Характеристика основных трудностей развития ребенка дошкольного возраста

Характеристика основных трудностей развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Дошкольное детство
— большой
и ответственный период онтогенеза,
который предоставляет огромные
возможности для развития, но в то же
время таит в себе опасную уязвимость
ребенка ко многим неблагоприятным
условиям, поскольку он еще очень мал и
остро нуждается в любви, защите и
заботливом руководстве.

2.2.1.Краткая характеристика дошкольного возраста

Социальная
ситуация развития дошкольника

характеризуется существенным расширением
спектра межличностных отношений, которые
на предшествующем этапе развития
— в раннем
возрасте
— сводились
преимущественно к узкому семейному
кругу. Дошкольник, сохраняя в качестве
наиболее значимых отношения с родителями
и другими членами своей семьи
(прародителями, сиблингами и др.), начинает
активно осваивать сферу общения со
сверстниками, а поступив в дошкольное
учреждение, включается и во взаимоотношения
с воспитателем как социальным взрослым,
выполняющим особые функции и предъявляющим
особые, новые для ребенка требования.
Однако изменения социальной ситуации
развития в этом возрасте не ограничиваются
только расширением сферы взаимоотношений:
вместе с познавательным и личностным
развитием дошкольника происходит и
качественное изменение его прежних
связей

перестраиваются детско-родительские
отношения, иное психологические
содержание приобретает и взаимодействие
с другими членами семьи. Дошкольнику
становятся доступными более глубокие
формы общения с людьми
[93].

Принципиально
иной по сравнению с ранним детством у
дошкольника становится исфера
деятельности.

На протяжении дошкольного возраста,
продолжающегося целых четыре года (с
3 до 7
лет), ребенок осваивает такие сложные
виды деятельности, как сюжетно-ролевая
игра (ведущая деятельность этого
возраста), рисование, конструирование,
восприятие сказки и многие другие виды
активности. Продолжает интенсивно
развиваться и деятельность общения:
дополнительно к ситуативно-личностной
и ситуативно-деловой формам общения
ребенка со взрослым дошкольник осваивает
две новые, более сложные формы общения

внеситуативно-познавательное и
внеситуативно-личностное, а также
взаимодействие со сверстниками
[93; 131; 151].

В рамках значимых
взаимоотношений, пронизывающих все
формы деятельности ребенка, у дошкольников
постепенно складывается целаясистема
новообразований,

имеющих фундаментальное значение в
масштабах всего онтогенетического
процесса. Исследования показывают, что
в дошкольном возрасте не только интенсивно
развиваются отдельные психические
функции (восприятие, внимание, память,
речь и др.), но и происходит своего рода
закладка общей основы познавательных
способностей, включая формирование
таких видов мышления, как наглядно-действенное,
наглядно-образное и элементы
словесно-логического. Именно Дошкольный
возраст предоставляет ребенку уникальные
возможности для развития символической
функции и воображения, лежащего в основе
любого вида творческой активности.

В личностной сфере
дошкольника начинают формироваться
иерархическая структура мотивов и
потребностей, общая и дифференцированная
самооценка, элементы волевой регуляции
поведения. Вместе с тем активно усваиваются
нравственные нормы поведения, и на
основе постепенно накапливающегося
жизненного опыта возникают
ценностно-смысловые образования. К
концу дошкольного возраста также заметно
возрастают возможности произвольной
регуляции поведения, а эгоцентрическое
восприятие действительности постепенно
уступает место способности учитывать
не только свою точку зрения, но и принимать
во внимание взгляды и мнения других
людей
— как
взрослых, так и сверстников.

В контексте
диагностико-коррекционной работы
психолога названные выше составляющие
социальной ситуации развития, типичные
виды деятельности, формы общения и
нормативные новообразования дошкольного
возраста служат базовыми ориентирами
в процессе анализа хода развития ребенка.
Нарушение любого из звеньев или механизмов
развития сложной психологической
структуры личности дошкольника, которую
А.Н.Леонтьев называл процессом
«первоначального фактического складывания
личности», может решающим образом
сказаться на всем дальнейшем ходе
развития ребенка.

К важным особенностям
дошкольного возраста следует отнести
то обстоятельство, что на его протяжении
многие психологические характеристики
ребенка (в том числе и неблагоприятные)
носят еще латентный, не вполне явный
характер, а их проявления как бы
«маскируются» под чисто детские, а
значит, вполне естественные для этого
периода черты незрелости. Впоследствии
можно видеть, что в одних случаях
социально нежелательные аспекты
поведения детей оказываются преходящими,
временными и в итоге постепенно, по мере
взросления, ребенок теряет их (например,
робость и пугливость в новых ситуациях,
импульсивность и непосредственность
реагирования, эгоцентризм и т. д.). Однако
во многих других случаях в дошкольном
возрасте у ребенка закладываются корни
серьезных будущих проблем, поскольку
уже здесь начинают формироваться
достаточно устойчивые особенности
личностного реагирования, происходит
выстраивание иерархии мотивов и
ценностей, закрепляются некоторые
характерологические особенности. В
связи с этим более чем справедливо
основанное на многочисленных фактах
предупреждение А. В. Запорожца о том,
что «если соответствующие интеллектуальные
или эмоциональные качества по тем или
иным причинам не получают должного
развития в раннем детстве, то впоследствии
преодоление такого рода недостатков
оказывается делом трудным, а подчас
невозможным»

(выделено нами.
Г.
Б.)
[42,
с.49].

Итак, далее кратко
рассмотрим основной
круг проблем,

возникающих в связи с психическим
развитием детей в дошкольном возрасте.
С какими конкретными жалобами и запросами
приходят родители в консультацию в
поисках помощи детских психологов? Не
ставя в данной публикации задачу
систематизации и всестороннего анализа
многочисленных конкретных проблем,
попытаемся кратко охарактеризовать
наиболее часто встречающиеся, в
определенном смысле
— типичные’.
Отметим, однако, неизбежную условность
любой классификации психологических
проблем ребенка, поскольку в силу
целостного
характера процесса развития

локальных (т. е. даже относительно
изолированных) проблем в его протекании
практически не наблюдается: например,
дисгармоничные отношения в семье не
только рождают стойкий эмоциональный
дискомфорт, но обычно сказываются и на
взаимоотношениях ребенка со сверстниками,
на его познавательной активности,
накладывают свой тяжелый отпечаток на
формирование всей личности ребенка. И
напротив, к примеру, трудности ребенка,
коренящиеся в снижении его интеллектуального
развития, как правило, осложняют
детско-родительские отношения, а также
проявляются в ходе игры и общения со
сверстниками, препятствуя взаимопониманию
и создавая почву для взаимной
неудовлетворенности, конфликтов и т.д.

Соседние файлы в папке консультирование литература

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    09.06.20157.62 Mб515Глэддинг С.Т. — Психологическое консультирование.doc

  • #
  • #

Источник

Характеристика основных трудностей развития ребенка

Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического и личностного развития. Воспитательные воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребенка.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний никоим образом не входит в компетенцию практического психолога, работающего с дошкольниками. Мы же остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для здоровых детей.

В этой связи встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии оценки возможного отклонения в любом поведении:

  • ? нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка;
  • ? длительность сохранения расстройства;
  • ? жизненные обстоятельства;
  • ? социокультурное окружение;
  • ? степень нарушения;
  • ? тип симптома;
  • ? тяжесть и частота симптомов;
  • ? изменение поведения;
  • ? ситуационная специфичность симптома.

Рассмотрим их основное содержание.

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Так, мокрые пеленки младенцев и даже детей до 4-5 лет мало тревожат родителей, в то время как для десятилетнего ребенка подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы.

Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.

Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и, естественно, должны вызывать тревогу у взрослых.

Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей — явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности — на перемену детского сада или группы. Вообще стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Источник

Ïåðèîäèçàöèÿ äîøêîëüíîãî âîçðàñòà äåòåé êàê îñíîâà äëÿ ñîçäàíèÿ âîçðàñòíûõ ãðóïï äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé. Ñâÿçü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêà ñ óìñòâåííûì, ðàçâèòèå åãî ñàìîñîçíàíèÿ. Ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè êàê äîñòèæåíèå äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Õàðàêòåðèñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Äîøêîëüíûé âîçðàñò îõâàòûâàåò ïåðèîä ñ 3 äî 6-7 ëåò. Âíóòðè äàííûé ïåðèîä äåëèòñÿ íà íåñêîëüêî áîëåå ìåëêèå: ìëàäøèé, ñðåäíèé, ñòàðøèé äîøêîëüíûé âîçðàñò.  äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ñîãëàñíî ýòîé ïåðèîäèçàöèè îáðàçîâàíû âîçðàñòíûå ãðóïïû: ïåðâàÿ è âòîðàÿ ìëàäøèå, ñðåäíÿÿ, ñòàðøàÿ, ïîäãîòîâèòåëüíàÿ ê øêîëå.

Íà÷àëî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðèíÿòî ñîîòíîñèòü ñ êðèçèñîì 3 ëåò. À òàê êàê êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêîé êàæäîãî êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ ïîÿâëåíèå íîâîîáðàçîâàíèé, òî ñòîèò ðàçîáðàòüñÿ, êàêèå æå íîâîîáðàçîâàíèÿ ïîÿâëÿþòñÿ ó ðåáåíêà ê 3 ãîäàì æèçíè. Ê ýòîìó âðåìåíè, åñëè ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå ïðîõîäèëî ñîãëàñíî íîðìàòèâíûì ïîêàçàòåëÿì, à âîñïèòàíèå ó÷èòûâàëî çàêîí àìïëèôèêàöèè, ðåáåíîê âûðîñ ïðèìåðíî äî 90-100 ñì, óâåëè÷èëñÿ â âåñå (åãî âåñ òåïåðü ìîæåò áûòü ïðèìåðíî 13-16 êã). Îí ñòàë áîëåå ëîâêèì, ëåãêî áåãàåò, ïðûãàåò, ïðàâäà ñðàçó íà äâóõ íîãàõ è íå î÷åíü âûñîêî, ìÿ÷ ëîâèò ñðàçó äâóìÿ ðóêàìè è êðåïêî ïðèæèìàåò åãî ê ãðóäè, íî â 2 ãîäà îí è ýòîãî íå óìåë! Ôèçè÷åñêè ðåáåíîê ÿâíî ñòàë êðåï÷å.

Êîíå÷íî, òåïåðü çàáîòà î çäîðîâüå è äàëüíåéøåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ìàëûøà íå ìåíåå àêòóàëüíà, íî îí ñòàë ñàìîñòîÿòåëüíåå, åãî äâèæåíèÿ îòëè÷àþòñÿ áîëüøåé — êîîðäèíàöèåé è óâåðåííîñòüþ. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå óæå íå ñòîëü ñòðåìèòåëüíî, êàê áûëî â ðàííåì âîçðàñòå. Ýòî çàêîíîìåðíî, òàê êàê òåïåðü äëÿ ðàñòóùåãî îðãàíèçìà íåîáõîäèìû óêðåïëåíèå êîñòíîé ñèñòåìû, ìûøö, ðèòìè÷íîå ôóíêöèîíèðîâàíèå âñåõ æèçíåííî âàæíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà. Ïðèðîäà ìóäðî ñòàáèëèçèðóåò òåìï ðàçâèòèÿ, ãîòîâÿñü ê ñëåäóþùåìó «ñêà÷êó», êîòîðûé ïðîèçîéäåò â 6-7 ëåò.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ïî-ïðåæíåìó ñâÿçàíî ñ óìñòâåííûì. Îäíàêî â ðàííåì âîçðàñòå îíî êàê áû âåëî çà ñîáîé âñå äðóãèå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ.  äîøêîëüíîì æå âîçðàñòå ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ñòàíîâèòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì, ôîíîì, íà êîòîðîì óñïåøíî ïðîèñõîäèò ðàçíîñòî-ðîííåå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Óìñòâåííîå, ýñòåòè÷åñêîå, íðàâñòâåííîå íàáèðàåò âûñîêèé òåìï.

Äîøêîëüíèê àêòèâíî ïîçíàåò îêðóæàþùèé åãî ìèð, õî÷åò ðàçîáðàòüñÿ, ïîíÿòü íàáëþäàåìûå ÿâëåíèÿ, ñîáûòèÿ.  ýòîò ïåðèîä àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ ïàìÿòü, ìûøëåíèå, ðå÷ü, âîîáðàæåíèå. Ïðè õîðîøî îðãàíèçîâàííîé ïåäàãîãè÷åñêîé ðàáîòå äåòè îâëàäåâàþò ïîíÿòèÿìè, ïðèîáðåòàþò ñïîñîáíîñòü ê óìîçàêëþ÷åíèÿì, îáîáùåíèÿì. Ï.ß. Ãàëüïåðèí îòìå÷àë, ÷òî «íà îñíîâå ïîýòàïíîé ìåòîäèêè ìû ïîëó÷èëè â 6-7 ëåò (è äàæå â 5 ëåò) óìñòâåííûå äåéñòâèÿ è ïîíÿòèÿ, êîòîðûå ïî îáùåïðèíÿòûì ñòàíäàðòàì îòâå÷àþò óðîâíþ ìûøëåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå…». Ýòè äàííûå ãîâîðÿò î âûñîêîé îáó÷àåìîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, à òàêæå î òîì, ÷òî ïîòåíöèàëüíûå ñïîñîáíîñòè, ê ñîæàëåíèþ, ÷àñòî îñòàþòñÿ íåðàçâèòûìè.

Æèâîñòü óìà, ëþáîçíàòåëüíîñòü, õîðîøàÿ ïàìÿòü ïîçâîëÿþò äîøêîëüíèêó áåç îñîáîãî òðóäà íàêàïëèâàòü òàêóþ ìàññó èíôîðìàöèè, êîòîðàÿ â ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû æèçíè âðÿä ëè ïîâòîðèòñÿ. Áîëåå òîãî, äåòè äåìîíñòðèðóþò ñïîñîáíîñòü óñâàèâàòü íå òîëüêî ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ, íî ñèñòåìó çíàíèé. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, åñëè äî 3 ëåò ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïî «ñîáñòâåííîé» ïðîãðàììå (â òîì ñìûñëå, ÷òî ìàëûø ïîêà åùå íå ìîæåò óäåðæèâàòü è âîñïðèíèìàòü ñèñòåìó çíàíèé è ñëåäîâàòü çà ìîòèâîì âçðîñëîãî â îáó÷åíèè åãî), òî ïîñëå 3 ëåò ìûøëåíèå äîøêîëüíèêà óæå äîñòàòî÷íî ãîòîâî ê ïîíèìàíèþ ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé, åñëè îíè ïðåäñòàâëåíû â íàãëÿäíî-îáðàçíîé ôîðìå. Ìûøëåíèå äåòåé êîíêðåòíî, ñ÷èòàþò ó÷åíûå, åñëè èì äàþòñÿ êîíêðåòíûå, îòðûâî÷íûå, ðàçðîçíåííûå çíàíèÿ. Íî åñëè äàâàòü çíàíèÿ î ïðîñòåéøèõ ñâÿçÿõ è çàâèñèìîñòÿõ, äîøêîëüíèêè íå òîëüêî óñâàèâàþò èõ, íî è èñïîëüçóþò â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ, óìîçàêëþ÷åíèÿõ. «Ýõ, êîãäà æå ÿ âûðàñòó?», — ãëóáîêîìûñëåííî çàÿâëÿåò 5-ëåòíèé ðåáåíîê. Èëè òàêèå âûñêàçûâàíèÿ: «Ó íàñ â ãðóïïå äâîå íîâûõ ìàëü÷èêîâ. Îäèí õîðîøèé, à äðóãîé íå çíàåò ïîñëîâèö».

Ëþáîçíàòåëüíîñòü ñòèìóëèðóåò ðåáåíêà ê èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, ýêñïåðèìåíòèðîâàíèþ (Í.Í. Ïîääüÿêîâ), ê îáðàùåíèÿì ñ âîïðîñàìè ê âçðîñëûì. Ïî õàðàêòåðó âîïðîñîâ ìîæíî ñóäèòü, íà êàêîì óðîâíå ðàçâèòèÿ íàõîäèòñÿ ðåáåíîê. Ïåðâûå âîïðîñû äîøêîëüíèêà ñâÿçàíû ñ îáîçíà÷åíèåì îêðóæàþùåãî åãî ìèðà. Ïîýòîìó âîïðîñû äåòåé ÷àùå âñåãî íà÷èíàþòñÿ ñ âîïðîñèòåëüíîãî ñëîâà («.×òî, êòî ýòî?», «Êàê ýòî íàçûâàåòñÿ?»). Ïîäîáíûå âîïðîñû, êîíå÷íî, âîçíèêàþò è ïîçäíåå ïðè âñòðå÷å ñ êàæäûì íîâûì ïðåäìåòîì, ÿâëåíèåì, îáúåêòîì (êàê, âïðî÷åì, áûâàåò è ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà). Íî â ýòî âðåìÿ — ïåðèîä «÷òî è êòî» — åùå íåò âîïðîñîâ, êàñàþùèõñÿ ïðè÷èííûõ ñâÿçåé è çàâèñèìîñòåé. È ëèøü ïîçæå, ïðèìåðíî â 4-5 ëåò, íà÷èíàþò ïîÿâëÿòüñÿ âîïðîñû ñ âàæíûì, âîïðîñèòåëüíûì ñëîâîì êàê? («Êàê ýòî ñäåëàòü?») è, íàêîíåö, ñî ñëîâîì ïî÷åìó? («Ïî÷åìó íàñòóïàåò âå÷åð?», «Ïî÷åìó äåòè îáèæàþò äðóã äðóãà?», «Ïî÷åìó âîäà â ìîðå ñîëåíàÿ?» è ò. ï.). Îò òûñÿ÷ ïî÷åìó? âçðîñëûå ÷àñòî óñòàþò, íî ýòè âîïðîñû ñâèäåòåëüñòâóþò î ïûòëèâîñòè äåòñêîãî óìà, î æåëàíèè ðåáåíêà ïîçíàâàòü. Åñëè æå âçðîñëûå íå ðåàãèðóþò äîëæíûì îáðàçîì íà åãî âîïðîñû, ïîçíàâàòåëüíûé èíòåðåñ ïîñòåïåííî ñíèæàåòñÿ è ñìåíÿåòñÿ áåçðàçëè÷èåì. Îäíàêî çàìå÷àòåëüíîé îñîáåííîñòüþ äîøêîëüíîãî äåòñòâà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî èíòåðåñ ê ïîçíàíèþ, ëþáîçíàòåëüíîñòü íîñÿò äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâûé õàðàêòåð. È âçðîñëûå äîëæíû î÷åíü «ïîñòàðàòüñÿ», ÷òîáû ñíèçèòü ýòîò èíòåðåñ.

Ñðåäè îáúåêòîâ ñîöèàëüíîãî ìèðà, êîòîðûå ïîçíàåò ðåáåíîê, íàõîäèòñÿ è îí ñàì. Äîøêîëüíèê ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê ñåáå, ê ñâîåìó îðãàíèçìó, ê ñâîåìó ïîëó, ê ñâîèì ÷óâñòâàì, ïåðåæèâàíèÿì. Ïñèõîëîãè íàçûâàþò ýòî ðàçâèòèåì ñàìîñîçíàíèÿ. Ê ñòàðøåìó äîøêîëüíîìó âîçðàñòó, ðåáåíîê óæå äîâîëüíî ìíîãî çíàåò î ñåáå, óìååò óïðàâëÿòü ñîáñòâåííûìè ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîÿâëåíèþ ïðîèçâîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ.

Âñåì èçâåñòíî, ÷òî äîøêîëüíèêè ëþáÿò ôàíòàçèðîâàòü, ïðèäóìûâàòü, ÷òî-òî âîîáðàæàòü. Êàæåòñÿ, èõ ôàíòàçèÿì íåò ïðåäåëà! «ß íå Ëèçà, ÿ ñîëíöå» — çàÿâëÿåò äåâî÷êà. ×åðåç ìèíóòó îáðàùàåøüñÿ ê íåé êàê ê Ñîëíöó è ñëûøèøü: «Íåò, ÿ óæå íå Ñîëíöå, ÿ Àíÿ». È òàê ïîñòîÿííî. Ðåáåíîê ïîñòîÿííî ïðåáûâàåò â ìèðå ïðèâëåêàþùèõ åãî îáðàçîâ; ðèñóåò, ïðèäóìûâàåò ñâîè ïåñíè è ò. ï. Ýòî î÷åíü õîðîøî è ïîëåçíî äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. «Òâîð÷åñêèé ðåáåíîê, òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü, — ïèøåò Í.Ï. Ïîääüÿêîâ, — ýòî ðåçóëüòàò âñåãî îáðàçà æèçíè äîøêîëüíèêà, ðåçóëüòàò åãî îáùåíèÿ è ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûì, ðåçóëüòàò åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè».

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ âîîáðàæåíèå. Ìàòåðèàëîì äëÿ âîîáðàæåíèÿ ñëóæàò çíàíèÿ îá îêðóæàþùåì ìèðå, êîòîðûå îí ïðèîáðåòàåò. Îäíàêî ìíîãîå çàâèñèò îò òîãî, êàê ýòè çíàíèÿ óñâàèâàþòñÿ — òîëüêî ïóòåì çàïîìèíàíèÿ èëè îáðàçíî, çðèìî, îñîçíàííî. È õîòÿ èçîáðàæåíèå ìàëûøà çíà÷èòåëüíî áåäíåå âîîáðàæåíèÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, äëÿ ðàçâèâàþùåéñÿ ëè÷íîñòè ýòî áîãàòûé «ñòðîèòåëüíûé» ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî, âîçâîäèòñÿ çäàíèå èíòåëëåêòà è ýìîöèé.

Äåòè àêòèâíî ðàñøèðÿþò ñîáñòâåííûé çàïàñ ñëîâ è, ÷òî âàæíî, çàäóìûâàþòñÿ íàä èõ çíà÷åíèåì, ïûòàþòñÿ îáúÿñíÿòü ñìûñë íîâûõ äëÿ íèõ ñëîâ («×òî òàêîå îáùåíèå?»). Ñëîâîòâîð÷åñòâî, ñâîéñòâåííîå äîøêîëüíèêó 4-5 ëåò, ñëóæèò ïîêàçàòåëåì íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ è â òî æå âðåìÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðèñóòñòâèè â ìàëåíüêîì ÷åëîâåêå òâîð÷åñêîãî íà÷àëà.

Äîñòèæåíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè: èãðîâîé, õóäîæåñòâåííîé, òðóäîâîé. Íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îäíàêî, ãëàâíîé, âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ÿâëÿåòñÿ èãðà. Ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, êàê èãðàë ðåáåíîê â ðàííåì âîçðàñòå, ìîæíî, îòìåòèòü, ÷òî èãðà ñòàëà ðàçíîîáðàçíåå ïî ñþæåòó, ïî ðîëÿì. Òåïåðü îíà áîëåå äëèòåëüíàÿ. Ðåáåíîê îòðàæàåò â èãðå íå òîëüêî òî, ÷òî âèäèò íåïîñðåäñòâåííî â ñâîåì îêðóæåíèè, íî è òî, î ÷åì åìó ÷èòàëè, ÷òî îí óñëûøàë îò ñâåðñòíèêîâ è ñòàðøèõ äåòåé. Èãðà óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü äåòåé â ïîçíàíèè ìèðà âçðîñëûõ è äàåò âîç-þíîñòü âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà è îòíîøåíèÿ.

 3 ãîäà ìàëûø ñ óäîâîëüñòâèåì âûïîëíÿåò òðóäîâûå ïîðó÷åíèÿ, ñòðåìèòñÿ ïîìîãàòü ñòàðøèì âî âñåõ èõ äîìàøíèõ äåëàõ: ìûòüå ïîñóäû, óáîðêå, ñòèðêå. Èçâåñòíîå «ß ñàì!» ìîæåò ïåðåðàñòè â æåëàíèå òðóäèòüñÿ, íî ìîæåò è çàñíóòü, è ïðåâðàùåíèå íå ñîñòîèòñÿ. Ýòî çàâèñèò îò îòíîøåíèÿ âçðîñëûõ ê ïðîÿâëåíèÿì ó ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Íî äîøêîëüíèê ñïîñîáåí ê òðóäîâîìó óñèëèþ, êîòîðîå ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â ñàìîîáñëóæèâàíèè (ñàì îäåâàåòñÿ, ñàì åñò), â óõîäå (ïîä ðóêîâîäñòâîì âçðîñëîãî) çà ðàñòåíèÿìè è æèâîòíûìè, â âûïîëíåíèè ïîðó÷åíèé. Ïîÿâëÿåòñÿ è èíòåðåñ ê óìñòâåííîìó òðóäó. Ïîñòåïåííî ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê îáó÷åíèþ â øêîëå.

Êà÷åñòâåííî ìåíÿåòñÿ õàðàêòåð ðàçâèòèÿ ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Ë.Ñ. Âûãîòñêèé îòìå÷àë, ÷òî ê 5 ãîäàì ïðîèñõîäèò «èíòåëëåêòóàëèçàöèÿ ÷óâñòâ»: ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ ñïîñîáåí ê îñîçíàíèþ, ïîíèìàíèþ è îáúÿñíåíèþ ñîáñòâåííûõ ïåðåæèâàíèé è ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà.

Ñóùåñòâåííî èçìåíÿþòñÿ îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè. Äåòè íà÷èíàþò öåíèòü îáùåñòâî äðóã äðóãà çà âîçìîæíîñòü âìåñòå èãðàòü, äåëèòüñÿ ìûñëÿìè, âïå÷àòëåíèÿìè. Îíè ó÷àòñÿ ñïðàâåäëèâî ðåøàòü êîíôëèêòû;

ïðîÿâëÿþò äðóã ê äðóãó äîáðîæåëàòåëüíîñòü. Âîçíèêàåò äðóæáà. ×àùå âñåãî äðóæàò ìåæäó ñîáîé äåòè îäíîãî ïîëà, íî èíîãäà ìîæíî íàáëþäàòü è ñëó÷àè ñèìïàòèè è äðóæåñêîãî ðàñïîëîæåíèÿ ìåæäó ìàëü÷èêàìè è äåâî÷êàìè. Íàðÿäó ñ ïîëîæèòåëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè âñòðå÷àþòñÿ è íåäîáðîæåëàòåëüíîñòü, èíîãäà ãðóáîñòü, íåæåëàíèå îáùàòüñÿ. Èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò è òàêîå ÿâëåíèå, êàê ëîæü. Êîíå÷íî, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ëæè ðàçëè÷íû, íî ÷àùå âñåãî îíè áûâàþò ñâÿçàíû ñ íåïðàâèëüíûì âîñïèòàíèåì è ïîâåäåíèåì âçðîñëûõ, êîòîðûì ìàëûø ïîäðàæàåò.

Ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà, êîòîðîå èíîãäà ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîâûøåííîé îáèä÷èâîñòè è ïîðîé ñëóæèò ïðè÷èíîé ññîð ìåæäó äåòüìè. Íî â òî æå âðåìÿ ýòî âàæíîå ÷óâñòâî, êîòîðîå ñîñëóæèò ðåáåíêó õîðîøóþ ñëóæáó â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå. Ðåáåíîê ïî ñâîåé ïðèðîäå îïòèìèñòè÷åí è âåñåë. Íî ê 5 ãîäàì, êàê ïîêàçûâàþò èññëåäîâàíèÿ, äàëåêî íå âñå äåòè îáëàäàþò îïòèìèñòè÷åñêèì ìèðîîùóùåíèåì. À ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî è ñ íåóäîâëåòâîðåíèåì ïîòðåáíîñòè â ïðèçíàíèè, â ñàìîóòâåðæäåíèè.

Ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ñàìîñòîÿòåëüíûì. Ó íåãî ôîðìèðóåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ïðîÿâëåíèþ âîëåâûõ óñèëèé äëÿ äîñòèæåíèÿ æåëàåìîé öåëè.

Äîøêîëüíèê îñâàèâàåò ôîðìû âûðàæåíèÿ ñâîåãî îòíîøåíèÿ ê âçðîñëûì è äåòÿì. Ó íåãî ÿð÷å è îñîçíàííåå ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèâÿçàííîñòü ê áëèçêèì ëþäÿì, ê ñâîåé ñåìüå. Âîçíèêàåò íîâàÿ ôîðìà îáùåíèÿ, êîòîðóþ ïñèõîëîãè íàçûâàþò âíåñèòóàòèâíî-ëè÷íîñòíîé. Ðåáåíîê íà÷èíàåò îðèåíòèðîâàòüñÿ íà äðóãèõ ëþäåé, íà öåííîñòè â èõ ìèðå. Óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ è âçàèìîîòíîøåíèé. Äëÿ íåãî óæå âàæíî êàê îáùåñòâî âçðîñëûõ, òàê è îáùåñòâî äåòåé, ïîñêîëüêó êàæäîå èç íèõ ïî-ñâîåìó îáîãàùàåò åãî ñîöè-àëüíûé îïûò. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñîöèàëüíûé îïûò ðåáåíêà «ìíîãîöâåòåí», è â íåì îòðàæàåòñÿ õàðàêòåð âîñïèòàíèÿ â ïåðâûå 6-7 ëåò æèçíè. Íî äîøêîëüíèê îñòàåòñÿ îòêðûòûì äîáðó è ñïîñîáåí ñëåäîâàòü äîáðó, à åãî îòðèöàòåëüíûå ïðîÿâëåíèÿ ïîêà åùå íå íîñÿò íåèçìåííî óñòîé÷èâîé ôîðìû.

Äàâàÿ îáùóþ õàðàêòåðèñòèêó ðåáåíêó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî åãî ðàçâèòèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî íåñêîëüêèì íàïðàâëåíèÿì. Ìîæíî âûäåëèòü ðàçâèòèå ôèçè÷åñêîå; óìñòâåííîå; ýñòåòè÷åñêîå; íðàâñòâåííîå; ðàçâèòèå ýìîöèé, âîëè, èíòåëëåêòà; ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòè êàê ôîðìû æèçíåííîé àêòèâíîñòè.  êàæäîì èç íàçâàííûõ íàïðàâëåíèé íàáëþäàåòñÿ äèíàìèêà â ñòàíîâëåíèè ðåáåíêà êàê ñóùåñòâà ñîöèàëüíîãî.

Ê 6-7 ãîäàì ôîðìèðóåòñÿ ãîòîâíîñòü ê ñèñòåìàòè÷åñêîìó îáó÷åíèþ â øêîëå.

äîøêîëüíèê ñàìîñîçíàíèå âîçðàñòíîé

Êîãäà ìû ãîâîðèì î ðåáåíêå, òî ïðåäïîëàãàåì, ÷òî èì ìîæåò áûòü ìàëü÷èê èëè äåâî÷êà. Ïðèðîäà ìóäðî ðàçäåëèëà âñå æèâîå íà ìóæñêîå è æåíñêîå íà÷àëà. Íàëè÷èå ìóæ÷èí è æåíùèí — íåîáõîäèìîå óñëîâèå âûæèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâà. È îíè — ìóæ÷èíû è æåíùèíû — î÷åíü ðàçíûå. À çíà÷èò, íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è ìàëü÷èêè è äåâî÷êè. Ïñèõîëîãè, íåéðîôèçèîëîãè èùóò îòâåò íà âîïðîñ: ïî÷åìó îíè ðàçíûå è â ÷åì êîíêðåòíî çàêëþ÷àåòñÿ ýòî ðàçëè÷èå. Ïåäàãîãè â ñâîþ î÷åðåäü òîæå ñòàâÿò âîïðîñû: êàê èõ âîñïèòûâàòü, ìîæíî ëè èõ îáó÷àòü ïî îäèíàêîâûì ïðîãðàììàì èëè ñëåäóåò ñîçäàâàòü ðàçíûå. Çàðîæäàåòñÿ äàæå íîâàÿ îòðàñëü ïåäàãîãèêè — íåéðîïåäàãîãèêà, êîòîðàÿ ñòàâèò ñâîåé çàäà÷åé ðàçðàáîòêó íîâûõ íàó÷íûõ ïîäõîäîâ ê îáó÷åíèþ è âîñïèòàíèþ äåòåé ðàçíîãî ïîëà.

Ðàçëè÷èÿ íàáëþäàþòñÿ óæå ïðè ðîæäåíèè. Êàê ïðàâèëî, ìàëü÷èêè ðîæäàþòñÿ ñ áîëüøèì âåñîì, ÷åì äåâî÷êè, íî çàòî äåâî÷êè íà 3-4 íåäåëè îïåðåæàþò ìàëü÷èêîâ â ðàçâèòèè, ÷òî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî èõ ïîëîâîå ñîçðåâàíèå ïðîõîäèò áûñòðåå, à äåòñòâî ñòàíîâèòñÿ êîðî÷å, ÷åì ó ìàëü÷èêîâ ïðèìåðíî íà äâà ãîäà. Ïî-ðàçíîìó ïðîõîäèò ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ðå÷è, âîîáðàæåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû. Íàïðèìåð, äëÿ ìàëü÷èêîâ áåñïîëåçíû äîëãèå «íîòàöèè». Îíè áûñòðî óëàâëèâàþò ñóòü ðå÷è âçðîñëîãî, ðåàãèðóþò ñðàçó, à âñå íàøè äîëãèå ïîñëåäóþùèå íðàâîó÷åíèÿ ïîïðîñòó íå ñëóøàþò è ìîãóò âäðóã çàäàòü âîïðîñ, ñîâñåì íå îòíîñÿùèéñÿ ê ñèòóàöèè. Ìàìà, âîñïèòàòåëüíèöà âîçìóùåíû òàêèì íåâíèìàíèåì ê âîñïèòûâàþùèì âîçäåéñòâèÿì. À âîçìóùàòüñÿ íå ñòîèò. Ïðîñòî íóæíî ïîíèìàòü, ÷òî è ðóãàòü, è õâàëèòü ìàëü÷èêà íóæíî ñîâñåì íå òàê, êàê äåâî÷êó. Ó÷åíûå (Ò.Ï. Õðèçìàí, Â.Ä. Åðåìååâà è äð.) äîêàçàëè, ÷òî ìàëü÷èêàì íà âñåõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ íå õâàòàåò ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé, ëàñêîâîãî ñëîâà, âçãëÿäà, ïîãëàæèâàíèÿ. Ïûòàÿñü «âîñïèòàòü ìóæ÷èíó», ìû âîñïèòûâàåì æåñòêîãî, èíîãäà îçëîáëåííîãî íåóäîâëåòâîðåííîãî ÷åëîâåêà. È ïðè÷èíîé òîìó — íåäîñòàòîê ëþáâè è ôîðì åå âûðàæåíèÿ â äåòñòâå. È äåâî÷êè, è ìàëü÷èêè ëþáÿò ïîõâàëó. Íî äëÿ ìàëü÷èêà çíà÷èìî, çà ÷òî åãî ïîõâàëèëè, à äëÿ äåâî÷êè — êòî è â ïðèñóòñòâèè êîãî ïîõâàëèë. Êîíå÷íî, áûâàåò è íàîáîðîò, íî âñå æå îïðåäåëåííàÿ çàêîíîìåðíîñòü â ðåàãèðîâàíèè íà âíåøíèå âîçäåéñòâèÿ ñóùåñòâóåò. Ïî-ðàçíîìó ðàçâèâàþòñÿ ó äåòåé ðàçíîãî ïîëà è ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû.  îäíîì è òîì æå ïðåäìåòå èëè îáúåêòå èõ èíòåðåñóåò ðàçíîå. Ìàëü÷èêàì èíòåðåñíà ìàðêà ìàøèíû, åå òåõíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, à äåâî÷êàì — âíåøíèé âèä, âîçìîæíîñòü ïîêàòàòüñÿ, íàæàòü íà ðàçíûå êíîïêè. Ìàëü÷èêîâ èíòåðåñóþò âûäàþùèåñÿ ïîñòóïêè ãåðîåâ, à äåâî÷åê — ïðè÷èíû îãîð÷åíèé, ñòðàäàíèé è ò.ä. Ðàçëè÷èé ìíîãî, îíè ïðîÿâëÿþòñÿ âî âñåì. Èõ íåëüçÿ èãíîðèðîâàòü è íå ó÷èòûâàòü ïðè èçó÷åíèè ðåáåíêà è ïðè îðãàíèçàöèè ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ.

Äåòè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà íå òîëüêî ïîëîì. Îíè ðàçëè÷íû ïî òåìïåðàìåíòó, ïî óæå ñëîæèâøåìóñÿ õàðàêòåðó, ïî ïðèîáðåòåííîìó æèçíåííîìó îïûòó è ò.ä. Âñå ýòè ðàçëè÷èÿ íàöåëèâàþò âäóì÷èâîãî âîñïèòàòåëÿ íà äèôôåðåíöèðîâàííûé ïîäõîä ê îðãàíèçàöèè âîñïèòàíèÿ.

Ëèòåðàòóðà

1. Çåíüêîâñêèé Â.Â. Ïñèõîëîãèÿ äåòñòâà. — Åêàòåðèíáóðã, 1995.

2. Êðàâöîâ Ã.Ã., Êðàâöîâà Å.Å. Øåñòèëåòíèé ðåáåíîê: Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå. — Ì., 1987.

3. Ïîääüÿêîâ Í.Í. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1996.

4. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. — Ì., 2004.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник