Характеристика одного ребенка с отклонениями в развитии

Характеристика одного ребенка с отклонениями в развитии thumbnail
      1. Общая характеристика нарушений развития

    Количество детей с нарушениями в развитии
    достаточно велико и, к сожалению, сегодня
    обнаруживается тенденция к некоторому
    его увеличению.

    У детей с проблемами в развитии имеются
    физические и (или) психические недостатки
    (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям
    в общем развитии. В зависимости от
    характера дефекта, времени его наступления
    одни недостатки могут преодолеваться
    полностью, другие — лишь коррегироваться,
    а некоторые — ком­пенсироваться. Раннее
    психолого-педагогическое вмешательство
    позволяет в значительной мере
    нейтрализовать отрицательное влияние
    первичного дефекта.

    Все нарушения в зависимости от времени
    возникновения подразделяются на:

    • врожденные (заболевания матери во время
      беременности, наследственные генетические
      поражения);

    • приобретенные (родовые и послеродовые
      поражения организма ребенка).

    По характеру расстройств выделяют
    органические(поражение материальной
    структуры мозга) ифункциональные(дезинтеграция различных мозговых
    структур) нарушения.

    По степени распространенности
    патологического процесса различают
    локальные(затрагивают только один
    участок) идиффузные (носят разлитой
    характер) нарушения.

    Причиной возникновения нарушения могут
    быть как биологические, так исоциальныефакторы.

    Психолого-педагогическая коррекция и
    реабилитация детей с проблемами в
    развитии возможна в том случае, если
    определен характер нарушения нормального
    развития ребенка. В настоящее время в
    специальной психологии и коррекционной
    педагогике существуют различные
    классификации нарушений в развитии
    (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов;
    О.Н.Усанова). Большой интерес представляют
    исследования В.В.Лебединского, который
    рассматривает проблемы психического
    дизонтогенеза
    .Термином
    «дизонтогенез» обозначают различные
    формы нарушений онтогенеза (развития
    индивида).

    Характер дизонтогенеза зависит от
    определенных психологических параметров:

    1) особенностей функциональной локализации
    нарушения. В зависимости от нарушения
    выделяются два основных вида дефекта:
    частный (недоразвитие или повреждение
    отдельных анализаторных систем) и общий
    (нарушения регуляторных корковых и
    подкорковых систем);

    1. времени поражения (чем раньше произошло
      поражение, тем больше вероятность
      психического недоразвития);

    2. взаимоотношения между первичным и
      вторичным дефектом (первичные нарушения
      вытекают из биологического характера
      дефекта (нарушение слуха, зрения и при
      поражении анализаторов; органическое
      поражение мозга и т.д.); вторичные
      нарушения возникают в процессе
      аномального развития (механизмы
      изоляции, патологической фиксации,
      временные и стойкие регрессии);

    3. нарушение межфункциональных
      взаимодействий.

    Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:

    1. Стойкое (психическое) недоразвитие:раннее время поражения, когда наблюдается
      выраженная незрелость мозговых систем
      (олигофрения).

    2. Задержанное развитие: замедленный
      темп формирования познавательной
      деятельности и эмоциональной сферы с
      их временной фиксацией на более ранних
      возрастных этапах (конституционный,
      соматогенный).

    3. Поврежденное развитие: наследственные
      заболевания, внутриутробные, родовые
      и послеродовые инфекции, интоксикации
      и травмы ЦНС, но патологическое
      воздействие на мозг идет на более
      поздних этапах (после 2-3 лет) – органическая
      деменция.

    4. Дефицитарное развитие: тяжелые
      нарушения отдельных анализаторных
      систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный
      аппарат).

    5. Искаженное развитие: сложные
      сочетания общего недоразвития,
      задержанного, поврежденного и ускоренного
      развития отдельных психических функций
      (детский аутизм).

    6. Дисгармоничное развитие: врожденная
      либо рано приобретенная стойкая
      диспропорциональность психического
      развития в эмоционально-волевой сфере.
      Характерная модель дисгармоничного
      развитияпсихопатия и патологическое
      формирование личности.

    Выделяется также парциальная
    несформированность высших психических
    функций,
    которая характеризуется
    неравномерностью развития тех или иных
    сторон психической деятельности.

    Современные клиницисты и специальные
    психологи выделяют две основные группы
    причин, которые приводят к нарушениям
    психического и (или) физического развития:

    • эндогенные (генетические);

    • экзогенные (факторы среды).

    К эндогенным причинамотносятся:

    различные наследственные заболевания
    (аплазия — не­доразвитие внутреннего
    уха, которое приводит к глухоте;
    микрофтальм — грубое структурное
    изменение глаза, характеризующееся
    уменьшением размеров одного или обоих
    глаз, что приводит к по­нижению остроты
    зрения; миопатия — нарушение обмена
    веществ в мышечной ткани, характеризующееся
    мышечной слабостью, и т.п.);

    заболевания, связанные с изменениями
    в численности или структуре хромосом,
    — (полиплодия — увеличение хромосомного
    набора в несколько раз; трисомия —
    увеличение хромосом в одной паре;
    моносамия — умень­шение хромосом в
    паре на одну; нулесамия — отсутствие
    какой-либо пары хромосом и др.).

    Ярким примером изменения численности
    хромосом является трисомия 21-й хромосомы,
    которая вызывает синдром Дауна.Для
    синдрома Дауна характерны раскосые
    глаза, короткий нос с плоской широ­кой
    переносицей, маленькие деформированные
    уши, выступающая вперед челюсть,
    увеличенный язык, короткие пальцы,
    «сандалевидная» щель на стопах, поперечная
    ладонная кожная складка, деформация
    черепа. У новорожденных часто отмечается
    мышечная гипотония, переразгибание
    конечностей в суставах, отставание в
    росте, снижение двигательной активности,
    вялость, нарушение глотания, сознания.
    Нередко отмечаются ожирение, расстройство
    кожной трофики, врожденные пороки
    сердца, атрезии и стенозы пищевого
    канала, диафрагмальные грыжи. У всех
    больных отме­чается олигофрения.
    Выявляются нарушение координации и
    веге­тативно-трофические расстройства.

    Прогноз для жизни чаще благоприятный
    (описаны случаи, ко­гда больные доживали
    до 60-70 лет). Для выздоровления —
    небла­гоприятный.

    Экзогенные причинывызывают
    отклонения в развитии, которые могут
    влиять в различные периоды онтогенеза:

    • в пренатальный (внутриутробный) период
      (хронические заболе­вания родителей,
      особенно матери; инфекционные болезни,
      интокси­кация (отравление) матери;
      недостаток питания матери во время
      бе­ременности, особенно недостаток
      белков, микроэлементов; витами­нов;
      резус-конфликт; травмы; влияние лучевой
      энергии и т. п.);

    • в натальный (родовой) период (родовые
      травмы; инфицирование плода; асфиксия
      — удушье плода);

    • в постнатальный период (после рождения)
      причинами могут быть остаточные явления
      после различных инфекционных и других
      заболеваний; различные травмы
      (черепно-мозговые; травмы анализаторов,
      конечностей и т.п.); интоксикации
      (алкогольные, наркотические, никотиновые
      и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических
      норм (например, несоблюдение гигиены
      зрения мо­жет привести к близорукости)
      и т.п.

    Нарушение, возникающее в раннем детстве,
    приводит к своеобразным изменениям
    всего психического развития ребенка,
    что приводит к другим нарушениям в сфере
    психической жизни. Уже в раннем детстве,
    с самых первых дней жизни ребенка с
    повреждением сенсорных органов или
    центральной нервной системы проявляется
    действие общих и специфических
    закономерностей нарушенного развития.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Алимова Севиль Рефиковна
    Психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

    В статье раскрывается психолого-педагогическая характеристика детей с множественными нарушениями в развитии, в частности слепых умственно отсталых детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и глухих детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести.

    Ключевые слова: комплексное нарушение, сложное нарушение, множественное нарушение развития

    The article is an attempt to give psychological and pedagogical characteristics of children with multiple disabilities on the basis of the analysis of the literature.

    Key words: complex impairments, multiple impairments, additional disabilities.

    Множественные нарушения в развитии представляют собой сочетание двух и более первичных отклонений психофизического развития, т. е. нарушений, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени. Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации детей с такими нарушениями являются актуальными не только для отечественной дефектологической науки, но и активно обсуждаются в иностранных научных педагогических кругах.

    В настоящей статье была предпринята попытка дать психолого-педагогическую характеристику детям с множественными нарушениями развития на основе анализа литературных источников.

    Слепоглухота является одним из сложных дефектов развития. Она представляет собой наиболее изученный сложный дефект. При этом, как отмечает Басилова Т. А., особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным самостоятельное передвижение ребенка и развитие у него привычных средств общения – жестов и дактилологии. В западных странах таких детей пытаются обучать речи с помощью специально настроенных компьютерных систем. Так, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее с помощью сохранных движений. В более тяжелых случаях, когда нарушенными являются не только зрительный и слуховой анализаторы и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их изображения, при этом ребенок может доступным ему движением показать то, что он хочет [2, С. 405].

    Когда ребенок с нарушенным зрением не может самостоятельно передвигаться и действовать с предметами, адекватным инструментом может стать компьютерная техника, специально приспособленная для управления простыми голосовыми командами и двигательными операциями. В случаях слепоты, осложненной тяжелыми нарушениями двигательной сферы и выраженным интеллектуальным нарушением, определенным стимулом для развития такого ребенка могут быть доступные двигательные упражнения и музыкальное сопровождение. В самых тяжелых случаях со временем встает вопрос об устройстве такого ребенка в специальное учреждение, где за ним будет осуществляться повседневный уход [1].

    Ввиду отсутствия способности к адекватному использованию слухового и зрительного анализаторов у человека уменьшается возможность полноценно пользоваться акустическими и оптическими способами передачи информации, но при этом сохраняется способность к осязательным. Отказ от традиционных форм речевого общения у лиц с эмоциональными расстройствами оставляет возможность их замены на альтернативные. При этом степень и эффективность использования разных сигналов может быть различной и зависит от таких обстоятельств: потребности в общении; возраста ребенка; уровня интеллектуального развития; возможностей использования зрения, слуха и осязания [1].

    В 60-70-е гг. прошлого столетия внимание отечественных дефектологов привлекли неуспевающие дети школ глухих и слабослышащих. Эта группа детей оказалась крайне разнородной как по степени снижения слуха, так и по успешности овладения школьными навыками. Комплексное психолого-педагогическое изучение неуспевающих школьников позволило выделить среди них педагогически запущенных детей с сохранным интеллектом, с задержкой психического развития и с умственной отсталостью [4, С. 19-20].

    У глухих детей с первичной задержкой психического развития обычно наблюдается выраженная церебрастения, ведущая к повышенной утомляемости. Такие дети эмоционально неустойчивы и с трудом привыкают к целенаправленной деятельности, требующей усилий по преодолению имеющихся трудностей. Глухие дети с первичной задержкой психического развития имеют незначительное отставание в развитии произвольной предметно-практической деятельности, в развитии зрительного восприятия, наглядного мышления, образной памяти по сравнению с неслышащими детьми без первичной ЗПР. Относительно более успешно они овладевают самыми элементарными математическими представлениями [5, С. 186-187].

    Обучение глухих детей с интеллектуальными нарушениями потребовало специальной организации педагогического процесса, предполагающей как большую индивидуализацию процесса обучения педагогически запущенных детей, так и создание вспомогательных классов для детей с интеллектуальными нарушениями и классов для детей с задержкой психического развития в школах глухих и слабослышащих. Сочетание глухоты с выраженным нарушением интеллекта, с ЗПР и педагогической запущенностью – явление сложное и многоплановое. При этом каждый дефект сохраняет свои особенности, но происходит не простое суммирование симптомов, а возникает новая сложная структура дефекта. Некоторые заболевания, перенесенные глухими в раннем детстве, становятся не только причиной глухоты, но и других нарушений. Такие дети со сложными нарушениями оказываются в числе стойко неуспевающих в условиях обычного класса школы для глухих детей и требуют специально организованных условий обучения и воспитания [4, С. 22-23].

    Жигорева М. В. выделяет ряд общих закономерностей психического развития, свойственных детям с множественными нарушениями:

    — для детей с множественными нарушениями характерна вариативность структуры дефекта, которая определяется наличием нескольких первичных нарушений, возникших под влиянием различных патогенных факторов, и вторичных, третичных нарушений, являющихся следствием первичных;

    психическое развитие детей с к множественными нарушениями проходит в особых условиях внешнего мира и взаимодействия с ним. Выявленная автором вариативность структур сложного нарушения дает основание утверждать о невозможности определения какого-либо одного типа дизонтогенеза. Специфика дизонтогенетического развития проявляется в особых связях нарушенного развития, которые не рассматриваются как отдельные, самостоятельные образования, а представляют собой качественно иной смешанный тип дизонтогенеза, характерный для детей с множественными нарушениями развития;

    — разноуровневый характер психического развития детей с множественными нарушениями, обусловленный выраженностью и определенной локализацией органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы;

    — существенное значение имеет степень выраженности интеллектуального расстройства: чем тяжелее нарушение, тем сильнее страдает психическое развитие в целом [3, С. 29].

    Дети с множественными нарушениями в развитии испытывают трудности социального приспособления, что наиболее ярко проявляется в игровой деятельности – дети не подражают повседневной деятельности, не умеют играть вместе. У них наблюдается несформированность двигательной способности – они не обеспечены физиологическими способностями для формирования первичного приспособления к социальной среде.

    При этом важным аспектом в социальной адаптации ребенка с множественными отклонениями в развитии является, благоприятная обстановка в семье, и постоянная работа с ним специалистов. А реальная система коррекционно-педагогической помощи детям с множественными нарушениями еще только начинает складываться, что отражается в наличии большого количества проблем, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с детьми данной категории и их семьями

    Список использованных источников

    1. Басилова, Т. А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания / Т. А. Басилова. – М.: Рос. гос. б-ка для слепых, 2009. – 31 с.

    2. Басилова, Т. А. Слепоглухие дети / Т. А. Басилова // Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – 2003. – С. 391-406

    3. Жигорева, М. В. Система психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / М. В. Жигорева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. – 45 с.

    4. Речицкая, Е. Г., Гущина, Т. К. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина: Монография. – М.: Издательство «Прометей», 2011. – 164 с.

    5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

    Сведения об авторе:

    Алимова Севиль Рефиковна

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» (г. Ялта)

    nariman.alimov@mail.ru

    Источник

    Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

    Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

    Причины отклонений в развитии детей

    Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

    • наследственность;
    • факторы внешней среды.

    Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

    • пренатальные (внутриутробные);
    • натальные (в период родов);
    • постнатальные (после рождения).

    Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

    • эмоциональная депривация;
    • педагогическая запущенность;
    • социальная запущенность.

    Виды отклонений в развитии детей

    Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

    1. Физические.
    2. Психические.
    3. Педагогические.
    4. Социальные.

    К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

    К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

    Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

    Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

    Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

    Определение нормы в развитии ребенка

    Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

    1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
    2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
    3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

    Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

    Ребенок развивается соответственно норме при:

    • правильной работе головного мозга и его коры;
    • нормальном психическом развитии;
    • сохранности органов чувств;
    • последовательном обучении.

    Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

    Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

    Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

    Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

    • дошкольный;
    • младший школьный;
    • подростковый.

    Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

    В дошкольном возрасте:

    1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
    2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
    3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
    4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
    5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
    6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

    В младшем школьном возрасте:

    1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
    2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
    3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
    4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
    5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
    6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

    В подростковом возрасте:

    1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
    2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
    3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
    4. Полное отрицательное отношение к учебе.
    5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

    Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

    Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

    Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

    Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

    Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

    Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

    Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

    Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

    • медицинская;
    • психологическая.

    Медицинское обследование

    Во время медицинской диагностики проводится:

    • общий осмотр ребенка;
    • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
    • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

    Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

    Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

    Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

    • микро- и макроцефалию;
    • синдром Дауна;
    • нистагм;
    • косоглазие и т. д.

    Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

    • узкое готическое небо;
    • расщелины твердого и мягкого неба;
    • расщелина губы;
    • укороченная подъязычная связка.

    При этом анализируется прикус и размещение зубов.

    Психическое обследование

    Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

    • внимание;
    • память;
    • мышление;
    • восприятие;
    • интеллект;
    • эмоциональная сфера и т.д.

    Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

    При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

    Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

    Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

    Источник