Х когут развитие самости self ребенка

1. Казахский Национальный Медицинский Университет им С.Д.Асфендиярова

2. Самость

(нем. Selbst — «сам», собственная личность) — архетип,
являющийся глубинным центром и выражением психологической
целостности отдельного индивида. Выступает как принцип
объединения сознательной и бессознательной частей психики и,
одновременно с этим, обеспечивает вычленение индивида из
окружающего его мира.

3. Теория Х.Когута

Свою теорию развития Когут назвал психологией самости
(self psychology), определяя самость как часть личности,
которая
является
связующей
в
пространстве,
протяженной во времени, центром инициативы и
получателем впечатлений. Эта самость выстроена из
“структур”, которые проистекают из преобразующей
интернализации.
Когут утверждал, что развитие и становление самости
является процессом всей жизни и на всем ее протяжении
личность испытывает постоянную потребность в людях
(он называет этих людей объектами самости — selfobjects),
которые
предоставляют
переживания
зеркализации,
служат
идеализированным
образом,
удовлетворяют
потребности
альтер-эго
в
сопричастности.

4. Теория Х.Когута

По
мнению Когута, существуют три сильные
потребности, которые должны быть удовлетворены,
если самость стремится к полному развитию:
потребность в “отражении”
потребность идеализировать
потребность быть похожим на других

5.

Первыми возникают потребности, которые Когут назвал
грандиозно-эксгибиционистскими.
Детям
необходимо,
чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они
особенные, замечательные и желанные, какое это
удовольствие видеть их рядом. Родительскому посланию
восхищения своим ребенком Когут дал название отражения
или зеркализации (mirroring).
Но родитель не может постоянно быть безупречным
“зеркалом”, не сможет постоянно обеспечивать адекватное
отражение. В таком случае, дети, имевшие богатый опыт
удачной зеркализации, могут привлечь воспоминания об
этом и таким образом создать возможность какое-то
время обходиться без “зеркала”, по крайней мере, хотя бы
однажды. А когда такое случается, они начинают
понимать, что могут быть и своим собственным
“зеркалом”. Когут назвал такое состояние “преобразующей
интернализацией”, с помощью которой, как он думал, дети
используют
случаи
неудачного
отражения,
чтобы
присвоить отражающую функцию себе, и как результат
изменяют нечто важное в своей самости.

6.

7.

Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты
вопросами своей собственной самооценки, то грандиозноэксгибиционистские
потребности
фрустрируются
травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с
ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды
на их удовлетворение когда-либо.
Психоаналитическая теория указывает на одну из издержек
подавления важной потребности, а именно на то, что эта
потребность не интегрируется в развивающуюся личность.
Потребность отделяется от эго, а поскольку эго является той
частью личности, которая инструментирует интеграцию и
подготавливает взросление, потребность остается в своей
примитивной
форме.
Такова
судьба
грандиозноэксгибиционистских потребностей, если они остаются
неудовлетворенными. В таком случае человек, вероятно, будет
страдать от неуверенности и чувства неполноценности,
перемежающихся порой волнами нереалистичной грандиозности
и, в некоторых случаях, неадаптивного хвастовства, когда
мощные потребности в зеркализации на какой-то момент
прорываются сквозь барьер подавления и тщетно пытаются
получить хотя бы крохи удовлетворения. Таким образом,
необходимая структура самости задерживается в развитии.

8.

Второй
сильной потребностью развивающейся
самости является необходимость в том, что Когут
назвал идеализированным родительским образом
(imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один
из родителей является сильным и умным.
Как и в случае родительской зеркализации, не бывает
всемогущего родителя, и этот факт становится
понятен
даже
маленьким
детям.
Ребенок,
неоднократно имевший возможность идентификации
с силой и умом, в случае родительской неудачи,
способен обнаружить свои собственные силу и ум.
Таким образом, шаг за шагом, через процесс
преобразующей интернализации, ребенок приходит к
чувству уверенности в своем состоянии справиться с
трудностями внешнего мира и с неизбежными
внутренними конфликтами и напряжением. Эта
уверенность является ключевой частью самости.

9.

10.

По мере того как эта часть самости растет и созревает от
детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно
необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем
идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Вовторых, она тренирует контроль над побуждениями и
импульсами, давая возможность использовать их, не
опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к
самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут
считает,
что
“высшие”
аспекты
личности—юмор,
эмпатия,творчество и мудрость— исходят из успешного
внутреннего переживания идеализации родительского образа
(imago).
Опасность наступает в случае, если ребенок не может
идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда
родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания
друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы
настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно
ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В
таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать
эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей,
которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни
способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто
от нихсамих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство
неудовлетворенной потребности в идеализации родительского
образа.

11.

Третью потребность развивающейся самости Когут
назвал “схожестью” или “двойничеством” (twinship),
или потребностью в альтер-эго. Он считал, что
детям необходимо знать о своей “похожести” на мир,
в котором они родились, о своем малом от него
“отличии”. Если эта потребность удовлетворяется,
то у взрослой личности развивается чувство
социальной принадлежности, своего общественного
статуса. Если такое удовлетворение осуществляется
неадекватно, то дети подвергаются опасности
переживаний, в которых они чувствуют в ряде
основных отношений свою непохожесть на других
людей,— свою некую “странность” и “негодность” ”.

12.

Если
эти три потребности удовлетворены
адекватным образом, ребенок развивает здоровую
самость, влекущую за собой высокую самооценку,
отлаженное руководство системой идеалов и
ценностей и уверенность в развитии собственных
способностей.
Если
эти
потребности
удовлетворены недостаточно, то самость
окажется с изъянами, которые станут
препятствовать
здоровому
развитию
и
создавать жизненные проблемы большей или
меньшей сложности. Когут назвал эти проблемы
расстройствами самости (self-disorders).

13. Список литературы

Кан Майкл МЕЖДУ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ И
КЛИЕНТОМНОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Б.С.К Санкт-Петербург 1997

Источник

Фрейд учил, что новорожденный младенец воспринимает мир как неотделимый от него самого. Младенец не может сказать о том, что он обособлен от личности, которая заботится о нем и кормит его; вся его психическая энергия — желания и фрустрации — направлены на недифференцированную самость. Фрейд назвал это стадией первичного нарциссизма. Нарцисс, если вы помните, был прекрасным греческим юношей, который проводил все время, любуясь своим отражением в воде. Таким образом, само слово “нарциссический” употребляется для описания направленной на себя энергии.

По мере того, как ребенок подрастает и начинает понимать, что вокруг существуют другие люди, некоторая часть имеющейся в его распоряжении энергии направляется на этих людей, в первую очередь на тех, кто заботился о нем с самого начала. Постепенно, с созреванием ребенка, все большее количество имеющейся психической энергии направляется во внешний мир и все меньше — на себя. В терминах Фрейда, ребенок вырастает из состояния нарциссизма в состояние объектной связанности. Чем более полно произошло это перемещение, тем более здоровой оказывается личность. В зрелом взрослом человеке остается, таким образом, сравнительно малое количество связанной с самостью энергии.

Постепенно Когут подошел к вопросу — является ли такой подход наиболее успешным в плане понимания созревания как такового. Он предположил, что существуют две параллельные линии развития вместо одной, определенной Фрейдом. Одна из этих линий — та, которую описал Фрейд: возрастающая дифференциация и зрелая способность к объектной связанности (object relatedness). Другая линия — развитие самости, которая у здорового индивида длится всю жизнь.

Теория развития психологии самости

По мнению Когута, существуют три сильные потребности, которые должны быть удовлетворены, если самость стремится к полному развитию: потребность в “отражении” (быть отраженным в другом человеке), потребность идеализировать и потребность быть похожим на других.

Потребность быть “отраженным”. Первыми возникают потребности, которые Когут назвал грандиозно-эксгибиционистскими. Детям необходимо, чтобы один из родителей или оба показывали им, какие они особенные, замечательные и желанные, какое это удовольствие видеть их рядом. Когут говорил, что все это узнается не по словам родителей, а скорее из наиболее тонких намеков: жестов, выражения лица, интонации голоса. Такое сообщение может быть представлено в различных степенях. Родительскому посланию восхищения своим ребенком Когут дал название отражения или зеркализации (mirroring). Ребенок ждет ответа родителя на вопрос: “Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду расскажи, кто на свете всех милее?” Если через какое-то время “зеркальце” отвечает: “Ты, конечно, мое восхитительное дитя”,— то грандиозно-эксгибиционистские потребности удовлетворяются.

Но родитель не может постоянно быть безупречным “зеркалом”, и, как говорит Когут, это хорошо для ребенка. Неизбежно, родитель не сможет постоянно обеспечивать адекватное отражение. Если подобное происходит не так часто и не слишком травматично, то это сулит

—79—

ребенку благоприятные возможности. Дети, имевшие богатый опыт удачной зеркализации, могут привлечь воспоминания об этом и таким образом создать возможность какое-то время обходиться без “зеркала”, по крайней мере, хотя бы однажды. А когда такое случается, они начинают понимать, что могут быть и своим собственным “зеркалом”. Когут назвал такое состояние “преобразующей интернализацией”, с помощью которой, как он думал, дети используют случаи неудачного отражения, чтобы присвоить отражающую функцию себе, и как результат изменяют нечто важное в своей самости. Постепенно, с течением времени, по мере того как ребенок растет и развивается, эти преобразующие интернализации суммируются в один главный аспект сильной и связующей самости. Когда это происходит, грандиозно-эксгибиционистские потребности перестают быть примитивными. Хорошо зеркализировавшиеся дети не спрашивают и не заботятся больше о том, являются ли они самыми замечательными в мире. Они знают, что их принимают, любят, что они привлекательны. Такие дети твердо усвоили подобную установку независимо от того, какие сообщения они могут получить из внешнего мира. Это значит, что их самоуважение укоренилось прочно, скорее всего, навсегда.

Если же родители слишком обеспокоены или чересчур заняты вопросами своей собственной самооценки, то несмотря ни на что ребенок никогда не получит достаточно ранних позитивных сообщений. Грандиозно-эксгибиционистские потребности фрустрируются травматическим образом, а затем подавляются, поскольку с ними слишком больно сталкиваться, когда нет никакой надежды на их удовлетворение когда-либо.

Психоаналитическая теория указывает на одну из издержек подавления важной потребности, а именно на то, что эта потребность не интегрируется в развивающуюся личность. Потребность отделяется от эго, а поскольку эго является той частью личности, которая инструментирует интеграцию и подготавливает взросление, потребность остается в своей примитивной форме. Такова судьба грандиозно-эксгибиционистских потребностей, если они остаются неудовлетворенными. В таком случае человек, вероятно, будет страдать от неуверенности и чувства неполноценности, перемежающихся порой волнами нереалистичной грандиозности и, в некоторых случаях, неадаптивного хвастовства, когда мощные потребности в зеркализации на какой-то момент прорываются сквозь барьер подавления и тщетно пытаются получить хотя бы крохи удовлетворения. Таким образом, необходимая структура самости задерживается в развитии.

Потребность в идеализации. Второй сильной потребностью развивающейся самости является необходимость в том, что Когут назвал идеализированным родительским образом (imago). Для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является сильным и умным. Если эта потребность удовлетворяется, ребенок может рассчитывать на помощь этой цельной, умной и способной личности в общении с внешним миром, слишком сложном для маленького человечка, и с событиями внутренней жизни, слишком хаотичными и пугающими для незрелого эго.

Как и в случае родительской зеркализации, здесь так же неизбежны неудачи и промахи. Не бывает всеведущего или всемогущего родителя, и, время от времени, сей факт становится понятен даже маленьким детям. Ребенок, неоднократно имевший возможность идентификации с силой и умом, в случае родительской неудачи, способен обнаружить свои собственные силу и ум. Таким образом, шаг за шагом, через процесс преобразующей интернализации, ребенок приходит к чувству уверенности в своем состоянии справиться с трудностями внешнего мира и с неизбежными внутренними конфликтами и напряжением. Эта уверенность является ключевой частью самости.

По мере того как эта часть самости растет и созревает от детства к взрослости и дальше, развиваются совершенно необходимые способности. Во-первых, она является хранилищем идеалов, которыми человек руководствуется в жизни. Во-вторых, она тренирует контроль над побуждениями и импульсами, давая возможность использовать их, не опустошаться ими. В-третьих, развивается способность к самоуспокоению в ситуациях стресса и боли. И, наконец, Когут считает, что “высшие” аспекты личности—юмор, эмпатия творчество и мудрость— исходят из успешного внутреннего переживания идеализации родительского образа (imago).

Опасность наступает в случае, если ребенок не может идеализировать ни одного из родителей. Это происходит, когда родители замкнуты в стереотипе уничижения и опорочивания друг друга перед ребенком или когда их поведенческие проблемы настолько серьезны, что для ребенка становится болезненно ясной их неспособность быть кандидатами для идеализации. В таком варианте у ребенка просто нет возможности развивать эту часть самости. Согласно Когуту, когда мы встречаем людей, которые выглядят не имеющими ни радости в жизни, ни способности к вдохновению, жизненное начало которых скрыто от них

—81—

самих, мы, вполне возможно, наблюдаем свидетельство неудовлетворенной потребности в идеализации родительского образа.

Потребность быть похожим на других. Третью потребность развивающейся самости Когут назвал “схожестью” или “двойничеством” (twinship), или потребностью в альтер-эго. Он считал, что детям необходимо знать о своей “похожести” на мир, в котором они родились, о своем малом от него “отличии”. Если эта потребность удовлетворяется, то у взрослой личности развивается чувство социальной принадлежности, своего общественного статуса. Если такое удовлетворение осуществляется неадекватно, то дети подвергаются опасности переживаний, в которых они чувствуют в ряде основных отношений свою непохожесть на других людей,— свою некую “странность” и “негодность” ”.

Долгое время Когут считал, что самость состоит только из двух компонентов — грандиозно-эксгибиционистского и идеализации родительского образа. Потребность быть похожим на других он добавил позднее и писал о ней меньше. Достаточно отметить, что она является частью самости. Это поможет нам в понимании некоторых переносов.

Самость

Если эти три потребности удовлетворены адекватным образом, ребенок развивает здоровую самость, влекущую за собой высокую самооценку, отлаженное руководство системой идеалов и ценностей и уверенность в развитии собственных способностей. Если эти потребности удовлетворены недостаточно, то самость окажется с изъянами, которые станут препятствовать здоровому развитию и создавать жизненные проблемы большей или меньшей сложности. Когут назвал эти проблемы расстройствами самости (self-disorders). (Интересно отметить утверждение Когута, считавшего, что если родители успешно удовлетворяют потребность ребенка хотя бы в одной из трех областей — зеркализации, идеализации или альтер-эго, то у ребенка не разовьется серьезного расстройства самости. Ребенок выстроит то, что Когут назвал компенсатор-ными структурами в сфере потребности, которая была удовлетворена успешно.).

В самом начале работы над психологией самости Когут считал, что нашел новый способ понимания одной диагностической группы, называемой нарциссическими расстройствами: он думал, что эти проблемы вытекают из недостаточно развитой самости, и только эти состояния именовал расстройствами самости. Но к концу своей жизни ученый и его коллеги пришли к убеждению, что лишь немногие из нас не имеют более или менее серьезных проблем с самостью, а среди ищущих психологической помощи таких людей еще меньше.

Свою теорию развития Когут назвал психологией самости (self psychology), определяя самость как часть личности, которая является связующей в пространстве, протяженной во времени, центром инициативы и получателем впечатлений. Эта самость выстроена из “структур”, которые проистекают из преобразующей интернализации.

Когут утверждал, что развитие и становление самости является процессом всей жизни и на всем ее протяжении личность испытывает постоянную потребность в людях (он называет этих людей объектами самости — self-objects), которые предоставляют переживания зеркализации, служат идеализированным образом, удовлетворяют потребности альтер-эго в сопричастности. Теория Когута — полезное напоминание тем из нас, кто уверовал (отчасти из чтения психологической литературы) в полную “самостоятельность” зрелых взрослых людей и пришел к выводу, что только слабым нужна помощь других людей.

Отношение к теории развития Фрейда

В очень упрощенной форме это и есть теория развития Когута. Прежде чем мы перейдем к его клинической теории, необходимо рассмотреть связь психологии самости Когута с теориями психосексуального развития и психопатологии Фрейда. В пределах этой книги невозможно описать последние в деталях, но так как мы работаем над интеграцией Когута, Роджерса и Гилла и так как теории развития и психопатологии Гилла тесно приближаются к фрейдовским, то правомерен вопрос, является ли концепция развития самости Когута дополняющей теории Фрейда или противопоставленной им.

На сегодня в американской психологии широко распространена популярная традиция, придерживающаяся того, что все теории объектных отношений, включая и теорию Когута, находятся в непримиримом противоречии с фрейдовскими теориями мотивации, развития и психопатологии. Вплоть до последних лет своей жизни Когут придерживался другого взгляда: он считал, что достраивает классическую психоаналитическую теорию, а не заменяет ее. Теория развития самости не

—83—

является заменой для теории психосексуального развития, она — только дополнение к ней.

Я думаю, полезно рассматривать теории Фрейда как освещение результатов внутри-психической истории (intrapsychic history), а теорию Когута (так же, как и других теоретиков объектных отношений) в качестве демонстрации результатов межличностной истории (interpersonal history). Каждая точка зрения вносит уникальный вклад в наше понимание клиента и способствует представлению о том, какого мнения клиент о терапевте. Разыгрывая вновь и вновь эдипову драму, клиент видит в терапевте объект желания или страха. Или, обнаружив неудовлетворенное желание идеализированного родительского образа, он может увидеть в терапевте совершенного родителя. Бдительный терапевт будет готов распознать и то, и другое.

На самом деле психоаналитики свидетельствуют, что любой клиент, который продвинулся в терапии достаточно глубоко, вероятно, разыгрывает заново некоторые аспекты эдиповой драмы в переносе. Согласно психоаналитической теории развития, прохождение через эдипов комплекс является столь значимым и наполненным благими возможностями в случае серьезного вытесненного конфликта, что оно, возможно, играет ключевую роль в психической жизни любого клиента. Когут считал, что сами потребности в зеркализации, “схожести” или в нахождении идеализированной личности настолько повсеместны, что они, видимо, будут проявляться в переносе большинства клиентов. Таким образом, мне кажется, эти теории являются совместимыми, дающими нам возможность интегрировать взгляды Гилла и Когута в клинические отношения. Я убежден, что контуры этой интеграции прояснятся по мере дальнейшего изложения.

Ранее отмечалось, что Когута интересовали два вопроса: что именно клиент не получил от родителей и что терапевт может с этим сделать? Мельком мы коснулись его ответа на первый вопрос. Теперь займемся вторым.

Дата добавления: 2015-06-24; просмотров: 595; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11058 — | 7462 — или читать все…

Читайте также:

Источник