Групповые занятия направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка

Екатерина Преснякова
Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. Занятия второго раздела служат для углубления и закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях.

I раздел

Цель занятий 1 раздела:

• познакомить детей с эмоциями: радостью, грустью, гневом, страхом;

• формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей;

развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

• способствовать снижению психологического напряжения.

Занятие 1. Радость.

1. Прослушивание музыкального произведения «Танец маленьких утят»

Вопросы к детям:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Какая музыка: быстрая или медленная?

Музыка грустная или веселая?

Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального произведения

Детям предлагается потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость.

4. Рисование на тему «Радость»

Предложить детям дорисовать мордочку ежика. Педагог предлагает краски и акцентирует внимание детей на том, что у ежика чего-то не хватает. Дети приходят к выводу о том, что ежику нужно дорисовать ротик и иголки. Малыши рисуют пальчиками. Совместно с педагогом дети обсуждают, краски какого цвета им понадобятся для творчества и придумывают названия рисунков.

5. Движения под рифмованное четверостишие «Улыбнемся»

Ножками мы топаем,

Ручками мы хлопаем,

А теперь мы повернемся,

И друг другу улыбнемся!

5. Проигрывание этюда «Котята и мама-кошка»

Педагог: «Сядем на ковер и представим, что мы – котята. Котята маленькие, пушистые, ласковые. Котята проснулись, потянулись плавно и нежно. Пришла хозяйка и налила котятам молоко. Покажите, как котята пьют молоко (лакают воображаемое молоко из чашки). Сытые и довольные котята легли на ковер».

6. Хоровод

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать.» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Занятие 2. Грусть

1. Прослушивание музыкальной композиции «Колыбельная» Ф. Мендельсона

Вопросы к детям:

Какая музыка: быстрая или медленная?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается охарактеризовать музыкальное произведение.

2.Беседа по сказке: «Заюшкина избушка»

Предлагается вспомнить:

Какому герою сказки было грустно? Почему ему было грустно?

Почему ему было грустно?

Как вы поняли, что зайчику было грустно?

3. Выполнение движений под рифмованный стих «Зайка»

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так!

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок!

Надо зайке поскакать.

Детям предлагается охарактеризовать настроение зайчика, в тот момент, когда он замерз – изобразить эмоцию грусти.

3. Игра с пиктограммами эмоций и цветными карточками.

Педагог показывает детям пиктограммы «Радостный грибочек», «Грустный грибочек» и предлагает внимательно рассмотреть брови, глаза, рот грибочка. Дети выбирают цветную карточку.

Детям предлагается найти из предложенных цветных карточек ту, которая соответствует настроению грибочка. Педагог поясняет – если настроение радостное – карточка яркого цвета (оранжевого, желтого, зеленого, если настроение героя грустное – карточка темного цвета (коричневого, черного, серого).

3. Прослушивание песни Козы из сказки «Волк и семеро козлят»

Прослушать песню, в которой Коза рассказывает, как переживает потерю козлят. Совместно с педагогом дети приходят к выводу, что у козы грустное настроение.

4. Рисование «Хвост петушка»

Педагог обращает внимание детей на картинку «Петушок».Педагог задает детям вопросы:

— Какое настроение у петушка?

— Как вы думаете, почему у петушка грустное настроение?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок дорисовать хвост петушку, чтобы настроение петушка стало радостным.

5. Выполнение упражнения «Снеговик»

Педагог: «Встаньте в круг.Мы превратимся с вами в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены, все мышцы напряжены. Снеговик улыбается, потому что ему хорошо, снеговик радостный. Но вот снеговик почувствовал, что солнышко стало светить ярче, на улице потеплело. Под теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять. Снеговику стало грустно. Он опустил голову, постепенно его мышцы расслабляются. Снеговик бессильно опускает голову, затем кисти рук, опускает руки. Снеговик сгибается пополам, опускается на корточки, падает на пол. Снеговик полностью расслабляется».

Занятие 3. Гнев

1. Чтение отрывков из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

Почему рассердились Мойдодыр и Крокодил?

Как сердится Мойдодыр?

Как сердится Крокодил?

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены сердитые Мойдодыр и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как они пришли к выводу о том, что Мойдодыр и Крокодил находятся в состоянии гнева.

2. Драматизация отрывка из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»

Педагог предлагает вниманию детей иллюстрации с изображением медведей из сказки «Три медведя». Во время просмотра иллюстраций педагог зачитывает отрывки из произведения – слова героев (медведей) в эпизоде, где медведи пришли из леса домой.

Дети совместно с педагогом разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Педагог обращает внимание детей на то, как с помощью мимики и движений тела выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.

3. Выполнение упражнения «Могучий тигр»

Педагог: «Встанем на колени на пол и положим руки на ноги.Вы можете превратиться в сильных тигров: крепкие когти, могучая голова, большие лапы. Широко откройте тигриные глаза, высуньте тигриный язык. Очень большой и грозный вид! Вы сердиты теперь. Покажите, как сердится тигр. А теперь порычим, как рычит тигр! Рычите на меня страшным рыком. Теперь порычите на других «тигров». Потрясите головой, оближите губы, как это делает тигр. Тигр большой, смелый, сильный. Мы такие же смелые, сильные, крепкие, как тигры!».

4. Рисование гнева

Предложить детям цветовым пятном пальчиками изобразить свой гнев.

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

5. Игра «Елочки»

Педагог предлагает детям встать в круг и представить, что они – маленькие елочки,

Педагог: «Вы маленькие елочки. Елочки сердиты, выставили свои иголочки, им холодно. Изобразите эмоцию гнева. Я – снежинка. Когда я буду дотрагиваться до вас мягким кусочком ваты – вы будете менять свое настроение на радостное, потому что елочки любят снег». Педагог дотрагивается кусочком ваты (или мягкой тканью или перышком) до различных частей лица или тела детей.

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на носик!

Веселая пушинка

Летала, летала

И села деткам на щечки!

Занятие 4. Страх

1. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

2. Упражнение «Найди пиктограмму»

Педагог заранее раскладывает кубики эмоций – пиктограммы, предлагает детям выбрать пиктограмму страха.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Пальчиковая гимнастика «Туки-туки, мишка»

Туки-туки, мишка

В свой бежит домишко, (стучим кулачками по коленкам)

Забегает во двор

И калитку на запор. (из пальцев рук делаем «замок»)

Туки-туки, мишка,

В свой бежит домишко, (стучим кулачками по коленкам)

На лугу бычок бодался, (показываем «рога»)

Мишка очень испугался! (делаем большие выпученные глаза, показывая мимикой лица эмоцию страха, обхватываем себя руками)

Обсуждение с детьми чувства, которое испытывал мишка. Педагог делает акцент на выражении эмоции детьми, закрепляет понятие эмоции страха.

4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха)

Вопросы к детям:

— Кто из поросят испугался волка?

– Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рассмотреть иллюстрации с изображением поросят, обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

5. Игровое упражнение «Пальчики прячутся»

Педагог: «Сядьте на пол в круг, протяните руки вперед и пошевелите пальчиками, как сороконожка. Быстро поработайте пальцами в воздухе, в одну сторону, в другую сторону. Теперь спрячем пальчики в кулачках, чтобы никто их не увидел. Теперь покажите всем свои пальчики, помашите друг другу обеими руками. Теперь положите руки на колени, пусть они отдохнут».

6. Рисование «Яркая рыбка»

Педагог обращает внимание детей на картинку: «Посмотрите, мама-рыбка не видит свою маленькую дочку, потому что она за водорослями. Маленькая рыбка тоже ищет маму, не может ее найти.Педагог задает вопросы:

— Как вы думаете, какие чувства испытывает маленькая рыбка?

— Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мама-рыбка и маленькая рыбка нашли друг друга?

Предлагается пальчиками с помощью ярких красок раскрасить маленькую рыбку.

II раздел

Цель занятий II раздела:

• продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, гнева, страха;

• закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

• расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;

развивать воображение.

Занятие 1. Радость и грусть

1. Знакомство с гномами

К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный. Другой гном – грустный. Когда заходит в группу радостный гном – звучит веселая музыка. Когда в группу заходит грустный гном – звучит грустная музыка.

Гномы знакомятся с детьми.Вопросы к детям:

Чем похожи гномы?

Чем отличаются?

Как вы думаете, что могло огорчить Кирюшу?

Что могло обрадовать Антошу?

2. Литературные загадки. Игра с цветными карточками.

Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Каждая команда старается выбрать и поднять карточку нужного цвета.

Отрывки из сказок:

«Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца»! – «Не пей, братец, козленочком станешь»! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок – и плачет, а козленочек возле нее скачет. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Кто сидел на моем стуле!» – громко зарычал Михайло Потапыч. «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» — не так громко зарычала Настасья Петровна. «Кто сидел на моем стульчике и сломал его?» — запищал Мишутка. (Русская народная сказка «Три медведя»).

Идет зайчик по тропинке и плачет. Навстречу ему Медведь. «Зайчик, почему ты плачешь?»… (Сказка «Заюшкина избушка»).

«Где же вы, мои козлятушки, где же вы, мои ребятушки?. И зачем же вы злому волку отпиралися…». Залилась Коза горькими слезами.

Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Открыл дедушка короб, а там Машенька живехонька и радехонька. Стали бабушка с дедушкой Машеньку обнимать, умницей называть. (Русская народная сказка «Маша и медведь»).

Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает карточки и не ошибается.

3. Выполнение движений под рифмованное стихотворение «Ножки»

Педагог предлагает детям потанцевать и пригласить в круг гномов.

Застучали ножки по ровненькой дорожке, (топаем ногами)

Застучали много раз,

Будет весело у нас, (хлопаем в ладоши)

Кулачком сильнее бей, (кулачком стучим по ладошке)

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком! (кружимся)

4. Рисование «Радуга»

Предложить детям пальчиками с помощью цветных красок нарисовать для Кирюши и Антоши радугу.

Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.

5. Хороводная игра «Колпачок»

Дети вместе с гномами встают в круг и выбирают Колпачка. Колпачок встает в середину круга и танцует.Дети тоже танцуют и поют:

Колпачок, Колпачок, красные сапожки,

Колпачок, Колпачок, тоненькие ножки,

Мы тебя поставили,

Танцевать заставили,

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Колпачок выбирает кого-либо из круга и поет:

Я люблю, конечно, всех, а (имя ребенка) больше всех!

Колпачок обнимает ребенка, которого выбрал, становится на его место в круг. Дети меняются местами. Игра продолжается.

Занятие 2. Радость и гнев

1. Драматизация потешки «Мишка косолапый»

Вопросы:

Почему мишка рассердился?

Что сделал мишка, когда на него упала шишка?

2. Выполнение упражнения «Зоопарк»

Педагог: «Устроим в нашей комнате зоопарк! Сейчас мы с вами превратимся в различных зверей и птиц, покажем, как они двигаются, кричат. Мы с вами – обезьяны. Расставьте ноги шире, свободно опустите руки вниз, покачайте ими в разные стороны. Обезьяны прыгают, стучат себя лапами по грудной клетке. Повторите эти движения пару раз. Свободнее машите руками, как это делают обезьяны, прыгайте. Обезьяны нашли бананы, сорвали их, скушали. Покажите радостных обезьян. А теперь мы с вами – сердитые львы. Покажите гневных львов. Они рычат и пугают всех. Теперь превратитесь в жирафов. Станьте, широко расставив ноги, вытяните шею. Вытяните шею вперед, в одну сторону, теперь в другую сторону. Жирафы спокойны и радостны».

3. Рисование «Солнышко»

Предложить детям нарисовать пальчиками солнышко.

Педагог: «Нарисуйте солнышко таким, какое у вас настроение».

Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую гамму, отметить схожесть и отличия в изображениях солнышка детьми.

4. Игра «Медведи и пчелы»

Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи.

Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их.

Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев.

5. Музыкальный хоровод

Детям предлагается встать в круг и всем вместе порадоваться, потанцевать под песню «Буратино».

Занятие 3. Радость, грусть, страх

1. Изображение эмоций. Литературные отрывки

Предложить детям прослушать отрывки из произведений К. И. Чуковского.

Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице.

Отрывки из произведений:

И прибежала зайчиха И закричала: «Аи-Аи! Мой зайчик попал под трамвай. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!»

— А от бешеной мочалки я помчался как от палки, а она за мной. За мной. По Садовой, по Сенной.

Крокодилы в крапиву забилися, И в канаве слоны схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат, Только и видно, Как уши дрожат.

И доктор пришил ему ножки, И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать.И смеется она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»

— Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, и поила я вас, не покиньте меня в мой последний час!

-Эй, Сороконожки, бегите по дорожке! Зовите музыкантов, будем танцевать!

Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты. Грязнуля, Мойдодыру угодил!

Вопросы:

Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?

Какие чувства вам было легко передать, а какие – трудно?

Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения.

2. Игровое задание «Зверята в поезде»

Детям предлагаются картинки с изображениями радостных, испуганных и грустных зверюшек. Рядом с персонажами поезд с окошечками.Окошечки в поезде разных цветов: оранжевого, коричневого, черного, желтого. Детям предлагается разместить зверят в поезде в соответствии с их настроением.

Вопросы:

С кем из зверят вам хочется поиграть?

Кто из зверят испуган?

Как мы можем успокоить его?

Кто из зверят грустный?

Как вы думаете, чем его можно развеселить?

3. Музыкальная игра «Жили у бабуси два веселых гуся»

Под русскую народную мелодию дети имитируют движения гусей.

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один серый, другой белый, два веселых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один серый, другой белый спрятались в канавке!

«Ой», — кричит бабуся, «Ой, пропали гуси,

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси»!

Выходили гуси, кланялись бабусе,

Один серый, другой белый, кланялись бабусе!

4. Рассказы детей

Педагог предлагает детям рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни.

5. Чтение стихотворения «Маленький ежик»

Педагог предлагает вниманию детей игрушку – ежика, читает стихотворение.

Маленький ежик,

Четверо ножек,

На спине листок несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине яблочко несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине яблочко несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

Педагог задает детям вопросы:

-Как вы думаете, какие чувства испытывает ежик?

-Кто может испугать ежика в лесу?

6. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (А. Линдгрен)

Вопросы после просмотра:

Когда Малыш огорчался?

В каком эпизоде мультфильма Малыш радовался?

Чего испугались грабители?

Источник

Вероника Балашова
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства»

«Эмоции и чувства«

Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах

Образовательные задачи:

познакомить детей с миром эмоций и чувств;

познакомить детей с отличительными особенностями эмоций

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя

различные выразительные средства (мимика, жесты, цвета).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать словарный запас детей;

развивать высшие психические функции детей (внимание, мышление);

развивать общую и мелкую моторику;

развивать правильное речевое дыхание;

развивать мимические движения;

развивать выразительность речи.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к достижению результата в выполняемой работе;

формировать групповую сплоченность.

Оборудование: карточки с изображением эмоциональных состояний (злость, радость, удивление, страх, грусть); картинка (Красная Шапочка); картонные заготовки (дорога, круги, домики); ткань; разрезная картинка (удивление).

Лексико-грамматический материал: стихотворение («Чувства»); загадка («Красная Шапочка»); физкультминутка («Отдых»); релаксация («Лентяи»).

Музыкальный материал: спокойная музыка; М. Меерович «Песенка про Африку»; И. Кореневская «Осенью».

Ход занятия

A. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие ко мне не вернется по кругу, но уже слева. (Проводится игра «Приветствие»).

B. Основной этап

1. Введение в тему занятия

Ребята, вы любите путешествовать? (да). Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну Сказочную страну. А в какую страну, вы узнаете чуть-чуть попозже. Но чтобы мы не сбились с пути и познакомились со всеми красотами и со всеми жителями этой страны, нас будет сопровождать один сказочный герой. Угадайте, кто он?

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил (Красная Шапочка).

Правильно, это Красная Шапочка. (Показывается картинка с изображение Красной Шапочки). Сегодня она будет нашей проводницей в Сказочную страну. А теперь самое время узнать, по какой же Сказочной стране мы с вами будем путешествовать на занятии.

2. Сообщение темы занятия

Послушайте внимательно стихотворение:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех

Нас настроение.

Кто веселится!

Кто грустит?

Кто испугался!

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

О чем говорится в этом стихотворении? (об эмоциях, о настроении). Про какие эмоции говориться в стихотворении? Давайте, мы их назовем (веселье, грусть, испуг, сердитость). Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, в какую страну мы отправимся вместе с Красной Шапочкой? (мы отправимся в страну «Эмоций»). Правильно, ребята.

3. Актуализация знаний по теме занятия

Ребята, а вы знаете, что же такое эмоции? (ответы детей). Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Но прежде чем отправиться в путешествие, Красная Шапочка предлагает нам набраться сил и поиграть в одну очень увлекательную игру, которая называется «Раз, два, три, настроение, замри».

4. Игра «Раз, два, три, настроение, замри»

Сейчас я вам буду показывать картинки с изображениями различных эмоций человека (грусть, обида, радость, злость и т. д). А ваша задача изобразить на своем лице настроение, которое будет показано.Сделать это необходимо по команде: «Раз, два, три, настроение, замри». (Проводится игра «Раз, два, три, настроение замри»).

5. «Путешествие в Сказочную страну»

А теперь мы с вами можем отправимся в путешествие в Сказочную страну «Эмоций». Это удивительная страна. Там есть реки, горы, темные дремучие леса и залитые солнцем луга, есть топкие коварные болота. (Выгладывается три дороги из картонных заготовок). В эту страну ведут три дороги.Одна из них похожа на реку: тихая, спокойная, помогает быстро достичь страны, но самая длинная, но она не дает большой силы в Сказочной стране «Эмоций». (Выкладывается ткань, имитируя реку). Вторая дорога проходит через топкие болота. Она короче первой, но более сложная и опасная, она дает больше силы, чем первая дорога. (Выкладываются картонные круги, имитирующие кочки в болоте). Третья дорога самая короткая, но и самая опасная. По ней в Сказочную страну «Эмоций» отправляются самые смелые путешественники. Она дает больше всего сил в Сказочной стране. Давайте и мы выберем, по какой дороге в страну «Эмоций» отправиться каждый из нас. Мы с Красной шапочкой отправимся по третьей дороге. А вы? Выберите себе дорожку и пройдите по ней пальчиками. (Дети самостоятельно выбирают дорожку). Вот мы пришли в Сказочную страну «Эмоций». (Выкладываются домики). Красная Шапочка говорит, что жители Сказочной страны «Эмоций» любят общаться и играть с путешественниками, гостями своей страны. Давайте скорее с ними познакомимся. Веди Красная Шапочка нас к первому жителю. (Имитируется стук в дверь).

6. Радость

Здравствуйте, меня зовут Радость! (Показывается картинка с изображением радости). Я так люблю смеяться, веселиться, танцевать, слушать музыку… Когда я появляюсь, все вокруг расцветает, становится ярким, красочным, весенним. Воздух наполняется пением птиц, запахом цветов… Ребята, давайте проверим, правду ли нам рассказывает про себя Радость. Красная Шапочка приготовила для вас вот такую интересную игру. Она предлагает вам превратиться в обезьянок и потанцевать под музыку. (Провидится игра «Веселые обезьянки»под музыку: М. Меерович «Песенка про Африку»). Ребята, вам было весело? Значит, правду нам Радость рассказала про себя? Красная Шапочка, пойдем дальше, познакомь нас с другими жителями этой чудесной Сказочной страны. (Имитируется скук в дверь).

7. Грусть

Ох, ах, ох, ах… Меня зовут Грусть. (Показывается картинка с изображение грусти). Мой приход сопровождается дождиком, слякотью, лужами, ветром, который свищет по садам. Светлая, печальная, кружусь, скучаю, слезы роняю, о тоске напоминаю… Ребята, а у нас, наверно, тоже бывает грустное настроение. Расскажите. Сейчас мы будем передавать из рук в руки друг другу мяч, и рассказывать свои грустные истории. (Проводится игра «Грустная история»под музыку: И. Кореневская «Осенью»). Например, Красная Шапочка говорит, мне было грустно, когда заболела бабушка; мне грустно, когда я сижу дома одна… Молодцы, ребята. Давайте мы не будем грустить, а всегда будем радоваться. Итак, отправляемся дальше. Красная Шапочка, куда нам дальше идти?

8. Физкультминутка

А Красная Шапочка предлагает нам чуть-чуть отдохнуть. (Проводится физкультминутка «Отдых наш»).

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

9. Интерес

Молодцы, ребята. Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше. Так, а кто это тут ходит? Что это вы тут делаете?

Легкокрылый, вездесущий,

Слушаю, наблюдаю, познаю,

И к снежным вершинам,

И к тайным глубинам

Вас приведу.

Кто я? Догадались? Я Интерес. (Показывается картинка с изображение интереса). Мне все интересно, где бы я ни был, чтобы я ни делал. Вам интересно путешествовать по нашей Сказочной стране эмоций. И мне интересно на вас посмотреть, поиграть с вами. Мне все интересно. Ребята, поиграем вместе с Интересом? Красная Шапочка, во что же мы поиграем в этот раз? А поиграем мы в игру на внимание. Встаньте со своих мест. Сейчас я буду произносить слова «воздух», «земля», «огонь», «вода» в разном порядке. Как только я скажу слово «воздух», вы должны поднять руки вверх. Если услышите слово «земля», то опустите руки вниз. На слово «огонь» вращайте руками вперед-назад, на слово «вода» выставите руки вперед. Кто ошибется – садиться на стул. Выигрывает самый внимательный. (Проводится игра «Воздух, земля, огонь, вода»). Интересно вам было играть в эту игру? Хорошо, пора нам отправляться дальше. К кому же мы пойдем дальше, Красная Шапочка? Да, а куда вы пойдете, – воскликнул Интерес, – мне же тоже интересно.

10. Злость

Кто это тут ходит? Никто мне не нужен, уходите все. Так тебе и надо, всех побью, будете знать, как со мной спорить. Ой, ребята, кто это? Кто это тут злиться? Это же Злость. (Показывается картинка с изображение злости). Красная Шапочка, пойдем скорее дальше, пока Злость нас не испортила. Идем дальше. (Имитируется стук в дверь).

11. Удивление

Ой, это вы ко мне пришли. Я совсем не ожидала. И Красная Шапочка здесь? Добрый день, ребята, я Удивление. (Показывается картинка с изображение удивления). Вы, наверно, и поиграть со мной хотите? По этому случаю, я придумала игру. Но сначала, помогите мне, пожалуйста, собрать мой портрет из рассыпанных частей. (Проводится игра «Собери картинку»). А теперь представьте, что вы находитесь на улице, и там идет сильный дождь, и вдруг выглядывает солнышко. Покажите, как вы удивились тому, что неожиданно выглянуло солнце. (Дети показывают удивление на своем лице). Молодцы, ребята. Отправляемся дальше. Давайте, скорее, постучим в дверь и узнаем, кто же там живет. (Имитируется стук в дверь).

12. Страх

Кто там? Я боюсь открывать дверь, мне очень-очень страшно. Ребята, догадайтесь, кто живет в этом домике (страх). Правильно, это страх. (Показывается картинка с изображение страха). Страх открывай нам дверь, это Красная Шапочка пришла вместе с ребятами. Точно? Вы меня не обманываете? Ребята, вы меня извините, что я вам сказу не открыл. Порой я взрываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно взлететь – как гроза… От моего появления всем становится не по себе. На лбу может выступить пот, по спине ползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью…Отовсюду лезут разные звуки: [С], [Ш], [Х]. Слышны фразы «сейчас съем», «утащу к себе», «страшно». Ребята, а вам было когда-нибудь страшно? Красная Шапочка предлагает поиграть вместе со Страхом в игру «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь». Встаньте со своих мест, сделайте кружок. Сейчас вы будете ходить по кругу,и говорить такие слова: «А я страха не боюсь в кого хочешь превращусь». Как только я назову какого-либо страшного сказочного героя (например, Кощей, волк, Баба Яга, лев, Соловей разбойник, великан, вы должны быстро превратиться в него и замереть. А я потом выберу самого страшного героя, и он станет водящим. (Проводится игра «А я страха не боюсь, в кого хочешь превращусь»). А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

13. Выход из сказки

Вот Красная Шапочка и познакомила нас с некоторыми жителями Сказочной страны «Эмоций». Но еще далеко не со всеми. Наше путешествие подходит к концу. Жители страны прощаются с нами и приглашают еще раз в гости, познакомится с ними поближе, поиграть, повеселиться. Пойдем к ним еще раз в гости? На следующих занятиях мы продолжим путешествие по этой чудесной стране, и узнаем все тайны жителей Сказочной страны «Эмоций».

14. Релаксация

Сегодня все дети много занимались, играли и, наверное, устали. Красная Шапочка предлагает вам немного полениться. (Включается спокойная музыка). Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросите с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Один…два…три… Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

C. Заключительный этап

Вот и подошло наше занятие к концу. Красной Шапочке пора возвращаться в сказку, а вам в группу. Вы все большие молодцы, вы хорошо поработали. Скажите, что было интересным на занятии? Давайте подарим друг другу на прощание улыбку и скажем «До свидания, до скорой встречи».

Источник