмечена
связь
рахита с нарушениями развития челюстей
и зубов.
По современным представлениям рахит
является полиэтиологическим заболеванием,
обусловленным несоответствием между
высокой потребностью растущего организма
в фосфорно-кальциевых солях и
недостаточностью систем, обеспечивающих
их потребность. Для рахита характерна
гипофосфатемия, гипокальциемия, нарушение
отложения в костях фосфорно-кальциевых
солей. Это приводит к остеомаляции, т.е.
размягчению костей. Отмечается отставание
роста челюстей, что проявляется уплощением
нижней челюсти, сужением верхней челюсти,
высоким «готическим» небом.
Недостаток
солей кальция в период минерализации
зубов приводит к системной гипоплазии
и задержке их прорезывания. Внутриутробный
рахит вызывает гипоплазию временных
зубов, раннее проявление рахита —
гипоплазию режущих краев постоянных
резцов, клыков и бугров первых постоянных
моляров. При позднем рахите наблюдается
гипоплазия эмали премоляров.
У
50% детей с ЗЧА выявлены заболевания
органов дыхания.
У трети из них отмечено ротовое дыхание.
Известно, что при аденоидных вегетациях
и хроническом тонзиллите носовое дыхание
затруднено, ребенок вынужден дышать
ртом. У таких детей при открытом рте
нарушается равновесие тяги мышц,
появляется усиленное давление щек на
зубные ряды и альвеолярные отростки.
Если в норме при закрытом рте язык прижат
к небу, то при открытом рте он опускается
к нижнему зубному ряду, способствуя
сужению верхнего зубного ряда. При
длительном ротовом дыхании появляется
привычка прокладывать язык между зубами,
что приводит к неполному прорезыванию
фронтальных зубов.
Вследствие
уменьшения носоглоточного пространства
увеличенные миндалины действуют в
основном на положение языка и подъязычной
кости. Это приводит к мышечной дисфункции,
что в свою очередь влияет на морфологию
челюстно-лицевой области. Хронические
заболевания носоглотки приводят к
мезиальному прикусу. В то же время
существует и обратный процесс. В
литературе имеются указания, что больные
с аномалиями челюстей и зубов
предрасположены к заболеваниям среднего
уха и нарушениям звуковосприятия.
Дисфункция трубы (Tuba
Eustachii)
выявлена в 77% наблюдений, тугоухость на
звукопроводимость в 15,8%. Таким образом,
лица с вертикальным типом строения
лицевого скелета, подлежащие
ортодонтическому лечению, представляют
собой группу отиатрического риска. Для
формирования ортогнатического прикуса
очень важную роль играет естественное
вскармливание.
Во время сосания губы младенца плотно
обхватывают сосок и ареолу, образуя
передний клапан. Сзади полость рта
замыкается опущенным мягким небом и
поднятым корнем языка. В полости рта
создается герметизм и отрицательное
давление. После наполнения полости рта
молоком мягкое небо постепенно
поднимается, корень языка опускается,
продвигается вперед и молоко перетекает
в ротоглотку. Искусственное кормление
из соски процесс сосания нарушает. При
использовании сосок с большим отверстием
время кормления сокращается, глотание
становится судорожным. Ребенок не
столько сосет, сколько успевает
проглатывать пищу. Возможно также
появление двойного глотания, сопровождаемого
дополнительными движениями языка,
мягкого неба и щек. Существует мнение,
что дополнительные сокращения мышц
языка, щек и смежных анатомических
областей приводят к развитию парафункций
этих мышц. Отмечено, что у дошкольников,
находившихся на искусственном
вскармливании в 5 раз чаще диагностируют
глубокий прикус, чем у детей этого же
возраста, вскармливавшихся грудью.
Достоверному увеличению числа деформаций
способствует также пользование пустышкой.
Существует
мнение, что малая
жевательная нагрузка
может приводить к недостаточной
стираемости коронок временных зубов,
особенно клыков, неравномерному
распределению жевательной нагрузки,
неправильному росту челюстей.
Значительная
роль в появлении ЗЧД отводится вредным
привычкам. Сочетание нескольких вредных
привычек у дошкольников наблюдается в
13%. Частота вредных привычек с возрастом
уменьшается: от 24% в 1-3 года до 12% в 3-5 лет
и 7,6% у 6-7 летних детей, тогда как частота
ЗЧА, напротив, увеличивается.
Появление
ЗЧАД тесно связано с удалением зубов.
Только у половины детей с удаленными
временными молярами сохраняется
ортогнатический прикус. У остальных
детей выявлены дистальная и мезиальная
окклюзия. При оценке
положения
зубов обнаруживается смещение соседних
впереди и позади расположенных зубов
в сторону дефекта зубного ряда. Особенно
нежелательно удаление временных моляров
для прорезывания первых постоянных
моляров. Установлено, что чем раньше
были удалены зубы, тем больше вероятность
появления аномалий.
К
ЗЧА может приводить травма зубов —
неполный, внедренный или полный вывих
временных и постоянных зубов. Внедренный,
вколоченный вывих временного зуба
приводит к неправильному положению,
ретенции и деформации развивающегося
зачатка постоянного зуба. Осложнениями,
возникающими после удаления травмированного
зуба, так же как и при удалении кариозных
зубов, является смещение соседних и
антагонирующих зубов. Поэтому необходимо
отметить важность и целесообразность
детского зубного протезирования.
Кроме
всех вышеизложенных факторов, необходимо
учитывать также состояние окружающей
среды, поскольку для нормального развития
и формирования ЗЧС, как и организма в
целом, требуются определенные экологические
условия, причем их ухудшение отрицательно
сказывается на этих закономерных
процессах.
Вредные
привычки в стоматологии у детей, их
классификация и последствия. Способы
устранения вредных привычек у детей.
Под
«вредными» привычками в стоматологии
принимают разнообразные детские
привычки, отрицательно сказывающиеся
на росте и развитии челюстных и других
лицевых костей и прилежащих к ним мягких
тканей.
Источник
А. Признаки,
относящиеся ко всей зубной дуге:
1. Количество
постоянных зубов 28-32.
2. Форма верхней
зубной дуги полу — эллипс, нижней —
парабола.
3. Высота зубных
коронок уменьшается от резцов к молярам
(исключая клыки )
4. Коронки верхних
зубов наклонены кнаружи, коронки нижних
зубов — кнутри. Корни верхних зубов
наклонены кнутри, нижних зубов — кнаружи.
5. На верхней
челюсти зубная дуга больше альвеолярной,
альвеолярная дуга больше базальной. На
нижней челюсти — наоборот.
6. Выраженный
режуще-бугорковый контакт.
7. Каждый зуб имеет
пару антагонистов ( за исключением
нижних центральных резцов и верхних
третьих моляров ). Антагонистом для
каждого верхнего зуба является одноименный
нижний и позади стоящий, для каждого
нижнего — одноименный верхний и впереди
стоящий.
Б.
Признаки, относящиеся к передним зубам:
1. Верхние фронтальные
зубы перекрывают нижние на 1/3 с сохранением
режуще-бугоркового контакта.
2. Линия между
центральными резцами совпадает на обеих
челюстях.
В.
Признаки, относящиеся к жевательным
зубам:
1. Мезиально- щечный
бугорок верхних первых моляров
устанавливается между щечными буграми
одноименного нижнего моляра.
2. Щечные бугры
жевательных зубов верхней челюсти
перекрывают щечные бугры боковых зубов
нижней челюсти.
Язычные бугры
нижних жевательных зубов располагаются
кнутри от небных бугров верхних
жевательных зубов.
Влияние наследственных и экзогенных факторов на развитие зубочелюстных аномалий и деформаций у детей.
Обобщенные данные
свидетельствуют, что ЗЧА в периоде
временного прикуса встречаются у 24%, в
периоде сменного — у 49%, в периоде
постоянного до 17 лет — 35%. Число аномалий
в период от начала формирования молочного
прикуса до начала смены увеличивается
на 25%, в период постоянного прикуса оно
уменьшается на 14%, т.е. саморегуляция
ЗЧА наблюдается в среднем у 11% обследованных.
К началу периода
сменного прикуса (6-7 лет) уменьшается
доля аномалий прикуса, увеличивается
число деформаций зубных рядов.
Саморегуляция
зависит от общего состояния организма
и происходит в 11,2% случаев, по другим
данным — в 25,5% случаев. При разрушении
временных и постоянных зубов саморегуляция
происходит реже. Отрицательное влияние
оказывают вредные привычки, рахит,
ЛОР-заболевания.
Периодически
проводимые эпидемиологические
исследования на протяжении последних
20 лет показывают отсутствие тенденции
к снижению частоты ЗЧА, что свидетельствует
о существовании устойчивых патогенетических
механизмов формирования данной
патологии). Эти механизмы связаны как
с факторами генетического характера,
так и с состоянием здоровья популяции.
Согласно
современным представлениям, ЗЧА
относятся к числу
мультифакторных
заболеваний,
которые возникают в результате сложного
взаимодействия наследственных и
экзогенных факторов.
Выделено до 16
реальных факторов риска возникновения
зубочелюстных аномалий (ЗЧА). Установлено,
что на одного ребенка с физиологическим
прикусом приходится 2,05 факторов риска,
с прогнатическим — 2,73; с прогеническим
— 2,71; с глубоким — 2,32; с открытым — 3,67;
с перекрестным — 3,44; с аномалиями зубных
рядов — 2,10.
Период
новорожденности и интервал от 4 до 12 лет
являются периодами наибольшего влияния
средовых факторов на показатели
физического развития. Удельный вес
генотипа постепенно увеличивается,
достигая максимума (до 75%) к 13-15 годам.
Значение
генетического фактора
возрастает при увеличении скорости
роста, особенно в пубертатный период,
когда гормональная перестройка организма
влияет на регуляцию активности генов
и генных систем, обусловливающих
нормальную реакцию на различные влияния
среды.
Результаты
исследований позволили сделать важный
вывод: значения
наследуемости
оказались довольно высокими для всех
изученных аномалий. Так наследуемость
патологии прикуса II
кл. по ЭНГЛЮ составляет 66,8%, III
класса — 84% (значения средового фактора
составили соответственно 34% и 16%). При
аномалийном положении отдельных зубов
(I
класс по Энглю) значение средовых
факторов очень велико, т.е. семейная
частота приблизительно равна популяционной.
Наследуемость сужения челюстей составляет
80,9%, открытого прикуса — 51,2%, косого —
95,4%.
Отмечена
связь
рахита с нарушениями развития челюстей
и зубов.
По современным представлениям рахит
является полиэтиологическим заболеванием,
обусловленным несоответствием между
высокой потребностью растущего организма
в фосфорно-кальциевых солях и
недостаточностью систем, обеспечивающих
их потребность.
Недостаток
солей кальция в период минерализации
зубов приводит к системной гипоплазии
и задержке их прорезывания. Внутриутробный
рахит вызывает гипоплазию временных
зубов, раннее проявление рахита —
гипоплазию режущих краев постоянных
резцов, клыков и бугров первых постоянных
моляров. При позднем рахите наблюдается
гипоплазия эмали премоляров.
У 50%
детей с ЗЧА выявлены заболевания
органов дыхания.
У трети из них отмечено ротовое дыхание.
Известно, что при аденоидных вегетациях
и хроническом тонзиллите носовое дыхание
затруднено, ребенок вынужден дышать
ртом. У таких детей при открытом рте
нарушается равновесие тяги мышц,
появляется усиленное давление щек на
зубные ряды и альвеолярные отростки.
Если в норме при закрытом рте язык прижат
к небу, то при открытом рте он опускается
к нижнему зубному ряду, способствуя
сужению верхнего зубного ряда.
Вследствие
уменьшения носоглоточного пространства
увеличенные миндалины действуют в
основном на положение языка и подъязычной
кости. Это приводит к мышечной дисфункции,
что в свою очередь влияет на морфологию
челюстно-лицевой области. Хронические
заболевания носоглотки приводят к
мезиальному прикусу. В то же время
существует и обратный процесс. В
литературе имеются указания, что больные
с аномалиями челюстей и зубов
предрасположены к заболеваниям среднего
уха и нарушениям звуковосприятия.
Дисфункция трубы (Tuba
Eustachii)
выявлена в 77% наблюдений, тугоухость на
звукопроводимость в 15,8%. Таким образом,
лица с вертикальным типом строения
лицевого скелета, подлежащие
ортодонтическому лечению, представляют
собой группу отиатрического риска. Для
формирования ортогнатического прикуса
очень важную роль играет естественное
вскармливание.
Отмечено, что у
дошкольников, находившихся на искусственном
вскармливании в 5 раз чаще диагностируют
глубокий прикус, чем у детей этого же
возраста, вскармливавшихся грудью.
Достоверному увеличению числа деформаций
способствует также пользование пустышкой.
Существует
мнение, что малая
жевательная нагрузка
может приводить к недостаточной
стираемости коронок временных зубов,
особенно клыков, неравномерному
распределению жевательной нагрузки,
неправильному росту челюстей.
Значительная роль
в появлении ЗЧД отводится вредным
привычкам. Сочетание нескольких вредных
привычек у дошкольников наблюдается в
13%. Частота вредных привычек с возрастом
уменьшается: от 24% в 1-3 года до 12% в 3-5 лет
и 7,6% у 6-7 летних детей, тогда как частота
ЗЧА, напротив, увеличивается.
Появление
ЗЧАД тесно связано с удалением зубов.
Только у половины детей с удаленными
временными молярами сохраняется
ортогнатический прикус. У остальных
детей выявлены дистальная и мезиальная
окклюзия. При оценке
положения
зубов обнаруживается смещение соседних
впереди и позади расположенных зубов
в сторону дефекта зубного ряда. Особенно
нежелательно удаление временных моляров
для прорезывания первых постоянных
моляров. Установлено, что чем раньше
были удалены зубы, тем больше вероятность
появления аномалий.
К ЗЧА может приводить
травма зубов — неполный, внедренный
или полный вывих временных и постоянных
зубов. Внедренный, вколоченный вывих
временного зуба приводит к неправильному
положению, ретенции и деформации
развивающегося зачатка постоянного
зуба. Осложнениями, возникающими после
удаления травмированного зуба, так же
как и при удалении кариозных зубов,
является смещение соседних и антагонирующих
зубов. Поэтому необходимо отметить
важность и целесообразность детского
зубного протезирования.
Вопросы для
самоконтроля:
1. Что такое прикус.
2. Эмбриональный
период развития прикуса.
3. Постнатальный
период развития прикуса.
4. Период формирования
временного прикуса (от 6-8 мес. до 2,5-3лет).
5. Порядок и сроки
прорезывания временных зубов.
6. Период
сформированного временного прикуса
(3-6лет).
7. Период сменного
прикуса.
8. Влияние
наследственных и экзогенных факторов
на развитие зубочелюстных аномалий и
деформаций у детей.
9. Методы устранения
нарушений в зубочелюстной системе.
10. Диагностика
нарушений функций зубочелюстной системы.
Тестовые
задания, ситуационные задачи по теме с
эталонами ответов (см.приложение к
занятию)
Перечень
практических умений:
1.Определение
морфологических и функциональных
характеристик прикуса в различные
возрастные периоды.
2.Способы выявления
и устранения вредных привычек у детей.
3.Освоение методов
выявления кариесогенной ситуации в
полости рта.
4.Знать методы
устранения зубочелюстных аномалии.
5.Выучить алгоритмы
сбора анамнеза у ребенка и родителей.
6.Провести взаимные
осмотры полости рта студентов группы.
7.Уметь проводить
профессиональную гигиену полости рта.
8.Провести осмотр
полости рта у детей ДОУ.
Домашнее
задание:
1. Составить схему
морфо – функциональных характеристик
периодов развития прикуса ребенка.
Принести
на занятие предметы и средства гигиены
полости рта, находящиеся в личном
пользовании.Ознакомиться
с методами устранения нарушений в
зубочелюстной системе.Выписать
периоды физиологического развития
челюстей и зубов у детей.
Рекомендуемая
литература:
Основная
литература:
Персин Л.С. с соавт.
Стоматология детского возраста, М.:
Медицина, 2006. – 639 с.
Дополнительная
литература:
Баум Л. с соавт,
Руководство по практической стоматологии,
М.: Медицина, 2005.Луцкая И. К.
Руководство по стоматологии: Практическое
пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс»,
2002. – 540 с.Водолацкий М.П. с
соавт. Профилактика и эпидемиология
стоматологических заболеваний: Учебное
пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004.
– 200 с.Алямовский В.В.,
Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н.
Активность кариеса зубов у дошкольников
Красноярска и методы ее расчета.
Методические рекомендации для студентов.
Красноярск, 2001. — 14 с.Терехова Т.Н.,
Попруженко Т.В. Профилактика
стоматологических заболеваний, Учебное
пособие. – Минск: Беларусь, 2004. — 526 с.Тумшевиц О.Н.
Профилактика патологии зубочелюстной
системы при неблагоприятном антенатальном
и постнатальном периоде развития.-
Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.Бриль Е.А., Левенец
А.А., Кожевникова Т.А. Иммунокоррекция
у детей с зубочелюстными аномалиями и
деформациями на этапах ортодонтического
лечения.- Красноярск: изд-во «Гротеск»,
2005.- 142с.Бахтурина Г.И.
Организация и проведение профилактики
кариеса зубов у детей дошкольного
возраста Красноярска: Методические
рекомендации. Красноярск, 2004.- 21с.Царев В.Н. –
Антимикробная терапия в стоматологии
: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и
Р.В. Ушаков. – Москва : ООО
«Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.
8
Соседние файлы в папке 3,5 проф-преподават
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник