Характеристика этапа развития ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.
Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.
Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее:
- Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
- Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
- Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
- Мотивация достижения становится доминирующей.
- Происходит смена референтной группы.
- Происходит смена распорядка дня.
- Укрепляется новая внутренняя позиция.
- Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Физиологические особенности младших школьников
С физиологической точки зрения младший школьный возраст — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, поэтому младшие школьники часто бывают непоседливы.
Основные новообразования младшего школьного возраста
— произвольность
— внутренний план действия
— рефлексия
Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.
Появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников, обусловлено выполнением требований, предъявляемых школьнику учебной деятельностью.
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Ирина Базан
Литература:
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. Возрастная психология.
В.В. Давыдов. Возрастная и педагогическая психология.
Л.Ц. Кагермазова. Возрастная психология.
О.Б. Дарвиш. Возрастная психология.
Интересные статьи на сайте
Источник
Младший
школьный возраст не всегда являлся
особым этапом развития ребенка. Было
время, когда дети не посещали школы и
развивались в существенно других
условиях жизни. Вспомним некрасовского
«Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте,
когда «шестой миновал», везет дрова из
леса, уверенно управляя лошадью. В наше
время подавляющее большинство детей в
возрасте шести лет становятся школьниками
[22].
Младший
школьный возраст—период впитывания,
накопления, период усвоения. Успешному
выполнению этой важной функции
благоприятствуют характерные особенности
детей этого возраста: доверчивое
подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, внимательность, наивно
игровое отношение ко многому из того,
с чем они сталкиваются [5].
Включение в учебную
деятельность связано с новым типом
отношений ребенка, как в семье, так и в
школе. Дома, с одной стороны, к его жизни,
его занятиям более уважительное
отношение, чем к дошкольным играм.
Одновременно к нему предъявляются более
строгие требования. В школе главное
лицо — это учитель. От него исходят все
основные требования. Отношения с учителем
совсем не похожи на отношения с родителями
и с воспитателем детского сада. Первое
время учитель для ребенка — чужой человек,
и малыш невольно испытывает страх,
робость перед ним. Отношения с другими
учениками тоже вначале не так просты:
нет знакомых детей, нет друзей, с которыми
ребенок привык общаться. Не все дети
легко проходят период адаптации к
школьной жизни.
В
возрасте семи-одиннадцати лет ребенок
начинает понимать, что он представляет
собой некую индивидуальность, которая,
безусловно, подвергается социальным
воздействиям. Он знает, что он
обязан
учиться
и
в процессе учения
изменять
себя, присваивая коллективные знаки
(речь,
цифры, ноты и др.),
коллективные
понятия, знания и идеи,
которые
существуют в обществе. В то же время он
знает, что
отличается
от других
и
переживает
свою
уникальность, свою «самость»,
стремясь
утвердить себя среди взрослых и
сверстников [11].
Умение
объяснить свои действия, аргументировать
их, найти и исправить ошибки, лежат в
основе рефлексии — способности к
объективному анализу собственного
поведения в соответствии с требованиями
деятельности
Основные
новообразования младшего школьника
[11]:
1. личностная
рефлексия;
2. интеллектуальная
рефлексия.
Личностная
рефлексия.
У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает
формироваться стремление на все иметь
свою точку зрения. У них также появляются
суждения о собственной социальной
значимости — самооценка. Она складывается
благодаря развитию самосознания и
обратной связи с теми из окружающих,
чьим мнением они дорожат. Высокая оценка
обычно бывает у детей в том случае, если
родители относятся к ним с заинтересованностью,
теплотой и любовью. Младший
школьный возраст — завершение развития
самосознания.
Рефлексия
интеллектуальная — имеется
в виду рефлексия в плане мышления. В
школьные годы способность хранить и
извлекать информацию из памяти
совершенствуется, развивается метапамять.
Дети не только лучше запоминают, но и
способны размышлять о том, как они это
делают.
Умственное
развитие — 7
— 11 лет — третий период умственного
развития по Пиаже — период конкретных
мыслительных операций. Мышление ребенка
ограничено проблемами, касающимися
конкретных реальных объектов. Эгоцентризм,
присущий мышлению дошкольника, постепенно
убывает, чему способствуют совместные
игры, но не исчезает полностью. Конкретно
мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя
результат [11].
Отношения
со взрослыми — На
поведение и развитие детей влияет стиль
руководства со стороны взрослых:
авторитарный, демократический или
попустительский (анархический). Дети
лучше чувствуют себя и успешнее
развиваются в условиях демократического
руководства.
Отношения
со сверстниками — начиная
с шестилетнего возраста, дети все больше
проводят времени со сверстниками, причем
почти всегда одного с ними пола. Популярные
дети обычно хорошо адаптируются,
чувствуют себя среди сверстников
комфортно и, как правило, способны к
сотрудничеству.
Игра
— по-прежнему
много времени дети уделяют игре. В ней
развиваются чувства сотрудничества и
соперничества, приобретают личностный
смысл такие понятия, как справедливость
и несправедливость, предубеждение,
равенство, лидерство, подчинение,
преданность, предательство. Игра
принимает социальную окраску: дети
выдумывают тайные общества, клубы,
секретные карты, шифры, пароли и особые
ритуалы.
Эмоциональное
развитие
– с момента, когда ребенок пошел в школу,
его эмоциональное развитие больше, чем
раньше, зависит от того опыта, который
он приобретает вне дома. Страхи ребенка
отражают восприятие окружающего мира,
рамки которого теперь расширяются.
Необъяснимые и вымышленные страхи
прошлых лет сменяются другими, более
осознанными: уроки, уколы, природные
явления, отношения между сверстниками.
Время от времени у детей школьного
возраста появляется нежелание идти в
школу. Симптомы (головная боль, колики
в желудке, рвота, головокружение) широко
известны. Это не симуляция, и в таких
случаях важно как можно быстрее выяснить
причину. Это может быть страх перед
неудачей, боязнь критики со стороны
учителей, боязнь быть отвергнутым
родителями или сверстниками. В таких
случаях помогает дружески-настойчивая
заинтересованность родителей в посещении
ребенком школы [19].
Выделяя характерные
особенности детей данного возраста, мы
должны в то же время отметить, что дети
разные. Фактически в классе невозможно
найти двух совершенно одинаковых
учеников. Обучаемые отличаются друг от
друга не только разным уровнем
подготовленности к усвоению знаний.
Каждый из них обладает более устойчивыми
индивидуальными особенностями, которые
не могут (да и не должны) быть ликвидированы
при всем старании преподавателя.
Индивидуальные
различия касаются и познавательной
сферы: одни имеют зрительный тип памяти,
другие — слуховой, третьи —
зрительно-двигательный и т.д. У одних
наглядно-образное мышление, а у других
— абстрактно-логическое. Это означает,
что одним легче воспринимать материал
с помощью зрения, другим — на слух; одним
требуется конкретное представление
материала, а другим — схематическое и
т.д.
Пренебрежение
индивидуальными особенностями учащихся
при обучении ведет к возникновению у
них различного рода трудностей, осложняет
путь достижения поставленных целей
[18].
Младший
школьный возраст называют вершиной
детства. Ребенок сохраняет много детских
качеств — легкомыслие, наивность, взгляд
на взрослого снизу вверх. Но он уже
начинает утрачивать детскую
непосредственность в поведении, у него
появляется другая логика мышления [8].
Известный
детский педиатр Бенджамин Спок пишет:
«После 6 лет ребенок продолжает глубоко
любить своих родителей, но старается
этого не показывать. Ему не нравится,
когда его целуют, по крайней мере при
других людях. Ребенок холодно относится
к другим людям, кроме тех, кого он считает
«замечательными людьми». Он не хочет,
чтобы его любили как собственность или
как «очаровательное дитя». Он приобретает
чувство собственного достоинства и
хочет, чтобы его уважали. Стремясь
избавиться от родительской зависимости,
он все чаще обращается за идеями и
знаниями к взрослым людям вне семьи
которым он доверяет… То, чему учили его
родители не забыто, более того, их
принципы добра и зла засели так глубоко
в его душе, что он считает их своими
идеями. Но он сердится, когда родители
напоминают ему, что он должен делать,
так как сам знает и хочет, чтобы его
считали сознательным» [36].
Однако нужно
учитывать, что возросшая физическая
выносливость, повышение работоспособности
носят относительный характер, и в целом
для детей остается характерной высокая
утомляемость.
Их
работоспособность обычно резко падает
через 25-30 мин урока и после второго
урока. Дети очень утомляются в случае
посещения группы продленного дня, а
также при повышенной эмоциональной
насыщенности уроков и мероприятий
[21].
Социальные
мотивы учения. Среди разнообразных
социальных мотивов учения главное место
занимает мотив получения высоких
отметок. Высокие отметки для маленького
ученика — источник других поощрений,
залог его эмоционального благополучия,
предмет гордости. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят и учитель, и родители,
его ставят в пример другим детям, высокие
отметки и прочие оценки обеспечивают
соответствующий статус.
Другие
широкие социальные мотивы учения —
долг, ответственность, необходимость
получить образование («быть грамотным»,
как говорят дети). Но эти мотивы остаются
только «знаемыми», по выражению А.Н.
Леонтьева.
Абстрактное
для него понятие долга или далекая
перспектива продолжить образование в
вузе непосредственно побуждать его к
учебной работе не могут. Отметка —
реально действующий мотив; чтобы получить
высокую отметку или похвалу, ребенок
готов немедленно сесть заниматься и
старательно выполнить все задание.
Познавательная
мотивация. Развитая познавательная
мотивация, обеспечивающая интерес к
изучению какого-либо учебного предмета
в начальных классах встречается редко.
Большинству младших школьников присущи
познавательные интересы не слишком
высокого уровня.
Если
ребенок в процессе обучения начинает
радоваться тому, что он что-то узнал,
понял, чему-то научился, — значит, у него
развивается мотивация, адекватная
структуре учебной деятельности. К
сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих
учебно-познавательные мотивы.
Многие
отстающие в учении школьники проявляют
интерес чаще всего к наиболее легким,
неосновным дисциплинам, иногда — только
к одной, скажем, к физкультуре или пению.
Трудные, малопонятные учебные предметы,
связанные с постоянно низкими оценками
— русский язык и математика, — редко
вызывают познавательный интерес. Но и
эти интересы менее содержательны, чем
у хорошо успевающих детей. Неуспевающие
ученики ориентируются на процесс
выполнения отдельных, частных действий
и на протяжении всех лет обучения в
начальной школе сохраняют склонность
к облегченной учебной работе, механическому
копированию действий учителя, следованию
его указаниям.
Мотивация
достижения успехов. Младший школьный
возраст можно рассматривать как период
возникновения и закрепления очень
важной личностной характеристики
ребенка, которая, становясь достаточно
устойчивой, определяет его успехи в
различных видах деятельности. В младшем
школьном возрасте складываются
предпосылки для оформления мотивации
достижения успехов. Мотивация достижения
включает два разных мотива: мотив
достижения успехов и мотив избегания
неудачи.
Младший
школьный возраст является классическим
временем оформления моральных идей и
правил. Конечно, значительный вклад в
моральный мир ребенка несет с собой и
раннее детство, но печать «правил» и
«законов», подлежащих исполнению, идея
«нормы», «долга» — все это типичные черты
моральной психологии определяются и
оформляются как раз в младшем школьном
возрасте [7].
Таким образом, младший школьный возраст
— очень благоприятное время для усвоения
многих моральных норм. Дети очень хотят
выполнять эти нормы, что при правильной
организации воспитания способствует
формированию у них положительных
нравственных качеств.
На основании вышеизложенного можем
сделать вывод о том, что эмпатия — это
глубокое и безошибочное восприятие
внутреннего мира другого человека, его
скрытых эмоций и смысловых оттенков,
эмоциональное созвучие с его переживаниями,
использование всей глубины понимания
этого человека не в своих, а в его
интересах.
Учеными выделено три уровня эмпатии:
1-й уровень эмпатии — самый низкий,
это слепота к чувствам и мыслям других.
2-й уровень эмпатии — эпизодическая
слепота к чувствам и мыслям других,
встречается чаще всего.
3-й уровень эмпатии — самый высокий.
Это постоянное, глубокое и точное
понимание другого человека, мысленное
воссоздание его переживаний, ощущение
их как собственных, глубокий такт,
облегчающий осознание человеком своих
проблем и принятие правильных решений
без всякого навязывания своего мнения
или своих интересов.
Развивать чувство эмпатии необходимо
с ранних лет жизни ребёнка, так как
чувство эмпатии помогает ребёнку
понимать, сочувствовать, переживать за
тех, кто находится рядом с ним, быть
добрым по отношению к окружающему миру.
Наиболее удачным для развития эмпатийного
отношения считается младший школьный
возраст, когда происходит
функциональное совершенствование мозга
– развивается аналитико-систематическая
функция коры; постепенно изменяется
соотношение процессов возбуждения и
торможения: процесс торможения становится
все более сильным, хотя по-прежнему
преобладает процесс возбуждения, и
младшие школьники в высокой степени
возбудимы и импульсивны.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Общая
характеристика младшего школьного
возраста
Вопросы
для обсуждения:
1.Особенности
психического развития младшего школьника
(основные тенденции).
2.Кризис
7 лет (симптомы и значение)
3.Социальная
ситуация развития.
4.Центральные
новообразования младшего школьного
возраста
5.Структура мотивации учебной
деятельности в младшем школьном возрасте.
6.Характеристика
учебных мотивов.
7.Проблема
формирования и поддержания учебной
мотивации
8. Развитие познавательной
сферы младшего школьника (внимания,
памяти, мышления)
Практическое
задание:
Пользуясь
интернетом, подберите психолого-педагогические
рекомендации по формированию познавательной
мотивации учебной деятельности младших
школьников
Глава 1. Общая характеристика возраста
§ 1. Особенности психического развития
Начало
младшего школьного возраста определяется
моментом поступления ребенка в школу.
В последние годы в связи с переходом к
обучению с 6 лет и введением четырехлетней
начальной школы нижняя граница данного
возрастного этапа переместилась и
многие дети становятся школьниками
начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6.
Соответственно границы младшего
школьного возраста, совпадающие с
периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с
6-7 до 9-10 лет.
В
этот период происходит дальнейшее
физическое и психофизиологическое
развитие ребенка, обеспечивающее
возможность систематического обучения
в школе. Прежде всего совершенствуется
работа головного мозга и нервной системы.
По данным физиологов, к 7 годам кора
больших полушарий является уже в
значительной степени зрелой. Однако
наиболее важные, специфически человеческие
отделы головного мозга, отвечающие за
программирование, регуляцию и контроль
сложных форм психической деятельности,
у детей этого возраста еще не завершили
своего формирования (развитие лобных
отделов мозга заканчивается лишь к 12
годам), вследствие чего регулирующее и
тормозящее влияние коры на подкорковые
структуры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции
коры проявляется в свойственных детям
данного возраста особенностях поведения,
организации деятельности и эмоциональной
сферы: младшие школьники легко отвлекаются,
не способны к длительному сосредоточению,
возбудимы, эмоциональны.
Начало
школьного обучения практически совпадает
с периодом второго физиологического
криза, приходящегося на возраст 7 лет в
организме ребенка происходит резкий
эндокринный сдвиг, сопро-.рждаемый
бурным ростом тела, увеличением внутренних
органов, вегетативной перестройкой).
Это означает, что кардинальное изменение
в
системе социальных отношений и
деятельности ребенка совпадает с
периодом
перестройки всех систем и функций
организма, что требует большого напряжения
и мобилизации его резервов.
Однако,
несмотря на отмечаемые в это время
определенные осложнения, сопровождающие
физиологическую перестройку (повышенная
утомляемость, нервно-психическая
ранимость ребенка), физиологический
криз не столько отягощает, сколько,
напротив, способствует более успешной
адаптации ребенка к новым условиям. Это
объясняется тем, что происходящие
физиологические изменения отвечают
повышенным требованиям новой ситуации.
Более того, для отстающих в общем развитии
по причинам педагогической запущенности
этот криз является последним сроком,
когда еще можно догнать сверстников
(Петрунек В. П., Таран Л. Н., 1981).
В
младшем школьном возрасте отмечается
неравномерность психофизиологического
развития у разных детей. Сохраняются и
различия в темпах развития мальчиков
и девочек: девочки по-прежнему опережают
мальчиков. Указывая на это, некоторые
авторы приходят к выводу, что фактически
в младших классах «за одной и той же
партой сидят дети разного возраста: в
среднем мальчики моложе девочек на
год-полтора, хотя это различие и не в
календарном возрасте» (Хрип-кова А. Г.,
Колесов Д. В., 1982, с. 35).
Переход
к систематическому обучению предъявляет
высокие требования к умственной
работоспособности детей, которая у
младших школьников еще неустойчива,
сопротивляемость утомлению низкая. И
хотя на протяжении возраста эти параметры
повышаются, в целом продуктивность и
качество работы младших школьников
примерно наполовину ниже, чем
соответствующие показатели старшеклассников.
Начало
обучения в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. Он становится «общественным»
субъектом и имеет теперь социально
значимые обязанности, выполнение которых
получает общественную оценку. Вся
система жизненных отношений ребенка
перестраивается и во многом определяется
тем,
насколько успешно он справляется с
новыми требованиями.
Ведущей
в младшем школьном возрасте становится
учебная деятельность. Она определяет
важнейшие изменения, происходящие в
развитии психики детей на данном
возрастном этапе. В рамках учебной
деятсльности складываются психологические
новообразования, характеризующие
наиболее значимые достижения в развитии
младших школьников и являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие
на следующем возрастном этапе.
Переход
к систематическому обучению создает
условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к
овладению новыми знаниями и уме.
пнями.
Младший
школьный возраст является периодом
интенсивного развития и качественного
преобразования познавательных процессов:
они начинают приобретать опосредствованный
характер и становятся осознанными и
произвольными. Ребенок постепенно
овладевает своими психическими
процессами, учится управлять вниманием,
памятью, мышлением.
Согласно
Л. С.
Выготскому, с
началом школьного обучения мышление
выдвигается
в центр сознательной деятельности
ребенка. Развитие словесно-логического,
рассуждающего мышления, происходящее
в ходе усвоения научных знаний,
перестраивает и все другие познавательные
процессы: «память в этом возрасте
становится мыслящей, а восприятие —
думающим» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 56). Усвоение
в ходе учебной деятельности основ
теоретического сознания и мышления
ведет к возникновению и развитию таких
новых качественных образований, как
рефлексия, анализ; внутренний план
действий.
В
этот период качественно изменяется
способность к произвольной
регуляции поведения. Происходящая
в этом возрасте «утрата детской
непосредственности» (Л. С. Выготский)
характеризует новый уровень развития
мотивационно-потребностной сферы, что
позволяет ребенку действовать не
непосредственно, а руководствоваться
сознательными целями, социально
выработанными нормами, правилами и
способами поведения.
На
протяжении младшего школьного возраста
начинает складываться новый
тип отношений с окружающими людьми.
Безусловный
авторитет взрослого постепенно
утрачивается, все большее значение для
ребенка начинают приобретать сверстники,
возрастает роль детского сообщества.
4.
Таким образом, центральными
новообразованиями младшего школьного
возраста являются:
♦ качественно
новый уровень развития произвольной
регуляции поведения и деятельности;
♦ рефлексия,
анализ, внутренний план действий;
tразвитие
нового познавательного отношения к
действительности;
f
ориентация на группу сверстников.
Для
характеристики младшего школьного
возраста как качественно своеобразного
этапа детского развития представляют
интерес подходы зарубежных психологов
к пониманию сущности данного возраста,
его предназначения и возможностей.
Так,
согласно концепции Э.
Эриксона, возраст
6-12 лет рассматривается как период
передачи ребенку систематических знаний
и умений, обеспечивающих приобщение к
трудовой жизни и направленных на
развитие трудолюбия. В этом возрасте у
ребенка наиболее интенсивно развивается
(или, напротив, не развивается) способность
к овладению окружающей его средой. При
позитивном исходе этой стадии развития
у ребенка формируется переживание своей
умелости, при неудачном исходе — чувство
неполноценности и неспособности быть
наравне с другими людьми. Инициативность,
стремление активно действовать,
соревноваться, пробовать свои силы в
разных видах деятельности отмечаются
как характерные черты детей данного
возраста.
В
рамках классического психоаналитического
подхода возраст 6-10 лет считается
латентным периодом, когда сексуальное
развитие ребенка под давлением родителей
и общества временно приостанавливается
и он готов принять правила, предлагаемые
ему социумом. Подавление детской
сексуальности создает большие возможности
для дальнейшей социализации: получения
образования,
обучения
практическим навыкам, приобретения
опыта общения со сверстниками1.
Согласно
концепции Ж.
Пиаже, интеллектуальное
развитие ребенка 7-11 лет находится на
стадии конкретных операций. Это значит,
что в указанный период умственные
действия становятся обратимыми и
координированными. Приобретается
понятие сохранения для дискретных и
непрерывных величин. У ребенка возникает
способность преодолеть влияние
непосредственного восприятия и применить
логическое мышление к конкретным
ситуациям. Переход к конкретно-операциональному
мышлению влечет за собой существенную
пепР
стройку
всех психических процессов (восприятия,
памяти, вообрар ния, речи, воли), а также
сознания ребенка, его моральных суждений
способности к сотрудничеству с другими
людьми.
Таким
образом, младший школьный возраст
является этапом суще.
ственных изменений в психическом
развитии. Полноценное пр0.
живание ребенком данного возрастного
периода возможно лишь пр» определяющей
и активной роли взрослых (учителей,
родителей, воспитателей, психологов),
основной задачей которых является
создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации потенциальных
возможностей младших школьников с
учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник