Характеристика нервно психического развития ребенка 3 лет

13 89Двухлетние дети — очаровательные существа. Они честны и искренни во всем – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко раскрыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки или шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны. Дети учатся через свой собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание. 

Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжают оставаться взрослые, ибо дети практически во всем еще зависят от них. Они руководят детьми и обеспечивают им безопасное окружение, которое будет поддерживать их эмоционально.

Взрослые – промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова. 

Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами.

Раздеться? – Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.

Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности – основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился – не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.
Всегда выражайте эмоциональное сопереживание, сочувствие детям. Одобряйте каждое их самостоятельное начинание, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.

Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Несмотря на то, что дети чувствуют себя вполне независимыми и компетентными в то же время они осознают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречиями чувств зависимости и независимости, уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за независимость и уважение к себе, и все же они нуждаются в направлении и поддержке.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, и хорошему, и плохому; правильному, и неправильному.

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ребенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично именно к нему и взрослый смотрит в момент речи на него.

Много разговаривайте с ребенком «глаза в глаза». Побуждайте ребёнка пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже если речь пока ограничена.

В то же время речь еще только формируется и ребенок еще не понимает многое из того, что вы говорите.
Говорите более простыми и короткими предложениями. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные указания по поводу желательного поведения.

В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин его вводят также взрослые.

Особенности нервно-психического развития и воспитания детей третьего года жизни

Показатели развития ребенка к 3 годам
Познавательное развитие
Отличие предметов по признакам:

  • Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические и другие фигуры.
  • Собирает пирамидку из восьми-девяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
  • Составляет картинку из двух частей (на занятии).
  • Подбирает мозаику к несложному рисунку.
  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

  • Проявляет инициативу в игре (творческое начало).
  • Может «брать роль» (называть себя в игре «мама», «врач» и т.п.). Осознает свою роль в игре.
  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие:

  • Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
  • Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
  • Любознателен, любопытен.
  • Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство ограничения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать. Владеет неречевыми способами эмоционального общения.
  • Свои чувства выражает взглядом, мимикой; тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Могут возникать страхи, боязнь темноты.

  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т.д.)
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных и других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
  • Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Насторожено относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов):

  • Произносит сложные предложения при общении.
  • Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью.
  • Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам.
  • Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?»,«Почему?»,«Когда?» и другие.
  • Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
  • Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
  • Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
  • Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.
  • Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
  • Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связано по картинке знакомую сказку.
  • Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
  • Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
  • Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
  • Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик, девочка; называет после вопроса взрослого.
  • Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
  • Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».
  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы».
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?»
  • Играя, свои действия сопровождает словами.
  • Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредотачивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки:

  • Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
  • Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
  • Застегивает несколько пуговиц.
  • Завязывает (связывает) шнурки.
  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Замечает беспорядок в своей одежде.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Ест аккуратно.
  • Держит ложку за конец ручки.
  • Пользуется салфеткой.
  • Не выходит из-за стола до конца еды.
  • Не мешает за столом другим.
  • Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие:

  • Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
  • Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
  • Качается на качелях.
  • Скатывается на санках.
  • Катается на трехколесном велосипеде.
  • Учится ходить на лыжах.
  • Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
  • Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом.
  • Быстро проходит по наклонной доске.
  • Перепрыгивает через линию на полу.
  • Прыгает в длину с места на двух ногах.
  • Спрыгивает с небольшой высоты.
  • Бегает, подпрыгивает.
  • Бросает и ловит мяч.
  • Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Материал подготовлен Строгалевой Р.Х., педагогом-психологом
по материалам книги «Развитие ребёнка раннего возраста» Волосова Е.Б.

Источник

Возраст

Речь

понимаемая

Речь

активная

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1г 6м

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегчёнными словами (би-би) произнесёнными правильно в момент сильной заинтересованности.

Ориентируется в 3 контрастных формах – шар, куб, кирпичик, призма.

Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия.

Перешагивает препятствия приставными шагами.

Самостоятельно ест жидкую кашу.

1г 9м

Понимает несложные рассказы по картинкам, отвечает на вопросы взрослого.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями.

Ориентируется в 3-х контрастных величинах, предметах с разницей в

3 см.

Производит несложные постройки, перекрытия в виде ворот, скамейки, домика.

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см., приподнятой на

15-20 см. от пола.

Частично раздевается с помощью взрослого  

(ботинки, колготки).    

Понимает рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка

При обращении со взрослыми пользу-ется 3-х словными предложениями, прилагательными, местоимениями.

Подбираем по образцу и слову взрос-лого 3-4 контрастных цвета.

В игре производится ряд последовательных действий.

Перешагивает через препятствие чередующимися шагами

Частично одевает пальто, ботинки, шапку.

Познавательная сфера

Возраст

Задания с кубиками

Задания с соотнесением предметов

Задания с предметами быта

Оценка внимания

Оценка памяти

1г 3м

Строит башню из 2 кубиков, держит 2 кубика в одной руке

Снимает кольца с пирамидки, пытается нанизать кольца

Подносит ложку ко рту, сам пьёт из чашки, рисует каракули каран-дашом, проявляет интерес к книге.

1г 6м

Строит башню из

3-4 кубиков

Пытается нанизывать кольца пирамидки, собирает без учёта размера

Снимает варежки, носки. Листает книгу (2-3стр.) указывает на картинку. Ест сам густую пищу ложкой.

Выполняет 3-4 действия

2 года

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд без трубы

Собирает пирамидку без учёта размера колец. Вкладывает 1 объект в другой

Запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину. Кормит, баюкает куклу, возит машину; листает книгу. Сам надевает носки, туфли, штаны.

Выполняет 4-5 действий

2г 6м

Строит башню из 8 кубиков, строит после показа поезд с трубой

Вкладывает одну матрёшку в другую. Затрудняется, если видит больше 2 объектов перед собой

В игре действует последовательно – будит куклу, одевает, кормит, гуляет. Самостоятельно одевается. Не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.

Называет фамилию, имя, частично отвечает на вопросы

3 года

Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, после показа строит мост

Хорошо вкладывает, ориентируется на размер, понимает ошибки.

Собирает пирамидку с учётом размера колец

Одевается самостоятельно. Застёгивает пуговицы, завязывает шнурки, при помощи взрослого.

Находит 5-6

изображений

 из 10

Выполняет 5-6 действий. Отвечает на вопросы хорошо. Повторяет фразу из 6-7 слов, 3 цифры

Индивидуальная карта нервно-психического развития.

Ф.И. ребёнка:    ____________________                         Возраст: 1 год 6 месяцев

Ф.И. ребёнка:    _____________________                                                    Возраст: 1 год 9 месяцев

Ф.И. ребёнка:  _____________________                                                         Возраст: 2 года

Источник

ВозрастРазвитие речи  Сенсорное развитие Аз+АсИгра и действия с предметамиДвижения ДрНавыки Н
Понимание РпАктивная Ра
1 — 1г 3 месБыстро расширяется запас понимаемых словВ момент радости, удивления пользуется слогами и словамиРазличает величины кубиков с разницей более 3 смВоспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др.Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется)Самостоятельно ест ложкой густую пищу
1г 3 мес — 1г 5месОбобщает предметы по главным признакамТо же в момент сильной заинтересованностиРазличает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма)Проигрывает наблюдаемые действияПерешагивает через препятствия приставным шагомСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1г 5мес — 1г 9месПонимает несложный рассказ по картинкеМожет отвечать словами и двусложными предложениями во время игрыТо же и по их величине более 3 смЭлементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки»)Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 смС помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки)
1г 9мес — 2 гПонимает рассказ без показаПри общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельнымПо образу и слову подбирает 3 контрастных цветаСюжетные игры воспроизводит последовательными действиямиПерешагивает через препятствия чередующимся шагомЧастично надевает одежду (шапку, ботинки)
2г — 2,5 года Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?»То же — для 4-х основных цветовИгра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностейХорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см.1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки
2,5г — 3 гУпотребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?»Называет 4 основных цветаПоявляются элементы ролевых игрТо же, через палку в 30-36 см над полом1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:

1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).

2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).

3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.

4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.

В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).

Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.

1-я группа

Дети с опережением в развитии.

  • На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
  • На 2 эпикризных срока – высокое развитие.

Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).

Дети с нормальным развитием.

2-я группа

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

3-я группа

Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).

4-я группа

Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

Принципы организации режима дня у детей

Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).

Таблица 2

Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)

ВозрастДлительность непрерывного бодрствования (в часах)Количество дневных сновКоличество часов сна за суткиКоличество приемов пищиИнтервалы между приемами пищи (в часах)
0 — 2 мес.30 мин. — 1 час 20 — 19  
2 — 5 мес.1 — 2 19 — 18 3,5
5 — 10 мес.2 — 3 18 — 16  
10 — 18 мес.3 — 4 16 — 154-53,5 — 4,5
18 — 24 мес.4 — 51 (=3 часа)  3,5 — 4,5
2 г — 7 лет5 — 71 (=2 часа)  3,0 — 4,5
8 — 12 лет  12-10 3,0 — 4,5
12 — 18 лет15 — 16 9-8 3,0 — 4,5

Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.

У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.

Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.

Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем — 2,5, в возрасте 3 — 5 лет — 2, к концу дошкольного возраста — 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.

Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.

Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 — 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2-3 лет — 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.

Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.

Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.

2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.

3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.

4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.

5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.

6. Перечислите группы нервно психического развития детей.

7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.

8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.

9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.

10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.

11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.

12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.

13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет

14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.

15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.

16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.

17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Установите соответствие рефлексов:

А. орального автоматизма.

1. Сосательный рефлекс.

Б. спинального автоматизма.

2. Бабкина.

3. Робинсона.

4. Поисковый.

5. Хоботковый.

6. Монро.

7. Галанта.

8. Бауэра.

9. Кернига.

2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:

1. К 2 мес.

2. К 4 мес.

3. К 6 мес.

4. К 8 мес.

3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:

1. 2-3 мес.

2. 4-6 мес.

3. 6-8 мес.

4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:

1. Узнаёт мать.

2. Отличает чужих от близких.

3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.

4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.

5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.

5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:

1. Громко смеётся.

2. Первая улыбка.

3. Улыбается в ответ на речь взрослого.

4. ”Комплекс оживления”.

6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:

1. Прислушивается.

2. Поворачивает голову на звук.

3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.

4. Отчётливое слуховое сосредоточение.

5. Различает тон, с которым к нему обращаются.

7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:

1. Хорошо держит голову 1-2 мин.

2. Переворачивается со спины на живот.

3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.

4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.

5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.

6. Стоит самостоятельно без опоры.

7. Ходит самостоятельно.

8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:

1. Удерживает игрушку двумя руками.

2. Ощущает свои руки.

3. Захватывает подвешенную игрушку.

4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

5. Свободно берёт игрушку из разных положений.

6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).

7. Надевает кольцо на пирамидку.

9. Укажите последовательность формирования первых навыков:

1. Сам берёт чашку и пьёт.

2. Берёт пищу губами с ложки.

3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.

5. Просится на горшок.

6. Самостоятельно ра?