Группы причины нарушения в развитии ребенка
Понятие нарушения развития ребенка
В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.
Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.
Замечание 1
Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.
С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.
В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.
Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).
Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.
Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка
Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.
В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.
Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.
Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.
Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.
Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.
Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.
Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.
Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.
Замечание 2
Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.
Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:
- Наследственные заболевания
- Гормональные нарушения
- Психическая травма матери во время беременности
- Инфекционные заболевания
- Неправильное (недостаточное) питание
- Проблемы социального характера
- Негативное влияние окружающей среды
Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).
Диагностика нарушения развития ребенка
В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:
Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:
- трудности с концентрацией внимания;
- повторение одних и тех же действий.
Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.
Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.
Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.
В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:
- Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
- Дети с задержкой психического развития
- Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
- Дети с конфликтными переживаниями
- Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
- Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
- Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)
Источник
Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением:
— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;
— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;
— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;
— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;
— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;
2) различные наследственные заболевания:
— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;
— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;
— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;
— недостаток питания матери во время беременности;
— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);
— травмы;
2) в натальный период:
— родовые травмы;
— инфицирование плода;
— удушье плода;
3) в постнатальный период:
— различные инфекционные болезни;
— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;
— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.
Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:
— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
— токсикозы беременности;
— физические травмы, ушибы плода;
— психические травмы матери и т.д.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.
Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.
Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.
Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.
В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.
В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.
Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.
Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:
— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;
— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;
— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;
— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.
— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;
— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;
— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;
— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.
Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.
Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 18709; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9218 — | 7813 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:
1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);
2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
К эндогенным причинам относят следующие причины:
1) заболевания, связанные численностью и структурой
хромосом, их изменением:
а) транслокация — перенос участка или всей хромосо
мы на другую, не гомологичную ей хромосому от
другой пары;
б) полиплоидия — увеличение хромосомного набора в
несколько раз;
в) дупликация — удвоение отдельных участков хромо
сомы;
г) моносамия — уменьшение хромосом в паре на одну;
д) инверсия — уменьшение расположения участков хро
мосомы и т. д.;
2) различные наследственные заболевания:
а) миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной
ткани, что приводит к мышечной слабости;
б) аплазия — недоразвитие внутреннего уха, вследствие
чего ребенок остается глухим;
в) микрофтальм — структурное изменение глаза, при
водящее к понижению остроты зрения и т. п.
Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие де-
формированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40-50 лет. Излечению больные не подлежат.
К экзогенным причинам относят следующие причины:
1) в пренатальный период:
а) хронические заболевания, инфекционные болезни,
отравления матери;
б) недостаток питания матери во время беременности;
в) резус-конфликт родителей (у родителей разные ре
зус-факторы крови);
г) травмы и т. п.;
2) в натальный период:
родовые травмы; инфицирование плода; удушье плода;
3) в постнатальный период:
а) различные инфекционные болезни;
б) черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т. п.;
в) отравления (алкогольные, наркотические, никоти
новые, от таблеток).
При нарушениях психцческого характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни. Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются: сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери; токсикозы беременности; физические травмы, ушибы плода; психические травмы матери и т. д. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.
Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: по-I беги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т. д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической 1 работы.
.
Источник