Характеристика дошкольного этапа развития ребенка

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство — важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста.

Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является общение);

2) раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная деятельность, равно как и вербальное общение);

3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра);

4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра, которая объединяется с предметной деятельностью)

Ведущей деятельностью в раннем детстве становится предметно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение, зарождается самооценка. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. Появляется произвольная форма запоминания слов, способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету, развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей.

1

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми предложениями, но и сложными. В этом возрасте дошкольники начинают активно проявлять потребность в познавательном общении со взрослыми, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт взрослый передает ребенку в совместной с ним игре. Ребенок подражает взрослым, воспроизводя цепочку игровых эпизодов, отражая бытовые сюжеты.

Младшие дошкольники – это деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Детям исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада и в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально – эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то в возрасте 4 – 5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах: совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями. Также активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым. Развивается мышление ребенка, он способен устанавливать простейшие связи и отношения между объектами.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

2

Ребенок способен   анализировать объекты одновременно по 2 – 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он способен сравнить предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства.

У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность.

Также у детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но слезами и вспышками гнева реагируют на замечание или неодобрение, так как воспринимают замечания как личную обиду. Проявляется в этом возрасте и осознание своей половой принадлежности.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок пользуется сложными фразами и предложениями.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, так как это связано с их возрастающей физической выносливостью. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности

3

(потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, становится более устойчивым внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Речь продолжает совершенствоваться и за год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов по сравнению с предыдущим возрастом. У детей совершенствуется связная, монологическая речь и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, которые затем находят воплощение в детских играх, рассказах, рисунках и т. д.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты, дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Формируется поведение, опосредственное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и

4

положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого «Я сам» до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6 – 7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления.

Формируется достаточно устойчивая самооценка (представление о себе – «Кто я?» и оценка «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности).

К концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно – личностную форму. У детей углубляется интерес к

5

внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений со сверстниками. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, принимают его замечания, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В этом возрасте значительно расширяется игровой опыт детей.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему: Ребенок — Сюжетно-ролевая игра — Социальное окружение. Ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними. Взрослый человек является носителем определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В развитии игры выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение

6

логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Источник

Елизавета Спасова
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимающий по шкале физического развития ре-бенка период времени вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст включает в себя младенчество (до 1 года, преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и старший дошкольный (от 3 до 7лет) периоды жизни ребенка. Ведущую роль в развитии личности играет активность самого ребенка, проявляющаяся в различных видах его деятельности. Такими видами в дошкольном возрасте являются деятельность общения, предметная деятельность, игра, учение, элементарная трудовая деятельность [16].

Дошкольный возраст включает в себя первые семь лет жизни. В ходе данного возраста малыш обретает почти все из того, что остается с ним на долгое время, определяя его как индивидуальность и последующее умственное формирование. С точки зрения развития малыша как личности дошкольный этап допускается распределить на три части. Первая из них принадлежит к возрасту 3-4 года, и в основном сопряжена с укреплением психологической саморегуляции дошкольника. Вторая включает годы с 4 вплоть до 5 лет и относится к высоконравственной саморегуляции воспитанника, а третья принадлежит к возрасту примерно 6-7 лет и содержит развитие деловых индивидуальных качеств малыша [30].

В этот период формируется чувственный этап познания мира посред-ством деятельности в комплексе анализаторов, развития представлений, воображения, памяти, мышления, речи. Усиленно развивается логическое мышление, формированию чувственного этапа познания рождаются элементы абстрактных рассуждений. Мир в сознании дошкольника предстает таким, каким он его видит, иногда расценивая фантазию как реальность.

Дошкольный период развития является началом всестороннего развития и формирования личности. Это уникальный, единственный в своем роде возраст. В дошкольном детстве происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности. От пятилетнего ребенка до взрослого человека только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. Особенностью дошкольного периода жизни человека, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода [4].

В дошкольный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Постепенно развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для более высокого психического и личностного развития. Изменяется восприятие. У ребенка повышается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляет его основные свойства и признаки. Дети — дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли.Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, а запоминает непроизвольно. К концу дошкольногопериода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершен-ствование грамматического строя, появляется речевое мышление.

В дошкольном возрастезакладывается основание личности: складываются главные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Мотивационные принадлежат к интересам воспитанника, тем целям и задачам, которые он перед собою устанавливает, к его главным потребностям и мотивам действия. Инструментальные черты включают предпочитаемые дошкольником ресурсы свершения определенных целей, удовлетворения важных потребностей, а стилевые затрагивают характер, темперамент, методы действия.

Следовательно, весь период дошкольногодетства просматривается тен-денция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками — периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности [6].

В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрос-лых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращает-ся, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций, в системе общественных отношений [61].

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок по-лучает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится социально адаптироваться, поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его социальной адаптации, относят потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п., эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и психолого-педагогические особенности.

Дошкольный возраст с полным правом можно считать начальным периодом развития социального капитала. Рассматривать его следует в нескольких направлениях (О. И. Кокорева). Первое направление — формирование социально-нравственных представлений, лежащих в основе общественного поведения человека. Предпосылками их формирования выступают происходящие в дошкольном возрастеизменения в личностном развитии ребенка: ориентировка поведения на принятые в обществе нравственные нормы; возникновение внутренних этических инстанций — принятых субъектом социальных требований, непосредственно слитых с соответствующими эмоциональными переживаниями; формирование образа Я и образа мира; появление опосредованной мотивации поведения; развитие произвольности.

Второе направление — внутренние этические инстанции, возникающие с постепенным отделением поведения ребенка от поведения взрослых, становлением у него способности действовать самостоятельно, без постоянной помощи со стороны родителей. В своем развитом виде они могут либо выражаться в нравственных убеждениях, то есть в мотивирующих поведение знаниях, либо оставаться на уровне нравственных чувств — непосредственного переживания того, что хорошо и что плохо [4].

Третье направление развития социального капитала в дошкольном дет-стве — приобретение ребенком собственного опыта социально-нравственной деятельности. Это представления, сформированные в ходе восприятия явлений окружающего мира и своих эмпирических обобщений ситуаций социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоенные способы действий и поведения; опыт отношений с социальным миром, имеющий для ребенка ценностный смысл. Формирующиеся в ходе взаимодействия с другими людьми социальные отношения строятся, согласно нравственным нормам, в форме долженствования определенной модели поведения.

Социальный капитал проявляется в умениях ребенка реализовывать социально-нравственные представления в действиях, участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности, а также во владении способами проявления сочувствия, сопереживания. Он развивается на основе обобщения опыта взаимодействия в различных видах детской деятельности и, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, потенциально несущей в себе начала диалектики общественных отношений, формы социальных связей и ситуаций. Нормативные правила поведения в игре воспринимаются детьми как объективно должные, добровольно принятые и обязательные, их усвоение происходит в эмоционально привлекательных условиях [15].

Исследователь считает, что становление первоначальных основ социального капитала в дошкольном детстве происходит в единстве двух взаимосвязанных процессов — непосредственного и опосредованного развития. Непосредственное развитие осуществляется в ходе личностного роста детей, их социализации, свободного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, то есть спонтанно приобретаемого опыта. Опосредованное развитие совершается в процессе целенаправленного воспитания в семье и дошкольном учреждении, которые являются первыми в жизни человека формами существования структурного социального капитал. Вкладывая ценностный смысл в свое поведение в семье, ребенок приобщается к семейным ценностям, овладевает ими на субъектном уровне, инте-риоризирует их. Педагог дошкольного учреждения играет важную роль в реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к цен-ностям, выступая посредником между ребенком и социальным миром, организуя различные виды совместной детской деятельности, используя специальные педагогические средства, в том числе педагогическое общение, обращенное к эмоциональной сфере детей.

По мнению О. А. Шаграевой, основной спецификой этого периода яв-ляется изменение социальных условий (социальная ситуация развития, в ко-торых живет ребенок. Ребенок делается более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, у него изменяется система отноше-ний, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок начинает переживать внутренний разлад между своими желаниями и потребностями быть, как большой и недостатком физических и психических возможностей соответст-вовать этому. Возникает кризисная ситуация. Разрешение возрастного кри-зиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и системе социальных связей, спо-собствующих личностному росту [58].

Самой выразительной особенностью дошкольников является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в так называемом кризисе трех лет, когда ребенок, порою неожиданно для взрослых, заявляет свои права на самостоятельность. У детей постепенно начинает складываться осознанное представление о себе самих, о том кто они и какие они. Для всех исследователей, изучавших кризис 3-х лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, негативизмом, протестом против близких взрослых, строптивостью, стремлением к деспотическому управлению окружающими. Новообразованием кризиса 3-х лет называется также возникновение системы Я, проявление «личного действия» и чувства «Я сам».

Дошкольное детство представляется подходящим временем с целью формирования креативных способностей, благодаря тому что, что в данном периоде ребята весьма любознательны, у них есть большое стремление постигать находящуюся вокруг вселенную. И отец с матерью, подбадривая любознательность, сообщая ребятам знания, привлекая их в разные типы деятельности, содействуют расширению детского опыта. А увеличение опыта и знаний — необходимая предпосылка с целью предстоящей созидательной работы. Помимо этого, мышление дошкольников более открыто, нежели понимание наиболее старших ребят. Оно пока не задавлено догмами и стандартами, оно наиболее самостоятельно. А данное свойство нужно всякими способами совершенствовать [33].

В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно нахо-дится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и услож-няющаяся деятельность ребенка.

В этом возрасте возникает первый схематичный абрис цельного дет-ского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрастескладывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, результат деятель-ности людей. Также в этом возрастевозникают первичные этические инстан-ции: «Что такое хорошо и что такое плохо?»Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим». В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и вы-сказанным обещанием самого ребенка (принцип данного слова») благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [62].

Игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов

Игра – деятельность, в которой воображаемый план позволяет ребенку познавать социальный мир. Здесь познание имеет особое значение, так как оно позволяет содержательно и интересно приобщаться к жизни и деятельности взрослых. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Этот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоцио-нальные потребности, складывается характер, проектируется человеческая личность.

В период дошкольного детства ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Интерес к игре сверстника приводит к попыт-кам установить определенные отношения. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. А в совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого [57].

Таким образом, необходимо отметить, что основные новообразования дошкольного возраста:

— формирование основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосред-ственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувст-ва;

— расширение сфер деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

— в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. До-школьник овладевает родным языком.

Источник