Характеристика личности ребенка с отклонениями в развитии

Характеристика личности ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Общепринято
представление о личности как о социальном
образовании, формирующемся под влиянием
воспитания в конкретных условиях жизни.
Наиболее изученными в специальной
психологии являются особенности личности
ребенка, имеющего интеллектуальное
нарушение. Известно, что большую часть
контингента умственно отсталых учащихся
составляют дети, не имеющие родителей,
и дети из неполных и неблагополучных
семей. Такой ребенок фактически
оказывается лишенным полноценного
общения со своей семьей, что, безусловно,
неблагоприятно сказывается на формировании
его личности.

Поздняя диагностика,
недостаточная сеть специальных дошкольных
учреждений наряду с внутрисемейными
сложностями обусловливают далеко не
полное соответствие применяемых средств
обучения и воспитания возможностям
умственно отсталых учащихся. Это также
отрицательно сказывается на вхождении
ребенка в соответствующие социальные
группы и на последующем взаимодействии
его со взрослыми и сверстниками.

Личность человека
— продукт общественно-исторического
развития. Она формируется в процессе
многообразных взаимодействий с окружающей
средой. В силу интеллектуальной неполной
ценности личность умственно отсталого
ребенка проходит своя становление в
своеобразных условиях, что обнаруживается
в различных аспектах.

Личность детей с
проблемами в развитии наиболее уязвима
и подвержена влияниям окружающей среды,
тк.к особенности психического развития
сказываются на условиях их развития
жизни, обучения, воспитания. Нарушения
личности не носят однозначного характера.
Это может проявляться в изменении
структуры мотивов поведения, в нарушении
самооценки, и уровня притязаний, нарушении
общения, самоконтроля и саморегуляции.
Самым ярким нарушением личности является
нарушение подконтрольности, критичности
поведения. Нарушение критичности может
выступать в структуре различных процессов
( мышления, восприятия), может выразиться
в неправильной оценке себя, своих
действий. Критичность образует вершину
личностных качеств человека. Некритичность
означает нарушение деятельности в
целом. У детей с повреждением лобных
долей в силу отсутствия стойкого
отношения к результату своей деятельности
не возникает критического отношения к
себе, отсутствует коррекция внутренних
действий, не формируются профессиональные
навыки. Отсутствует мотивация
целенаправленных действий, поступков.
Они внушаемы, подчиняемы, их поведение
в любой момент может стать асоциальным.

Формирование
эмоций

важнейшее условие становления личности
человека.
Проявление
эмоций у умственно отсталого ребенка
зависит от его возраста, от глубины и
качественного своеобразия структуры
дефекта (принадлежности к определенному
клиническому варианту олигофрении) и,
конечно, от социальной среды, в которой
он находится.
Дети
дошкольного возраста отзывчивы на
похвалу, одобрение, порицание. Различают
ласковую и недовольную инто­нации.
Они не могут выражать свои эмоции
вербально. Свое отно­шение к человеку
они выявляют прикосновением к нему,
улыб­кой, заглядыванием в лицо.

Некоторые дети при этом произносят
отдельные звукосочетания или простые,
не всегда правильно зву­чащие слова
типа «мама», «любу».

Дети
с видимым
удовольствием играют со

взрослым в прими­тивные игры, сопровождая
их в какой-то мере звукоподражанием или
«детскими» словами. Например, ребенок
производит стерео­типные действия,
возит машинку взад и вперед, радостно
смеет­ся, произнося одно и то же
«би-би».

Старшие
дошкольники более адекватно понимают
окружаю­щую их обстановку. Они лучше,
чем дети младшего дошкольного возраста,
владеют речью и могут не только выразить
свои эмоции криком или поведением, но
и сказать, что им нравится или не нравится,
пользуясь словом, объяснить, что они
хотят получить ту или иную привлекательную
для них игрушку. Эти дети
с удо­вольствием слушают выразительно
читаемые или рассказываемые доступные
для их понимания простейшие тексты,

включающие эмоционально окрашенные
компоненты.
Мимикой, жестами и словесными реакциями
они выражают сочувствие добрым героям
и отрицательное отношение к их обидчикам.

В понятной для них ситуации дошкольники
способны к сопереживанию, к эмоцио­нальному
отклику на обстоятельства, в которых
оказался другой человек. Как правило,
дети проявляют отчетливо выраженное
по­ложительное отношение к своим
родным и близким. Они любят
своих родителей и воспитателей

и обнаруживают это со всей оче­видностью.

В
зависимости от клинического варианта
дефекта дошкольни­ки ведут себя
по-разному, проявляя свои эмоции.
Возбудимые
дети

берут игрушку и тут же ее бросают.
Движения у них быстрые, речевое
сопровождение громкое,
эмоциональные реакции неус­тойчивы
и поверхностны. Проявления гнева, обиды,
радости вы­ражаются бурно, импульсивно
и не контролируются детьми.

Заторможенные
умственно

отсталые дошкольники действуют вяло,
нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными,
хотя их переживания нередко
бывают устойчивыми и достаточно
глубо­кими.

Дети
с сохранным поведением
эмоционально
несколько более устойчивы, хотя их
поведение и переживания отражают слабое
осознание окружающей обстановки.

И в
более старшем — школьном — возрасте
эмоциональная сфера умственно отсталых
детей, особенно в младших классах,
характеризуется незрелостью и
недоразвитием. Дети склонны к полярным,
лишенным тонких оттенков эмоциям. Их
эмоции по­верхностны,
неустойчивы, подвержены
быстрым
и нередко рез­ким изменениям. У
некоторых умственно отсталых школьников
наблюдается затянутость,
инертность эмоциональных реакций,

часто имеющих ярко
выраженный эгоцентрический характер.

Не всегда возникающие у ребенка эмоции
адекватны оказываемым на него внешним
воздействиям. Учащиеся вспомогательной
шко­лы весьма
слабо контролируют
свои
эмоциональные проявления, а часто и не
пытаются этого делать.

Вместе
с тем необходимо отметить, что учащиеся
даже млад­ших классов не
остаются равнодушными

при прослушивании до­ступных для их
понимания текстов, включающих эмоционально
окрашенные компоненты, а в своих
пересказах не пропускают их, акцентируют
на них внимание, воспроизводят с большей
выразительностью и правильностью, чем
другие части восприня­того.

Умственно
отсталый ребенок, а тем более подросток,
оказав­шись в доступной его пониманию
ситуации, способен
к сопере­живанию,

к эмоциональному отклику на переживания
другого человека и стремится
оказать ему ту или иную помощь.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка оценка физического развития

Развитие эмоциональной
сферы умственно отсталых школьни­ков
в большой мере определяется внешними
условиями, важней­шими из которых
являются специальное обучение и
правильная организация всей жизни
детей. Присущие этим ученикам импуль­сивные
проявления обиды, злости, радости и т.п.
постепенно сгла­живаются под
воздействием обучения и воспитания. У
детей появляется осмысливание своих
действий и поступков, формируются
положительные привычки и правильное
бытовое поведение, не­обходимые для
их успешной социальной адаптации.

Существенные
трудности вызывает у умственно отсталых
уча­щихся, особенно младших лет
обучения, понимание эмоциональ­ных
состояний изображенных на картине
персонажей. Так, школь­ники недостаточно
соотносят движения и жесты персонажей
кар­тины с внутренним состоянием,
передаваемым этими движения­ми. Дети
допускают неточности, а иногда и искажения
при толко­вании мимики персонажей,
неправильно определяют сложные
пе­реживания, сводя их к более простым
(Э.А. Евлахова).

Сложные эмоции
социально-нравственного характера,
тонкие оттенки чувств остаются
недоступными пониманию многих выпускников
специальных школ. Но и часто переживаемые
ими и окружающими их людьми состояния
радости, обиды почти все ученики правильно
понимают и называют.

Учебная
деятельность предъявляет к ребенку
определенные требования, а ее осуществление
связано с переживанием им раз­личных
эмоций. На первых годах пребывания в
условиях школьного обу­чения (I
—III
классы) у учащихся прослеживается
тенденция к эмоциональной дезадаптированности,
что является следствием не­достаточной
личностной и эмоциональной готовности
этой кате­гории аномальных детей к
началу обучения. В старших классах
мно­гие подростки успешно социально
адаптируются, что сказывает­ся в их
поведении и в школе, и в семье. Они
трудятся в коллективе сверстников,
живут в семьях, заботясь о своих близких,
сопере­живая с ними те или иные события;
хотя и не очень глубоко и четко, но
адекватно понимают свои чувства и
чувства окружаю­щих их людей,
устанавливают определенные отношения
и кон­такты, в основном правильно
ведут себя в коллективе. Все это
свидетельствует о том, что в эмоциональном
развитии умственно отсталых учеников
в процессе специального школьного
обучения происходят определенные
положительные сдвиги.

Волевая
сфера
умственно
отсталых дошкольников находится на
самых начальных этапах развития. Ее
становление непосред­ственно связано
с появлением речи, которая позволяет
ребенку понять необходимость того или
иного способа действия. Однако формирование
произвольной регуляции поведения
умственно от­сталого ребенка затруднено.
Дошкольники-олигофрены не могут
контролировать свои поступки, желания.
Большинство из них не способны подчинить
свое поведение требованиям, которые

Предъявляют им
родители, воспитатели, детский коллектив.
Действия детей нередко носят импульсивный
характер, а их поведе­ние часто не
соответствует общепринятым правилам
и нормам.

Для умственно
отсталых младших школьников также
характер­ны нарушения поведения. Им
свойственны безынициативность,
несамостоятельность, слабость внутренних
побуждений, внушае­мость, сниженная
мотивация, причем не только в учебной,
но даже в игровой и трудовой деятельности.
Их ставит в затрудни­тельное положение
любое препятствие или неудача, они не
могут противостоять возникающим
желаниям. Однако дети способны проявить
волевое усилие в тех случаях, когда
знают, как надо действовать, и испытывают
потребность в этом действии. Тогда из
вялых, безынициативных детей они
превращаются в настойчи­вых, безудержных.
Такие резкие контрасты в проявлении
воли есть результат незрелости личности
школьников-олигофренов.

Обучение в
специальной школе приводит к существенным
сдви­гам в развитии у умственно
отсталых детей волевой регуляции
поведения: появляется умение сдерживать
свои импульсивные ре­акции и подчинять
их требованиям ситуации.

Волевая активность,
формирующаяся под воздействием
кор-рекционно-направленного обучения,
в значительной мере спо­собствует
умственному, речевому и в целом личностному
разви­тию этой категории детей.
Повышается объем внимания, его
ус­тойчивость; увеличивается объем
памяти, возрастает ее продук­тивность.
В свою очередь развитие мышления, речи,
памяти сти­мулирует формирование
волевых качеств личности
школьников-олигофренов. От младшего к
старшему школьному возрасту у ум­ственно
отсталых учащихся отмечается развитие
произвольных психических процессов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

2.2 Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии

Типология психологических портретов родителей

Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Переживания, которые испытывают родители детей с психофизическими недостатками, влияют на их самосознание, эмоциональную и когнитивную системы. Эмоциональная система человека является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы функционирования человеческого организма. В процессе своей жизнедеятельности человеческий организм постоянно испытывает потребность в поддержании активных стенических состояний. Эти потребности нормально развивающегося организма обеспечиваются постоянным эмоциональным тонизированием, как внешним, так и внутренним.

Степень оптимального уровня эмоционального тонизирования положительными эмоциями для лиц с разными типами реагирования на стресс различна и дифференцируется в зависимости от присущих им характеристик.

Таким образом, лица с сильным типом реагирования на стресс характеризуются динамично протекающим процессом возбуждения. В силу характерных особенностей стеничности нервной системы их потребность в позитивном эмоциональном тонизировании невелика. Напротив, лицам со слабым типом реагирования на стресс присуща динамичность протекания процессов торможения. Свидетельством этому служит высокий уровень эмоциональной лабильности и быстрой пресыщаемости, которые проявляются на наиболее энергоемком корковом уровне. При смешанном типе реакций на стресс чередуются характеристики первых двух типов нервной деятельности.

Психологическое исследование семей воспитывающих детей с нарушениями психофизического развития, позволило обобщить основные характерологические черты исследуемой категории родителей и выделить группы лиц со сходными типологическими особенностями.

Читайте также:  Индивидуальная психологическая карта развития ребенка дошкольника по фгос

Первая группа родителей представлена лицами, имеющими смешанный тип реагирования, сочетающий как гипо- так и гиперстенические свойства. Для этих родителей характерно «перекрытие каналов поведенческого и невротического отреагирования проблем».

У родителей первой группы проявляется предрасположенность к высокой нормативности поведения и сдержанности в проявлении эмоций. Этим родителям свойственно внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы, что сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. Именно последняя характеристика и послужила причиной названия обследуемой группы — психосоматичные. Однако численность этой категории родителей обычно составляет от 60 до 80% лиц.

Одной из главных отличительных характеристик родителей этой группы является очень низкий процент лиц с акцентуированными личностными чертами по сравнению с составом второй и третьей групп.

Вторая группа родителей характеризуется гипостеническим типом реагирования.

Родители с тревожно-сензитивными личностными тенденциями получили название невротичные. Эта группа родителей занимает второе место по числу акцентуированных лиц — 6,3%.
У невротичных родителей эмоциональная реакция на стресс, вызванный рождением больного ребенка, проявляется повышенной тревожностью, различными страхами, глубокой депрессией (гипостенический тип реагирования). Эти особенности родителей в их взаимодействии с больным ребенком приобретают характер подчинения сложившимся обстоятельствам. Часто это проявляется в виде педагогической некомпетентности, воспитательской неумелости, а в отдельных случаях отторжениям самого ребенка, вызывающего стресс. Фрустрирующая ситуация для этих родителей постепенно приобретает непреодолимый характер. Родители третьей группы, имеющие стенический тип реагирования с тенденцией к асоциальным формам взаимодействия, были названы авторитарными.
В этой группе самый высокой процент акцентуированных лиц — 7,5%. Родители с импульсивно-инертными чертами (авторитарный тип) характеризуются тенденцией к резистентности и усиленной сопротивляемости к фрустрирующему воздействию сложившихся обстоятельств, в крайнем случае проявляется тенденция к обособленности позиции.

Психологические портреты родителей

Портрет родителя авторитарного (импульсивно-инертного) типа

Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). К родителям авторитарного типа относим две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Это значительно оптимизирует их состояние.
Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь. Такие родители направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Авторитарные родители создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти родители упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом. Отрицательные свойства этой категории родителей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, в отсутствии контроля за импульсивностью собственных поступков, в склонности к участию в ссорах и скандалах, в откровенном противопоставлении себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, не принявшим их ребенка).

В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям. Другая часть этой категории родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными», — считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

Портрет родителя нервотичного (тревожно-сензитивного) типа

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние. Родители невротичного типа оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать: «А нам никто не говорил о том, что нужно заниматься с ним. Мы ничего и не знали!» Практически во всем эти родители следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Они не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной родительской педагогической несостоятельности. Часть родителей, относящихся к этой группе, стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего. В плане воспитания эти родители также часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера. Родители тревожно-сензитивного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Часто встречается и другая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье аномального ребенка. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения. Такие матери воспринимают все в трагических красках, себя — чаще всего как несостоявшегося, не сумевшего реализоваться в детях, в семье, в профессии человека, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Читайте также:  В процессе развития ребенка сначала

Портрет родителя психосоматичного типа

Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри.

Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случаях они сами становятся таковыми для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Некоторые матери данного типа, приобретая дефектологическое образование, становятся высокопрофессиональными специалистами и успешно оказывают помощь не только своим детям, но и чужим. Выделенные особенности родителей являются основополагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку.

Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 84411
Количество таблиц: 5
Количество изображений: 0

… o  психологическая и педагогическая помощь. 3.  Материальную помощь. 16% Как показали данные исследования родители, воспитывающие ребенка- инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима социально-педагогическая поддержка. 2.4 Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды Нельзя изучать ребёнка с ограниченными …

… приступать к поиску посредников – психотерапевтических произведений, важно отдавать себе отчет в том, что книг и фильмов, оказывающих противоположный, антитерапевтический и суицидальный эффект, существует сегодня огромное количество. 4. Девиантное поведение детей и подростков из неблагополучных семей как предмет исследования   4.1 Диагностика девиантного поведения среди детей и подростков …

… базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха. 2. Экспериментальное исследование проблемы влияния стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми 2.1 Исследование стилей семейного воспитания С целью исследования стилей семейного …

… Помощь и Соц. педа- деятельности с психологом школы взаимодействие в проведение диагностики, коррекции, консультирования гог Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала следующие результаты.   Результаты сравнительного исследования уровня тревожности Имя ребенка Первичная диагностика Вторичная диагностика Евгений Е. …

Источник